Русский рок
Русский национальный характер
Что такое русский национальный характер? Вопрос рассматривается в связи с общим определением и признаками нации, в частности такими, как «общность психического склада нации» и «общность национальной культуры», слово этноцентризм имеет самостоятельные значения. Тот элементарный, всеобщий факт, что отправным пунктом восприятия и оценки чужих обычаев, нравов и т. д. является опыт своей собственной этнической группы; речь здесь о некотором неосознанном чувстве, которое окрашивает наши восприятия и представления.
Этноцентризм обозначает предпочтение образа жизни собственной этнической группы всем остальным. Это — взгляд, что свое, «наше» является самым лучшим, превосходит все остальное. Такой взгляд, хотя он и часто встречается, отнюдь нельзя назвать всеобщим. В условиях развитого межнационального обмена преобладает система дифференцированных оценок, когда одни черты собственной этнической группы и ее культуры оцениваются положительно, а другие — отрицательно.
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить …
поэт XIXв. Федора Иванович Тютчева
основных критерия – различителя:
географический ("природа страны");
этнографический ("характер племени");
культурологически-исторический (характер "народного воспитания" и "исторические обстоятельства его внутренней и внешней жизни");
религиозный (антитеза "язычество- христианство").
Специфическим для русского национального характера является то, что в иерархии духовных ценностей народа никогда не превалировали черты высокомерия, национального превосходства, а нажива и стяжательство не были мерилом общественного успеха...
каковы генетические корни русской национальной культуры;
каковы исторические условия и факторы, определившие ее становление и развитие в качестве самостоятельного и самобытного феномена;
каково историческое время и пространство социокультурной деятельности русского народа как творца и создателя своей национальной культуры;
каковы главные, фундаментальные ценности русской культуры, образующие ее основу ("ядро"), и, следовательно, определяющие сущностные характеристики;
какова основная, смыслообразующая направленность отечественного социокультурного процесса;
каков исторический вектор русской национальной культуры; в чем состоит высший критерий зрелости и прогрессивности культурной деятельности русского народа;
каков характер и сам исторический путь взаимосвязи и взаимодействия русской культуры с культурами других стран и народов.
Характер русского народа как социокультурный феномен.
Но что такое "Русский Народ" как создатель и хранитель своей "второй природы" - культуры, каково его внутреннее содержание (мировоззрение, самосознание, самоидентификация и т.д.) и историческая устремленность?
Что такое "РУССКИЙ ХАРАКТЕР" в своём конкретном социокультурном проявлении, где те "опорные точки", которые образуют его ценностно-смысловое содержание?
1). сложное, антиномичное явление, целостная структура коллективных представлений, имплицитно содержащихся в осознании национальных ценностей и выражающихся в стереотипах реакций на разные процессы, факты, стороны жизни в социуме, и образ поведения.
2). структура русского характера, сложна, многоуровневая пирамида явных и неявных умонастроений, автоматических навыков, стереотипов сознания и поведения, сформировалась многовековой историей и культурой народа.
3). русский характер - выражает повседневный облик коллективного сознания определённой социокультурной общности и, будучи независимым от личной жизни индивида, не совпадает с характером отдельного человека: "социальный русский характер" и "характер русского человека" как "общее" и "особенное", "единичное"…
В русском характере, много своеобразного, связанного с многими и многими факторами, определявшими жизнь народа во всем ее многообразии.
1-й мощный фактор, повлиявший на становление характера русского народа и, его культуру была географическая среда и природа.
Постоянный риск на грани жизни и смерти; на протяжении столетий, по существу, "мобилизационно-кризисный" режим выживания человека и всего социума; огромные, порой нечеловеческие затраты труда и нервное напряжение – всё определяло жизнь русских: труд, быт, жилище, одежду, пищу, мироощущение, сознание, психологию…
Природа Великороссии, выдающийся русский историк В.О.Ключевский, определил - часто "смеялась над самыми осторожными расчётами русского человека", своенравие климата и почвы обманывали самые скромные его ожидания. Привыкнув к этим обманам, расчётливый великоросс любил подчас, очертя голову, выбрать самое, что ни есть безнадёжное и нерасчётливое решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги.
Природа приучила русского человека к чрезмерному кратковременному напряжению сил: работать споро, лихорадочно, быстро. Ни один народ в Европе, не способен был к такому напряжению труда – на короткое время, на какое был способен русский. Это же порождало и обратную сторону "медали": нигде в Европе не было такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному труду.
Борьба с природой, постоянная и опасная для жизни "игра с ней" - породили русское "авось", "аврал"…
Страх, порождаемый капризностью и непредсказуемостью природы и её стихийности ( 3/4 – это Север!), многовековой опыт суровой жизни выработали у русских определённое "мировидение", а именно: уважение к природным силам, переходящее нередко в удивление и восхищение как красотой, гармонией, так и могуществом, силой, величием природы.
Ещё одно качество: пассивно-созерцательное, фаталистическое отношение к миру.
Русский человек не позволял себе роскошь "трансцендентной медитации": жизнь заставляла упорно трудиться, а борьба за существование принимала весьма конкретные формы. Поэтому в характере русских людей фатализм сочетается со стихийно-реалистическим отношением к жизни.
Бсполлезно рассчитать всё наперёд, заранее разработать план действий и прямо по нему идти к намеченной цели заметно отразились на складе ума русских, на манере их мышления. Отсюда – не рационализм, а интуитивизм доминировал в их коллективном сознании.
У русских больше всего восточной (т.н. "византийской") иррациональности, чем западной рациональности, а поэтому эмоции у них чаще преобладают над разумом, страсти над интересами.
Русский человек чаще всего идёт за "голосом сердца", чем за рассудком. Если у русских людей преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление, то у западных – вербально-логическое…
Русский человек более склонен обсуждать пройденный путь, чем продумывать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперёд.
Это отражает в народе выражение:
"Русский мужик крепок задним умом"…
Это делает его более осмотрительным, чем предусмотрительным. Он лучше замечает следствия, чем ставит цели и предвидит способы их достижения.
Концепция бытия русского народа, формируясь на протяжении веков в экстремальных условиях, выработала в общественном сознании самобытную и исключительно жизнеспособную идеологию коллективного спасения, идею человеческой солидарности.
Отсюда качество, что в корне отличает его от менталитета западного человека – коллективизм, общинность, соборность (в разные исторические периоды это качество, имея одно ценностно-смысловое содержание, звучало по-разному).
На Западе весь исторический период – от гибели Римской рабовладельческой империи и до сегодняшнего бытия буржуазного общества формировался индивидуализм. Культ индивидуальности, наиболее полно заявивший о себе в эпоху Возрождения, затем развился и закрепился в эпоху Просвещения и в период торжества капитализма – в XIX веке.
Общинные традиции, уходящие в глубокую древность и пронизывающие весь уклад жизни русского народа – труд, быт, досуг – это самобытное явление не только русского характера как такового, но и всей русской национальной культуры. Понять это – значит, "расшифровать" архетип нашей культуры.
Общинный уклад жизни русских – это не зигзаг, не отход от "нормы", не брак социального творчества народа, а объективный и оправданный результат многовекового культурно-исторического развития России. Общинная форма землевладения и в целом жизнеустройства – это исконная форма борьбы за существование народа, которая обусловливалась как минимум тремя обстоятельствами: трудными природно-климатическими условиями, необходимостью освоения огромных территорий, постоянными и многочисленными нападениями соседних народов.
По словам известного в XIX веке геолога, социолога и публициста Л.И.Мечникова (1838-1888), "смерть или солидарность, других путей у русского народа не было, чтобы не погибнуть, - он должен был прибегнуть к солидарности и общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды".[66] Одно только монголо-татарское иго, длившееся около трёх столетий, вынудило русских (дабы не исчезнуть, не раствориться в массе кочевников) выработать механизм общинного жизнеустройства. Всё это побуждало русских держаться друг возле друга и приучало сообща работать, сообща обороняться, сообща жить.
Поздние общинные традиции укрепились в результате возникновения крепостного права с его поборами, которыми облагались крестьяне, податями по принципу круговой поруки мира. Это также "приучало" крестьян к равенству в распределении государственных тягот и тех источников, из которых они могли покрываться, т. е. земли. Земли распределялись общинами по душам (мужским) и едокам (мужским и женским душам), когда они доходны и с лихвой оправдывали платежи, и по рабочей силе, т. е. по "тяглу", когда земли не покрывали или едва покрывали фискальные налоги.
Весь смысл земельных переделов заключался в равенстве распределения тех благ, которые можно было извлечь из пользования общинными землями, и в равенстве распределения тягот в виде государственных, земских, мирских и прочих платежей. И пока земли хватало всем, общины весьма дорожили общими переделами, так как в промежутках между переделами состав семей менялся к выгоде одних и невыгоде других.
Но вряд ли справедливо рассматривать общинный уклад русского народа лишь как вынужденное приспособление к жизни под напором внешних обстоятельств. Известный современный российский философ и социолог А.С.Ахиезер справедливо, по нашему мнению, замечает: "Славянская родовая община превратилась в крестьянскую поземельную общину, которая сохранилась на протяжении всей русской истории. Это была не просто организация, но элемент массового менталитета (т. е. характера. – В.С.). Она формировалась и тогда, когда не было никакой внешней силы, которая её к этому побуждала, когда крестьяне были свободны в выборе форм отношений".
Именно на общинной основе зародился, вырос и стал самостоятельным явлением культурный архетип русского народа. Община создала традиции и формы самоуправления, бытовой непосредственной демократии (сельские сходы, решение всех проблем "миром", выборная и "артельная" начало и др.), определила формы хозяйствования, место и роль в нём работника, его миропонимание и самочувствование.
Славянофил А.С.Хомяков считал, что для русского крестьянина "мир" есть как бы олицетворение его общественной совести, перед которой он выпрямляется духом. Да и сама Россия "в глазах простолюдина…не государство и не нация, а скорее семья. Этот патриархальный взгляд столь же древен, кажется, как и сама Россия, он… лишь распространился и упрочился".
Община сыграла главенствующую роль в жизни русского народа. Община для русских – это их сила но, увы, и слабость одновременно. Общинная форма хозяйственной и социальной жизни дала возможность русскому человеку освоить самые обширные и самые тяжёлые пространства планеты. Она вырабатывала коллективизм, "соборность", дававшие людям чувство защищённости, уверенности в жизни, снимавшие крайний индивидуализм, эгоцентризм, этническую исключительность. Общинное устройство не раз спасало Русь от завоевателей: так было в 1612 и 1812г.г., так было и в 1941–1945г.г. – в годы Великой Отечественной Войны.
Но в общине личная свобода нередко приносилась в жертву коллективистско-патриархальному братству. Уравнительные тенденции, принижение роли индивида, личности явственно прослеживается в ней. Не случайно А.И.Герцен отмечал, что в общине мало движения, а М.А.Бакунин говорил о рождении в общине тупоумной неподвижности, непроходимой родной грязи.
Русский человек не только коллективно, сообща трудился и оборонял свою землю, но и сообща отдыхал, веселился. Общественная жизнь крестьянина широко проявлялась в календарной обрядности, в совместных праздничных гуляниях и развлечениях. В жизни русского народа они всегда занимали особое место.
В традиционной народной культуре праздник отнюдь не понимался как простое отдохновение от труда, узаконенное безделье: он нёс в себе важные общественные функции (свободное и творческое общение с членами коллектива; самовыражение личности в различных досуговых формах; укрепление или подтверждение своего социального статуса; демонстрация способностей, талантов и даже нарядов; укрепление контактов с другими людьми и т. д.).
В праздниках всегда были представлены нравственные, воспитательные, психологические, мировоззренческие, эстетические, зрелищно-художественные компоненты поведения личности и социума в целом. Здесь складывался и одновременно проявлялся характер русского народа как социально-культурный феномен.
Таким образом, в ходе тысячелетнего освоения безмерных пространств, невероятно тяжёлого мирного и ратного труда и совместного сотрудничества у русского народа в его национальном характере выработались и закрепились основополагающие черты – общинность, коллективизм, взаимовыручка, а вместе с ними – доброта, открытость и душевность в отношениях друг с другом и с другими народами.
Немецкий философ Вальтер Шубарт (1897–1941) почти сто лет тому назад писал, что "русский обладает…теми душевными предпосылками, которых сегодня нет ни у кого из европейских народов. …Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе".[69]
Многие исследователи проявление "доброты" относили к числу первичных, основных свойств характера русского народа. Об этом феномене хорошо писали Ф.М.Достоевский, отмечавший, что "русские люди долго и серьёзно ненавидеть не умеют". А Н.О.Лосский тонко подметил, чтоу русских (и у всех славян) высоко развито ценностное отношение к людям, впрочем, как и ко всем предметам вообще.
Специфическим для русского национального характера является то, что в иерархии духовных ценностей народа никогда не превалировали черты высокомерия, национального превосходства, а нажива и стяжательство не были мерилом общественного успеха, значительности личности. .
К числу первичных, наиболее фундаментальных и древних свойств русского национального характера относится глубинное чувство независимости, воли, свободы и переплетающееся с ним мужество, стойкость, несгибаемость в самых трудных моментах жизни страны, всего народа.
Эта доминантная черта – одна из древнейших в русском национальном самосознании, ее конкретное содержание ярко и мощно проявилось на всех этапах истории Родины.
Историки Византии, оставили нам описание древних славян (наших предков), изображали их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, свойственную северному климату, они сносили голод и всякую нужду, питались грубой пищей, любили движение, деятельность, были выносливы и терпеливы. По тем же свидетельствам, славяне войнами были отважными. Храбрые, они особенно искусно бились в ущельях, умело скрывались в траве, изумляли неприятеля мгновенными и хитрыми нападениями. Попадая в плен и подвергаясь пыткам, умирали молча, без вопля…
Эти качества характера русских людей разовьются, окрепнут, станут определяющими на всем историческом пути их бытия, они позволили выстоять в борьбе с многочисленными завоевателями[b]. сломив монголо-татарское 300 лет ига и отстоять русскую государственность, отбить немецкие, турецкие, польско-литовские, шведские, японские, английские, французские, американские экспансионистские поползновения, переломить хребет фашизму в Европе.
Совсем не случайно на Западе давно родилось выражение: "русские – самый непокорный народ на земле, его не могли сломить ни оружие, ни угрозы физического уничтожения, ни голод, ни холод, ни другие чудовищные испытания. Русских можно убить, уничтожить физически, но завоевать, покорить – никогда…"
Вся тысячелетняя история русского народа наполнена бесчисленными фактами, запечатлевшими беспримерное мужество, стойкость, несгибаемую волю к свободе и независимости, которые ценились выше самой жизни.
Отряд русских воинов под предводительством легендарного Евпатия Коловрата погиб, но отомстил золотоордынцам за разорение Рязани (1237 год);
60 000 воинов Дмитрия Донского полегли на поле Куликовом (1380 год), но нанесли удар страшной силы ненавистной Орде, положив начало великому освобождению от захватчиков и грабителей сел и городов Земли Русской;
Отряды народного ополчения под предводительством К.З.Минина и Д.М.Пожарского разгромили польских интервентов (22-24 августа 1612 года), и в результате всенародной борьбы была полностью освобождена столица Русской Земли, а захватчики изгнали, изгнаны за ее пределы.
Освободительная борьба породила многие тысячи героев, не жалевших своей жизни для спасения независимости родной страны. Один из народных героев – костромской крестьянин Иван Сусанин, который обрек на гибель в лесах большой отряд польских интервентов, пожертвовав своей жизнью в борьбе с врагами;
Через 200 лет русский народ разгромил диктатора Европы Наполеона, заявлявшего: "Через пять лет, я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее" (писал он в 1811г.). В приказе по войскам по случаю выпуска медали в честь побед 1812г. великий Кутузов М.И. писал: "Воины!.. Вы кровию своею спасли Отечество… вы по справедливости можете гордиться сим знаком… Враги ваши, видя его на груди вашей, да вострепещут, ведая, что под ним пылает храбрость, не на страхе или корыстолюбии основанная, но на любви к вере и Отечеству и, следовательно, ничем непобедимая";
В 1941-1945 гг. русский народ в тесном единстве с другими советскими народами поверг в прах самую страшную силу за всю историю человечества – германский фашизм, угрожавший нам полным уничтожением.
Вся Европа (за исключением островной Англии), в том числе Франция, Польша, Австрия и многие другие государства капитулировали перед Гитлером, оставался только Советский Союз и его многонациональный народ.
Перед ним стоял исторический выбор: умереть или победить! Эта война не случайно названа Великой Отечественной Войной - народной, священной. "Если в мировой истории не было войны столь кровопролитной и разрушительной, как война 1941–1945 годов, - писал лауреат Нобелевской премии М.А.Шолохов, - то никогда никакая армия в мире, кроме родной Красной Армии, не одерживала побед более блистательных, и ни одна армия, кроме нашей армии – победительницы, не вставала перед изумленным взором человечества в таком сиянии славы, могущества и величия".
Ради свободы и независимости наш народ положил на алтарь Великой Победы 27 миллионов жизней своих сынов и дочерей. Они гибли, но не сдавались врагу.
Так было в Брестской Крепости, осажденном Ленинграде, в Севастополе, Одессе, Сталинграде, в лесах Белоруссии, на Брянщине – по всему фронту от Черного и до Балтийского моря.[/b]
Такого всенародного героизма – на фронте и в тылу – не знала мировая история!
В этих, далеко не полных, исторических фактах и выражен характер народа, его лучшие качества и черты.
Малоизвестный факт: в большинстве воинских уставов мира оговариваются условия сдачи в плен, в русском уставе – это не оговаривалось никогда! Сдача в плен по-разному оценивалась в зависимости от условий, однако в уставы не вносилась и числилась не соответствующей духу русского Устава…
Итог, по характеру русского народа и русского человека: "В истории ценностях, и среди них героизм, святость, подвижничество имеют, по крайней мере, такое же онтологическое значение, как создание художественных памятников и научных систем.
Героизм, подвижничество, жертвенность русского народа во имя свободы, независимости, заложенные в его национальном характере, образуют особый культурно-исторический тип, занимающий выдающееся место во всей мировой цивилизации.
Одни народы обогатили ее (цивилизацию) великими художественными памятниками и научными системами (древние греки, например), а мы, русские, - еще и героизмом, великой жертвенностью, что позволило сохранить свободу не только нам самим, но и многим народам мира. Свобода есть непревзойденная ценность и культуры, и цивилизации…
Говоря о русском национальном характере и его социокультурном оформлении, следует предупредить любого !!!
Доброта может смениться жестокостью и даже озлобленностью. Покорность – бунтом и страстью к разрушению. "Русские – вулканы, или потухшие, спокойные, или в состоянии извержения. Под поверхностью даже и самых спокойных... томится жила энергии расы, ведущая к внутреннему огню и тайне человеческого духа" – писал один из иностранцев в 1913 году.
Русская государственность как идея, как высшая ценность, как некая конкретная форма жизнеустройства имеет глубокие исторические корни. Действительно, само бытие народа, и, следовательно, и его культуры, берут свое начало задолго – за столетия и даже за тысячелетия до формирования государственности.
Русская государственность возникла, развивалась и формировалась в непрерывной борьбе за свое "существование" и выживание самого народа. Сколько раз в истории она стояла на грани гибели: с момента своего возникновения и, по существу, до настоящего времени!
Но для русских гибель государства означала бы гибель самого народа! А потому государство на Руси и его олицетворение – верховный правитель были сакрализованы. Новгород в народном правлении именовался "государем", а Псков назывался "господином".
"Нельзя быть земле Русской без государя". –
говорили в старину. –
"Государь знает, кто ему друг, а кто недруг"…
В русском национальном сознании издревле образ Родины – Русской земли – колыбели народа и его культуры отражался на уровне высшей святости. Отсюда важнейшей характерной особенностью отечественной культуры, составляющей ее национальное своеобразие, выступала тема исторической судьбы Родины и Народа.
В 971 году киевский князь Святослав перед заведомо неравным боем с огромным войском византийского императора Иоанна Цимисхия сказал своим воинам: "Да не посрамим земли Русскыя, но ляжем костьми ту: мертвые бо срама не имут. Еже ли побегнем, срам инам".
В 1240 – 1242 годах новгородский князь Александр Невский громил со своими дружинами шведских, немецких и датских захватчиков, объединяя Северо-Западную Русь под великим призывом "За Русь!".
В 1380 году князь Дмитрий Донской, ведя свои полки на поле Куликовом против полчищ Мамая, говорил: "Не пощадим жизни своей за землю Русскую, за веру христианскую…".
В 1612 году земский староста К.З.Минин и воевода Д.М.Пожарский возглавили борьбу русского народа против польских оккупантов, четко сформулировав историческую задачу: "освободить Москву – столицу Русского государства от иноземных захватчиков, изгнать с русского престола иноземцев и ставленников интервентов, создать новое, русское правительство".
В 1812 году армия под руководством М.И.Кутузова и весь русский народ были объединены одним патриотическим порывом: "разбить наполеоновские орды и очистить землю Русскую от захватчиков".
В 1941–1945 гг. весь многонациональный советский народ был охвачен единым порывом: не сдаться, не сломиться перед фашистскими захватчиками, победить во что бы то ни стало, а, значит, сохранить себя и свою Родину.
Политрук Клочков в 1941 году эту мысль выразил предельно ясно:
"Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!".
27 миллионов сыновей и дочерей России отдали свои жизни в годы Великой Отечественной войны, но не сдались, а погибли за свою Родину.
Отмечая эту важнейшую сторону нашей истории и культуры, следует подчеркнуть, что именно в России потерпели крах все мощные армады – золотоордынская, наполеоновская и гитлеровская. Других подобных мировых угроз и не было.
Именно эта роль России в мировой истории и культуре настолько значительна, что все попытки принизить нашу страну просто нелепы. Причем, в данном случае речь никак не идет о каком-то нашем превосходстве (здесь нет даже намека на это!), а о том, что говорить о русской цивилизации и культуре как о чем-то второсортном, уступающем западным "вершинам", немыслимо, недостойно.
Наша любовь к Родине, родной земле – это глубинная, исторически выношенная и глубоко осознанная черта русского национального характера, всей русской духовной культуры. "Слово о погибели русской земли" (1238–1246 ) – великий образец песни-славы в честь Родины: "О, светло Светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местно-чтимыми, городами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!".
В XX столетии советские люди пели:
"Прежде думай о Родине, а потом о себе!".
Здесь нет никаких личной уничижительности, здесь явно виден примат общегосударственных, общенародных интересов над личными, индивидуальными. Отсюда такие родовые понятия как "Родина", "Государство", "Порядок", "Патриотизм" имеют ключевое значение в нашей духовной культуре. Смысл этих идейно-нравственных, духовных ценностей в культурном ядре русского народа был заложен изначально, они всегда исполняли роль могучего национально-объединяющего фактора, обладали государство-организующей силой.
Наряду с патриотичностью на почетном месте явно находится "социалистичность" в русской национальной культуре. Это выражается в вечном поиске идеи "Правды", "Справедливости" во всем мироустройстве, во взаимоотношениях людей. Причем, мотив "Правды" был и остается ведущим, сквозным, определяющим во всей древнерусской, средневековой, новой и новейшей культуре России.
В сознании русского народа, прежде всего крестьянства, всегда жило обостренное чувство справедливости, причем не просто в виде материального воздаяния, как формы компенсации, а как проявление высшей справедливости: жить по душе достойно, вознаграждать по совести.
Издавна сформировался народный идеал справедливости, который был в душе русского крестьянина и рабочего своего рода "компасом" в море жизни. Его лучше всего сохранил в своей генетической памяти русский язык и донес до наших дней.
Именно язык позволяет нам "реконструировать" нашу культурную историю, находя в ней ведущие смыслообразующие ценности русского народа. "Величайшее богатство народа – его язык!" - говорил лауреат Нобелевской премии великий русский писатель М.А.Шолохов. – Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта".
И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
…Никогда не померкнет наша патриотическая гордость, закованная в булат таких пословиц:
"Наступил на землю русскую, да оступился",
"С русской земли – умри, не сходи",
"За правое дело строй смело".
В устойчивой иерархии ценностей русской культуры с идеей социальной правды и справедливости тесно сопрягалась другая основополагающая идея – "нестяжательства".
Русский человек явно сопрягал устроение жизни на юридических началах с началами социальной правды и справедливости. В сознании русского человека понятие достатка, сытости связано только с трудом, работой, личными заслугами.
"Как поработаешь – так и поешь".
Народное сознание всегда считало, что единственным справедливым источником приобретения имущества может быть только труд. Поэтому земля, которая не является продуктом труда, должна находиться не в индивидуальной собственности, а только во временном пользовании, право на которое дает только труд. Большинство русских крестьян не знало частной собственности на землю.
Отсюда древний идеал крестьянства, враждебно относившегося к частной собственности на землю... сложившийся в России общинный принцип в системе культурных ценностей ставился выше принципа частной собственности.
Земля – Божья, считал крестьянин, и принадлежать она должна тем, кто ее обрабатывает. Это – основа трудового миросозерцания русского крестьянина, вокруг которого формировались все его другие воззрения, сам культурный архетип.
Трудолюбие, добросовестность, старательность – отличительные черты положительных героев русских, и, наоборот, отрицательные персонажи характеризуются чаще всего как ленивые, неумелые, стремящиеся урвать незаслуженные блага.
В историческом памятнике русской литературы и быта XVIв. "Домострой" отражен своего рода "кодекс" трудовой жизни русского человека – крестьянина, купца, боярина и даже князя:
Все в доме – и хозяева, и работники – должны трудиться, не покладая рук;
Хозяйка, даже если у нее гости, "всегда бы над рукоделием сидела сама";
Хозяин всегда должен заниматься "праведным трудом";
Хозяйка – жена должна быть "добрая, трудолюбивая и молчаливая"; Слуги хорошие, чтобы "знали ремесло, кто кого достоин и какому ремеслу учен";
Родители обязаны учить труду своих детей, "рукоделию – мать дочерей и мастерству – отец сыновей".
Труд как одна из базовых ценностей отечественной культуры пронизывает всю структуру ее иерархии и в другие эпохи, в том числе в XX столетии. Труд в системе культурных и социальных ценностей советского периода рассматривался как "дело чести, доблести и геройства".
Выдающихся крестьян-колхозников, рабочих, инженеров, агрономов, учителей, врачей, ученых, полководцев и солдат (людей ратного труда) знала вся страна, они были нравственным ориентиром нации.
Русская национальная культура отличается своей открытостью, пластичностью, удивительной способностью к сотрудничеству и взаимодействию с другими культурами.
Это проявляется в каждой ее сфере, на самых различных ступенях иерархической структуры ценностей. Так, в русской духовной культуре мощно, ярко, может быть, как ни в одной другой культуре, представлена и разработана идея "Всеединства", "Всечеловечности". Она, можно сказать, лежит в самом основании и пронизывает всю нашу культуру на всем протяжении ее исторического бытия. ... творил не для одного русского народа, но в явной, одинаковой мере для всех народов "Свято Руси Велие (великой)"!". [/b]
Трудолюбие, одаренность.
Русский человек одарен и трудолюбив. Он обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество.
Русский народ – большой труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры. Трудно перечислить хотя бы малую часть того, что стало достоянием самой России.
В русских пословицах и поговорках эта черта находит отражение:
“Счастье и труд рядом живут”,
“Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”,
“Терпение и труд все перетрут”,
“Бог труды любит”.
Русский народ очень ценит труд:
“Золото познается в огне, а человек в труде”,
“Талант без труда не стоит и гроша”.
Русский фольклор говорит и о существовании трудоголиков:
“Скучен день до вечера, коли делать нечего”,
“Без дела жить – только небо коптить”,
“Не та забота, что много работы, а та забота, как ее нет”.
Трудовой люд не завистлив:
“Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда”.
В пословицах осуждают ленивых:
“Долго спать, с долгом встать”,
“Кто поздно встает, у того хлеба недостает”.
И одновременно хвалят трудолюбивых:
“Кто рано встает, тому Бог дает”.
Только честный заработок ценился народом:
“Легко добыто, легко и прожито”,
“Даровой рубль дешев, нажитой дорог”.
И в воспитании молодых предпочтение отдавалось труду:
“Не учи безделью, а учи рукоделью”.
Свободолюбие
К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше всего.
Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость, свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона.
Например, пословицы:
“Хоть тяжелая доля, да все своя воля”,
“Своя воля дороже всего”,
“Вольность всего дороже”,
“Воля птичке дороже золотой клетки”,
“Что хочу, то и ворочу”,
“Своя рука владыка” –
говорят о стремлении к свободолюбию.
Сила воли, мужество и смелость
Обладая свободолюбивым характером, русский народ многократно одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов в мирном строительстве.
В пословицах находят отражение черты русских воинов:
“Лучше смерть в бою, чем позор в строю”,
“Либо полковник, либо покойник”.
Эти же черты проявляются и в жизни мирных людей.
“Кто не рискует, тот не пьет шампанского” –
о том, что русский народ любит рисковать.
“Либо пан, либо пропал” –
о решимости предпринять что-либо, рискнуть, несмотря на возможный провал, гибель. Близки по значению и пословицы:
“Или грудь в крестах, или голова в кустах”,
“Либо в стремя ногой, либо в пень головой”,
“Либо рыбку съесть, либо на мель сесть”.
Пословица
“Волков бояться – в лес не ходить” -
говорит о том, что нечего и браться за дело, если страшиться предстоящих трудностей. А смелому всегда сопутствует удача:
“Удача – спутник смелого”,
“Кто смел, тот и съел”.
Доброта
Характерные черты русских людей – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость.
Многие пословицы и поговорки иллюстрируют эти черты:
“Доброму Бог помогает”,
“С добрым жить хорошо”,
“Делать добро спеши”,
“Доброе дело и в воде не тает”,
“Жизнь дана на добрые дела”,
“Добро век не забудется”,
“Тому тяжело, кто помнит зло”.
К доброму человеку справедливо относится судьба:
“Злому – смерть, а доброму – воскресение”.
Однако слишком смирного пословицы осуждают:
“Его разве только ленивый не бьет”,
“Смирную собаку и кочет бьет”.
Терпение и стойкость
Это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая буквально легендарной. Русские обладают, кажется, безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности.
Не трудно найти отражение этой черты в русских пословицах и поговорках:
“Терпение – лучше спасенья”,
“Терпение даст умение”,
“На хотенье есть терпение”,
“Век живи, век надейся”.
Русский народ терпелив и вынослив, упорен и стоек, не падающий духом от неудач и верящий в свои силы.
Об этом говорят пословицы:
“Терпи горе, пей мед”,
“Час терпеть, а век жить”,
“Терпя, в люди выходят”,
“Поживи в рабах, авось, будешь и в господах”,
“Бог даст день, даст и пищу”.
Гостеприимство, щедрость и широта натуры.
Русское гостеприимство общеизвестно:
“Хоть не богат, а гостям рад”.
Для гостя всегда готово лучшее угощение:
“Коли есть, что в печи, все на стол мечи!”,
“Гостю щей не жалей, а погуще налей”.
Русские люди встречают гостя на пороге своего дома.
Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия:
“Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”.
Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола.
Об этом говорят русские пословицы:
“Хлеб всему голова”,
“Хлеб на стол, так и стол – престол”,
“Плох обед, коли хлеба нет”,
“Хлеб – дар божий, отец, кормилец”,
“Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай”.
И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека:
“Без соли, без хлеба худая беседа”,
“Без хлеба – смерть, без соли смех”.
Отзывчивость
Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому душевному состоянию, способность интегрироваться с культурой других народов, уважать ее. Удивительная этническая терпимость, а также исключительная способность к сопереживанию, умение понимать и принимать другие народы позволили русской нации создать невиданную в истории империю. И эта черта отражается в народных пословицах и поговорках:
“Кто нас помнит, того и мы помянем”,
“За добро добром платят”.
По мнению Вл. Соловьева, “истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого”.
Такие свойства русского человека, как гуманизм, доброжелательность в отношении других народов, гостеприимство, самопожертвование, альтруизм порождают социально более глубокие свойства, такие, как интернационализм, взаимное уважение людей, их национальных обычаев, культуры.
Особое внимание русские уделяют отношению к соседям:
“Худое дело обидеть соседа”,
“Жить в соседах – быть в беседах”,
“Близкий сосед лучше дальней родни”,
“Межи да грани – ссоры да брани”.
Религиозность
Одной из глубинных черт русского характера является религиозность. Религиозное мировоззрение сыграло важную роль в формировании как нации в целом, так и русской личности в отдельности. Эта характерная глубинная черта русской национальной личности отражается с древнейших времен в фольклоре, в пословицах:
“Жить – Богу служить”,
“Сильна Божья рука”,
“Божья рука – владыка”,
“Никто не может, так Бог поможет”,
“С Богом пойдешь, до блага дойдешь” –
эти пословицы говорят о том, что Бог всемогущий, и помогает верующим во всем. В представлении верующих Бог – идеал совершенства, он и милосерден, и бескорыстен, и мудр:
“У Бога милости много”,
“Бог на милость не убог”,
“Друг обо друге, а Бог обо всех”,
“Кто добро творит, тому Бог отплатит”.
У Бога щедрая душа, он рад принимать любого человека, который обращается к нему, его любовь неизмеримо велика:
“Кто к Богу, к тому и Бог”,
“Любящих и Бог любит”,
“Бог полюбит, так не погубит”,
“Кто добро творит, тому Бог отплатит”.
Анализ русского национального характера на основе пословиц является новым подходом к изучению этого вопроса. [статья-исследование китайского учёного - Сун Яньвэй, Даляньский политехнический университет (Китай)]
ОТСЮДА - напрашивается простой вывод - Кто так и в этом не живёт, по сути своей, по глубине душевной, и сердца всего - тот не русский!!!
Даже если родился от русских и в русском народе, и корни которого - русские, и по национальности в паспортных даных написано - "русский". Такой человек - иностранец в своём Отечестве, эмигрант на своей Родине, иноземец по сути своей - чужак - для русского народа, а значит и русского человека!!!
«Русский Рок»
«Свой рок» в СССР сформировался к середине 1960-х в виде массового «бит-движения». Короче, в начале 1960-х и СССР появилась своя, «советская» рок-музыка, а в Москве, в 1967 году уже был открыт первый официальный рок-клуб «КМ». Апофеозом советского рока стал легендарный Ереванский рок-фестиваль, который проводился ежегодно в Ереванском дворце спорта (!) с 1968 по 1972 годы.
Надо подчеркнуть, - русская молодежь никого «не догоняла», и все у нас появлялось примерно в одно и то же время с Западом. И это естественно: русская культура — культура европейская.
Уже в начале 1970-х стало заметно, как рок-культура (как мажоритарная, массовая субкультура) начала сдавать свои позиции.
Распад «Битлз» продемонстрировал ограниченность внутреннего ресурса рока, и туда хлынули так называемые «профессионалы», то есть буквально: «говорящие на языке большой культуры».
А субкультура, по определению, не может говорить на «общекультурном» языке!
Как «питерский рок», так и «московский рок» 80-х, можно называть именно феномен самобытности в имени - «Русский Рок». Вытекающий из РУССКОГО ХАРАКТЕРА и РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Питерская молодежная контркультура 80-х была - трэшевая и представляла собой секонд хенд шестидесятников.
Ленинградцы, за редкими исключениями, стеснялись трэша. Когда ленинградцы анализируют «рок», они говорят только о текстах, музыки для них, как будто, не существует вообще.
В Москве же процветал концептуализм, и столичный снобизм не мог переварить, например, цоевские перлы про «наши сердца, которые ждут перемен» в качестве серьёзной духовной пищи.
Для москвича Кремль — это очень близко, слова «ложь» и «власть» были синонимами, поэтому москвичей можно, иронически конечно, назвать людьми «с подмоченной вербальностью».
Москвичей больше интересовали звук, новые музыкальные идеи. Музыка московских групп более интровертивна, хотя московская контркультура 80-х была тоже трэшевой, как и в Питере, разница в том, что она была не просто трэшевой, а трэшевой принципиально!
Это была особая эстетика «отказа», ухода во внутреннюю эмиграцию, — недаром одна из московских групп так и называлась «Вежливый отказ».
В Москве никто не верил ни в какие «перемены», никто не апеллировал к власти, все были заняты собой и устройством своего «звукового мира»: все, что было связано с Властью и Кремлем, казалось просто комичным… Над этим - мы просто издевались, над любой номеклатурщиной, и ярко выражалось феноменом, в словах - "Есть - Москва, а есть - Кремль, просьба не путать, эти понятия" ...
А кто считался серьезным? — это те, кто не мог попасть под подозрение в некомпетентности: Брайан Ино (с ним работали «Звуки Му»), Роберт Фрипп (Сучилин), Питер Гэбриэл (Инна Желанная), Пьер Булёз (Орлов, Трефан)… Великие герои, уже ушедшие, кстати, из классического рока, и вряд ли ассоциировавшиеся с «новой волной».
И любили москвичи в Питере только «родное» — Курехина, «Джунгли», «Сезон дождей»… Кредо Москвичей — даёшь настоящую альтернативу!
Это мы сейчас спокойно говорим везде «русский», а тогда это воспрещалось на полном серьезе. Валера Ярушин из «Ариэля» в своей книге цитирует даже какое-то постановление Черненко от 1984 года, требующее ограничения спользования в прессе слова «русский».
«Область стрёма» нуждалась в еще более ясном дискурсе, и «русский рок» потребовал срочного «апгрейда»! Московские мозги не оппонируют, они строят.
Стихии русского рока
Рок - подтвердил это, став наиболее популярным видом творчества второй половины ХХ века. Если же попытаться соотнести рок с русской культурной традицией, то это "время колокольчиков" (как назвал рок-эпоху Александр Башлачёв) и вполне резоно назвать "Бронзовым веком", сменившему поэтический "Серебряный".
Как тогда, с культовыми поэтами, так и в эпоху русского рока возникло явление культовых музыкантов. А всякий культ - это прямая принадлежность и атрибут господина Обычая.
Культовый музыкант ощущает свое творчество как мессия в харизме "не от мира сего", "сны о чем-то большем" - и это передается слушателям, заряжая энергией, заставляя понять себя самих, формируя новый образ жизни.
Отличия и сходство – «Русский Рок» и «Трансконтинентальный Рок», в том числе англоязычный:
При всей, явной или тайной - "мистики", популярных команд - "ДДТ" или "Наутилус помпилиус", культовыми не стали - нет на улицах городов тинэйджеров в майках с лицами Шевчука или Бутусова. Русский фан, также отличается, как и русский рок, от западного трансконтенталя рока.
Русский рок (впрочем как и мировой) - это "стихии", то группы, их лидеры с поразительным в своем творчестве выразители – космической стихии: Огонь, Воздух, Вода и Земля.
Гребенщиков - дядюшка русского рока, постоянно меняющий обитателей своего "Аквариума", явно свой в магии стихии Воды: "Вода, очисти нас еще один раз", "Возьми меня к реке / положи меня в воду", "Какая рыба в океане плавает быстрее всех?" и т.п. И "непонятность" его песен отсюда, и надо просто врубаться в это, в глубину, и темноту.
Цой и его «КИНО» - Огонь. Рано - сгорел в своей "Звезде по имени Солнце". "Человек в черном" - яркой воплощая очевидность героики принципа: "Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь / ты увидишь - там все горит огнем", "Замерзшие пальцы ломают спички, от которых зажгутся костры", "И если есть порох - дай огня...".
Сергей Калугин - в целом "эзотерический рок", Александр Непомнящий (и в целом фестиваль "Оскольская Лира"), Роман Неумоев (и в целом "пост-летовский панк"). Всё это ответвления стихийности, как и группа - "Калинов мост" Дмитрия Ревякина, что в силе мифологической самобытности - редко вписывается в мейнстримные каноны.
О новшествах в русской культуре многих рокеров ("классиков" - Гребенщикова, Кинчева) – это записи техно-ремиксов своих песен; недавно коснулось и вещей из альбомов Цоя как техно-версий. Всё как везде. Например из субкультуры рока в сходстве - Yes также иногда обозначалась термином техно-рок (флэш-рок).
Поэты русского рока
«ДДТ», «Калинов мост», «Гражданская оборона», «Кукрыниксы»
Это антология «Поэты русского рока». Один из инициаторов проекта был Юрий Шевчук. Сейчас издание антологии возглавляет Антон Соя совместно со своим партнером по многим проектам Игорем Гудковым (Панкером).
В 2005 году «ДДТ» отмечает четверть века своего существования. Во множестве сюрпризов: новый альбом, грандиозный тур по стране, и фотоальбом. Юра Шевчук и его группа, бессменные любимцы народа. Каждый концерт - событие личного характера и самих музыкантов.
Семья фанов «Калинова моста» поменьше, чем у «ДДТ» или Гребенщикова, но крепка и постоянна в пристрастиях. У «Моста» совершенно особая ниша, как текстовая, так и мелодическая. В феврале 1997 года после периода молчания «Калинов мост» взял новый старт. Выступил с серией концертов, приуроченных к собственному 20-летию..
Юбилей и у «Гражданской обороны» - за 20 лет в жизни команды произошло многое, вышел и новый альбом — «Долгая счастливая жизнь». Один из лучших альбомов в истории «ГрОба» - легенды русского рока. Да, тексты песен Летова не приглажены, не завуалированы, оптимистичны, в них всегда есть патриотизм и жгучее желание изменить жизнь в лучшую сторону.
1-й концерт группы «Кукрыниксы» состоялся в мае 1997 года совместно с «Королем и Шутом». Именно «старшие братья» «Кукрыниксов» («братья» вне зависимости, что обе команды играют в схожей стилистике, но и из-за родства фронтменов Алексея и Михаила Горшеневых) сыграли самую значительную роль в их раскрутке.
2004 год у «Кукрыниксов» - выход альбома «Фаворит солнца», лирика Алексея Горшенева все больше и больше похожа на творчество великих русских рок-классиков. «Кукрыниксы» отличаются от многих современных команд.
Я УЖ НЕ ГОВОРЮ О КЛАССИКАХ - РУССКОГО РОКА... ОБ ЭТОМ ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР...
Русский национальный характер
Какие слова определяют - русский национальный характер, истинные его черты? Свободолюбивость – «русские не сдаются, русские не продают, русские своих не бросают», лютость и неутомимая ярость, душевная сила и стойкость и несгибаемость, памятливость – добра и непрощение обид и зла, максимализм, широта щедрости и душевности, спокойность и уверенность и определённая беспечность, мужество, гордость, смелость, булатная сила воли, сметливость и находчивость, осмотрительность и осторожность и предусмотрительность, ум и изобретательность и мудрость, хладнокровность и беспощадность возмездия врагам, отсутствие страха смерти, бесшабашность, самопожертвенность, честь, правдивость и честность, хитринка и лукавинка, отвага, государственность, достоинство, упрямая настойчивость, горячесть и порывистость, запальчивость и вспыльчивость, отходчивость и добродушие к друзьям, благородная милосердность, искренность, прямота, верность и преданность, жгучая любовь к Родине.
* * *
Александр Блок
* * * "СКИФЫ"
* * *
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас - единый час. Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы!
Века, века ваш старый горн ковал И заглушал грома, лавины, И дикой сказкой был для вас провал И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток Копя и плавя наши перлы, И вы, глумясь, считали только срок, Когда наставить пушек жерла!
Вот - срок настал. Крылами бьет беда, И каждый день обиды множит, И день придет - не будет и следа От ваших Пестумов, быть может!
О, старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!...
Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжет, и губит!
Мы любим все - и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно всё - и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений...
Мы помним всё - парижских улиц ад, И венецьянские прохлады, Лимонных рощ далекий аромат, И Кельна дымные громады...
Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет, И душный, смертный плоти запах... Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет В тяжелых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы Играющих коней ретивых, Ломать коням тяжелые крестцы, И усмирять рабынь строптивых...
Придите к нам! От ужасов войны Придите в мирные обьятья! Пока не поздно - старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем - братья!
А если нет - нам нечего терять, И нам доступно вероломство! Века, века вас будет проклинать Больное позднее потомство!
Мы широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожей Расступимся! Мы обернемся к вам Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал! Мы очищаем место бою Стальных машин, где дышит интеграл, С монгольской дикою ордою!
Но сами мы - отныне вам не щит, Отныне в бой не вступим сами, Мы поглядим, как смертный бой кипит, Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн В карманах трупов будет шарить, Жечь города, и в церковь гнать табун, И мясо белых братьев жарить!...
В последний раз - опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира!
1918
(Александр Блок. Избранное. Москва, "Детская Литература", 1969.)
Русский рок
Черты - «Русского Рока»: концептуализм, суть, смысл, трэш - в текстах, больше интересовали звук, мелодичность, музыка, национальное – народное звучание и самобытность, в сплаве с мировыми культурными архетипами и парадигмами - лютость, жёсткость, широта, лихость, бесшабашность, ярость, бунтарство, вечность, во всём, - настоящая альтернатива, свободолюбивость и независимость из родника широты русской души, русского характера, русской ментальности.
Всё, это созвучно - РУССКОМУ ХАРАКТЕРУ... И отражает его!
А ВАШЕ МНЕНИЕ???
_________________ Один ритм пульса …
Ты знаешь телом, движение – опора,
надёжность и верность друга в схватке.
Когда друг друга выручали,
В короткое дыханье без оглядки.
Врага на ножи - одновременно брали.
Адреналином сердца бешено стучали.
Мы – русские, с нами Бог и Русь Святая!
|