"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"
(по В.В. Малявину)
(6). – Формы объективации символизма культуры определяют лицо соответствующей цивилизации.
Какие формы объективации символизма русской культуры определяют лицо русской цивилизации?
Последняя живет и развивается по своим собственным законам, которые могут заслонить собою внутреннее содержание культуры.
Русская культура и цивилизация – живёт в принципах, что относят сегодня к Новому Сознанию, и обозначают в символике слова Индиго. Русская жизнь, русская культура с завидным постоянством характеризуются тем, что лежит на поверхности российского бытия, кажется, скорее, чем-то призрачным и нереальным, русскую душу же так и не могут понять, и от чего она горит, т.к. часто ищут в том, чего в зримом ее образе и не увидишь. Нет твердых правил, нет ничего такого, что бы привязывало, ничего постоянного: все исчезает, все течет, не оставляя следов ни вовне, ни в нас. Впрочем, если это небытийное нельзя помыслить и "понять", то его можно угадать, ощутить в чувстве и даже обозначить словом.
Жизнь в России ушла в бессловесную глубь... Молчание предела постижения, ставящего рамки границ – ограничений, словам, вовсе не равнозначно простому отсутствию, некого чистого небытия. Как раз с точностью наоборот: оно возвещает о неопределимой, извечно изменчивой и потому сокровенной полноте бытийственности. Оно - ничто для "текущего момента", но оно есть все "в свете вечности" во всём. И кулак авторитарной власти вязнет в вате неустроенного, текучего, на удивление равнодушного ко всяким внешним воздействиям русского быта – сути самого бытия.
Мы найдём признаки этой жизненной пружины русской души и русского характера, в равнодушии русских к обустройству собственного государства и даже собственного дома, в русской мечтательности, устремленности к другим мирам, зачарованности нездешним, "запредельным" светом внутреннего созерцания - во всей этой эстетизированной мистике русской теософии, русского космизма, русской агни-йоги. Это так!
Что открывает суть формы объективации символизма русской культуры как лица русской цивилизации?
Это прежде всего ропот, то робкий, то патетический, чаще почти и неслышный, против отрицательных "понятий-пределов", не исключая даже, затворяющих правду России в неразгаданных и таинственных подземельях русской души. Это предельная ясность, глубина и метаглобальная образность, в философии - точных и кратких и ясных народных поговорок и пословиц, анекдотов - слова имеющие качество логики сверхсознания и метасознания: махатм, дзэнских и других, просветленных – мастеров, учителей, мудрецов.
В сознании же русских людей, русского человека - исход, питающий образ "прекрасной пустыни", столь милой сердцу русских людей. Пустыня, пустынь и есть подлинный фокус русской жизни.
Евразийская "пустыня" - это место России в мире. И в этом месте Европа и Азия, Запад и Восток не только встречаются друг с другом, но и соприсутствуют. Не будучи ни Западом, ни Востоком, Россия ОБЪЕМЛЕТ собою и Запад, и Восток.
Одно плохо по поговорке – "В России – всегда учителей было много, грамотных - мало". Что, это значит опять суть характера Индиго – Знание и Ведание, приходит в виде озарений и осенений от Бога Всевышнего, это так, но вот учиться, разобрать, начать с азов, тщательно освоив и овладев сутью предмета, в бесшабашности русских – души и характера, это как бы ущербность, тут же часто и проявляющееся упование на авось. Правда в противоречии, в то же время, и тщательно внимательное и настойчивое, скурпулёзно аккуратное исполнение дела, между борьбой противоположностей: гордыни в нетерпении, с смирением в терпении и трудолюбии, в сумме даюжих мужество отваги, лихость, удивительную смелость, решительность, ясность в действии по ситуации и мигу, приспособляемость с умением быть самим собой, в словах – "эээх, была-не была",
"7 бед – один ответ",
"7 раз отмерь – 1 раз отрежь",
"1 бахом (ударом) – 7-х убивахом",
"не хвались на рать выезжачи – а хвались с рати схезжаючи",
"не говори гоп – пока не перепрыгнешь",
"Не говори гоп, на поле и рать въезжаючи, а говори гоп, с поля рати съезжаючи".
"7 смертям не бывать, а 1-й не миновать",
"эхма, горе не беда",
"что будет, то будет и того не миновать",
"не слыть – а быть",
"Смотри в корень, сердце хранит грудь, им - увидишь суть! ",
"Отыщи всему начало, многое поймёшь не мало. ",
"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело связывается ",
"Новые сапоги всегда жмут ",
"У человека для того голова сверху, чтоб не ходил «ноги кверху» ",
"На каждого мудреца – довольно простоты ",
"Чужой нос другим соблазн ",
"Легче держать вожжи, чем бразды правления ",
"Одного яйца дважды не высидишь ",
"Век живи – век учись! ",
"Плох тот солдат, что не хочет быть генералом ",
"Крепись казак - атаманом будешь ",
"Под лежачий камень вода не бежит ",
"Нет плохой жизни и песни, есть нежелание жить и петь ",
"Ложь убивает, Правда возрождает ",
"Ах, ты, пламена душа, до чего ж ты хороша! ",
"Сила в том, что б дух пылал ",
"Каждый человек – творец своей судьбы, а каждый дурак – своей беды ",
"Из песни слова не выкинешь ",
"3 самые трудные вещи в жизни: тайну хранить, обиду схоронить, в отдыхе пользой себя усладить ",
"Что написано пером, не вырубишь топором ",
"Голова ясна, жизнь проста ",
"Если гора не идёт к Магомеду, Магомед идёт к горе ",
"Лиха беда – начало, а начал дел - мало",
"Живы будем - не помрём ",
"Раньше смерти не умрёшь ",
"Стоять насмерть, во имя Жизни ",
"Всегда держись на чеку, доброе дело делай через не могу ",
"Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!",
"Не поминайте лихом ",
"Взялся за гуж, не говори, что не дюж ",
"Не до жиру - быть бы живу ",
"Без Бога волосок с головы не упадёт ",
"Хочешь жить – умей вертеться ",
"Красота движенья выше красоты покоя, а во время сраженья трусость не щит героя ",
"Волка ноги кормят – человека ум ",
"Костное-мёртвое умирает, мягкое-гибкое живёт ",
"Вода камень точит ",
"Промедление смерти подобно ",
"На то и щука в пруду, что б карась не дремал",
"Дважды в одну реку не войдёшь ",
"Тянешь время, но пришпори стремя",
"Вера молитву и дело кормит, лад и благо находит ",
"В одно ухо влетает, в другое вылетает ",
"Ему про Фому, но про Ерёму",
"Что об стенку горох ",
"Что имеем - не храним; потерявши - плачем ",
"Вера в Творца – мудрость Природы, способна творить чудеса ",
"Когда Бог пожелает, Истину человек припоминает ",
"Силы много - ума не надо",
"Авоська хлопец добрый: или выручит, или выучит ",
"Что в лоб, что по лбу ",
"Ведь и кузнечик скачет, а куда не видит",
"Каков привет, таков ответ",
"Как аукнется - так и откликнется",
"Долг - платежом красен",
"Посеешь ветер - пожнёшь бурю",
"Готовь сани летом, а телегу зимой",
"Что посеешь - то и пожнёшь",
"Кому вершки - а кому корешки",
"Галопом по Европам",
"В облаках прелести не витай, верхушки ветрогоном не хватай",
"Слово вылетит - обратно не поймаешь",
"Давши слово - держи, честью дорожи",
"У кого язык без костей",
"Болтать не строить",
"Мечтать не вредно, вредно не мечтать",
"На Бога надейся, но и сам не плошай",
"Кто сам себе помогает, тому Бог помогает",
"Бережённого - Бог сбережёт",
"Пока не вынудили, не бей, ну а вынудили – ломи скорей",
"Если ждёшь нападенья, сам бросайся в сраженье",
"На воре и шапка горит",
"Спешка хороша лишь при ловле блох",
"Дорога – длинна, ночь коротка",
"Тише едешь - дальше будешь",
"Чем дальше в лес, тем больше дров",
"Заблудился в 3-х соснах",
"Не кичися мудростью – в полон возьмёшься глупостью",
"Видишь цель, веришь в успех – вперёд: кто верит - тот пройдёт",
"Верь - и пройдёшь, а мудрость в себе найдёшь",
"Намотай на ус - или воин, или трус",
"Москва бьёт с мыска",
"Что воля, что неволя - одна доля",
"Вот тебе бабушка и Юрьев день",
"Не суйся вперёд батьки в пекло",
"Не суйся в пекло - в борщ поадёшь",
"Индюк тоже думал, да в борщ попал",
"Не лаптем - щи хлебаем",
"Щи, да каша - пища наша",
"В счастье не повезло, так горе помогло",
"Болтун подобен маятнику - того и другого надо остановить",
"Что б узнать друга, нужно с ним съесть пуд соли",
"Истинная дружба познаётся в беде",
"Настоящий друг познаётся временем",
"Лживые друзья-льстецы нас ослабляют, враги силой наделяют",
Мягко стелет, да жёстко спать.
"Что внутри, то и снаружи",
"Не имей сто рублей, а имей сто друзей",
"Скрывая истину и правду от друзей, кому ты откроешься? ",
"Друг в беде не бросит, лишнего не спросит",
"Хочешь – узнать человека, дай ему дело до века",
"Хочешь друга узнать, надо денег ему дать",
"Кто не работает, тот не ест",
"Как потопаешь, так и полопаешь",
"Петух пробуждается рано, но злодей ещё раньше чем охрана",
"Дружина как дитя: в мире – хлеба просит, в войне - с рати выносит",
"Сам погибай, а товарища выручай",
"Каждый кулик как мужик, своё болото хвалит",
"Жизнь пройти - не поле перейти",
"В схватке счастье - великое дело",
"И на нашей улице праздник будет",
"На чужой каравай роток не разевай",
"Кто не работает - тот не ест",
"Обещанного 3 года ждут",
"После дождичка в четверг",
"Пока рак на горе не свистнет",
"Как веретено пряслицем вертеться",
"Видит око, да зуб неймёт",
"Близок лоток - да не укусишь",
"Язык до Киева доведёт",
"Тело устаёт, дух – крепится",
"Назвался груздем, полезай в кузов",
"Не все горлом, ино и руками",
"Ради красного словца, не пожалеет мать и отца",
"Высоко взлетишь - больно падать будет",
"Знал бы где упасть – солому подстелил",
"Высоко поднял, да низко опустил",
"Не празднуй труса, избеги искуса",
"Сколько не говори «халва», вот рту слаще не будет",
",Прилепился, как банный лист",
"Что русскому – хорошо, немцу – смерть",
"У Акулины на базаре нос оторвали",
"Глаза – завидущи, руки – загребущи",
"Не три, дырку протрёшь",
"Куй железо, пока горячо",
"Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт",
"Утро вечера мудреней",
"Баба с возу - кобыле легче",
"В здоровом теле - здоровый дух",
"Хлеб-соль с неба не падают",
",Лучше в руках синица, чем журавль в небе",
"Сытый голодного не разумеет",
"Береги честь смолоду, не теряй голову",
"Через себя не перепрыгнешь",
"Усердие всё превозмогает, поле плодоносно, когда оратай его оратает", "Делу – время, потехе - час",
"Кончил дело, гуляй смело",
"Без труда не вытащишь рыбку из пруда",
"Терпение и труд всё перетрут",
"Глаза боятся, руки делают",
"Не словом, а делом",
"Красен телом, а хорош ли делом? ",
"Добро всегда окупается со сторицей",
"Прежде чем сделать шаг навстречу, оглянись вначале",
"Страшнее враг не тот, что перед тобой, а тот что за спиной",
"Не спрашивай о здоровье, а взгляни на лицо",
"Не силой борются (берут), умением",
"Как сгибается прут, так склоняется и дерево",
"Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт",
",Жизнь или живота, рать - не игра",
"Конским хвостом пепел размести",
"Смелого пуля боится",
"Артель суймом крепка (суйма - общая сходка). Атаманом артель крепка.",
"Смелость - города берёт",
"Артелью города берут",
"Один горюет, а артель воюет",
"Брюхо да рука - иной нет поруки (у артели) ",
"Муравьи и пчелы артелью живут и работа спора",
"Зимой волки и то артелями рыщут",
"Сколько волка не корми - всё равно в лес смотрит",
Работа не волк - в лес не убедит.
"Торопыжка делал-делал, спешил-спешил, и всё в пшик обратил",
"Не при напролом - грядёт облом",
"Напролом идут - голов не жалеют",
"Смерть в бою - дело Божье",
"Не бойся упасть, бойся не подняться",
"Борись - не дерись: станешь драться - будешь запираться",
"Головой кончаться - смертью венчаться",
"Мужичок не кочеток, а подраться любит",
",Брань (битва) славна лучше мира студна",
"После драки кулаками не машут",
"Вечный мир - до первой драки",
"Мир стоит до рати, а рать до мира",
"Худой мир лучше доброй войны",
"Бей своих, чтоб чужие боялись. Бей чужих, что б свои уваженьем ховались",
"Со свиным рылом, да в калашный ряд",
"У Фили пили, да Филю и побили",
"За все драться, так и кулаков не распускать",
"Смелым Бог владеет, пьяным черт качает",
"Отвага - половина спасения",
"Был Наполеон не опален, а из Москвы вышел опалён",
"Не всё коту масленица",
"Пришел, увидел, победил",
"От щелчка доходят и до кулака",
"Чем ругаться, лучше собраться да подраться",
"Молчи - за умного сойдёшь",
"Не веселись до срока, в горе плакать - морока",
"Смех без причины - признак дурачины",
"Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним",
"Поверженный воин - прекрасен, поверженный гений - отвратителен, недобитый бесурман супротивник - самый опасный враг и подколодный гад",
"Если позволяешь считать себя червяком, не обижайся, когда тебя топчут",
"Оскорбляя человека, мы унижаем не его, а себя",
"Плохих людей больше, чем хороших, потому, что хорошим быть труднее", "Молчать, пока зубы торчат",
"Держи рот на замке",
"Возьми роток, замкни в замок",
"В поле съезжаются - родом не считаются",
"В поле 2 воли - чья сильнее",
"В поле 2 оли - кому Бог поможет. В поле - 2 доли: один на щите, другой под щитом",
"В поле - ни отца, ни матери: заступиться некому",
"В поле – одна доля, рать аль неволя. В поле гулять - лихо узнать",
"Войну хорошо слышать, да тяжело видеть",
"Рать сама кормится, а мир жнет. Рать – мир гнетёт",
"На рать сена не накосишься и денег не напасешься",
"От себя не убежишь",
"Воин воюет, а жена дома горюет",
"Ни моря без воды, ни войны без крови",
"Нет дыма без огня",
"Разбить, расчесать в пух и прах",
"Потерявши голову о волосах не плачут",
"Ночью все кошки серы",
"Турки падают, как чурки - а наши, слава Богу, стоят безголовы",
"Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает",
",Грудь в крестах - голова в кустах",
"Огнем и мечём",
"Руби пехоту, вались на штык, иди напролом! ",
"Что в бою взято, то и свято",
"Идет воевать, а не хочет сабли вынимать",
"У кого болит затылок, тот уж пяток не чеши",
"Задать кому трепу",
"Задать чесу",
"Дать гриба",
"Паны дерутся - у холопьев чубы трещат",
"Господа дерутся - у смердов чубы рвутся",
"Высоко замахнулся, да низко стеганул",
"Дали похлебку в три охлебка",
"Старость не в радость – а бес в ребро",
"Хвать рукой за обе пяткам – и затем в грязь носом хвать! ",
"Крепкий зад хорошего сапога просит",
"Не тот боец, что противника наземь положит, а тот, что сумеет увернуться",
"Не в том уменье что б вражину положить, а в том что б в штаны не наложить",
"Привыкшему побеждать не страшны мелкие поражения",
"Победивший в мелкой драке рискует проиграть сражение",
"Положить лоском (наповал) - поднять прахом",
"Одним махом сто душ побивахом",
"Съездить кого в Харьковскую губернию, Зубцовского уезда, в город Рыльск, в Рожественский приход",
"Кулаками начинает работать только тот, кто не умеет работать головой",
"На Бога надейся, но и сам не плошай! ", и т.д.
Цивилизация, как нам сегодня отлично известно, вовсе не препятствует одичанию человека, т.е. утрате знания о связи внутреннего и внешнего в человеческой культуре.
Цивилизация не терпит внутренней глубины безмолвия, она непрерывно говорит, а говорит она языком идеологии и политики, языком технократического овладения миром.
Но каким языком говорит – русская цивилизация?
Это язык странного свойства духовной реальности России в нескольких разных, но внутренне взаимосвязанных измерениях: он может выступать и как неприятие того или иного уклада – иной цивилизации, как тот же самый знаменитый русский "нигилизм" и бунт во всех его многообразных проявлениях или, наоборот, как готовность принять любой уклад и порядок, познать любой опыт, хотя бы ценой самого неумеренного самоумаления, а порой и самого экстравагантного смешения идей и культур, по подобию и взаимосоотвествию. Безмолвие русской земли есть, помимо прочего, и неопределенность ее промежуточного положения между Востоком и Западом.
Судьба России определяется как заполнение пустого пространства, "пространственного резерва", тянувшегося от Европы до Тихого океана, а сегодня и весь мир, при этом сохранение глубинной сердечно-душевной и духовной, фактически физической связью с Родиной и Отчизной, до тоски неимучей в ностальгии: в разлуке по ней, и по своим родным-родичам. Через артельность и синтез, и объединение культур и традиций, на условиях "равный - среди - равных". Где берётся всё лучшее, всё в гениальность простоты и универсальности (самообеспечивания) действия и работы во всём всем.
© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА
_________________ Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!
|