Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных
субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.
Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный
округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной
целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии
и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Комментарий к статье 5
В данной статье и других статьях Конституции закрепляется и последовательно
проводится принцип равноправия субъектов Российской Федерации. При этом следует
отметить, что республика (как государство) имеет свою конституцию и законодательство,
в то время как край, область, город федерального значения, автономная область,
автономный округ - свой устав и законодательство. По всем другим характеристикам
согласно Конституции республики не отличаются от краев, областей, городов
федерального значения, автономной области и автономных округов.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной
целостности. Принцип целостности и неприкосновенности территории Российской
Федерации, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под
сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.
Это конституционное положение строго соответствует общепризнанным нормам
международного права, признающего недопустимость нарушения территориальной
целостности и неприкосновенности, государственного единства во всех случаях,
когда государство соблюдает права человека и уважает право граждан на участие
в управлении страной непосредственно или через своих представителей.
Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано
на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения
и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти ее субъектов, означает, что Российская Федерация
берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма,
в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют
право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.
Определение этой сферы зависит от ряда факторов.
Прежде всего, объем принадлежащих исключительно Российской Федерации
предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов
всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если
Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики,
социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы-человека
и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет
выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым
условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление
ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной
и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. В перечень
предметов ведения, которыми не может не обладать Российская Федерация, ставящая
перед собой задачу защиты интересов всего народа, в современных условиях развития
науки и техники должны входить и управление федеральными энергетическими системами,
и установление единой политики в ядерной энергетике, в производстве и порядке
использования ядовитых веществ и наркотических средств и др. (см. комментарий
к ст. 71).
Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что
управление ею только из единого центра не представляется возможным. Она занимает
более 17 млн кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными
климатическими условиями. На ее территории проживает более 140 народов, находится
более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Поэтому важным фактором,
оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведения между
Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной
власти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации.
В силу этого, например, именно субъектам Федерации принадлежит право устанавливать,
причем самостоятельно, систему органов государственной власти. Эти органы
должны лишь соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации
и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной
власти, устанавливаемым федеральным законом в интересах всего многонационального
российского народа. Для того чтобы не допустить какого-либо нарушения законных
прав и интересов Российской Федерации и ее многонационального народа, Конституция
закрепила принцип, согласно которому законы и иные правовые акты субъектов
Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым
в соответствии с полномочиями Федерации, причем в случае противоречий между
ними действует федеральный закон.
Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов
на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной
демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как
и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано
лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного
права.
Право на самоопределение оправданно, когда конкретный народ или народы
подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие
чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться
свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного
права, в том числе если нарушается право каждого гражданина участвовать в
ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных
представителей.
Очевидно также, что реализация права на самоопределение не должна приводить
к нарушению правовых норм, соблюдение которых предусмотрено международным
правом.
Как указано в Декларации о принципах международного права, касающихся
дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии
с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. <4>, при реализации
права народа на самоопределение ничто не должно толковаться как "санкционирующее
или поощряющее любые действия, которые вели бы к расширению или к частичному
или полному нарушению территориальной целостности или политического единства
суверенных и независимых государств, имеющих правительства, представляющие
весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания
или цвета кожи".
Все сказанное нисколько не ущемляет права народов на самоопределение.
Оно признается и может быть реализовано в различных формах, в числе которых
и вхождение в состав другого государства, однако только при соблюдении указанных
выше условий. Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской
Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия
и, при поддержке государственных органов Российской Федерации. Так возникли,
например, Башкирская и Бурятская республики и многие другие. Самоопределение
в составе Российской Федерации помогло становлению как самоопределившихся
народов, так и Российской Федерации как суверенного государства.
Именно историческое прошлое и настоящее учитывались в ст. 5 Конституции
при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано,
в частности, на "равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации".
Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации
означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной
власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Тем самым
действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных
субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.
_________________ Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!
|