|
Это русский стиль? http://www.sebfight.ru/book/part7.php?id=2&ik=27 На мой взгляд термин "русский стиль" мало о чем говорит. Если под ним понимать комплекс черт, характерных для русского боевого искусства, то воссоздать по ним конкретный, целостный образ некоего русского боевого единоборства вряд ли получится. Можно будет говорить лишь о русской манере вести поединок, основываясь на образах, вызванных восприятием данного явления. Но в таком случае термин "русский стиль" мало информативен.
Можно конечно говорить о русских стилях во множественном числе, понимая под этим весь комплекс русских боевых единоборств. Но, пожалуй, более грамотным будет использовать такие понятия как школы и системы русского рукопашного боя (РРБ), объединив их в ряд направлений. Подробно об этом рассказано в статье " Феномен русского рукопашного боя", которую можно найти в разделе "публикации" нашего сайта. Здесь же отметим, что СЭБ можно отнести к направлению перспективных разработок и исследований РРБ. ...
Идеология СЭБ
Основные направления идеологии Системы Эффективного Боя коротко можно охарактеризовать так. СЭБ - это:
путь познания + реальная самозащита.
Мы уже отмечали, что название Система Эффективного Боя подчёркивает нацеленность её приверженцев на поиск наиболее эффективных форм ведения поединка. Т.е. мы стремимся побеждать в первую очередь не за счёт всё лучшего освоения уже известной техники, а именно за счёт каких-то новых технических решений.
Как этого добиться? Очевидно, путь здесь может быть только один - через всё более глубокое познание законов, лежащих в основе действий бойца, законов, определяющих движение его тела и функционирование его психики. На этом пути сделано уже немало, взять хотя бы технику защиты от холодного оружия, которая значительно надёжнее известных её вариантов. Но это вовсе не означает, что раз система уже сложилась, то больше нечего делать.
Я категорически не согласен с теми, кто считает, что в боевых единоборствах всё, что можно, уже придумано, и для достижения успеха необходимо только упорно тренироваться и не ломать голову над поисками чего-то нового. Эта область принципиально ничем не отличается от других областей человеческой деятельности, и если бы подобная позиция имела место везде, то мы сейчас жили бы в каменном веке. Однако, к счастью, обязательно находятся люди, которые считают, что всегда можно сделать что-либо лучшее, чем то, что уже существует, и делают. Они - то и являются двигателем развития нашей цивилизации. Мы придерживаемся подобной позиции и полагаем, что как бы ни была совершенна техника бойца, её можно сделать ещё совершеннее, и над этим надо работать. Причём эта работа будет преимущественно интеллектуального плана, т. е., в конечном счёте, силу нужно искать в познании.
Конечно, прежде чем достичь уровня, который позволит продвигать вперёд саму систему, необходимо многому научиться. Но процесс обучения мы стараемся строить так, чтобы с самого начала те, кто пришёл осваивать СЭБ, привыкали хорошо понимать суть происходящего на тренировках и мыслить творчески. Им придётся разобраться в принципах, лежащих в основе различных форм движения тела человека, научиться оперировать категориями физики и биомеханики. Придётся постоянно включать в активную работу не только мышцы, но также логическое и образное мышление.
А теперь зададимся вопросом: а против кого собственно направленна СЭБ?
Вопрос очень важный, игнорирование его в большинстве школ боевых единоборств привело к тому, что их защитная техника направлена на нейтрализацию атак, строящихся из элементов своего же арсенала атакующих приемов. В итоге получается, что каратисту сподручнее всего защищаться от каратиста, таэквондисту от таэквондиста, винчунисту от винчуниста, и так далее. В итоге, тому, кто изучал только один какой-то стиль, всегда будет трудно работать с представителями других стилей. Но, как оказывается, очень многих это устраивает, и, "шлифуя" свою любимую технику, они даже не задумываются над тем, что где-то рядом другие делают что-то другое, и это "другое", может быть гораздо лучшим.
В рассмотренном аспекте направленность СЭБ иная. Хотя, конечно, здесь есть свой арсенал атакующих и защитных действий, которые необходимо освоить и применять в бою, этим дело не ограничивается. Предполагается, что необходимо постоянно знакомиться с техникой других стилей, моделировать характерные для них атакующие действия, учиться защищаться от них, ну и, конечно, не бояться обмена практическим опытом. Таким образом, в конечном счете, СЭБ направлена не на борьбу с бойцом, выросшим в "собственных стенах", который использует определенный набор двигательных стереотипов, а с неким гипотетическим противником, который умеет "все", и умеет очень хорошо. Задача, конечно, сложная, но на мой взгляд интересная. И решать её успешно опять же поможет познание.
Таким образом, стержневым направлением идеологии СЭБ является нацеленность на то, чтобы как можно глубже разобраться в секретах единоборства, основываясь не на традициях какой-либо конкретной школы, а опираясь на научный подходЗдесь и познание биомеханических принципов движения тела человека, и познание закономерностей функционирования его психики, и изучение техники других систем боевых единоборств. Все это, естественно, расширяет сознание тех, кто занимается освоением СЭБ. Именно поэтому мы и называем СЭБ боевым искусством для интеллектуалов.
Но это ещё не всё, ведь любой вид боевых единоборств претендует на то, что его техника в случае необходимости, может быть использована в целях самозащиты. Хочу отметить, что в каждом виде единоборств, понимание путей решения этой задачи своё, от разучивания бросков, больше похожее на манипулирование безвольным партнёром в айкидо, до отработки предельно жёстких действий в системе "Боевая машина" А. Тараса. Мне как-то ближе взгляды последнего. Думаю, что если уж говорить о самозащите, то она должна предполагать навыки адекватного ответа реальному агрессивному нападению, когда ошибочные действия, или недостаточное умение, могут привести к печальным последствиям. Действительно, можно прекрасно отработать казалось бы действенные приемы, хорошо разобраться в принципах на которых они построены. Однако, если все это происходило в комфортных условиях спортивного зала, когда ваш партнер не имел мысли бить вас всерьез, а только имитировал нападение, то можно говорить только о том, что вы, всего лишь, приобрели определенные двигательные навыки, пусть даже сложные, но не навык самозащиты.
Если же говорить о реальной самозащите, то помимо овладения самими двигательными навыками, необходимо еще научиться применять их в условиях сильного стресса. Один из путей к этому, доведение условий отработки техники до предельно жестких, когда партнер не собирается вас жалеть и наносит удары на поражение. Именно так мы и поступаем, отрабатывая технику СЭБ.
Конечно, не все сразу. Поначалу, когда навыки защиты еще слабы, скорость нанесения ударов небольшая. Но со временем, она доводится до предельной. В данном случае, постепенность позволяет избежать травм. Затем наступает черед оружия. Опять же, сначала используем муляжи, затем настоящее оружие (мы практикуем защиту от ножа и короткой дубинки).
Защита от настоящего оружия, всегда связана с переживанием сильного стресса. Но это то, что надо, ведь именно подобное состояние испытывают те, на кого напали на улице. Кстати, сильный стресс - это не так уж плохо. В этот момент организм вырабатывает дополнительную энергию, и наша задача научиться трансформировать ее в энергию действия. В результате такой подготовки, вырабатывается спокойная уверенность в себе, и бесстрашие. Причем хочу подчеркнуть, что под бесстрашием здесь следует понимать не отсутствие страха, потому, что все нормальный люди боятся, когда страшно. В данном случае, бесстрашие - это отсутствие боязни перед собственным страхом.
И в завершении разговора об идеологии СЭБ, хочу обратить внимание на один очень важный на мой взгляд момент. Он касается оттенков того эмоционального фона, который может сопутствовать занятиям боевыми единоборствами. Ведь если, например, превратить их в некий процесс постоянного преодоления себя, этот фон может быть одним, если рассматривать как подготовку к решающему поединку, то другим, а если как путь приобщения к эзотерическим знаниям, то, наверное, третьим.
Поскольку СЭБ рассчитана на современных людей, которые скорее всего загружены своими делами и проблемами, то думаю, что в данном случае, занятия, помимо предоставления возможности овладеть определёнными практическими навыками, ещё должны помочь отключиться от них, и набраться положительных эмоций. Т.е. мы стараемся заниматься с радостью.
Это всё, что касается идеологии СЭБ. Прочитав вышеизложенное, и учитывая, что наши занятия связаны с двигательной активностью, думаю будет понятным, почему своим девизом мы выбрали фразу:
Сила в познании, радость в движении!
© Copyright "А. Половинкин". Design & programming "VR"
|
|