РУСБОЙ. ПЕРВОПРИНЦИП-СИСТЕМ@СИСТЕМА-ПЕРВОПРИНЦИПА. ОСЬМАВА. СТИЛИ. ЖИЗНИ. СПЕЦНАЗ. ИНФОПОРТАЛ-ФОРУМ

<a href=\"http://www.rusboj.ru\" target=\"_parent\">вернуться на сайт РУСБОЙ</a>
Текущее время: 29-04, 02:24

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 57 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 18:47 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)

(5). - Россия как "субъект" должна быть рассматриваема, таким образом, в 2-х плоскостях:

1-я. - в плане современной критики цивилизации и критики современной цивилизации и,

2-я. - в плане взаимодействия цивилизаций Востока и Запада.

Без учета 2 этих факторов всякая характеристика российской действительности будет заведомо неполна и неадекватна.

Не определив самосознания и положения и отношения – русского человека и народа, и России как страны, к Западу, и к Востоку. Бесполезно говорить о судьбе России, о "русской идее". Которая кстати вполне может быть сжата в одну мета-точку концентрации сил, по имени и названию и словокоду – Русбой, и для по надобности, мгновенно раскрыта.

И, ибо - это вся наша жизнь, жизнедеятельность, и сама духовность и самосовершенство, вера, религиозность, личный духовный рост, благочестие, преображение из тленного человека – в человека небесного духовного и Божественного - богочеловека.

Ибо всё проходит в жизни русского человека и российского гражданина, через сам смысл и саму суть, сам архетип – Бога, в русской ментальности. Всё, что несёт – это слово, как присутствие, пребывание, действие в синархии и синергетике и совести, с Всевышним. Как проявление своего смирения.

Вся наша воля и жизнь в воле Божией – очистившаяся и осветившаяся, становящаяся волей нашей, сутью нашего сердца и духа и сознания.

Это вся экономика: народное хозяйство, промышленность и сельское хозяйство, предпринимательство, промысел, что проходят через – это фокус центра – корня, ядра и ось его.

Это все наши душевные проявления и устремления и чаяния, в том числе и духовные также. Из самой глубины ПервоИстока духа, из самого сердца.

ичему и чем, мы обращаем своё ничтожество и немощь энергии духа, пребывая в Правде, и в страхе Божием (страхе выпасть из Жизни, Живота – Бога Живаго и всякого блага).

Как явление самого обращения к Всевышнему, Единому в Пресвятой Троице Велия Богу Вседержителю Всусущему Всесоздателю, Судии и Владыки Вселенной. Это любое дело, любая деятельность (энергия).

Имя Божие не может быть сутью национальной русской идеи, это всего только образосимвол, цель, адрес (адресат), нашего Зова, нашего Призыва, нашей молитвы, нашей мольбы, нашего заклинания, нашего Обращения, чтобы обрести в деятельности (энергии) ответ в виде благодати, и благословения, как Покров Божий.

Имя же Божие - Бог Сын, Бог Слово, Бог Сил Свет, Архистратига Сил бесплотне святых небесных – воинств ангелов Заступник, Избавитель, Искупитель, Помошниче, Хранитель, Судия Вселенной, Прибежище, БогоУчитель, Иисус Христос, Спас в Силах – имя образ обращения и упования на милость Божию, на жизнь в Боге и смирении - русского человека. Чтобы нам водворится в крове святых Сил - Бога Небеснаго, Первоистока, Бога Живаго. Обращение к Христу, Спасу, Богу нашему.

Понять Россию - значит опознать исторически обусловленные отклики "священного безмолвия" души на вызов цивилизации. И пребывание в Боге, в духе (словами Иоанна Богослова – из Апокалипсиса).

Феноменология России имеет своим предметом самоотсутствие духа? Опять чушь. Вся культура и мистицизм магизма философии - русского: восприятия, мышления, взгляда, это пропитанность понятием - "русский дух".

Что же касается влияния, оказываемого самой Россией, как на Восток, так и на Запад, то эта проблема, часто почти незамечаема и не осознанна сегодня, но господствующее влияние, было, есть, и будет, в будущем, бесспорно и без сомнений, обретет важнейшее огромное значение. Хотя когда было иначе?

Излишне повторять также, что молчание священной "пустынности" духа не есть пустое небытие. Оно откликается на 1000 - 1000 голосов сообразно вопрошаниям человека о себе и в соответствии своего места в мире; оно отвечает безусловным присутствием правды даже прежде всех человеческих вопросов.

Жизнеспособная теория культуры должна исходить из посылки о своего рода 2-х - фокусности видения мира: она должна признавать, что существует ИНАЯ человечность, отличающаяся от нашей, но являющаяся частью нашего общего, всечеловеческого существования.

Оттого же человек как творец культуры не есть некая "данность" - будь то данные умозрения или опыта. Встреча с иной культурой, иным опытом - это, прежде всего испытание для нас самих, побуждающее нас к самоопреодолению, превозмоганию самих себя.

Человека нельзя выдумать; его можно только открыть. И только бесконечно разнообразный мир является подлинно человечным миром. Мир же, сведенный к тем или иным "данностям", к системе правил и принципов, остается глубоко бесчеловечным, даже если он - продукт воли и ума человека.

Главная ошибка сравнительной культурологии прошлого заключалась в стремлении искать социальный, психологический или интеллектуальный субстрат той или иной культуры, зафиксировать предметное содержание того или иного "национального характера".

Увы, любая метафизика "народной" души - такой же миф, как образ "доброго" или, если угодно, "злого" дикаря.

Этот миф неизбежен и при известных обстоятельствах даже полезен как диалектический момент общественного самопознания. Но он становится дьявольски опасен, когда превращается в идеологический штамп и орудие политической борьбы.

Понятно, что человеческая природа не вмещается в те или иные внешние образы человека. Ее подлинная сущность - полнота жизни в духе, превосходящая всякую данность и потому доступная только символическому выражению.

© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 21:01 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)

(6). – Формы объективации символизма культуры определяют лицо соответствующей цивилизации.

Какие формы объективации символизма русской культуры определяют лицо русской цивилизации?

Последняя живет и развивается по своим собственным законам, которые могут заслонить собою внутреннее содержание культуры.

Русская культура и цивилизация – живёт в принципах, что относят сегодня к Новому Сознанию, и обозначают в символике слова Индиго. Русская жизнь, русская культура с завидным постоянством характеризуются тем, что лежит на поверхности российского бытия, кажется, скорее, чем-то призрачным и нереальным, русскую душу же так и не могут понять, и от чего она горит, т.к. часто ищут в том, чего в зримом ее образе и не увидишь. Нет твердых правил, нет ничего такого, что бы привязывало, ничего постоянного: все исчезает, все течет, не оставляя следов ни вовне, ни в нас. Впрочем, если это небытийное нельзя помыслить и "понять", то его можно угадать, ощутить в чувстве и даже обозначить словом.

Жизнь в России ушла в бессловесную глубь... Молчание предела постижения, ставящего рамки границ – ограничений, словам, вовсе не равнозначно простому отсутствию, некого чистого небытия. Как раз с точностью наоборот: оно возвещает о неопределимой, извечно изменчивой и потому сокровенной полноте бытийственности. Оно - ничто для "текущего момента", но оно есть все "в свете вечности" во всём. И кулак авторитарной власти вязнет в вате неустроенного, текучего, на удивление равнодушного ко всяким внешним воздействиям русского быта – сути самого бытия.

Мы найдём признаки этой жизненной пружины русской души и русского характера, в равнодушии русских к обустройству собственного государства и даже собственного дома, в русской мечтательности, устремленности к другим мирам, зачарованности нездешним, "запредельным" светом внутреннего созерцания - во всей этой эстетизированной мистике русской теософии, русского космизма, русской агни-йоги. Это так!

Что открывает суть формы объективации символизма русской культуры как лица русской цивилизации?

Это прежде всего ропот, то робкий, то патетический, чаще почти и неслышный, против отрицательных "понятий-пределов", не исключая даже, затворяющих правду России в неразгаданных и таинственных подземельях русской души. Это предельная ясность, глубина и метаглобальная образность, в философии - точных и кратких и ясных народных поговорок и пословиц, анекдотов - слова имеющие качество логики сверхсознания и метасознания: махатм, дзэнских и других, просветленных – мастеров, учителей, мудрецов.

В сознании же русских людей, русского человека - исход, питающий образ "прекрасной пустыни", столь милой сердцу русских людей. Пустыня, пустынь и есть подлинный фокус русской жизни.

Евразийская "пустыня" - это место России в мире. И в этом месте Европа и Азия, Запад и Восток не только встречаются друг с другом, но и соприсутствуют. Не будучи ни Западом, ни Востоком, Россия ОБЪЕМЛЕТ собою и Запад, и Восток.

Одно плохо по поговорке – "В России – всегда учителей было много, грамотных - мало". Что, это значит опять суть характера Индиго – Знание и Ведание, приходит в виде озарений и осенений от Бога Всевышнего, это так, но вот учиться, разобрать, начать с азов, тщательно освоив и овладев сутью предмета, в бесшабашности русских – души и характера, это как бы ущербность, тут же часто и проявляющееся упование на авось. Правда в противоречии, в то же время, и тщательно внимательное и настойчивое, скурпулёзно аккуратное исполнение дела, между борьбой противоположностей: гордыни в нетерпении, с смирением в терпении и трудолюбии, в сумме даюжих мужество отваги, лихость, удивительную смелость, решительность, ясность в действии по ситуации и мигу, приспособляемость с умением быть самим собой, в словах – "эээх, была-не была",

"7 бед – один ответ",

"7 раз отмерь – 1 раз отрежь",

"1 бахом (ударом) – 7-х убивахом",

"не хвались на рать выезжачи – а хвались с рати схезжаючи",

"не говори гоп – пока не перепрыгнешь",

"Не говори гоп, на поле и рать въезжаючи, а говори гоп, с поля рати съезжаючи".

"7 смертям не бывать, а 1-й не миновать",

"эхма, горе не беда",

"что будет, то будет и того не миновать",

"не слыть – а быть",

"Смотри в корень, сердце хранит грудь, им - увидишь суть! ",

"Отыщи всему начало, многое поймёшь не мало. ",

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело связывается ",

"Новые сапоги всегда жмут ",

"У человека для того голова сверху, чтоб не ходил «ноги кверху» ",

"На каждого мудреца – довольно простоты ",

"Чужой нос другим соблазн ",

"Легче держать вожжи, чем бразды правления ",

"Одного яйца дважды не высидишь ",

"Век живи – век учись! ",

"Плох тот солдат, что не хочет быть генералом ",

"Крепись казак - атаманом будешь ",

"Под лежачий камень вода не бежит ",

"Нет плохой жизни и песни, есть нежелание жить и петь ",

"Ложь убивает, Правда возрождает ",

"Ах, ты, пламена душа, до чего ж ты хороша! ",

"Сила в том, что б дух пылал ",

"Каждый человек – творец своей судьбы, а каждый дурак – своей беды ",

"Из песни слова не выкинешь ",

"3 самые трудные вещи в жизни: тайну хранить, обиду схоронить, в отдыхе пользой себя усладить ",

"Что написано пером, не вырубишь топором ",

"Голова ясна, жизнь проста ",

"Если гора не идёт к Магомеду, Магомед идёт к горе ",

"Лиха беда – начало, а начал дел - мало",

"Живы будем - не помрём ",

"Раньше смерти не умрёшь ",

"Стоять насмерть, во имя Жизни ",

"Всегда держись на чеку, доброе дело делай через не могу ",

"Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!",

"Не поминайте лихом ",

"Взялся за гуж, не говори, что не дюж ",

"Не до жиру - быть бы живу ",

"Без Бога волосок с головы не упадёт ",

"Хочешь жить – умей вертеться ",

"Красота движенья выше красоты покоя, а во время сраженья трусость не щит героя ",

"Волка ноги кормят – человека ум ",

"Костное-мёртвое умирает, мягкое-гибкое живёт ",

"Вода камень точит ",

"Промедление смерти подобно ",

"На то и щука в пруду, что б карась не дремал",

"Дважды в одну реку не войдёшь ",

"Тянешь время, но пришпори стремя",

"Вера молитву и дело кормит, лад и благо находит ",

"В одно ухо влетает, в другое вылетает ",

"Ему про Фому, но про Ерёму",

"Что об стенку горох ",

"Что имеем - не храним; потерявши - плачем ",

"Вера в Творца – мудрость Природы, способна творить чудеса ",

"Когда Бог пожелает, Истину человек припоминает ",

"Силы много - ума не надо",

"Авоська хлопец добрый: или выручит, или выучит ",

"Что в лоб, что по лбу ",

"Ведь и кузнечик скачет, а куда не видит",

"Каков привет, таков ответ",

"Как аукнется - так и откликнется",

"Долг - платежом красен",

"Посеешь ветер - пожнёшь бурю",

"Готовь сани летом, а телегу зимой",

"Что посеешь - то и пожнёшь",

"Кому вершки - а кому корешки",

"Галопом по Европам",

"В облаках прелести не витай, верхушки ветрогоном не хватай",

"Слово вылетит - обратно не поймаешь",

"Давши слово - держи, честью дорожи",

"У кого язык без костей",

"Болтать не строить",

"Мечтать не вредно, вредно не мечтать",

"На Бога надейся, но и сам не плошай",

"Кто сам себе помогает, тому Бог помогает",

"Бережённого - Бог сбережёт",

"Пока не вынудили, не бей, ну а вынудили – ломи скорей",

"Если ждёшь нападенья, сам бросайся в сраженье",

"На воре и шапка горит",

"Спешка хороша лишь при ловле блох",

"Дорога – длинна, ночь коротка",

"Тише едешь - дальше будешь",

"Чем дальше в лес, тем больше дров",

"Заблудился в 3-х соснах",

"Не кичися мудростью – в полон возьмёшься глупостью",

"Видишь цель, веришь в успех – вперёд: кто верит - тот пройдёт",

"Верь - и пройдёшь, а мудрость в себе найдёшь",

"Намотай на ус - или воин, или трус",

"Москва бьёт с мыска",

"Что воля, что неволя - одна доля",

"Вот тебе бабушка и Юрьев день",

"Не суйся вперёд батьки в пекло",

"Не суйся в пекло - в борщ поадёшь",

"Индюк тоже думал, да в борщ попал",

"Не лаптем - щи хлебаем",

"Щи, да каша - пища наша",

"В счастье не повезло, так горе помогло",

"Болтун подобен маятнику - того и другого надо остановить",

"Что б узнать друга, нужно с ним съесть пуд соли",

"Истинная дружба познаётся в беде",

"Настоящий друг познаётся временем",

"Лживые друзья-льстецы нас ослабляют, враги силой наделяют",

Мягко стелет, да жёстко спать.

"Что внутри, то и снаружи",

"Не имей сто рублей, а имей сто друзей",

"Скрывая истину и правду от друзей, кому ты откроешься? ",

"Друг в беде не бросит, лишнего не спросит",

"Хочешь – узнать человека, дай ему дело до века",

"Хочешь друга узнать, надо денег ему дать",

"Кто не работает, тот не ест",

"Как потопаешь, так и полопаешь",

"Петух пробуждается рано, но злодей ещё раньше чем охрана",

"Дружина как дитя: в мире – хлеба просит, в войне - с рати выносит",

"Сам погибай, а товарища выручай",

"Каждый кулик как мужик, своё болото хвалит",

"Жизнь пройти - не поле перейти",

"В схватке счастье - великое дело",

"И на нашей улице праздник будет",

"На чужой каравай роток не разевай",

"Кто не работает - тот не ест",

"Обещанного 3 года ждут",

"После дождичка в четверг",

"Пока рак на горе не свистнет",

"Как веретено пряслицем вертеться",

"Видит око, да зуб неймёт",

"Близок лоток - да не укусишь",

"Язык до Киева доведёт",

"Тело устаёт, дух – крепится",

"Назвался груздем, полезай в кузов",

"Не все горлом, ино и руками",

"Ради красного словца, не пожалеет мать и отца",

"Высоко взлетишь - больно падать будет",

"Знал бы где упасть – солому подстелил",

"Высоко поднял, да низко опустил",

"Не празднуй труса, избеги искуса",

"Сколько не говори «халва», вот рту слаще не будет",

",Прилепился, как банный лист",

"Что русскому – хорошо, немцу – смерть",

"У Акулины на базаре нос оторвали",

"Глаза – завидущи, руки – загребущи",

"Не три, дырку протрёшь",

"Куй железо, пока горячо",

"Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт",

"Утро вечера мудреней",

"Баба с возу - кобыле легче",

"В здоровом теле - здоровый дух",

"Хлеб-соль с неба не падают",

",Лучше в руках синица, чем журавль в небе",

"Сытый голодного не разумеет",

"Береги честь смолоду, не теряй голову",

"Через себя не перепрыгнешь",

"Усердие всё превозмогает, поле плодоносно, когда оратай его оратает",

"Делу – время, потехе - час",

"Кончил дело, гуляй смело",

"Без труда не вытащишь рыбку из пруда",

"Терпение и труд всё перетрут",

"Глаза боятся, руки делают",

"Не словом, а делом",

"Красен телом, а хорош ли делом? ",

"Добро всегда окупается со сторицей",

"Прежде чем сделать шаг навстречу, оглянись вначале",

"Страшнее враг не тот, что перед тобой, а тот что за спиной",

"Не спрашивай о здоровье, а взгляни на лицо",

"Не силой борются (берут), умением",

"Как сгибается прут, так склоняется и дерево",

"Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт",

",Жизнь или живота, рать - не игра",

"Конским хвостом пепел размести",

"Смелого пуля боится",

"Артель суймом крепка (суйма - общая сходка). Атаманом артель крепка.",

"Смелость - города берёт",

"Артелью города берут",

"Один горюет, а артель воюет",

"Брюхо да рука - иной нет поруки (у артели) ",

"Муравьи и пчелы артелью живут и работа спора",

"Зимой волки и то артелями рыщут",

"Сколько волка не корми - всё равно в лес смотрит",

Работа не волк - в лес не убедит.

"Торопыжка делал-делал, спешил-спешил, и всё в пшик обратил",

"Не при напролом - грядёт облом",

"Напролом идут - голов не жалеют",

"Смерть в бою - дело Божье",

"Не бойся упасть, бойся не подняться",

"Борись - не дерись: станешь драться - будешь запираться",

"Головой кончаться - смертью венчаться",

"Мужичок не кочеток, а подраться любит",

",Брань (битва) славна лучше мира студна",

"После драки кулаками не машут",

"Вечный мир - до первой драки",

"Мир стоит до рати, а рать до мира",

"Худой мир лучше доброй войны",

"Бей своих, чтоб чужие боялись. Бей чужих, что б свои уваженьем ховались",

"Со свиным рылом, да в калашный ряд",

"У Фили пили, да Филю и побили",

"За все драться, так и кулаков не распускать",

"Смелым Бог владеет, пьяным черт качает",

"Отвага - половина спасения",

"Был Наполеон не опален, а из Москвы вышел опалён",

"Не всё коту масленица",

"Пришел, увидел, победил",

"От щелчка доходят и до кулака",

"Чем ругаться, лучше собраться да подраться",

"Молчи - за умного сойдёшь",

"Не веселись до срока, в горе плакать - морока",

"Смех без причины - признак дурачины",

"Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним",

"Поверженный воин - прекрасен, поверженный гений - отвратителен, недобитый бесурман супротивник - самый опасный враг и подколодный гад",

"Если позволяешь считать себя червяком, не обижайся, когда тебя топчут",

"Оскорбляя человека, мы унижаем не его, а себя",

"Плохих людей больше, чем хороших, потому, что хорошим быть труднее",

"Молчать, пока зубы торчат",

"Держи рот на замке",

"Возьми роток, замкни в замок",

"В поле съезжаются - родом не считаются",

"В поле 2 воли - чья сильнее",

"В поле 2 оли - кому Бог поможет. В поле - 2 доли: один на щите, другой под щитом",

"В поле - ни отца, ни матери: заступиться некому",

"В поле – одна доля, рать аль неволя. В поле гулять - лихо узнать",

"Войну хорошо слышать, да тяжело видеть",

"Рать сама кормится, а мир жнет. Рать – мир гнетёт",

"На рать сена не накосишься и денег не напасешься",

"От себя не убежишь",

"Воин воюет, а жена дома горюет",

"Ни моря без воды, ни войны без крови",

"Нет дыма без огня",

"Разбить, расчесать в пух и прах",

"Потерявши голову о волосах не плачут",

"Ночью все кошки серы",

"Турки падают, как чурки - а наши, слава Богу, стоят безголовы",

"Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает",

",Грудь в крестах - голова в кустах",

"Огнем и мечём",

"Руби пехоту, вались на штык, иди напролом! ",

"Что в бою взято, то и свято",

"Идет воевать, а не хочет сабли вынимать",

"У кого болит затылок, тот уж пяток не чеши",

"Задать кому трепу",

"Задать чесу",

"Дать гриба",

"Паны дерутся - у холопьев чубы трещат",

"Господа дерутся - у смердов чубы рвутся",

"Высоко замахнулся, да низко стеганул",

"Дали похлебку в три охлебка",

"Старость не в радость – а бес в ребро",

"Хвать рукой за обе пяткам – и затем в грязь носом хвать! ",

"Крепкий зад хорошего сапога просит",

"Не тот боец, что противника наземь положит, а тот, что сумеет увернуться",

"Не в том уменье что б вражину положить, а в том что б в штаны не наложить",

"Привыкшему побеждать не страшны мелкие поражения",

"Победивший в мелкой драке рискует проиграть сражение",

"Положить лоском (наповал) - поднять прахом",

"Одним махом сто душ побивахом",

"Съездить кого в Харьковскую губернию, Зубцовского уезда, в город Рыльск, в Рожественский приход",

"Кулаками начинает работать только тот, кто не умеет работать головой",

"На Бога надейся, но и сам не плошай! ", и т.д.

Цивилизация, как нам сегодня отлично известно, вовсе не препятствует одичанию человека, т.е. утрате знания о связи внутреннего и внешнего в человеческой культуре.

Цивилизация не терпит внутренней глубины безмолвия, она непрерывно говорит, а говорит она языком идеологии и политики, языком технократического овладения миром.

Но каким языком говорит – русская цивилизация?

Это язык странного свойства духовной реальности России в нескольких разных, но внутренне взаимосвязанных измерениях: он может выступать и как неприятие того или иного уклада – иной цивилизации, как тот же самый знаменитый русский "нигилизм" и бунт во всех его многообразных проявлениях или, наоборот, как готовность принять любой уклад и порядок, познать любой опыт, хотя бы ценой самого неумеренного самоумаления, а порой и самого экстравагантного смешения идей и культур, по подобию и взаимосоотвествию. Безмолвие русской земли есть, помимо прочего, и неопределенность ее промежуточного положения между Востоком и Западом.

Судьба России определяется как заполнение пустого пространства, "пространственного резерва", тянувшегося от Европы до Тихого океана, а сегодня и весь мир, при этом сохранение глубинной сердечно-душевной и духовной, фактически физической связью с Родиной и Отчизной, до тоски неимучей в ностальгии: в разлуке по ней, и по своим родным-родичам. Через артельность и синтез, и объединение культур и традиций, на условиях "равный - среди - равных". Где берётся всё лучшее, всё в гениальность простоты и универсальности (самообеспечивания) действия и работы во всём всем.

© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 21:04 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)

(7). К типологии цивилизаций Востока и Запада

Сравнительный анализ цивилизаций Запада и Востока в наши дни не вызывает большого энтузиазма среди ученых, и на то есть веские причины. Слишком долго теоретики культуры под влиянием политической конъюнктуры удовлетворялись поверхностными, с плакатной простотой выписанными оппозициями между "прогрессивным", "материалистическим", "деятельным" Западом и "отсталым", "квиетистским", "мистически ориентированным" Востоком.

С античных времен цивилизацию Запада отличали ориентация на объективирование духовной практики, стремление дать этой практике предметное и понятийное выражение и, в конечном счете, свести ее к технике, оперирующей идеями и понятиями.

Речь идет, в конце концов, о стремлении представить бытие духа в виде системы объективных истин - доказуемых или догматически установленных.

За этим демаршем мысли стоит, разумеется, определенное понимание человеческой личности: фундаментальная догма европейской мысли заключена в представлении о неизменяющемся в потоке времени эго, о реальности замкнутого, внутренне однородного "я", имеющего свой центр, свой умственный фокус, будь то "трансцендентальный субъект", индивидуальная душа или "неповторимая личность".

Желая устранить неопределенность нашего присутствия в мире (ибо преемственность личности открывается нам именно через разрывы в нашем опыте), произвольно пытаясь очертить границу нашего "я", сводя наш мир к внутренне однородному субъекту, мы оказываемся в западном круге цивилизации, где в философы допускаются только люди "в здравом уме и трезвой памяти".

Соответственно западная цивилизация, так или иначе, основывалась на отождествлении познания с размежеванием субъекта и объекта и поглощении объекта субъектом. Отсюда и та ее устремленность к опредмечиванию действительности, которая породила цивилизацию технократическую, т.е. полностью отчужденную от внутреннего источника знания и подчиняющую практику абстрактному критерию эффективности.

- Что происходит с нашим восприятием, когда импульс типизации уже превосходит порог нашей чувствительности?

Поскольку мы не можем иметь образа хаоса, к нам просто возвращается "мир как он есть", во всем разнообразии его природных форм.

Для тех, кто посвящен в его символический смысл, он свидетельствует о жизни, осознанной до последней мелочи, и, следовательно, о полноте человеческого присутствия в мире.

В сущности, этот мир есть экран, или декорум, бытия; в сути он призван не выявлять, а скрывать.

В подобном отождествлении, собственно, и заключается сущность отправления власти, создающей свой отчужденный от внутреннего опыта, чисто внешний образ мира.

Окончательная победа идеологии и неотлучно сопровождающего ее "познавательного насилия" произошла на Дальнем Востоке в XVII в., с приходом к власти в Китае маньчжурской династии Цин.

Интересно, что и в Европе XVII век - эпоха барокко - стал временем гибели собственно традиционного миросозерцания и начала Нового времени.

Не менее примечателен и тот факт, что напряженное, причудливо смешивающее иронию и пафос соседство натурализма и декоративности, утонченной стильности и внимания к предметным деталям в равной мере свойственно и европейскому, и китайскому искусству того переломного периода.

Но прежде чем обратиться к России, попробуем определить, о каких, собственно, типах культуры идет речь, когда мы сопоставляем Запад и Восток?

Восточная традиция без ложного пафоса утверждает величие человека именно в его умалении: ничтожность человека перед неизбывностью самоизменчивой Пустоты есть не что иное, как его величие в причастности "Единому Превращению" мира, вселенскому танцу вещей.

Но это величие человека - всегда сокровенное, символическое, отсутствующее. Вершина восточной мудрости - это постижение мира как зеркала внутренней глубины сознания, и это постижение обращает бытие человека в чистое присутствие, столь же вездесущее, сколь и сокровенное.

Круговое движение типовой формы от первозданного хаоса (по-китайски "беспредельного" - уцзи) к хаосу эстетически свободной жизни (что именовалось в Китае "великим пределом" - тайцзи) обеспечивает посредование между природой и культурой.

Неразличение первозданного хаоса и хаоса эстетизированной жизни, Неба и Земли, "пустоты" и "формы" - последнее слово восточной традиции, скрадывающее долгий внутренний путь мысли и потому чреватое тайной.

2 эти вида хаоса подобны не по аналогии, а по завершению - в силу самого качества своего бытия, носящего конкретный, деятельный, текучий характер. Тождество "пустоты" и "формы" оправдывается не дискурсивным знанием, а скорее фигурой иронии - этого ускользающего знака беспредельной предельности.

Наследие традиционной культуры Дальнего Востока - это не идеи, не понятия, не образы, но именно типовые формы, которые указывают на пределы и, более того, саму предельность существования и потому воплощают собою силу творческих метаморфоз жизни.

Этот вопрос заслуживает более детального освещения нежели рамки этой модели - монады ИНЬ и ЯНЬ, как основными древнекитайскими взглядами.

Философия тайцзицюаня очень космогонична и сильно связана с даосизмом.

Все начинается с Уцзи (Беспредельное) или великая пустота, очертания естественны и не имели образа, земля и небо разъединены, был всеобщий хаос, инь и ян не оформлены, не было покоя, не было движения, а первоначальное ци не было отделено от хаоса.

Это Единое рождает 2 предела тайцзи инь и ян, тайцзи, рождает 2 значения (лян и), 2 значения рождают 4 образа (сы сян), 4 образа рождают восемь триграмм (ба гуа), 8 триграмм рождают 5 первоэлементов (у син), 5 первоэлементов рождают форму – мысль (син и), и обратно возвращаясь, тайцзи рождает смешанную первоначальную ци - “внутреннее и внешнее соединены в одно, верх и низ следуют друг за другом, сердце–мысль выполняет движения обматывания шелковой нитью, все тело двигается как единое целое, ци ранних небес, ци поздних небес смешиваются в первоначальную ци и образуют единое целое”..

Итак, чтобы понять Тайцзи, необходимо сначала учить Уцзи: не войдя в круг Уцзи, очень сложно выполнить диаграмму тайцзи. Какие требования к Уцзи?

Ицзин по этому поводу говорит: “вести небо и землю, вдыхать очищенную ци и выдыхать грязную, стоять и соблюдать дух, мускулы- как одно целое”.

Древние говорили: “10 лет изучать искусство - 10 лет взращивать ци, можно долго жить не старея”. В трактате “Достоверные сведения о долгожительстве, передаваемые из рода в род” говорится: “Характер и взращивание тела успокаиваются изнутри, чистое, пустое, нашедшее приют, сердце, охраняется снаружи”.

Посредством сердца–мысли исполняешь тайцзи, из тайцзи рождается смешанная первоначальная ци. Тренируя малое зернышко смешанной первоначальной ци, очень скоро можно добиться, чтобы дух и ци охраняли тело. Практикуя Цигун (Обматывание шелковой нитью), занимающийся не только имеет оздоровительный эффект, но и увеличивает свое боевое мастерство.

Смысл “работы смешанной первоначальной ци тайцзи–цюаня” заключается в следующем:

Отдыхающая мысль пуста, сердце в покое, в пустоте циркулирует ци, как только почувствуется свет, дух и ци взаимно проходят друг в друга, тьма образов возвращается к своему истинному корню, складывается в единое ци и развивается до картины тайцзи.

Рассуждая о семени, ци и духе, древние говорили: “У неба есть 3 драгоценности: солнце, луна, звезды. У земли есть 3 драгоценности: вода, огонь, почва. У человека тоже есть 3 драгоценности: семя, ци и дух”. Когда у человека 3 драгоценности истощаются, наступают болезни и смерть. Когда ци в изобилии, тогда семя в изобилии, когда ци в изобилии, тогда дух не слабеет. Семя, ци, дух друг на друга опираются, друг от друга зависят, существуют за счет друг друга, существуют как одно целое.

Семя питается от тела: жидкость человеческого тела превращается в кровь, кровь превращается в семя, семя превращается в костный мозг. Еда и вода попадают в желудок, перерабатываются селезенкой в жидкость, затем получается кровь. Ци перемещается по телу, ци принимает наследие от неба и земли, матери и отца. Ци, произошедшая от неба и земли, называется истинная ци. Ци, произошедшая от отца и матери, называется первоначальная ци, т.е. ци ранних небес.

Когда появляется младенец на свет, разрывается пуповина, капелька первоначальной ци возвращается в пуповину, распределяется по всему телу, собирается в среднем даньтяне. Ци всего тела выходит из этого места. По мнению древних китайцев, есть 3 даньтяня: верхний, расположенный на уровне солнечного сплетения, отвечает за дух сердца шэнь, средний, расположенный на уровне пупка, отвечает за ци, нижний даньтянь, расположенный на 2,5 цуня ниже пупка, отвечает за энергию цзинь.

Человек, изучающий нэйгун (внутреннюю работу), тренирует вышеупомянутые три драгоценности. Дух идет вниз, семя поднимается наверх превращается в ци, а ци превращается в дух. Древние говорили: “В тишине взращивать корень души, ци превращается в дух; взращивать душу, взращивать характер, увидеть простоту ребенка (стать открытым, как ребенок)”.

В Ицзине говорится: “Ци есть движение семени, семя есть жилище духа, дух расходует ци и семя”. Когда семя сильное, тогда ци наполненное, если ци процветает, то дух кипучий, если дух кипучий, тогда форма без изъянов (имеется в виду тело), форма без изъянов – жизнь длинная.

© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 21:06 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)

(8). - Мир существует здесь как зеркало, в котором человек удостоверяет свое могущество. Впрочем, могущество ли? Современные философы Запада, наконец-то всерьез воспринявшие прозрения Ницше о "смерти Бога" и ничтожности "последнего человека", твердо сошлись в мнении о том, что истинным двигателем европейской истории был нигилизм как отрицание имманентных ценностей бытия, которое влечет за собой отречение человека от человечности в себе.

Вне-метафизическое различие между "внутренним" и "внешним" в учении даёт возможности и удивительную свободу выбора человеком жизненной позиции, благодаря приятию всех возможностей, даруемых жизнью. Это свобода не расчет ума, но торжество обновления творца.

Этот фундаментальный "вызов" (слово А.Мальро) Запада миру несет в себе прометеевский заряд противопоставления человека природному миру, утверждения собственно гуманитарных качеств знания, что ведет к усилению трагических мотивов в культуре, если понимать под трагедией патетическое утверждение гуманитарных ценностей в акте свободного выбора. В этом качестве трагедия является, конечно, исключительным достоянием Запада.)

В своем стремлении опредметить жизненный опыт европейская мысль вольно или невольно исходит из посылки о том, что порядок языка соответствует порядку бытия, так что истины, сформулированные в языке, суть не что иное, как отражение истин, объективно существующих в мире.

Это движение мысли достигло своей кульминации в немецком идеализме, попытавшемся окончательно замкнуть мир в имманентизме (слово Эрна), т.е. признать реальностью лишь то, что дано в "явлениях", а тайну бытия вынести за скобки философской рефлексии.

Поскольку мы не можем иметь образа хаоса, к нам просто возвращается "мир как он есть", в разнообразии всех форм природы. Человеческая природа больше тех или иных внешних образов восприятия человека.

И только бесконечно разнообразный мир есть подлинно человечный мир. Мир же, сведенный к шаблону и стандарту "данностям", к системе правил и принципов, остается глубоко бесчеловечным, даже если он - продукт воли и ума человека.

Раздел проходит не между географическими регионами, а между ПОВЕРХНОСТЬЮ и ГЛУБИНОЙ, КОЖУРОЙ и ЯДРОМ, науки и идеологии обслуживающих технологическую среду, и наукой традиционной, устанавливающей законы духовного бытия: между мыслью, удовлетворяющей видимость вещей, и мыслью, обращенной к сердцу мира.

В новых условиях человеку, чтобы быть человечным и сохранить себя для духовной протяженности, нужно в Истине превзойти себя, точнее - личную лень и цивилизацию. Нужно ему подтвердить свою верность традиции как области вечной преемственности саморазвития в духе новаторства. Оттого же человек как творец культуры не есть некая "данность" - будь то данные умозрения или опыта. Мир существует здесь как зеркало - отражения человека в его удостоверяемом могуществе.

«Современное информационное пространство: Что полезное можно извлечь и использовать из типологии цивилизаций и традиций Востока и Запада? Факторы влияния на создание новых работающих моделей в парадигмах программ развития экономики и социума»:

Реальность - это среда усреднения инфо-потоков Вселенной вездесущего, для мысли Востока - нет первопринципа начала, управляющего единичными явлениями.

Удивительно - медицина Китая мало интересовалась анатомией, и ищет факт совокупности точек-отверстий пустоты - рассматривая тело человека, как образ бестелесный, его ПРЕДЕЛ.

В Ицзине говорится: “Ци есть движение семени, семя есть жилище духа, дух расходует ци и семя. Когда семя сильное, тогда ци наполненное, если ци процветает, то дух кипучий, если дух кипучий, тогда форма без изъянов (имеется в виду тело), форма без изъянов – жизнь длинная.”

Традиция Востока уничижая человека, утверждает его величие как ничтожества перед вечным самоизменением Пустоты.

Цивилизация Запада - традиция отождествления познания: отсечением субъекта от объекта, и поглощение объекта субъектом.

Нигилизм и аутонигилизм - суть глубины болезни рационального эго Запада ( т.е. спиритуальный вагинизм – духовное стягивание умертвляющей петли), в попытке овладеть миром, и защитить и оправдать своё заблуждение, как жизнь в страхе и тревоге.

Восток - отличен от Запада рефлексией обращенности к явленному бытию, "таковости" вещей. Кредо современника с Запада, и его кумир, это техника - "Моя власть над материей и есмъ моя духовность ". Кредо человека Востока, маскировка пессимизма в покрове деловитости - "Живу материальным, раз духовное от него неотличимо". Тоесть – 2-е стороны и конца одной ошибки в отрицаниии и самоотрицании очевидного и существующего по миропорядку.

Человек Востока в противовес человеку Западу не ограничивает себя, не ищет себе определений, "дает быть себе ", выходя из себя. Через безмерность себя, к полноте бытия, что есть - встреча не обособленных сущностей, а скорее "самоопустошение тел обращения ".

Это мир пустоты и самоопустошения, мир константы уклонения от норм и всякой данности – и есть "Цивилизация Дальнего Востока". Критерии различия Запада и Востока, в характере объективации символизма 2-х культур: как опыт "данности" и пределов данности.

В первом - реальность умопостигаема (идеальна) или характер эмпиризма (подтверждёние опытом) материализации.

Во втором - хранится память символа о природе опыта, из реальности вырезан образ единственно "истинного".

История культур традиций на Дальнем Востоке определяет логику типа внутри форм, в описанном круговороте (энтропия).

Интересно сопоставить судьбу традиций Китая с прогрессом культуры соседей по Дальнему Востоку, на примере Японии и Кореи и Монголии.

В Китае продолжение жизни - искусство, "подлинность" жизни в интуитивном постижении крайней формы ментализированной замкнутости конечностью.

Принцип типизации явлений во времени действий, был наброшен китайцами решительно на все стороны их уклада жизни - от политики и естествознания до искусства и быта.

В Японии, наоборот, сама жизнь - продолжение искусства: японская жизнь, по сути, мечта об искусно выстроенной жизни. В результате традиция в Японии, с самого начала сложилась как сознательная преемственность, явив мощный фактор развития национального самосознания и модернизации страны.

Культура японцев, воспринявших наследие культуры Китая в его зрелой форме синтеза буддизма и конфуцианства, явила пример сознательного переноса понятийного остова традиции на общественную практику людей. Так, идеал эстетики японцев отличен последовательным выстраиванием иллюзии бытия природы, образа ИДЕИ-формы вне-дуальной пустоты, искусности и естественности, а также идеей фатальности.

А в Китае в силу необъективируемости исходных посылок традиции переход к современной национальной культуре оказался крайне затруднительным и он по сию пору незавершён при всех тысячелетиях этой культуры цивилизации.

Этот окончательный вывод духовного самопознания на Востоке несёт в себе опасность забвения внешним - символической глубины опыта, а это в свою очередь, как следствие приводит к кризису торжества идеологии двойных стандартов в интерпретации состояния динамики явлений мира, когда понятия о вещах произвольно отождествляются с "объективной" действительностью, с подменой истины и сути характера явления, в умозаключениях одного человека или группы людей, следующих в построении модели логики из корысти выгоды, это подтасовка фактов.
© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 21:07 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)

(9). - Нигилизм составляет существо глубинной болезненности рационалистического эго на Западе, которое, стремясь овладеть миром, стремится также защитить и оправдать свою проекцию (чем стал для него мир) и потому обречено жить в страхе и тревоге.

Недаром Фрейд, смелый критик и не менее ревностный апологет западной цивилизации, рассматривал человеческое "я" именно как продукт беспокойства.

Неспособность побороть свое внутреннее беспокойство и, как предельный результат, ВСЕОБЩИЙ НЕВРОЗ и есть та не слишком заметная, но огромная цена, которую современный человек Запада вынужден платить за свое внешнее благополучие и внешнюю самоуверенность.

И чем сильнее увлекают человека технократической эры "сны о сверхчеловечестве", покорившем пространство и время, тем немощнее и ущербнее становятся его сознание и воля, тем больше этот человек нуждается в наркотиках души и тела.

И вот уже Ж.-Ф. Лиотар в своем классическом описании "постмодернистского состояния" констатирует: "Мы можем ожидать полной экстериоризации знания по отношению к "знающему"...

Старый принцип приобретения знаний посредством совершенствования ума или даже индивидов становится во все большей мере анахронизмом..."

© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 21:09 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)

(10). - По мере того как анонимные "системы знания" во все большей мере присваивают себе функции овладения природой и даже осуществления власти в обществе, средоточие духовной жизни западного человека все больше перемещается из сокровенных пространств человеческого сердца в область видимости, зрелища, иллюзии.

И притом зрелища непременно вызывающего, щекочущего нервы, унижающего человеческое достоинство, ведь его дерзость отмерена степенью безответственности человека.

В Большом Иллюзионе современной культуры - неизменно массовой - жизнь предстает безобидной игрой в рискованное действие и, говоря шире, симуляцией всего и вся.

Запад вступил в "постмодернистскую" фазу своей истории, когда все формы объективации духа сами себя упраздняют, когда все плоды цивилизации, все, что творит и чем любуется человек, существует лишь для того, чтобы "разоблачить себя" - и через мгновение быть забытым.

Что касается Востока, то он отличается от Запада обращенностью рефлексии не к предметности опыта, а скорее к самому факту присутствия бытия, к "таковости" вещей, к чистой бытийственности сознания; подобная ориентация мысли равнозначна стремлению помыслить сами пределы сознаваемого.

Если в античной философии основополагающая метафора сознания - это восковая дощечка для письма, а в философии Нового времени сознание мыслилось подобным контейнеру, обладающему определенным содержанием, то для восточной мысли сознание предстает как бы опрокидываемым сосудом, изливающим вовне свое содержимое.

Сознание здесь оказывается слитым с течением, непроизвольным проистечением самой жизни - совершенно открытым и, следовательно, порожним, невесомым, светоносным. Его главное качество - зеркальная (не)прозрачность.

Человек на Востоке в противоположность Западу не ограничивает себя, не ищет себе определений, но высвобождает себя, "дает себе быть". Через собственную безмерность он обретает полноту существования, которая есть именно Встреча, но встреча не обособленных сущностей, а "самоопустошающихся", "превратившихся" тел.

Реальность для восточной мысли - это вездесущая среда и усредненность вселенского потока, музыка мировых соответствий, хаос бесконечного богатства жизненных качеств, в котором нет первоначала или принципа, управляющих единичными явлениями.

Это мир пустоты, которая сама себя опустошает и оборачивается... предельной полнотой бытия; мир неуклонного уклонения от всех норм и всякой данности.

© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 21:10 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)

(11). - Наследие традиционной культуры Дальнего Востока - это не идеи, не понятия, не образы, но именно типовые формы, которые указывают на пределы и, более того, саму предельность существования и потому воплощают собою силу творческих метаморфоз жизни.

Наиболее общим прообразом таких типовых форм в культурной практике народов Дальнего Востока служили графические символы знаменитой "Книги Перемен" - древнейшего китайского канона.

Со временем принцип типизации явлений и действий был распространен китайцами решительно на все стороны их жизненного уклада - от политики и естествознания до искусства и быта.

Не примечательно ли, что китайская медицина не интересовалась анатомией, но рассматривала человеческое тело как совокупность точек-отверстий, т.е. искала именно пустоты в человеческом теле, его бестелесный образ, его ПРЕДЕЛ? Впрочем, сейчас важнее уяснить внутреннюю логику развития типовых форм в культурах Востока.

Складывание различных репертуаров типовых форм можно считать результатом проекции матрицы человеческой практики (своего рода протоличности) на предметный мир человека.

© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 21:11 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)


(12). Такой протоличностью выступает, в частности, образ основоположника школы, возобновляющего свое присутствие в череде поколений учеников.

Внутренней пружиной развития типовой формы является тенденция ко все более тщательной стилизации.

Форма-тип, будучи воплощением предельности, не может не устремляться сама к собственному пределу, не может не соскальзывать во фрагмент, нюанс, экспрессивный штрих и в конце концов раствориться в бесконечно сложной паутине различий.

Так типовая форма, возникнув как проекция, "метаморфоза" первозданного Хаоса, увлекает мысль в головокружительную бездну того же Хаоса, но на сей раз хаоса эстетизированного, воссозданного опытом и сознанием человека.

В этом круговом движении самосознающей воли культура соответствует моменту фиксации типовых форм и приданию им статуса нормы.

© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 21:57 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)

Россия: 3-ий путь?

Перед тем как перейти к рассмотрению исторической судьбы России и судить о "русской идее", полезно подвести некоторые итоги этого беглого обзора основных понятий культурологии и типов цивилизации.

Примечательнейшая особенность современной ситуации состоит в том, что при всем несходстве исторических путей Запада и Востока развитие этих 2 историко-культурных регионов мира привело к очень сходным, в известном смысле даже идентичным результатам.

И Запад, и Восток пережили в нынешнем столетии острейший духовный кризис, корни которого лежат в дегуманизации человеческой культуры, внезапно открывшемся отчуждении, даже сознательном отказе человека от человечности в себе.

Мы можем сказать теперь, что эта новейшая и самая опасная форма одичания человека восходит в конечном счете к забвению символического измерения опыта и порождаемых им культурных норм.

Мы знаем также, что главной чертой Нового времени, обусловившей и его величие, и его ничтожество, стало вытеснение традиции цивилизацией, вследствие чего и сама культура оказалась, по существу, придатком цивилизации.

"Моя духовность есть моя власть над материальным" - таково кредо человека современного Запада, сделавшего своим кумиром технику.

"Буду жить материальным, потому что духовное все равно от него неотличимо" - такова позиция человека современного Востока, прячущего свой пессимизм под покровом деловитости.

Мир электронных иллюзий современной НТР знаменует собой именно конец как Запада, так и Востока: для Запада - конец цивилизации классического рационализма, для Востока - конец памятования о "вечно отсутствующем" истоке духовной силы.

И там, и здесь жизнь в постмодернистскую эпоху лишается глубины, целиком возвращается к актуальности опыта, становится прагматической реальностью. И наследники веселых восточных мудрецов, не отягощенные метафизикой истины, имеют в этой ситуации явное преимущество над западными наследниками Платона и Аристотеля. "Восток одолеет Запад", - совершенно справедливо провозгласил Мао Цзэдун. И Восток сделает это оружием самого Запада.

Вместе с тем указанная ситуация парадоксальным образом создает благоприятные условия для возрождения традиционной "науки духа".

Нынешний интерес к наследию Востока, конечно, нельзя считать ни случайностью, ни данью поверхностной моде. Складывающаяся на наших глазах "информационная цивилизация" делает несущественным предметное содержание символизма, требует отказаться от идеи обозначающих символов, а вместе с ней и от логико-грамматического параллелизма, лежавшего в основе западной рациональности Нового времени.

После столетий всякого рода "открытий", больших и малых, возникла потребность закрыть мир, ремифологизировать сознание. Ищется научная парадигма, позволяющая укоренить область духовного непосредственно в текучем и конкретном характере человеческой практики.

Такая парадигма как раз и содержится в традиционной науке Востока, опирающейся на телесную интуицию как внутреннюю матрицу культуры. Это наука "действия сообразно с обстоятельствами", которая открыта только безмятежно-покойной душе, свободно и непредвзято откликающейся всем бесчисленным голосам мирового хора.

И вполне естественно, что в условиях резко возросшей автономности технологических систем в равной мере возрастает и значение столь глубоко осознанной на Востоке человеческой сообщительности как таковой - того, что можно назвать "техникой сердца"

А, что же Россия? Так, что же в России?

При всем несходстве исторических путей с Западом и Востоком, в тоже время и частично в подобии.

Острейший духовный кризис, корни которого лежат в дегуманизации человеческой культуры, внезапно открывшемся отчуждении, даже сознательном отказе человека от человечности в себе. Проявился в своём отражении и в России.

Эта новейшая и самая опасная форма одичания человека, в конечном счете, в забвению символического измерения опыта и порождаемых им культурных норм. В России начало было проявляться в забвении своих корней, деградационная регрессивная хандра, была вовремя отметена, и русский - народ и человек, обратили взор внутрь, к сердцевине, к корням, к ядру – кто же есть русский, и что есть такое Россия и русская, и национальная культура, где основное – это обретение собственного самосознания. В тоже время, как и на Западе и на Востоке, на этом фоне, выделались и явления – крайнего национализма, обостряемые классовым и имущественным неравенством, и пошатнувшимся благосостоянием, с крайним обнищанием бедных, и ещё большим обогащением богатых. Породив критический разрыв, опасную пропасть – между классом имущих, и остальной частью населения. Заработок и прибыль – стали основными факторами, диктующими интересы. Когда – это достигло критической массы, внимание общественности было обращено к нетленным и вечным и духовным ценностям – культуры и обычаев и самобытности, к тому, что объединяет, взамен тому – что разъединяет. Причём процесс, этот носит стихийную природу, типичную для России, и для русского менталитета.

Главной чертой Нового времени, обусловившей и его величие, и его ничтожество - в вытеснении традиции цивилизацией, вследствие чего и сама культура оказалась, по существу, придатком цивилизации. В России, в поиске истока духовной силы, обратились в остроте внимания к заповедным обычая и заветам и культуре и религии. Движение, проявляется в основном, в чисто народном характере – самопроизвольности и стихийности. В том числе, проявлять начала себя в этом аспекте и интеллигенция и имущий класс, по принципу – "государство само по себе, а народ-страна сами по себе". Вдогонку за национальными интересами и тенденциями кинулось и государство, всё больше и больше проявляя интерес, к искусству, культуре, спорту, общественной деятельности, стремясь охватить финансированием все проекты с этим связанные. Тем более, что эти явления напрямую связаны с пристежек нации, и ростом самосознания. Ясно, что не все, но количество прозревающих увеличивается – нарастая пока не как лавина, но скорее как приливная волна, немалый фактор здесь и личный шкурный интерес о собственной безопасности, напоминания 1991 и 1993 годов – ещё свежи в памяти, тонизируя каждого в отдельности и общество в целом. Также важной чертой стало проведение политики – примирения. Есть и перекосы в сторону римского гибельно крена - "хлеба и зрелищ". И броски – из стороны в стороны, власть и народ и власть имущих – бросает в крен, из стороны в сторону. Но, негласно звучит мотив, объединивший западную и восточную модели, породив в тоже время свою самобытную, как характерность интереса звучащую в смысловом поле как - "Моя духовность есть моя власть над материальным - буду жить материальным, потому что духовное все равно от него неотличимо, без объединения духовного невозможно – быть богатым. Когда кругом – царит крайняя бедность и нищета, быть богатым и сильным, жить в преуспевающем государстве исключается!" И первые отголоски этого, пока слабые но уже проявляются и всё громче звучат, нарастая.

Нынешний интерес, после остроты внимания к культуре Востока, обратился и к своему культурному историческому мистико-философскому наследию в частности к культуре традиций Великих Высших Мистерий Севера Арктиды, это трудно пытаться считать случайностью, или даже данью поверхностной моде. Она к тому же пока ещё и не народилась, как устойчиво нарастающий вал. Но наливается силой с каждый мигом и днём.

В этом ищется научная парадигма, дающая укоренить область духовного, что содержится в традиционной науке, опирающейся на телесную интуицию как внутреннюю матрицу культуры, и прямо в текучем и конкретном характере человеческой практики.

© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 22:00 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)


Россия: 3-ий путь?

(13). - В противоположность "технике орудий", культивируемой цивилизацией Нового времени. "Техника сердца" - это и умение внимать немой речи чужой души, и способность, будучи свободным от "бремени вещей", прозревать мир в радостный миг его рождения, созерцать "семена" вещей, жить предчувствием, предвосхищением всего сущего. Ликующая радость творения новых миров сливается в этом состоянии с внутренним довольством и покоем сознания, отрешенного от всякой предметности.

Поразительные экономические и культурные достижения стран Дальнего Востока в последние десятилетия - одно из многих подтверждений не просто жизненности традиционного восточного миропонимания в наши дни, но и необыкновенной потребности в нем современного человека. Ибо в момент полной замены природы технической средой задачей человеческого познания перестает быть "присвоение" природы. В новых условиях человек, чтобы остаться верным человечности в себе и сохранить себя для духовной трансценденции, должен воистину превзойти себя, точнее - собственную цивилизацию. Он должен подтвердить свою верность традиции как области вечной преемственности духа. И вот мы видим, как восточная мудрость "самовысвобождения", "самоотпускания" обретает явные созвучия на Западе - достаточно вспомнить знаменитое Gelassenheit у М.Хайдеггера или идеал "опустошенного" сознания у М.Серреса.

Как бы то ни было, Запад и Восток более не существуют как историко-географические данности: они оба включены в общую для всего мира постмодернистскую ситуацию, где водораздел проходит не между географическими регионами, а между ПОВЕРХНОСТЬЮ и ГЛУБИНОЙ, КОЖУРОЙ и ЯДРОМ, наукой идеологизированной, обслуживающей технологическую среду, и наукой традиционной, устанавливающей законы духовного бытия; между мыслью, удовлетворяющейся видимостью вещей, и мыслью, обращенной к сердцу мира. И именно сейчас, в момент всеобщей и окончательной объективации бытия, человечеству открылась возможность оставить созданную им комфортабельную цивилизацию-тюрьму и устроить свою жизнь на духовных основаниях.

С 1-го же взгляда заметно, что Россия занимает совершенно особенное положение в ряду важнейших мировых цивилизаций. И, пожалуй, главная ее особенность состоит в том, что триада традиция-культура-цивилизация в этой стране не составляет единой, отлаженной системы, определяющей и общий тип общества. И на Западе, и на Востоке цивилизация средствами идеологии затушевывает и скрадывает свою нетождественность традиции и тем более культуре; в обоих случаях символическая глубина опыта не противопоставляется и не противостоит миру предметности, созидаемой цивилизацией.

Мистика часто оказывается куда ближе к коммерции, чем обычно думают. В России все 3 уровня общественной практики человека всегда существовали как бы порознь, часто противореча друг другу и друг друга отрицая. Традиция как жизнь в духе представлена богатейшей практикой мистического православия с ее наследием "священнобезмолвствующих" и учителей "умного делания", институтами иночества и старчества, многообразными святыми и подвижниками земли русской.

Рядом с этой традицией в последние 2 столетия поднялась в России и замечательная культура, отобразившая жизнь человеческой души с такой полнотой и тонкостью, что многие отечественные мыслители считают подлинным призванием русского человека жизнь сообразно переживаниям и влечениям души.

Что же касается цивилизации, то ее мир, всецело внешний, безличный, воспринимался, скорее, как продукт лицемерия и фальши, как неизбежное зло, которое терпели - но не более. Это была цивилизация, заимствованная по случаю у разных народов и служившая преимущественно интересам государства. Народу она оставалась чуждой.

Все "отрицательные" определения России, извечные сетования на то, что Россия восприняла лишь худшие черты как Востока, так и Запада - нравы "азиатчины", "орды", с одной стороны, и не менее устрашающий западный технократизм - с другой, есть лишь косвенное признание отсутствия преемственности культурного типа, оформляемого цивилизацией.

В России политика и идеология лишь наспех замазывают те щели в человеческой душе, сквозь которые проглядывает бездна символического прозрения. Замазывают, но не укрывают целиком. В сердце русского человека вечно жива страсть к свершению недостижимого, к "исканию абсолютного добра".

© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 10-10, 22:02 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
"Россия между Востоком и Западом: 3-й путь"

(по В.В. Малявину)


Россия: 3-ий путь?

(14). - Невозможность достичь этой цели как раз и заставляет русских неимоверно умалять себя, отрекаться от собственного достоинства, искать смерти, "бросаться в бездну вверх пятами".

При внимательном рассмотрении российской ситуации оказывается, что в России по сравнению с "нормальными" цивилизациями Запада и Востока перевернута сама перспектива рассмотрения традиции, культуры и цивилизации: точкой отсчета берется именно духовная традиция, реальность целиком внутренняя, и в результате сохраняется понимание вторичности цивилизации по отношению к традиции и культуре, а также непозволительности осуществляемой цивилизацией подмены символического мировосприятия идеологическим.

Только Россия позволяет выявить внутренние разрывы между традицией, культурой и цивилизацией, хотя возможность эта оплачивается ценой необыкновенной, почти маниакальной напряженности в обществе, прорывающейся время от времени грандиозными потрясениями, русским бунтом, "бессмысленным и беспощадным".

Подтверждения высказанным здесь оценкам "русского удела" нетрудно обнаружить в истории русской культуры и мысли и прежде всего в главной, пожалуй, черте российской действительности - в разрыве между "внутренним" и частным (локальным, общинным) и "внешним" и публичным (гражданским, государственным) аспектами общественной жизни России.

Этот разрыв и это глубочайшее не-схождение, неустройство российской жизни дает о себе знать и в отношениях между православной церковью и российским обществом, и в устройстве самой церкви с ее делением на черное и белое духовенство, и в извечном противостоянии христианства и язычества, "Царства" и "Земли" и даже в противостоянии интеллигенции и народа, весьма напоминающем известную гегелевскую оппозицию "просвещения" и "веры".

Не это ли противостояние "внутреннего делания", жизни "Христа ради", с одной стороны, и мира, который "во зле лежит", - с другой, породило специфически русские формы святости вроде юродства или старчества? Или специфически русское чувство ложности всякой внешней власти, выразившееся в шутовстве Ивана Грозного и Петра Великого, в самозванчестве или в старообрядческом отождествлении официальной государственности с Антихристом?

Возникает желание спросить: не состоит ли мировое призвание России в том, чтобы служить посредником между Западом и Востоком именно потому, что в России и благодаря России обнажаются коллизии и противоречия человеческого бытия, маскируемые цивилизацией?

Приметами этой миссии России, открытости русских абсолютным, предельным ценностям человеческого существования предстают столь свойственные русским людям интерес к "последним вещам", к неизбывным, "проклятым" вопросам жизни, нетерпимость ко всякому мнению, выдающему душевную праздность, равнодушие к правде, безразличие к ближнему.

И если людям Запада (а равно и Востока) жизненная позиция русских часто кажется бесцеремонностью и просто глупостью, то русским в "цивилизованной" жизни все чудится мертвенная холодность сердца. Что ни говори, а в России гораздо меньше, чем на Западе или на Востоке, той наращиваемой цивилизацией брони, которая затрудняет или даже делает невозможным подлинное, непосредственное соприкосновение людских сердец.

Очень многое в судьбе России определено сложившимися в ней особыми формами сцепления христианства и дохристианских, языческих мотивов. Наследием язычества - разумеется, угнетенного и деформированного официальной идеологией - стали уже отмеченные выше необычайно резкие проявления агрессивности, насилия, взаимного недоверия между людьми на Древней Руси.

Еще и сегодня Россия остается, кажется, единственной страной с развитой культурой, где в народном быту живут традиции ритуального соперничества, в котором ставкой является - по крайней мере символически - сама жизнь человека.

Вслушайтесь в разговоры молодых, да и не очень молодых людей в российских городах и весях: в них так часто слышится едва сдерживаемая агрессивность, готовая вырваться наружу от одного неосторожного, неудачного слова!

Кажется, только в России слово "злой" прилагают к родной земле и слышат в нем какие-то бодрящие, даже веселые нотки. Здесь таится та почва, на которой произрастают русский нигилизм и все его отвратительные производные вплоть до печально известного девиза советских лагерей: "умри ты сегодня, а я завтра..."

Перенятое из Византии христианство, наложившись на языческий субстрат, и создало особенный драматизм русской народной души. Оно заставило русских осознать греховность своего "самоедства".

© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 57 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB