РУСБОЙ. ПЕРВОПРИНЦИП-СИСТЕМ@СИСТЕМА-ПЕРВОПРИНЦИПА. ОСЬМАВА. СТИЛИ. ЖИЗНИ. СПЕЦНАЗ. ИНФОПОРТАЛ-ФОРУМ

<a href=\"http://www.rusboj.ru\" target=\"_parent\">вернуться на сайт РУСБОЙ</a>
Текущее время: 26-04, 12:46

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:20 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Конституция Российской Федерации

Постатейный комментарий

Подготовлен Институтом законодательства и сравнительного

правоведения при Правительстве Российской Федерации

Статья 1



1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое

государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.



Комментарий к статье 1



Статья 1 имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма

государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической,

экономической и иной свободы личности в обществе. Однако понять содержание

этой статьи можно, лишь имея четкое представление о том, что такое государство,

из каких компонентов оно состоит и в каких формах может проявлять и проявляет

свою власть.

В самом общем и популярном понимании государство представляет собой аппарат

управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороны

других лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложную структуру

и включает: 1) представительные (законодательные) органы власти; 2) главу

государства - президента; 3) правительство, министерства и иные органы управления;

4) правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию; 5) армию и разведку;

6) исправительно-трудовые учреждения для лиц, отбывающих наказание.

Государственные органы тем или иным образом взаимосвязаны и организованы

в единое целое. Способы организации государства и понимаются как его форма.

При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления,

форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризуется способами образования высших органов

государственной власти, порядком распределения между ними полномочий. Различают

две основные формы правления: монархию и республику. При монархии высшая власть

в государстве принадлежит одному лицу - монарху, унаследовавшему престол или

избранному пожизненно. При республиканской форме правления высшую государственную

власть осуществляет выборный орган (парламент, сенат), избранный населением

на определенный срок, как правило, в ходе прямых и тайных выборов. Имеются

государства, в которых высшая власть одновременно принадлежит и монарху, и

представительному органу власти, избранному населением. Такие государства

называются ограниченной или конституционной монархией.

Форма государственного устройства понимается как способ распределения

государственной власти между ее центральными органами и органами власти отдельных

территорий страны. Выделяются две формы государственного устройства: унитарная

и федеративная. В унитарных (единых) государствах, к числу которых относятся

Франция, Швеция, Финляндия, центральные органы государственной власти определяют

полномочия органов власти на местах. В федеративных государствах (США, Германия)

субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть

изменены центральной властью в одностороннем порядке.

Способы осуществления государственной власти по отношению к гражданам,

их объединениям, формы и методы участия населения в делах государства охватываются

понятием политического режима. Многовековая история государства знает два

вида такого режима: демократический и авторитарный. Для демократического режима

характерны широкое участие населения в формировании органов государственной

власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан,

режим законности, охрана прав и законных интересов граждан и др.

В противоположность демократии авторитарные режимы - неограниченная монархия,

фашизм - характеризуются бесправным положением граждан, их отстранением от

государственной деятельности, как правило, наличием единоличной власти. В

странах с таким режимом чаще всего царят произвол и беззаконие, самые грубые

формы нарушения прав человека.

Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической

республики означает следующее.

1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России

имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации

- Федерального Собрания, а также избирать главу государства - Президента Российской

Федерации (см. комментарии к ст. 81, 96 Конституции). Республиканская форма

правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа

народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов

большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением.

2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую

89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, два города федерального

значения, автономную область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные)

органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно

осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой

деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время

значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной

власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

В таком многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма

государственного устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет

органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с

интересами каждой нации и народности.

3. Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляются

все известные современной политико-правовой практике формы участия населения

в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий

и демонстраций и иные политические права (см. об этом гл. 2 Конституции).

В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных

ему прав и укреплению законности и правопорядка.

В конечном счете закрепленные Конституцией формы государственной власти

соответствуют передовому опыту государственного строительства зарубежных стран,

учитывают исторические и национальные особенности России и создают оптимальный

режим для реализации политической, экономической и иных свобод россиян. Проведение

принципа разделения властей в системе федеральных органов государственной

власти придает устойчивый характер демократическим преобразованиям в Российской

Федерации, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного лица и

введение авторитарного режима.

Принципиально важным является конституирование государства Российской

Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых демократических

государств содержат подобные положения. Однако признание Российского государства

правовым на сегодняшний день надлежит рассматривать не как реальность, свершившийся

факт, а как одну из первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе

реформирования России и создания процветающего общества.

Положение статьи о равнозначности наименований "Российская Федерация"

и "Россия" следует понимать таким образом: оба понятия являются синонимами,

обозначают один и тот же предмет - государство россиян - и могут использоваться

в равной мере как в правовых актах, так и в иных источниках, хотя на практике

в официальных документах чаще встречается наименование "Российская Федерация".

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:21 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Статья 2



Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение

и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.


Комментарий к статье 2



Статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя

Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку,

его правам и свободам. Характерно, что так не определяется никакая другая

основа конституционного строя.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности

Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества,

таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав

человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных

и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах

от 19 декабря 1966 г. <3>

Указанные международные акты и ст. 2 Конституции исходят из понимания,

что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства.

Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбуле

Всеобщей декларации прав человека и Пактам о правах признание достоинства,

присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является

основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

В ст. 2 указанный правовой принцип формулируется в наиболее общем виде.

Конкретные права и свободы человека и гражданина перечислены в других статьях

в гл. 2 Конституции.

Ст. 2 впервые устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать

и защищать права и свободы человека. Это означает, что источник и основа этих

прав находятся вне государства. Права и свободы человека и гражданина неприкосновенны

и нерушимы. Вместе с тем государство не только воздерживается от вмешательства

в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать их предусматривает активную деятельность

государства по созданию условий для их реализации.

Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также

обязанность государства создать специальные учреждения по их охране. Это суды,

органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры. Конституцией введена

должность Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103). Обязанность

государства защищать права и свободы человека и гражданина пронизывает все

содержание Конституции.



Статья 3



1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы

государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум

и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти

или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:23 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Комментарий к статье 3



В статье раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем

суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный

народ. Данное положение является исходным для закрепления демократической

природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти

и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических

государств с республиканской формой правления.

В ч. 1 ст. 3 определяется содержание суверенитета в Российской Федерации.

Исходя из того, что его носителем является многонациональный российский народ

в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации,

можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета

в Российской Федерации. Соответственно любые действия отдельных органов государственной

власти в Российской Федерации, волеизъявления населения, составляющего лишь

часть многонационального народа России, не могут считаться суверенными акциями,

совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя,

установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного

суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации,

противоречит Конституции.

В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской

Федерации. Это непосредственное (прямое) осуществление власти народа и осуществление

власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия.

В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном

уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют

образования постоянно действующих органов государственной власти и органов

местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и

находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами

осуществления народовластия в Российской Федерации.

В ч. 3 референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное

выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений,

принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время для

наиболее эффективного осуществления народовластия необходимо достижение оптимального

баланса различных его форм. Так, в соответствии с мировым опытом по определенным

вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав человека и т. п.) считается нецелесообразным

проводить референдумы, они решаются представительными органами государственной

власти. Однако в определенных ситуациях только проведение референдума может

решить политически значимые, в том числе и конституционные, проблемы.

Действие нормы о референдуме как высшем выражении власти народа нельзя

рассматривать отдельно от содержания норм других статей Конституции. В частности,

в ч. 2 ст. 66 определяется, что устав края, области, города федерального значения,

автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным)

органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч. 3 ст. 3 Конституции для

использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной,

так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным

органом, а не вынесение его на референдум.

В соответствии со ст. 84 Конституции порядок проведения референдумов

Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

В этом законе должно найти развитие положение о референдуме как высшем непосредственном

выражении власти народа, что может явиться основанием для установления особой

юридической силы решений, принятых на референдуме. Проведение референдумов

на местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации будет подчиняться

нормам законодательства о референдуме субъектов Российской Федерации, принимаемого

в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и конституционными

нормами, регулирующими право граждан участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции).

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных

выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти

и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно,

и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти

Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, представительные органы

местного самоуправления, в соответствии с федеральным законом избирается Президент

Российской Федерации (ст. 81 Конституции). Уставами и законами субъектов Российской

Федерации может быть предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов

Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации).

В отличие от Конституции 1978 г. новый Основной Закон не содержит специальной

главы "Избирательная система". Принципы избирательного права (всеобщее равное

и прямое избирательное право при тайном голосовании) раскрываются только применительно

к выборам Президента Российской Федерации (ст. 81). В то же время есть все

основания полагать, что эти принципы в равной степени актуальны для всех выборов

в Российской Федерации. Это вытекает из ст. 15 Конституции, согласно которой

общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью

правовой системы Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека (ст.

21) гласит: "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля

должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах,

которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем

тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих

свободу голосования". Международный пакт о гражданских и политических правах

(ст. 25) провозглашает для каждого гражданина право "голосовать и быть избранным

на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного

избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление

избирателей". Следовательно, изложенные принципы избирательного права должны

быть взяты за основу при создании законодательных актов, посвященных выборам

в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В ст. 3 также устанавливается противоправность действий, посягающих на

народовластие в России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом

власти или присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность.

В Конституции конкретные формы ответственности не раскрываются - это задача

федерального закона. Наиболее серьезной формой ответственности за захват власти

является уголовная ответственность. Составы соответствующих преступлений и

меры уголовной ответственности установлены УК.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:24 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Статья 4



1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство

на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность

своей территории.



Комментарий к статье 4



Суверенитет - это такое свойство, а точнее, состояние власти, которое

обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять

свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает независимость

государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений)

и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних.

Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство,

обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на

территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти,

а тем более поставить себя над ней. Конституционное положение, закрепленное

в ч. 1 ст. 4, гласит, что эта верховная власть распространяется на определенную

территорию, т. е. территорию, находящуюся под юрисдикцией России. При этом

государственная власть распространяется на всю без исключения территорию Российской

Федерации: на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся

под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой Российской

Федерации (например, корабли, авиалайнеры и т. д.).

Часть 2 статьи закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового

государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации

распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции

и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность

и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие <федеральные законы>

в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т. е. и

как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы,

хотя в последующих статьях Конституции данные понятия различаются достаточно

четко.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их

соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного

соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов,

принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и

иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации

по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (см. комментарии

к ст. 72 и 76). Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма

Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в

установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует

из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории

Российской Федерации.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных

элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших

его функций.

Активизация деятельности России в области международного сотрудничества

и партнерства, важные шаги, предпринятые Россией для ядерного разоружения

мирового сообщества, другие активные действия на пользу мира и безопасности

свидетельствуют о новых приоритетах в военной доктрине Российской Федерации.

Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного

нападения на нашу страну другого государства (или группы государств), Россия

вынуждена будет поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты

жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности

и неприкосновенности своей территории.

Российская Федерация располагает для этого всеми необходимыми силами

и средствами: Вооруженными Силами, которые согласно приоритетам военной политики

России должны быть предназначены исключительно для защиты независимости и

территориальной целостности Российской Федерации, а также для выполнения ее

международных обязательств; федеральными органами внешней разведки и контрразведки;

пограничными, железнодорожными и другими войсками.

Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности

и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой

в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными

программами, системой мер экономического, политического, организационного

и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности,

общества и государства.

О важности территориальной целостности Российского государства говорит

сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:25 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Статья 5

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов

федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных

субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный

округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной

целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов

ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации

и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии

и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Комментарий к статье 5

В данной статье и других статьях Конституции закрепляется и последовательно

проводится принцип равноправия субъектов Российской Федерации. При этом следует

отметить, что республика (как государство) имеет свою конституцию и законодательство,

в то время как край, область, город федерального значения, автономная область,

автономный округ - свой устав и законодательство. По всем другим характеристикам

согласно Конституции республики не отличаются от краев, областей, городов

федерального значения, автономной области и автономных округов.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной

целостности. Принцип целостности и неприкосновенности территории Российской

Федерации, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под

сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Это конституционное положение строго соответствует общепризнанным нормам

международного права, признающего недопустимость нарушения территориальной

целостности и неприкосновенности, государственного единства во всех случаях,

когда государство соблюдает права человека и уважает право граждан на участие

в управлении страной непосредственно или через своих представителей.

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано

на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения

и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти ее субъектов, означает, что Российская Федерация

берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма,

в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют

право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

Определение этой сферы зависит от ряда факторов.

Прежде всего, объем принадлежащих исключительно Российской Федерации

предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов

всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если

Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики,

социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы-человека

и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет

выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым

условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление

ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной

и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. В перечень

предметов ведения, которыми не может не обладать Российская Федерация, ставящая

перед собой задачу защиты интересов всего народа, в современных условиях развития

науки и техники должны входить и управление федеральными энергетическими системами,

и установление единой политики в ядерной энергетике, в производстве и порядке

использования ядовитых веществ и наркотических средств и др. (см. комментарий

к ст. 71).

Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что

управление ею только из единого центра не представляется возможным. Она занимает

более 17 млн кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными

климатическими условиями. На ее территории проживает более 140 народов, находится

более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Поэтому важным фактором,

оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведения между

Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной

власти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации.

В силу этого, например, именно субъектам Федерации принадлежит право устанавливать,

причем самостоятельно, систему органов государственной власти. Эти органы

должны лишь соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации

и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной

власти, устанавливаемым федеральным законом в интересах всего многонационального

российского народа. Для того чтобы не допустить какого-либо нарушения законных

прав и интересов Российской Федерации и ее многонационального народа, Конституция

закрепила принцип, согласно которому законы и иные правовые акты субъектов

Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым

в соответствии с полномочиями Федерации, причем в случае противоречий между

ними действует федеральный закон.

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов

на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной

демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как

и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано

лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного

права.

Право на самоопределение оправданно, когда конкретный народ или народы

подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие

чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться

свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного

права, в том числе если нарушается право каждого гражданина участвовать в

ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных

представителей.

Очевидно также, что реализация права на самоопределение не должна приводить

к нарушению правовых норм, соблюдение которых предусмотрено международным

правом.

Как указано в Декларации о принципах международного права, касающихся

дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии

с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. <4>, при реализации

права народа на самоопределение ничто не должно толковаться как "санкционирующее

или поощряющее любые действия, которые вели бы к расширению или к частичному

или полному нарушению территориальной целостности или политического единства

суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие

весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания

или цвета кожи".

Все сказанное нисколько не ущемляет права народов на самоопределение.

Оно признается и может быть реализовано в различных формах, в числе которых

и вхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанных

выше условий. Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской

Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия

и, при поддержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли,

например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение

в составе Российской Федерации помогло становлению как самоопределившихся

народов, так и Российской Федерации как суверенного государства.

Именно историческое прошлое и настоящее учитывались в ст. 5 Конституции

при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано,

в частности, на "равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации".

Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации

означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной

власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым

действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных

субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:28 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Статья 6



1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии

с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми

правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией

Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства

или права изменить его.

Комментарий к статье 6



В статье закреплены основы гражданства Российской Федерации. Гражданство

- это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности

их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании

и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством

связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод,

обязанностей.

До 1917 г. в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской

империи считались подданными. Декрет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских

чинов> от 23 (10) ноября 1917 г. отменил подданство и установил общее для

всего населения России наименование <граждане Российской Республики".

Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство

Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным

законом. Таким законом в настоящее время является Закон РФ о гражданстве Российской

Федерации от 28 ноября 1991 г., вступивший в силу 6 февраля 1992 г. <5>

Российское гражданство является единым и равным независимо от оснований

его приобретения. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо

от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям,

и что граждане России не могут быть разделены на какие-то группы или разряды,

порождающие различные права и обязанности.

В Законе о гражданстве подробно рассмотрены основания приобретения российского

гражданства. Установлено, что гражданство Российской Федерации может, в частности,

приобретаться в результате его признания по рождению, в порядке его регистрации;

в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве

Российской Федерации; путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной

принадлежности территории и по некоторым иным основаниям, предусмотренным

Законом.

Надо отметить, что принадлежность лица к гражданству того или иного государства

имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства

всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы

он ни находился. Гражданство - это наделение гражданина не только соответствующими

правами и свободами, но и обязанностями.

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории

всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить,

что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися

на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической

власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные

органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать

наше Отечество и нести некоторые другие обязанности.

Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации

своих прав и свобод является закрепление в статье положения, исключающего

возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации

не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации.

Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона

или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам

защиту и покровительство и за ее пределами.

Законом о гражданстве предоставляется возможность добровольного прекращения

состояния гражданства лицом в результате выхода из гражданства или выбора

гражданства другой страны. И только в одном случае прекращение российского

гражданства допускается без волеизъявления лица. Это решение государства об

отмене приема в гражданство в случае представления им ложных сведений и документов.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:28 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Статья 7



1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена

на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается

гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная

поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,

развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,

пособия и иные гарантии социальной защиты.



Комментарий к статье 7



Статья провозглашает один из основополагающих принципов деятельности

современного демократического государства, согласно которому создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является

сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной

политики. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам

не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство

безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.

Смысл и пафос такой обязанности государства основывается на весьма простом,

но ко многому обязывающем положении: всякий человек вправе рассчитывать на

такой жизненный уровень, который позволял бы не только существовать, но и

формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие

в производстве материальных и духовных благ.

В настоящее время это право наиболее полно и последовательно закреплено

ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:

"1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу,

одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который

необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи,

и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства,

наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим

от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.

Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой

социальной защитой".

Следуя нормам международного права, Конституция устанавливает обязанность

государства проводить такую социальную политику, которая гарантировала бы

каждому россиянину необходимый жизненный уровень. Понятно, что свое материальное

благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в

этом и уж тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской

деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности.

Однако, как известно, по тем или иным причинам не всегда человек способен

своим трудом содержать себя и свою семью и не всякий может вообще трудиться.

По данным Роскомстата России, в конце 1993 г. 33 млн человек (22% от численности

населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума,

или, иначе говоря, находились за чертой бедности. Эта часть населения в первую

очередь рассчитывает на получение социальной помощи от государства и имеет

на нее право. Такую помощь она и получает реально. На конец 1993 г. доля социальных

выплат в структуре доходов населения возросла до 15%, Практически каждый седьмой

рубль, которыми располагали граждане России, представлял собой разного рода

социальные выплаты и пособия.

Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства.

Это: 1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

2) назначение пенсий инвалидам и иным нетрудоспособным лицам; 3) создание

системы, социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры

по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии

с действующим законодательством пособия по безработице; 4) выплата государственных

пенсий и социальных пособий; 5) охрана груда и здоровья людей; 6) установление

гарантированного минимального размера заработной платы (см. комментарии к

ст. 37 - 39).

Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными

в статье направлениями, а включает и другие виды социальной помощи, в том

числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные

выплаты и т. д. И тем не менее деятельность государства в социальной сфере

пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося

экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную

жизнь, как это записано в Конституции. В частности, в конце 1993 г. минимальный

размер пенсий по старости даже с учетом компенсационных выплат составлял лишь

87% прожиточного минимума российского пенсионера.

Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной

политики государства, в частности в сфере охраны труда и здоровья населения.

В последние годы наблюдается рост аварийности на предприятиях, профессиональных

заболеваний, высок уровень производственных травм, неблагоприятна экологичеcкая

обстановка в ряде регионов страны, в том числе в промышленных центрах Урала,

Сибири и др.

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и

на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь

в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную

помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить

достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:29 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Статья 8



1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства,

свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции,

свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,

государственная, муниципальная и иные формы собственности.



Комментарий к статье 8



Конституция 1993 г. не содержит специального раздела об экономической

основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности

в качестве основной или ведущей, равно как не предусматривает и ограничений

для других, в частности для личной собственности граждан, что провозглашалось

предшествующими конституциями и основанным на них законодательством. Действующая

Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности

и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности

и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности

и равную их защиту.

Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального

и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить, во-первых,

свободу экономической деятельности и, во-вторых, свободное перемещение товаров,

услуг, финансовых и иных ресурсов, т. е. единство экономического пространства

на всей территории страны. Статья устанавливает юридическую гарантию действия

этих принципов, а также третьего основополагающего принципа рыночной экономики

- свободы конкуренции.

Юридические гарантии обеспечения единства экономического пространства

были установлены Указом Президента РСФСР о едином экономическом пространстве

РСФСР от 12 декабря 1991 г. <6>, согласно которому должны признаваться недействительными

акты органов власти и управления и решения должностных лиц, ограничивающие

движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны (о защите против

таких актов см. комментарий к ст. 127).

Если сравнить роль государства в создаваемой рыночной экономике и в централизованной

Административно-командной системе, то нельзя не заметить, что эта роль кардинально

меняется и в новых условиях сводится в основном к осуществлению двух функций;

1) установлению того, что принято называть правилами экономической игры, т.

е. изданию законов, определяющих правила поведения субъектов экономической,

хозяйственной деятельности, распространяющиеся на всех участников соответствующих

отношений, и 2) защите всех возникающих в соответствии с этими правилами отношений

и их участников от любых противоправных нарушений с чьей бы то ни было стороны.

В условиях, когда отмирает централизованное государственное планирование

деятельности отдельных предприятий и установление их хозяйственных связей,

а издание индивидуальных актов власти, адресованных конкретным участникам

хозяйственной деятельности, заменяется установлением общих правил поведения,

т. е. норм права, многократно возрастает роль законодательного органа - Федерального

Собрания, которое должно незамедлительно принять ряд основополагающих законов,

определяющих и регулирующих хозяйственную жизнь гражданского общества, т.

е. частные отношения частных лиц, или отношения частного права.

Нужны твердые, стабильные, общеобязательные правила экономического оборота.

Прежде всего речь идет о Гражданском кодексе, который должен с достаточной

обстоятельностью определить правовое положение участников имущественных отношений

- граждан и юридических лиц (организаций), правила совершения сделок, режим

права собственности и иных вещных прав, общие правила о договорах и обязательствах,

урегулировать отдельные наиболее важные и типичные их виды и решить целый

ряд других существенных вопросов. Нужен ряд производных от Гражданского кодекса

и подчиненных ему специальных законов, и в первую очередь - детально разработанный

закон о коммерческих (хозяйственных, торговых) обществах и товариществах различных

видов. Необходимо создать тщательно продуманное и развитое налоговое законодательство,

потому что налоги становятся одним из основных, если не основным средством

государственного поощрения одних и сдерживания других видов хозяйственной

(экономической) деятельности.

Непосредственная хозяйственная деятельность - производство и реализация

товаров, сбыт и снабжение, оказание иных услуг - не дело государства. Органы

власти заниматься хозяйственной деятельностью не должны. Властная государственная

деятельность и коммерческая работа по оказанию услуг и извлечению прибыли

не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией.

Даже при добросовестном отношении к делу и отсутствии заведомых злоупотреблений

такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них,

о чем свидетельствует опыт распространенного в прежней административно-командной

системе так называемого управления на хозрасчете (учреждения Госснаба и им

подобные). Такое совмещение если не прямо поощряет, то во всяком случае создает

благоприятные условия для злоупотреблений властью.

Отсюда следуют два вывода: 1) государственные органы и органы местного

самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду

из осуществления властных полномочий и 2) они также не должны осуществлять

наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, направленную на извлечение

дохода или иной выгоды. Эти правила следовало бы прямо закрепить в законодательстве.

Первые шаги - в отношении отдельных государственных служащих - уже сделаны.

Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента

РФ от 22 декабря 1993 г. <7>, запрещает лицам, состоящим на государственной

службе, занимать одновременно должности на предприятиях, вести предпринимательскую

деятельность, лично или через доверенных лиц участвовать в управлении хозяйствующим

субъектом, кроме случаев, когда непосредственное участие в управлении специально

предусмотрено законодательством. Но этого явно недостаточно. Указанные два

запрета должны быть установлены непосредственно для самих организаций, осуществляющих

властные функции.

Гарантированное статьей юридическое равенство форм собственности, равное

их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми

допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству

форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость

установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех

или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. В отличие от ранее

действовавших преимуществ в защите права социалистической, в особенности государственной,

собственности согласно ч. 2 ст. 8 новой Конституции права собственности всех

субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании

одних и тех же норм материального права (см. также комментарии к ст. 34 и 35).

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:30 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Статья 9



1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской

Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей

территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,

муниципальной и иных формах собственности.



Комментарий к статье 9



В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах

не связывалось с иными формами собственности, кроме государственной, действующая

Конституция допускает возможность частной, государственной, муниципальной

и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы.

В Конституции 1978 г. по вопросу о преобразовании собственности на землю

из государственной в иные формы была применена довольно расплывчатая формулировка:

природные ресурсы "являются достоянием народов, проживающих на данной территории".

Эта формулировка, не выражающая отношения собственности к объекту регулирования,

не могла вести к установлению каких-либо правовых последствий.

В качестве конституционного принципа в статье закрепляется отношение

к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности народов. На нем основано

законодательство о защите хозяйственных интересов и образа жизни малочисленных

народов Севера, охране места проживания и хозяйственной деятельности этих

народов. Этот принцип особо важен для защиты населения, теснимого развитием

промышленных и добывающих отраслей, загрязняющих территорию и препятствующих

использованию природных ресурсов традиционным способом. Ценность формулировки,

подчеркивающей отношение к природным ресурсам как к основе жизни и деятельности

народов, проживающих на соответствующей территории, состоит в том, что при

введении платности за пользование природными ресурсами население, проживающее

на этих территориях, получило право на часть этой платы.

С принятием законодательства об охране окружающей природной среды новый

смысл приобрел принцип охраны природных ресурсов, предусматривающий использование

природных ресурсов с соблюдением всех установленных экологическим законодательством

норм охраны окружающей среды, неразрывность использования и охраны природных

ресурсов.

Часть 2 статьи впервые закрепляет возможность существования многообразных

форм собственности в отношении природных ресурсов.

Ранее допускалось право частной собственности лишь в отношении земли

- одного вида природного ресурса, но при этом в законодательстве были установлены

значительные ограничения и оговорки, практически не позволявшие реализовать

право частной собственности на землю. Статья 9, действуя в совокупности со

ст. 36 Конституции, не только провозглашает это право, но и гарантирует его

и защищает. Действующее законодательство предусматривает удостоверение права

собственности соответствующими документами, обязательное нотариальное удостоверение

сделок с землей и затем государственную регистрацию.

Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это

особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и землях,

являющихся собственностью субъектов Федерации. Их правовое положение уже частично

урегулировано такими правовыми актами, как Указ Президента о федеральных фондах

природных ресурсов <8>, который должен быть затем принят в виде закона.

В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью

муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать

их, передавать в собственность, пользование и аренду другим субъектам. При

этом субъектом права собственности на природные ресурсы могут выступать как

сам орган управления, так и от его имени граждане и юридические лица, в чье

владение, пользование или аренду передан природный ресурс.

Следует, однако, отметить, что ряд субъектов Федерации не приняли положения

об установлении частной собственности на землю и другие природные ресурсы

на своей территории. Так, в Москве земля предоставляется не в собственность,

а только в пользование и аренду, что не позволяет, следовательно, устанавливать

муниципальную собственность на природные ресурсы на территории Москвы и тем

более передавать землю в частную собственность. С уточнением статуса федеральной

собственности на природные ресурсы будет, по-видимому, уточнен и статус природных

ресурсов в собственности субъектов Федерации.

Впервые введенное в законодательство понятие "иные формы собственности

на природные ресурсы" требует дальнейшей регламентации и толкования. Можно

только предположить, что этим не исчерпывается возможность возникновения иных

форм собственности либо восстановления прежде закрепленных в ряде законодательных

актов форм коллективной собственности.

Осторожность формулировок законодателя о земле и иных природных ресурсах

вполне объяснима. Вопрос о частной собственности на землю остается дискуссионным

в нашем обществе, хотя и нашел поддержку у значительной его части. Иное отношение

к установлению права собственности, и прежде всего частной собственности,

на леса, воды, недра и иные природные объекты. Здесь в общественном мнении

пока нет определенной позиции. Традиции и правовая наука связывают использование

этих ресурсов с государственной собственностью как наиболее полно учитывающей

интересы общества, которое пока не созрело до идеи передачи их в частную собственность.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:31 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Статья 10



Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,

исполнительной и судебной власти самостоятельны.



Комментарий к статье 10



В статье закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Российской

Федерации. Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в

ходе развития демократических государств. Суть его в том, что демократический

политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения

функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная,

исполнительная и судебная, то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно

соответствующим органом государственной власти.

Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций

в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной

концентрации власти, что создает питательную среду для установления в стране

диктаторского политического режима.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной

власти, взаимодействует с другими государственными органами, и при этом они

ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой

сдержек и противовесов. В настоящее время она представляется единственно возможной

схемой организации государственной власти в демократическом государстве.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской

Федерации система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим

образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы,

определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти,

влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый

серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству),

в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов

Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть:

организует исполнение законов, различными способами влияет на законодательный

процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений

Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных

средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью

роспуска законодательного органа главой государства.

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды Российской Федерации

имеют право законодательной инициативы. Эти суды в пределах своей компетенции

рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие федеральные

органы государственной власти.

В системе разделения властей на федеральном уровне особое место принадлежит

Конституционному Суду Российской Федерации. Это проявляется в следующих полномочиях,

закрепленных за ним Конституцией. Конституционный Суд России разрешает дела

о соответствии Конституции федеральных законов, актов Президента, палат Федерального

Собрания и Правительства Российской Федерации, разрешает споры о компетенции

между федеральными органами государственной власти, дает толкование Конституции

(ст. 125).

Являясь главой государства, Президент Российской Федерации не входит

в систему разделения властей. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией,

Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей

власти - законодательной, исполнительной и судебной, позволяющее бесперебойно

действовать всему государственному механизму.

Существует мнение, что реализация принципа разделения властей ведет к

многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в Российской Федерации едина,

так как ее единственным источником согласно ст. 3 Конституции является многонациональный

народ России. Никакой государственный орган в отдельности не может претендовать

на суверенное осуществление государственной власти. Сама по себе государственная

власть не делится между государственными органами. Осуществление государственной

власти связано с разделением определенных функций между органами законодательной,

исполнительной и судебной власти, и они самостоятельны лишь в осуществлении

этих функций, закрепленных за ними Конституцией и законами.

Положение ст. 10 относится не только к организации государственной власти

на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов

Российской Федерации. Установление общих принципов организации системы органов

государственной власти в субъектах Федерации отнесено Конституцией (п. "н"

ч. 1 ст. 72) к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Принцип

разделения властей для органов государственной власти субъектов Федерации

будет раскрыт в федеральном законе. Конкретная система сдержек и противовесов

на уровне субъектов Российской Федерации будет устанавливаться ими самостоятельно

в соответствии со ст. 10 Конституции и данным федеральным законом (см. ст.

77 Конституции).

Поскольку в ст. 10 говорится о разделении властей как о принципе организации

государственной власти, это положение не относится к организации местного

самоуправления в Российской Федерации, так как согласно ст.12 Конституции

органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-12, 19:36 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Комментарий к статье 11

Осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на перечисленные в данной статье федеральные органы государственной власти.

Эти органы представлены: Президентом как главой государства; Федеральным Собранием, состоящим из двух палат (Совета Федерации и Государственной Думы) и осуществляющим законодательную власть; Правительством, осуществляющим исполнительную власть; судами (Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и иными федеральными судами, которые могут образовываться в соответствии с федеральным конституционным законом), осуществляющими судебную власть в Российской Федерации.

Перечень федеральных органов государственной власти, данный в ч. 1 ст.

11, является исчерпывающим, т. е. не допускается его расширение без изменения гл. 1 Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл. 1, для изменения которой согласно ст. 135 Конституции должна быть применена усложненная процедура, имеет цель создать стабильную систему организации государственной власти в Российской Федерации.

Поскольку согласно ст. 1 Конституции Российская Федерация является федеративным государством, государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В субъектах Федерации сложились разнообразные системы организации государственной власти: в некоторых республиках существует должность президента, в других ее нет; различаются полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, порядок их формирования, организация деятельности и т. д. Конституция допускает такое многообразие. Согласно ст. 77 система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Статью 11 Конституции нельзя точно уяснить в отрыве от ст. 3, согласно которой многонациональный народ Российской Федерации не только определяется как единственный источник власти, но и рассматривается в качестве субъекта как ее непосредственного осуществления, так и через органы государственной власти. Таким образом, народ осуществляет государственную власть в Российской

Федерации и ее субъектах в равной мере через референдумы и выборы.

Содержание ч. 3 ст. 11 Конституции имеет особое значение для нашего государства, поскольку оно по своей форме является федерацией, а характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.

Формула данной части ст. 11 весьма лаконична. В соответствии с ней разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации производится, во-первых, Конституцией, во-вторых, Федеративным договором и, в-третьих, как сказано в Конституции, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Конституции разграничение предметов ведения произведено в ст. 71, 72 и 73. В ст. 71 указано все то, что отнесено к ведению Российской Федерации;

в ст. 72 определены предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В ст. 73 перечень предметов ведения субъектов Федерации не приводится.

В ней указано, что субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Из текста ст. 73 следует, что субъекты Федерации по предметам совместного ведения обладают лишь теми полномочиями, которые не принадлежат Федерации

в этой сфере. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению между собой могут передавать друг другу часть своих полномочий, причем Конституция не уточняет, какая именно часть полномочий может быть передана.

Обращаясь к распределению предметов ведения и полномочий, которое было осуществлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 раздела "Заключительные и переходные положения" в случае несоответствия положениям Конституции положений Федеративного договора действуют положения Конституции России.

Конституция, как следует из ч. 3 ст. 11, предусматривает возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Такой договор 15 февраля 1994 г. был заключен Российской Федерацией и Республикой Татарстан. Следует отметить его особенность - содержание примерного перечня полномочий, которые осуществляются государственной властью Республики Татарстан.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB