Комментарий к статье 69
В этой статье содержатся новые положения, которых не было в ранее действовавших
конституциях Российской Федерации и Советского Союза. Впервые на конституционном
уровне установлены гарантии прав коренных малочисленных народов, населяющих
нашу страну. Коренными малочисленными народами современная наука признает
народы, считающие себя самостоятельными этносам и, проживающие на территории
традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни
и традиционный способ хозяйствования.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 60 малочисленных
народов, из которых почти 35 не имеют каких-либо национально-территориальных
образований. Среди них алеуты, ительмены, кеты, нганасаны, юкагиры и др.
Российская Федерация, регулируя правовой статус коренных малочисленных
народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном
праве, и заключенных ею международных договоров.
В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат
распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия
и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и
свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета
кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального
или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Соответственно в Международных пактах о правах человека 1966 г. закрепляется
обязанность всех государств обеспечивать провозглашенные в них права всем
лицам без какой бы то ни было дискриминации в отношении расы, языка, религии
и т. д.
Международная организация труда, учитывая, что коренные малочисленные
народы находятся в более трудном положении, чем другие народы, из-за промышленного
освоения их территорий без учета социальных, экономических, экологических
и культурных последствий, разработала и приняла в 1989 г. Конвенцию N 169
относительно коренного и племенного населения в независимых странах. Формально
она еще не вступила в силу, но изложенные в ней положения восприняты многими
странами (в том числе и Российской Федерацией) и нашли воплощение в их национальном
законодательстве.
В Конвенции наиболее полно отражено все то, что необходимо для обеспечения
выживания коренных малочисленных народов, сохранения и развития их традиционного
образа жизни, культуры и языка. В ней гарантируются их права и устанавливаются
обязанности правительств по защите этих прав. В частности, таким народам в
соответствии с Конвенцией гарантируются: право выбирать собственные приоритеты
в процессе своего развития; право участвовать в подготовке, осуществлении
и оценке планов и программ, которые затрагивают их интересы; право на сохранение
собственных обычаев и институтов (при непротиворечии их правам, установленным
в национальном законодательстве и международных актах); право собственности
и владения на земли, которые они традиционно занимают; право на создание собственных
учебных заведений. На них также распространяются все другие политические,
экономические, социальные и культурные права, установленные в международно-правовых
актах.
На правительства участвующих в Конвенции государств возлагаются обязанности
содействовать полному осуществлению социальных, экономических и культурных
прав коренных малочисленных народов, проводить с ними консультации (в частности,
через их представительные институты) в тех случаях, когда принимается законодательство,
затрагивающее их интересы; создавать условия для развития собственных учреждений;
совместно с ними осуществлять меры по защите и сохранению окружающей среды
территорий, которые они заселяют; обеспечивать этим народам должное медицинское
обслуживание или предоставлять им ресурсы для его осуществления; принимать
меры для сохранения и развития коренных языков соответствующих народов и др.
В Российской Федерации пока еще нет комплексного акта, регулирующего
правовое положение коренных малочисленных народов, хотя отдельные аспекты
их статуса закреплены в ряде уже действующих законодательных актов, в частности
в Декларации о государственном суверенитете РСФСР и в Декларации о правах
человека и гражданина. Здесь следует также назвать и федеральные Законы о
языках народов РСФСР, об образовании, Основы законодательства о культуре,
регулирующие вопросы культурного развития коренных малочисленных народов.
Наряду с федеральным законодательством в Российской Федерации действует
также законодательство субъектов Федерации, регламентирующее статус национальных
административно-территориальных единиц и статус родовых общин и родовых угодий
малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Среди таких актов можно назвать
Закон Бурятской ССР о правовом статусе эвенкийских сельских (поселковых) Советов
народных депутатов на территории Бурятской ССР от 24 октября 1991 г., Закон
Республики Саха (Якутия) о кочевой родовой общине малочисленных народов Севера
от 23 декабря 1992 г., Положение о статусе родовых угодий в Ханты-Мансийском
автономном округе от 7 февраля 1992 г. и др.
Однако многочисленность и разнообразие нормативных актов о правах коренных
малочисленных народов не исключает необходимости принятия единого акта, регулирующего
их всесторонне. Проект федерального закона о правовом статусе коренных малочисленных
народов разрабатывается. Такой акт создает основу для развития законодательства
о конкретных малочисленных народах. Законопроект должен полностью соответствовать
международно-правовым актам. В нем должны быть отражены общие проблемы коренных
малочисленных народов и закреплены их коллективные права как этнических общностей
в различных областях общественной жизни, а также установлены гарантии реализации
этих прав.
Статья 70
1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание
и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным
законом.
2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы
устанавливается федеральным законом.
Комментарий к статье 70
В настоящей статье определяются государственные символы России как суверенного
государства.
Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и
порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным
законом, что подчеркивает их значение. Такой закон пока еще не принят.
В настоящее время Государственным флагом Российской Федерации является
прямоугольное полотнище с соотношением ширины и длины 2:3, состоящее из трех
равновеликих горизонтальных полос: верхней белой, средней синей и нижней красной.
Статус Государственного флага Российской Федерации до принятия соответствующего
конституционного закона определяется Положением о Государственном флаге Российской
Федерации, утвержденным Указом Президента России о Государственном флаге Российской
Федерации от 11 декабря 1993 г. <79>
Государственный флаг Российской Федерации поднимается на зданиях, где
проводятся заседания палат Федерального Собрания. Он находится постоянно на
зданиях - резиденциях Президента, Правительства, Конституционного, Верховного
и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации.
В дни праздников и памятных событий Государственный флаг России вывешивается
на зданиях центральных органов федеральной исполнительной власти, других органов
государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений,
предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.
За границей российский флаг вывешивается на зданиях дипломатических представительств,
консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации
или при международных организациях - в соответствии с нормами международного
права, правилами дипломатического протокола и традициями страны.
Государственный флаг поднимается на морских судах, судах внутреннего
плавания и других средствах передвижения, на которых в качестве официальных
лиц находятся Президент РФ, Председатель Правительства или другие лица, представляющие
Президента или российское Правительство, в соответствии с традициями и правилами
дипломатического протокола.
Флаги субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности административно-территориальных образований
не должны быть идентичны Государственному флагу Российской Федерации.
При одновременном поднятии Государственного флага Российской Федерации
и флага ее субъекта, флагов предприятий, учреждений, организаций и административно-территориальных
образований российский Государственный флаг должен быть поднят с левой стороны
здания (если стоять лицом к фасаду), а любой другой флаг - с правой. В этих
случаях флаги субъектов Федерации, предприятий, учреждений, организаций и
административно-территориальных образований не должны быть по размеру больше
Государственного флага России.
Государственный герб Российской Федерации - это официальная государственная
эмблема и символ страны.
Изображение Государственного герба и порядок его использования определяются
федеральным конституционным законом, а до его принятия - Указом Президента
Российской Федерации о Государственном гербе Российской Федерации от 30 ноября
1993 г. <80>.
Новый Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение
золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над
орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две меньшего
и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на
груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. Этот геральдический
образ символизирует единство Запада и Востока, западной и восточной культур.
Корона, скипетр и держава - символ государства и государственной власти.
Всадник, поражающий копьем дракона, отражает идею борьбы добра со злом, света
с тьмой.
Таким образом, новый Государственный герб Российской Федерации восходит
к традиционным российским государственным символам, несет в себе идею стабильности
государства и тех непреходящих ценностей, которые составляют его основу.
Государственный герб Российской Федерации воспроизводится на бланках
и печатях Президента России, палат Федерального Собрания, Правительства, Конституционного
Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Уполномоченного по правам
человека, Центрального банка Российской Федерации, на бланках и печатях органов
федеральной государственной власти, дипломатических представительств, консульских
учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей,
а также на бланках и печатях всех иных органов государства.
Государственный герб изображается на знаменах и флагах Вооруженных Сил
Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел, пограничных
войск, на пограничных знаках, на знаках различия военнослужащих, рядового
и начальствующего состава органов внутренних дел, а также на форменной одежде
дипломатического персонала МИД России. Государственный герб может изображаться
на орденах, и медалях Российской Федерации и ее денежных знаках. Иные случаи
официального воспроизведения Государственного герба устанавливаются Президентом
России.
Государственный гимн - торжественное музыкальное произведение, символизирующее
данное государство. Положение о Государственном гимне Российской Федерации
утверждено Указом Президента России о Государственном гимне Российской Федерации
от 11 декабря 1993 г. <81>.
Исполнение Государственного гимна обязательно при поднятии Государственного
флага Российской Федерации; при принесении присяги вновь избранным Президентом
Российской Федерации; при открытии и закрытии сессий палат Федерального Собрания;
при открытии памятников и памятных знаков; при встрече и проводах глав государств
и правительств зарубежных стран, посещающих Российскую Федерацию с официальным
визитом и в ряде других торжественных церемоний.
Исполнение Государственного гимна России в воинских частях, на военных
кораблях и судах регламентируется воинскими уставами.
Допускается исполнение Государственного гимна Российской Федерации при
проведении спортивных соревнований с учетом существующей практики спортивных
организаций.
При публичном исполнении Государственного гимна присутствующие выслушивают
его стоя, мужчины - без головных уборов. Правовое государство воспитывает
у граждан уважение к государственным символам. За надругательство, а равно
публичное глумление над государственными символами - флагом, гербом, гимном
- установлена административная и уголовная ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Символом государственности является также столица Российской Федерации
- город Москва. В Москве находится резиденция Президента России, здесь работают
Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, высшие федеральные
органы судебной власти, центральные отраслевые органы исполнительной власти.
Столица является местом пребывания дипломатических представительств иностранных
государств в России.
Статус столицы устанавливается федеральным законом. В настоящее время
это Закон РФ о статусе столицы Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. <82>.
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных
законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство
в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной
и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных
органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в
области государственного, экономического, экологического, социального, культурного
и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное,
таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные
экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды
регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся
материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность
в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные
договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка
продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного
имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок
их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального
моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального
шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и
уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое
регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система
и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических
объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Комментарий к статье 71
Проблема разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
ее субъектов рассматривается в ряде статей Конституции.
Статья 11, помещенная в гл. "Основы конституционного строя", устанавливает,
что разграничение указанных предметов ведения и полномочий осуществляется
настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов
ведения и полномочий.
Статья 71 устанавливает предметы ведения собственно Российской Федерации.
Статья 72 определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов. Отсюда следует, что органы государственной власти Российской Федерации
правомочны действовать в обеих сферах - т. е. в сфере ведения, реализуемой
как Российской Федерацией, так и ее субъектами. Статья 73 определяет полномочия
субъектов Российской Федерации.
Итак, ст. 71 Конституции должна рассматриваться в неразрывной связи со
следующими за ней ст. 72 и 73, поскольку во всех этих статьях определяются
предметы ведения Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов: республик,
краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных
округов.
По какому принципу проведено разделение предметов ведения? К ведению
Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно
для установления и защиты суверенитета и верховенства Российской Федерации,
распространяемого на всю ее территорию, и для защиты прав и свобод каждого
человека, в какой бы части страны он ни проживал и где бы ни находился.
К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено то,
что исходя из объективных условий существования нашего Российского государства
не может решаться только Федерацией без участия государственных органов ее
субъектов. Так, очевидно, например, что, хотя признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав национальных меньшинств
и малочисленных народов, являются обязанностью прежде всего Российской Федерации,
уделившей в своей Конституции этой проблеме 48 из 137 статей, в полной мере
они не могут быть обеспечены без участия субъектов Федерации, в которых, в
частности, проживают национальные меньшинства и малочисленные народы. Ведь
только на месте можно, например, четко определить границы территорий, на которых
определенные этносы занимаются традиционной хозяйственной деятельностью, и
взять под охрану их исторические памятники.
Переходя к тексту ст. 71 Конституции, определяющей предметы ведения Российской
Федерации, надо отметить, что содержащийся в ней перечень является исчерпывающим.
Он охватывает семь основных групп предметов ведения.
К первой группе относятся защита Конституции и ее конституционных основ
(п. "а", "б", "г", "н") и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением.
Это важнейшие положения. Именно право на установление федеральной Конституции
и принятие федеральных законов конституирует Российское государство как государство
суверенное. Сюда же относятся вопросы федеративного устройства и территории
Российской Федерации, в том числе определения статуса, т. е. правового положения,
защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства,
исключительной экономической зоны и континентального шельфа - все то, что
обусловлено территориальным верховенством нашего государства.
Ни, одного государство не может обходиться без государственных органов
и, в частности, определения порядка их формирования. Пункты "г" и "т" ст.
71 Конституции относят к ведению Российской Федерации установление системы
федеральных органов всех трех ветвей власти (законодательной, исполнительной
и судебной), порядка их организации, деятельности и формирования, а также
федеральную государственную службу.
Вторая группа предметов ведения Российской Федерации обусловлена признанием
человека высшей ценностью нашего общества. Человек создал общество, науку,
искусство именно для своего блага. И государство, также созданное человеком,
обязано обеспечивать человеку и гражданину условия для его существования и
развития как члена общества и как личности.
Пункт "в" ст. 71 Конституции исходя именно из этого отнес к ведению Российской
Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека, прежде всего, конечно,
тех, которые указаны в самой Конституции и общепризнанны в международных документах,
обычно называемых Биллем о правах. Этим же пунктом ст. 71 к ведению Федерации
отнесены вопросы гражданства Российской Федерации и защита прав национальных
меньшинств. Отметим, что приведенными выше положениями обязанности Российской
Федерации по защите прав человека и гражданина не исчерпываются. В ряде статей
Конституции зафиксированы и другие права граждан. Так, в ст. 81 установлено
право граждан России избирать Президента Российской Федерации, а в ст. 97
- право гражданина быть избранным депутатом Государственной Думы, права коренных
малочисленных народов, которые являются национальными меньшинствами, гарантированы
в ст. 69 Конституции и т. д.
В третью группу предметов ведения Российской Федерации входит установление
правовых основ единого общефедерального рынка, в частности финансовое, валютное,
кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия и многое другое, закрепленное
п. "ж" ст. 71, а также п. "з" этой же статьи. В последнем указаны федеральный
бюджет, федеральные налоги и сборы и федеральные фонды регионального развития.
Четвертую группу предметов ведения Российской Федерации составляют вопросы
собственности и управления. В соответствии с п. "д" и "и" ст. 71 сюда относятся
прежде всего федеральная государственная собственность и управление ею, а
также федеральные энергетические системы, ядерная энергетика и расщепляющиеся
материалы, федеральные транспорт, пути сообщения и т. д.
Управление любым государством - дело сложное, требующее не только анализа
текущего момента, но и составления прогнозов. Как правило, во всех государствах
существуют органы, занятые таким анализом и прогнозами. Это особенно важно
для Российского государства, переживающего серьезные трудности, естественные
для периода перехода к рыночной экономике. Кроме того, наше государство характеризуется
разнообразием природных условий, этнического состава населения. Именно поэтому
к ведению Федерации п. "е" указанной статьи Конституции отнес установление
основ федеральной политики и федеральной программы в области государственного,
экономического, экологического, социального и культурного развития России.
Отнесение этих предметов ведения к федеральному уровню ко многому обязывает
федеральные государственные органы. Именно они в силу этого предписания федеральной
Конституции несут основную ответственность за выбор пути развития нашего общества
и государства. Это пятая группа предметов ведения Федерации.
Шестая по счету, но одна из самых существенных, группа предметов ведения
Российской Федерации охватывает полномочия, связанные с оборонной и внешней
политикой нашего федеративного государства. Это оборона и безопасность, включая
оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов
и т. п., а также производство наркотических средств и порядок их использования.
К этой же группе предметов ведения следует отнести внешнюю политику и международные
отношения Российской Федерации, ее международные договоры, вопросы войны и
мира и внешнеэкономические отношения (п. "к", "л" и "м" ст. 71).
Последнюю, седьмую группу предметов ведения Российской Федерации составляют
отрасли законодательства, которые обеспечивают равенство всех граждан независимо
от места их проживания и национального происхождения. Это уголовное, уголовно-процессуальное
и уголовно-исполнительное законодательство, гражданское, гражданско-процессуальное,
арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной
собственности (п. "о").
Помимо этих основных вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации,
следует отметить, что только Российская Федерация устанавливает стандарты
и эталоны, систему исчисления времени, официальный статистический и бухгалтерский
учет и т. д.
При всем том, что, как уже отмечалось, перечни, содержащиеся в ст. 71
и 72 Конституции, являются исчерпывающими, нельзя не предвидеть, что по поводу
их толкования могут возникнуть споры, которые необходимо будет оперативно
разрешать с тем, чтобы обеспечить стабильность конституционных отношений в
Российской Федерации. Для разрешения споров, связанных с предметами ведения,
законностью издаваемых государственными органами актов, правомерностью заключаемых
субъектами Федерации договоров и соглашений, необходимы согласительные и иные
процедуры, а также особые органы, наделяемые соответствующими полномочиями,
либо наделение ими уже существующих судебных учреждений. Такова, как представляется,
функция коллизионного права, реализация которого отнесена к ведению Российской
Федерации (п. "п" ст. 71).
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов,
законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации
и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных
меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории
и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической
культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства
и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями,
эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской
Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое семейное,
жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах,
об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной
власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской
Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики,
края, области, города федерального значения, автономную область, автономные
округа.
Комментарий к статье 72
Эта статья определяет предметы совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации.
Что значит совместное ведение? Это совместная деятельность и ответственность
Российской Федерации и ее субъектов за состояние дел в ряде сфер государственной
деятельности, которая в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией,
ни ее субъектами. Предметы ведения, установленные в ст. 72 Конституции, целесообразно
рассматривать по группам, объединяющим близкие по содержанию понятия.
К первой группе предметов совместного ведения следует отнести все то,
что направлено на обеспечение единства Российской Федерации и управление ею
в интересах всего ее многонационального народа. Это предметы ведения, установленные
п. "а", "и", "н" ч. 1, где определяется, что к совместному ведению Федерации
и ее субъектов относится прежде всего обеспечение соответствия конституций,
уставов и законов, а также иных правовых актов субъектов Федерации Конституции
Российской Федерации и федеральным законам. Естественно, что без такого соответствия
основополагающих правовых актов субъектов Федерации правовым актам Федерации
нельзя достигнуть равноправия граждан, а следовательно, и единства народов,
населяющих нашу страну.
Статьей 72 Конституции предусмотрено совместное установление общих принципов
организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Эта правовая норма не препятствует возможности установить в каждом субъекте
Федерации и даже на каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление,
такой системы органов, которая наиболее привычна населению. Но вместе с тем
она обязывает учесть и факторы, существенные для всего населения России. К
ним относятся, например, необходимость поддержания связей с вышестоящими государственными
органами, с органами государственной власти соседних территорий, учет потребностей
общефедеральных средств связи и путей сообщения и т. п. С той же целью п.
"и" ч. 1 ст. 72 к совместному ведению отнесено установление общих принципов
налогообложения и сборов в Российской Федерации. Без соблюдения этого условия
практически каждый субъект Федерации, будь то крупная область, республика
или малонаселенный автономный округ, может оказаться в положении, когда он
будет нуждаться в помощи Федерации, а она не сможет ее оказать из-за отсутствия
у нее необходимых средств. Такие ситуации вполне могут возникнуть.
Отдельным местностям и даже регионам помощь ее соседей или Федерации
в целом нередко бывает необходима при катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях.
Именно поэтому к совместному ведению субъектов Федерации и самой Российской
Федерации отнесены осуществление мер по борьбе с указанными выше явлениями
и ликвидация их последствий.
Вторая группа совместных полномочий охватывает защиту прав и свобод человека
и гражданина, защиту прав национальных меньшинств, исконной среды обитания
и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др. (п.
"б", "з", "м" ст. 72). В реальной жизни права граждан могут быть нарушены
в самых различных местах, и защита их возможна в полной мере только тогда,
когда в ней участвуют государственные органы всех уровней, как федеральные,
так и субъектов Федерации. Кроме того, нельзя не учитывать, что субъекты Федерации
ближе к специфическим нуждам малочисленных народов и национальных меньшинств
и подчас именно они могут лучше выбрать средства, которые неотложны и необходимы
для поддержания и развития меньшинств и малочисленных народов. Такие меры,
разумеется, могут предприниматься лишь в строгом соответствии с регулированием
прав и свобод человека и гражданина актами Российской Федерации на основе
общепризнанных норм международного права.
Защита прав человека и гражданина - процесс многогранный. Поэтому к совместному
ведению Конституция отнесла также обеспечение законности, правопорядка, общественной
безопасности, кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуру и нотариат.
Обеспечение прав человека не может рассматриваться изолированно от защиты
общества и государства, общественных и государственных институтов. Ведь государство,
его органы, общественные институты, политические партии, благотворительные,
культурные и иные общества созданы человеком и легитимны только тогда, когда
их деятельность соответствует закону. Чтобы обеспечить их легитимность, к
совместному ведению Федерации и ее субъектов отнесены обеспечение законности
и общественной безопасности (п. "б" ч. 1).
Третью группу совместного ведения составляют вопросы разграничения государственной
собственности, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемых природных
территорий.
О федеральной собственности также говорилось в ст. 71 Конституции, где
перечислялось то, что отнесено к ведению Российской Федерации. Здесь же речь
идет о разграничении государственной собственности на федеральную и субъектов
Российской Федерации. Необходимость такого деления обусловлена тем, что до
подписания в марте 1992 г. Федеративного договора субъекты Федерации - края,
области, республики и т. д. - не имели своей собственности, что серьезно подрывало
их возможность самостоятельно решать даже те вопросы, которые формально были
отнесены к их компетенции.
Конечно, процедура деления собственности весьма сложна, поскольку надо
учитывать, во-первых, вклад в ее создание Федерации в целом и каждого ее субъекта
в отдельности и, во-вторых, значение конкретного объекта собственности для
экономики субъекта Федерации и Федерации в целом.
Споры об отнесении того или иного объекта к собственности Федерации или
ее конкретного субъекта - края, области, республики и т.п. - возникали неоднократно.
Решение таких споров составляет задачу федерального коллизионного права.
Возникает вопрос: нужно ли тратить усилия на деление государственной
собственности на федеральную и субъектов Российской Федерации? Можно с уверенностью
утверждать, что нужно. Нужно для того, чтобы улучшить управление собственностью,
поскольку в результате такого деления собственник стал ближе к своей собственности
и получил возможность лучше ее использовать в интересах как жителей Федерации,
так и ее субъектов.
Польза близости собственника к объекту собственности особенно очевидна,
когда речь идет о земле, недрах, водных и других природных ресурсах. Они находятся
в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Практически это
означает, что Российская Федерация в лице ее высших государственных органов
определяет прежде всего общие принципы, формы и методы распоряжения землей,
недрами и т. п., но делает это при участии субъектов Федерации. Ведь нельзя
не учитывать природных особенностей, свойственных регионам. Одно - калмыцкие
степи, а совсем другое - черноземные районы Воронежа.
Четвертая группа предметов совместного ведения охватывает главным образом
отношения в социально-экономической сфере, которые, очевидно, не могут решаться
только на федеральном уровне. Таковы, например, общие вопросы воспитания,
образования, науки, спорта, защиты семьи. Их реализация требует хорошего знания
и учета местных условий, обычаев и традиций. Другие же вопросы, в частности
здравоохранения, должны лишь координироваться Российской Федерацией и ее субъектами.
Пятую группу вопросов, решаемых совместно, составляет административное,
административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное,
лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей
среды (п. "к" ч. 1).
Завершается п. 1 ст. 72 указанием на то, что к совместному ведению помимо
указанного выше относятся координация международных и внешнеэкономических
связей субъектов Федерации и выполнение международных договоров России. Такая
запись объясняется тем, что Россия - единое государство, проводящее единую
политическую и экономическую линию как при заключении, так и при реализации
международных обязательств.
Часть 2 ст. 72 конкретизирует содержание гл. 1 Конституции "Основы конституционного
строя", в которой указано, что, во-первых, Российская Федерация состоит из
равноправных субъектов и, во-вторых, что во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой
равноправны (см. п. 1 и 4 ст. 5).
Эти правовые нормы - новое в российском конституционном праве. Ведь до
принятия Конституции полностью действовал Федеративный договор, составные
части которого, в частности договоры о разграничении предметов ведения и полномочий,
заключенные Российской Федерацией с республиками, краями, областями, городами
федерального значения, имели весьма существенные различия. Так, например,
к совместному ведению Федерации и республик относилось установление общих
принципов бюджетной системы, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург
в установлении этих принципов не участвовали. Не имели они также права участвовать
и в разграничении государственной собственности на своих территориях на федеральную
и собственность соответствующего субъекта, хотя такое право республик было
зафиксировано.
Дискриминация в отношении краев и областей была столь очевидна, что Договор
Федерации с ними уже с момента его подписания был дополнен протоколом, несколько
уравнивавшим в правах края и области с республиками. Но до принятия новой
Конституции неравенство прав субъектов Федерации сохранялось. Края, области,
города федерального значения, как и автономная область и автономные округа,
например, до принятия новой Конституции так и не получили права совместно
с Федерацией участвовать в определении режима пограничных зон. Законодательный
орган Российской Федерации был обязан рассматривать предложения республик
по направленным им законопроектам по предметам совместного ведения, но в то
же время не был обязан рассматривать предложения краев, областей, а также
автономий.
Федеративный договор не гарантировал субъектам Российской Федерации равные
права. А это означает, что он не возлагал на них и равную ответственность
за их действия. Более того, не обеспечивая субъектам Федерации равные права
и не устанавливая для них равную же ответственность перед их гражданами, Федеративный
договор узаконивал неравенство граждан России; полнота их прав и ответственность
за принимаемые ими решения ставились в прямую зависимость от их проживания
в республике, области и т. д.
Таким образом, исходя из сказанного включение в Конституцию нормы о том,
что положение о совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов в равной
мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения,
автономную область, автономные округа, имеет принципиальное значение (п. 2
ст. 72).
Наконец в нашей стране субъекты Российской Федерации поставлены в равные
правовые условия. А это нужно для того, чтобы переключить их органы власти
с борьбы за права и привилегии на целенаправленную деятельность по развитию
экономики и, соответственно, повышению уровня жизни проживающих на их территориях
граждан.
_________________ Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!
|