ЗАПИСКИ-ЗАМЕТКИ НА МАНЖЕТАХ:
"Проблемы обучения боевой технике и специальной тактике действий и овладение тактико-техническими умениями".
АВТОРСКИЙ МЕТОД (СПОСОБ)
Рефлексология писал(а):
Значение слова: Логика - наука, научная дисциплина или область знаний, которая названа в первой части слова (биология, геология, филология и т.п.).
Ло́гика (др.-греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение») — наука о формах, методах и законах умственной познавательной деятельности, формализуемых с помощью языка – размышления, сопоставления, раздумия, сравнение на образ подобий (указывающие на общие черты в явлениях, общность же явлений заставляет предположить, что мы имеем дело и собщими причинами; таким образом сосуществованиe явлений, на что указывает подобие, само по себе еще не заключает - корня, ядра, сути, истины), рассмотрения, исследования.
А раз, это знание получено умом - логика также определяется как наука о правильном мышлении.
И коли, мышление оформляется, в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется, как наука, о способах рассуждения, или наука о способах доказательств и опровержений.
Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, — цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.
Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
Инсти́нкт (от лат. instinctus — побуждение ), целесообразное поведение без осознания цели; ситуация, в которой осуществление 1-ого рефлекса приводит к осуществлению другого.
Инстинкт — комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации.
Инстинктивные реакции носят врожденный характер, и их высокая видовая специфичность часто используется как таксономический признак наряду с морфологическими особенностями данного вида животных.
Инстинкт — комплексы генетически закрепленных в мышлении индивида неосознаваемых установок последовательности действий и алгоритмов поведения, которые обеспечивали предшествующим поколениям успех в выживании и появлении данного жизнеспособного индивида.
Инстинкт проявляется как реакция на изменения состояний внешней среды, а так же как реакция на прогнозируемые изменения во внешней среде, неосознаваемо оцениваемые как влияющие на выживание индивида.
Инстинктивное поведение — фактор наследования. Однако, происхождение инстинктивного поведения, позволяет делать выводы о неоднородности оценок факторов среды и отличиях в проявления инстинктов у индивидов. Инстинкт фенотипичен.
Инстинктивным называют поведение живых существ, что не может быть объяснено обучением. Т.е., в большинстве случаев, исследователи не могут объяснить природу данного поведения, а факторы предопределённости инстинкта в генах приводятся для придания модного и наукообразного объяснения, без реального понимания природы наблюдаемого поведения.
Так же в неформальном общении биологов и психологов часто встречается позиция, что инстинкты направлены на выживание вида , однако большинство открытых публикаций трактуют инстинкт - стремление к выживанию отдельной особи, индивида.
Означенные аспекты разъяснения термина указывают на то, что понятие инстинкт используется не только в науке, но широко эксплуатируется в пропаганде религиозных, философских и/или политических установок.
Свойства инстинктов:
наследственность и независимость от обучения;
однородность;
одинаковость у всех особей данного вида;
приспособленность к условиям существования на момент формирования инстинкта.
Уильям Мак-Дугалл выделял следующие виды инстинктов:
бегство (страх);
неприятие (отвращение);
любознательность (удивление);
агрессивность (гнев);
самоуничижение (смущение);
самоутверждение (воодушевление);
родительский инстинкт (нежность);
инстинкт продолжения рода;
пищевой инстинкт;
стадный инстинкт;
инстинкт приобретательства;
инстинкт созидания.
История
Полный анализ понятия «инстинкт» дает Дарвин в VIII главе Происхождения видов
Психология
Известный отечественный зоопсихолог Курт Эрнестович Фабри (1923—1990), автор учебника «Основы зоопсихологии» (1976), неустанно подчеркивал, что инстинкт и научение не составляют 2 последовательные стадии в эволюционном развитии поведения; и будучи компонентами единого процесса поведения, они друг без друга не могут существовать.
Иначе говоря, так называемых «чистых» инстинктов нет как бы. Поэтому говоря про инстинктивное поведение , надо учитывать огромное разнообразие реальных психофизиологических механизмов такого поведения, оно в значительной степени может быть результатом научения и интеллектуального решения.
Интуиция
Интуиция (от позднелат. лат. intuitio — созерцание (составные лат. in — в, внутри; лат. tui — мочь, неметь(онеметь), ты, тебе; лат. ti(tum) — после, затем, потом), от лат. intueor — пристально смотрю ), способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.
Этимология слова
Стремление различать 2 вида, или метода, познания — интуитивное и логическое — появилось уже в античности.
Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή . Термины для обозначения 2-х видов познания появились у Филона Александрийского, а затем у Плотина, различавшего [b επιβολή] [/b] (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений).
Перевод понятия επιβολή на латинский язык термином « intuitus » (от глагола intueri , означающего «всматриваться», "проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием.
В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215—1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.
Кристиан Вольф перевел термин «intuitio, intuitus» на немецкий язык словом «Anschauung» . Вольф также использовал выражение «anschauende Erkenntnis» — интуитивное познание. Именно в этом смысле термин употребляется у Канта.
Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung термином «интуиция» (франц., англ. — intuition , итал. — intuizione , исп. — intuicion ). На русский Кантовское Anschauung переводится также термином «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».
Интуиция с точки зрения философии
В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция ). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».
Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.
Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).
Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).
В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой ( интуитивизм ). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.
Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.
Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п.
Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное.
В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления.
Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
Интуиция в принятии решений с точки зрения психологии
Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля.
В психологической концепции К.Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно-важных решений.
Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
Еще одно трактование интуиции - это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.
Адаптивные программы и алгоритмы интеллекта, основанные на методах систем обучения, демонстрируют поведение, которое имитирует человеческую интуицию . Они производят знание из данных без логического оформления путей и условий его получения, в силу чего это знание является пользователю как результат «непосредственного усмотрения». Элементы такого интуитивного анализа встроены во многие современные автоматические системы, программы и др. Обучение таких систем требует от учителя выбора оптимальной стратегии обучения и заданий.
Для имитации интутивного принятия решений удобны нейроподобные устойства, называемые нейронными сетями и нейрокомпьютерами, а также их программные имитаторы.
Создавая нестандартный для методик интуитивный подход к психодиагностике, заключающийся в выработке рекомендаций с исключением построения описанной реальности.
Для классической психодиагностики важное значение имеет формализуемость психодиагностической методики, в то время как опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, показывает, что при помощи аппарата нейронных сетей можно удовлетворить потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели.
Развитие интуиции
Множество авторов предлагают различные тренинги для развития интуиции , однако стоит помнить, что некоторые из них экспериментально не доказаны, т.е. являются «размышлениями» авторов на тему.
Одна из ипостасей интуиции] основана на жизненном опыте, поэтому единственый способ развить её - накопление опыта в определенной области знаний. «Позитивные мысли и убежденность, что вы заслуживаете не просто ответа, а самого лучшего ответа, подвигают интуицию на позитивную деятельность.» - один из таких тренингов основанных на аффирмации или самовнушении с целью снятия барьеров.
Великие научные открытия Менделеева и Бензола, сделанные ими во сне, подтверждают ценность жизненного опыта и багажа знаний для развития интуиции , для получения интуитивного знания.
Иногда тренерами предлагаются, например, и такие упражнения для развития интуиции , которые являются скорее упражнениями на развитие ясновидения или яснослышания.
Вот одно из таких упражнений:
«Перед началом рабочего дня постарайтесь представить каждого из ваших сотрудников. Почувствуйте, что прячется за словами, и о чем умалчивается. Перед тем, как прочесть письмо, интуитивно представьте себе, о чем оно и как оно подействует на вас. Прежде чем снять телефонную трубку, постарайтесь интуитивно угадать, кто звонит, о чем и как этот человек будет говорить. …»
Идеальным способом для развития интуиции является всем известная игра "прятки". Менее предпочтительна игра "жмурки", т.к. в ходе игры ведущий использует обоняние и слух, т.е. 2 и 5 чувств "подсказывают". Зато в "прятках" все 5 чувств бессильны и включается 6-ое чувство.
Другие значения
Термин «интуиция» широко используется в различных оккультных, мистических и паранаучных учениях и практиках.
В аспектонике и соционике интуиция — тип воспринимаемой человеком информации, обобщённое название для аспектов «белая интуиция » (информация о развитии) и «чёрная интуиция » (информация о сущности).
Словарь Брокгауза и Ефрона: Дедукция - получила значение термина лишь в новой логике, главным образом благодаря трудам английских мыслителей, рассматривающих Дедукция в противоположность индуктивному методу. понятие Дедукция встречается уже у Аристотеля ( apagwgh ).
РЕАГИРОВАНИЕ
( от лат. reagere — противодействовать ) — в психологии, в частности в психоанализе, разрядка душевного напряжения в противоположность его умиротворению в самом себе. Так, например, недовольство может найти разрядку в естественном движении, в действии, как — в творческой деятельности.
Реакция ( лат. re… — против + лат. actio — действие) — действие, возникающие в ответ на какое-либо воздействие.
Значение слова: при́нцип
м.
1). Основное исходное положение какой-л. научной системы, теории, политического устройства и т.п.
2). Основной закон какой-л. точной науки.
3). Внутренняя убежденность в чем-либо, норма или правило поведения.
4). Основная особенность устройства какого-л. механизма, прибора.
Значение слова: метод
Метод - специальный путь исследования какого-либо предмета. Обыкновенно принимают два основных М. - аналитический (разлагающий исследуемый предмет на простейшие составляющие.
МЕТОД (метод исследования) —
1). Прием, способ, образ действия.
2). Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо.
3). Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного.
4). Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта. В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, — понятие метода распространяется на различные области практики.
Разработке и совершенствованию методов в науке уделяется специальное внимание, ибо необходима уверенность в достоверности полученных данных, а потому — и в оптимальности способа их получения.
Словарь Брокгауза и Ефрона:
Индуктивный - Индуктивный метод (способ). Различают двоякую И.: полную (inductio completa) инеполную (ипductHo incompleta или per enumerationern simplicern).
В 1-ой мы заключаем, может сделать гипотетическое предположение, долженствующее объяснить факты.
Таким же орудием служит и всякое сравнение и аналогия, указывающие на общие черты в явлениях, общность же явлений заставляет предположить, что мы имеем дело и собщими причинами; таким образом сосуществованиe явлений, на которое указывает аналогия, само по себе еще не заключает - на общие черты в явлениях, указывающие общность же явлений, что заставляет предположить, что мы имеем дело и собщими причинами; таким образом сосуществованиe явлений, на что указывает подобие, само по себе еще не заключает - корня, ядра, сути, истины.
Словарь Брокгауза и Ефрона:
Ньяя - (санскр. Nуауа = правило, основание, Метод, логическое заключение, вывод, логика вообще) - одна из 6-и ортодоксальных школ (даршан) индийской философии - существующее, нематериальное, известный субстракт различных качеств.
Метод (способ), которым Готама демонстрирует объекты доказательства, представляет 4-ре вида: воззрение, заключение, сравнение или аналогию и утверждение (под которым здесь разумеется, главным образом, предание и откровение).
Доказательство определяется, как causa efficiens знания, которое или верно, или ошибочно. Последнее ведет к сомнению и к ошибочному суждению. Причина обладает способностью вызывать действие и предшествует ему.
Словарь Брокгауза и Ефрона: Синхронизм (греч. одновременность) - сопоставление одновременных происшествий.
Синхронистический метод в истории – сопоставление одновременных событий, происходивших у различных народов и в различных странах.
Синхронистический метод в истории – сопоставление одновременных событий, происходивших у различных народов и в различныхстранах.
Синхронистические таблицы - ряд колонн, заключающих перечисление одновременных событий и исторических лиц; благодаря своей наглядности, употребляются для учебных целей...
Рефлекс - ( от лат reflexus – отраженный ) - стереотипная реакция организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой.
Рефлексы - - реакции организма, вызываемые при раздражении рецепторов в ЦНС, агентами внутренней или внешней среды; проявляются в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом, где деятельность нервной системы является «отражённой», осуществляется в ответ на воздействия из внешней или внутренней среды, в области физических явлений.
Структурный механизм Рефлексов — рефлекторная дуга, включающая рецепторы, чувствительный (афферентный) нерв, проводящий возбуждение от рецепторов к мозгу, нервный центр, расположенный в головном и спинном мозге, эфферентный нерв, проводящий возбуждение от мозга к исполнительным органам (эффекторам): мышцам, железам, внутренним органам..
Биологическое значение Рефлексов - состоит в регуляции работы органов и их функциональных взаимодействий для обеспечения постоянства внутренней среды организма, сохранения его единства и приспособления к условиям существования. На основе рефлекторной деятельности нервной системы обеспечивается функциональное единство организма и определяется его взаимодействие с внешней средой — его поведение.
Рефлекс обеспечивает:
объединение внутренних органов в единое целое,
взаимодействие между различными органами;
взаимодействие организма с внешней средой;
функции коры головного мозга.
История - Уже в эпоху древней медицины (К. Гален, 2 в.) определилось деление двигательных актов человека на «произвольные», требующие участия сознания в их выполнении, и «непроизвольные», осуществляемые без участия сознания. Представление о Рефлексах было впервые выдвинуто французским философом Декартом.
Учение Декарта о рефлекторном принципе нервной деятельности основано на представлениях о механизме непроизвольных движений.
Весь процесс нервного действия, характеризующийся автоматизмом и непроизвольностью, состоит в раздражении чувствительных аппаратов, проведении их влияний по периферическим нервам к мозгу и от мозга к мышцам. В качестве примера подобных действий Декарт приводил мигание при внезапном появлении предмета перед глазами и отдёргивание конечности при внезапном болевом раздражении. …Декарт придавал термину реальное и для своего времени вполне научное значение, основанное на идеях механики, кинематики, гидравлики.
В 18 в. исследованиями физиологов и анатомов (А. Галлер, И. Прохаска и др.) учение Декарта было ...распространено на деятельность внутренних органов (обнаружен ряд специальных Рефлексов для различных внутренних органов).
Полушария головного мозга – их кора и ближайшие к ней подкорковые образования – являются высшим отделом центральной нервной системы (ЦНС) позвоночных животных и человека. Функции этого отдела – осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) организма.
Ч. Белл и Ф. Мажанди - ... о рефлекторном аппарате ... "все чувствительные (афферентные) волокна входят в спинной мозг в составе задних корешков, а эфферентные, в частности двигательные, покидают спинной мозг в составе передних корешков". Это открытие позволило английскому врачу и физиологу М. Холлу обосновать чёткое представление о рефлекторной дуге и широко использовать учение ... в клинике.
Ко 2-й половине 19 в. накапливаются сведения об общих элементах в механизмах как рефлекторных — автоматических, непроизвольных, так и произвольных движений , относимых ... к проявлениям психической деятельности головного мозга и противопоставлявшихся рефлекторным.
И. М. Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга» (1863) утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Он обосновал представление об универсальном значении рефлекторного принципа в деятельности спинного и головного мозга как для непроизвольных, автоматических, так и произвольных движений, связанных с участием сознания и психической деятельности мозга. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.
Эта концепция Сеченова послужила идейной почвой, содействовавшей открытию И. П. Павловым условных Рефлексов, он открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности.. Важнейшее место в учении о Рефлексах принадлежит открытию Сеченовым центрального торможения.
Большой вклад в формирование учения о рефлексах внёс Чарлз С. Шеррингтон (Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1932). Он открыл координацию, взаимное ингибирование и облегчение рефлексов.
Трудами Ч. Шеррингтона, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, И. С. Бериташвили обосновано представление о координации и интеграции рефлекторных реакций отдельных дуг в функциональной деятельности органов на основе взаимодействия возбуждения и торможения в рефлекторных центрах.
В выяснении механизмов рефлекторной деятельности важное значение принадлежит учению о клеточной организации нервной системы. ...С. Рамон-и-Кахаль обосновал представление о нейроне как структурной и функциональной единице нервной системы. Общий механизм формирования рефлекса.
Нейроны и пути прохождения нервных импульсов при рефлекторном акте образуют так называемую рефлекторную дугу:
Стимул - рецептор-аффектор - нейрон ЦНС - эффектор - реакция
На основе этого представления возникло учение о нейронной организации рефлекторных дуг и обосновано понятие о синапсе — аппарате межнейронной связи и о синаптической, т. е. межнейронной, передаче возбудительных и тормозных влияний в рефлекторных дугах (Шеррингтон 1906).
Классификация рефлексов.
По типу образования: условные и безусловные
По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов).
... В зависимости от анатомического расположения центральной части рефлекторных дуг — их нервных центров, различают Рефлексы: спинальные, в осуществлении которых участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге: бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.
В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса - отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.
По расположению рефлексогенных зон, или рецептивных полей, различают экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные ... В зависимости от типа и функциональной роли эффекторов выделяют соматические, или двигательные, Рефлексы (скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные Рефлексы внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.
По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические Рефлексы, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный Рефлексы), и полисинаптические ..., дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный Рефлекс).
По характеру влияний на деятельность эффектора Рефлексы могут быть возбудительными — вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, или тормозными — ослабляющими и подавляющими ее (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).
По биологическому значению для организма в целом выделяют оборонительные, половые, ориентировочные Рефлексы и др.
Павлов обосновал деление всего многообразия Рефлексов по их происхождению, механизму и биологическому значению на 2 большие группы: безусловные и условные.
Безусловные рефлексы — ... врожденные и более или менее неизменные рефлексы, наследственно передаваемые и закрепленные, видовые, осуществляющиеся отделами нервной системы, лежащими ниже коры головного мозга, что определяет постоянство рефлекторной связи, или передачи, между афферентным и эфферентным звеньями их дуг, это наследуемая, неизменная реакция организма на внешние и внутренние сигналы, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза, обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды.
Благодаря им приспособление организма к внешнему миру достигается лишь в узких пределах, так как эти рефлексы возникают в ответ на сравнительно немногие раздражители и обычно имеют стандартный, мало меняющийся характер. Биологическое значение их в регуляции постоянства внутренней среды и сохранении единства организма, условных — в наиболее тонком приспособлении его существования к меняющимся условиям внешней среды.
Являются видовым поведенческим признаком. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные. Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.
Простейшие нейронные сети, или дуги (по выражению Шеррингтона), участвующие в безусловных рефлексах, замыкаются в сегментарном аппарате спинного мозга, но могут замыкаться и выше (например, в подкорковых ганглиях или в коре). Другие отделы нервной системы также участвуют в рефлексах: ствол мозга, мозжечок, кора больших полушарий.
Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новоржденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3-4 месяцев.
Различают моносинаптические (включающие передачу импульсов к командному нейрону через одну синаптическую передачу) и полисинаптические (включающие передачу импульсов через цепочки нейронов) рефлексы.
Нейронная организация простейшего рефлекса
Простейшим рефлексом считается моносинаптический. Если дуга спинального рефлекса образована двумя нейронами, то 1-й из них представлен клеткой спинномозгового ганглия, а 2-й — двигательной клеткой (мотонейроном) переднего рога спинного мозга.
Длинный дендрит спинномозгового ганглия идёт на переферию, образуя чувствительное волокно какого-либо нервного ствола, и заканчивается рецептором. Аксон нейрона спинномозгового ганглия входит в состав заднего корешка спинного мозга, доходит до мотонейрона переднего рога и посредством синапса соединяется с телом нейрона или одним из его дендритов.
Аксон мотонейрона переднего рога входит в состав переднего корешка, затем соответствующего двигательного нерва и заканчивается двигательной бляшкой в мышце.
Чистых моносинаптических рефлексов не существует. Даже коленный рефлекс, являющийся классическим примером моносинаптического рефлекса, является полисинаптическим, так как чувствительный нейрон не только переключается на мотонейрон мышцы-разгибателя, но и отдает аксонную колатераль, переключающуюся на вставочный тормозной нейрон мышцы-антагониста, сгибателя.
Термин «Рефлексы» применяется также и к другим реакциям, хотя в их механизме не участвует центральная нервная система: это аксон-рефлексы и местные Рефлексы, осуществляемые периферической частью нервной системы.
Условные рефлексы - образуются в процессе индивидуальной жизни организма на основе формирования временной связи («условного замыкания») между теми или иными афферентными и эфферентными аппаратами организма. Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков.
Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Новыми и изменчивыми формами реагирования, формирующимися в течение жизни организма (в процессе накопления жизненного опыта) и осуществляющимися у высших животных корой головного мозга, являются условные рефлексы.
Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.
Условная временная связь у высших животных (позвоночных) формируется при обязательном участии коры больших полушарий головного мозга, и потому условные Рефлексы называются также корковыми. ... все… формы работы мозга, лежащие в основе психической деятельности, построены по типу рефлексов - ответных движений на раздражения, исходящие из внешней среды, осуществляемых при помощи центральной нервной системы ...
И. П. Павлов - показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.
При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое Жизненное значение (сигналом пищи или раздражителя, причиняющего вред организму, и т. п.). Безразличный до этого (индифферентный) раздражитель приобретает тем самым новую, сигнальную функцию.
Раздражители, вызывающие безусловные рефлексы, называются безусловными раздражителями.
Раздражители, вызывающие условные рефлексы и имеющие, следовательно, сигнальное значение, называются условными раздражителями.
Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения. Это наиболее простые программы. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому в нём могут успешно жить лишь те, кто быстро и целесообразно отвечает на эти изменения. По мере приобретения жизненного опыта в коре полушарий складывается система условнорефлекторных связей. Такую систему называют динамическим стереотипом. Он лежит в основе многих привычек и навыков.
Образование условных рефлексов представляет собой формирование в мозгу новых временных связей, не имевшихся ранее. Эти связи у высших животных и у человека формируются в коре больших полушарий, которая является главным субстратом психики.
Одной из … методик является методика оборонительных реакций. Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы действие раздражителя, на который вырабатывается условный рефлекс, совпало во времени с действием безусловного раздражителя, или точнее — несколько предшествовало ему. Условный раздражитель, на который надо выработать рефлекс, сопровождается в этих случаях болевым …раздражением …, заставляющим животное отдернуть лапу (та же реакция есть у человека). Достаточно несколько раз сочетать какой-либо раздражитель … с болевым раздражителем, чтобы он сам стал сигналом, вызывающим условную реакцию ... Безусловный раздражитель, вызывающий ту реакцию, которую должен вызывать затем условный раздражитель, служит подкреплением образующегося на его основе условного рефлекса.
Для образования условных рефлексов весьма важно деятельное состояние коры головного мозга. Если кора мозга находится в приторможенном состоянии, условные рефлексы образуются лишь с трудом и оказываются очень непрочными. Именно этим объясняется трудность замыкания новых временных связей в утомленном состоянии.
Существенным для образования условных рефлексов является, далее, отсутствие каких-либо сильных посторонних раздражителей. Если при выработке условной связи действует какой-нибудь сильный посторонний раздражитель... остальные участки коры приходят в тормозное состояние, и образование условного рефлекса затрудняется... замыкание временных связей, является основной, главнейшей работой коры головного мозга.
Поэтому деятельность коры головного мозга называют замыкательной деятельностью. ...раздражитель, действующий на органы чувств, вызывает возбуждение определенного участка коры головного мозга. Это возбуждение не остается на месте, а распространяется или иррадиирует по коре, захватывая и ближайшую подкорку. ... иррадиация возбуждения по большим полушариям не происходит равномерно во всех направлениях. Если в коре головного мозга возникает стойкий, доминантный очаг возбуждения, то всякое возбуждение, вызванное любым, относительно более слабым раздражителем, притягивается к этому очагу, распространяется в направлении этого доминантного очага.
При образовании условной связи очаг более сильного возбуждения вызывается в коре безусловным раздражителем …
Более слабое возбуждение, возникающее от действующего в то же время или предшествующего раздражителя … притягивается к этому доминантному очагу. При дальнейшем повторении подобных условий происходит проторение путей, и связь между обоими очагами становится более прочной. В результате этого предъявление одного лишь условного сигнала в дальнейшем начинает вызывать возбуждение уже не только в соответствующем очаге слуховой области коры, но и в той части коры, куда раньше приходило возбуждение, вызываемое безусловным раздражителем. Замыкается временная нервная связь, образуется условный рефлекс. Замыкание временных связей является основной синтезирующей деятельностью коры мозга. Вместе с тем образование условного рефлекса всегда сопряжено с выделением того раздражителя, на который образуется рефлекс.
Одновременно с синтезом кора, следовательно, всегда осуществляет и анализирующую деятельность. Эта сложная аналитико-синтетическая деятельность коры мозга, лежащая в основе образования условных рефлексов на существенные для организма изменения среды, и дает возможность достичь необходимого приспособления организма к условиям жизни, уравновешивания его с окружающей средой.
Условные рефлексы могут возникать и на те многообразные раздражители, которые идут от внутренних органов, из внутренней среды организма. Сигналы, идущие в кору в этих случаях, имеют важное значение для регулирования корой внутренней жизни организма, что делает более совершенным приспособление его к внешней среде. Сигналом для организма может стать не только какой-либо раздражитель, но и прекращение действия раздражителя. Это бывает тогда, когда не появление, а именно прекращение раздражителя сигнализирует, например.. или опасность. Сигналом может стать время ... Условным раздражителем может, наконец, стать не наличный сигнал, а след от какого-либо раздражения.
В этом случае не условный раздражитель, а след вызванного им возбуждения вступает в связь с безусловным агентом и начинает сигнализировать его приближение. Поэтому в дальнейшем условная реакция вызывается лишь через некоторое время после прекращения сигнала. Такой условный рефлекс называется следовым условным рефлексом. У человека условными сигналами — и это имеет огромное значение могут быть не только предметы, но и слова, которыми он пользуется в процессе речевого общения. Они представляют собой особый вид раздражителей. Обозначая ту или иную вещь и много раз повторяясь с раннего детства, слово становится сигналом этой вещи.
И. П. Павлов назвал его сигналом сигналов, поскольку слово может обозначать те раздражители, которые сами являются сигналами жизненно важных воздействий действительности. Это действие слова как условного раздражителя может стать настолько сильным, что одно лишь произнесение слова может вызвать такие же рефлекторные изменения, какие вызываются тем, что обозначается данным словом. Воздействие слова как мощного условного раздражителя составляет его основную черту, указывающую, каким огромным значением обладает этот своеобразный вид сигналов в человеческом обществе.
Слова сигнализируют человеку не только о непосредственно воспринимаемых предметах; благодаря речи человеку передаются знания о любых вещах, в том числе о тех, которые он сам никогда не видел; благодаря языку человеку передается опыт всего человечества. Речь, язык неизмеримо расширяют приобретение нового опыта, помогают глубокому познанию объективной действительности. Вместе с тем — и это особенно важно — слово не только обозначает тот или иной предмет или явление, но и позволяет выделять (абстрагировать, отвлекать) его существенные признаки, обобщая то, что обладает этими признаками. Отвлечение, или выделение существенных признаков предметов, и обобщение их составляют существенную особенность слова как нового вида условных сигналов, отличающую его от непосредственных сигналов действительности.
Вот почему среди всего многообразия действующих на человека условных раздражителей различаются 2 системы сигналов. В одну из них входят все непосредственно действующие на человека условные раздражители (предметы окружающего мира и их признаки). Это 1-я сигнальная система действительности, общая у человека с животным. Слова же и сочетания слов, а также связи, возникающие на их основе, составляют вторую сигнальную систему. Она имеется только у человека.
2-я сигнальная система вносит значительные изменения в высшую нервную деятельность человека, в анализ и синтез сигналов, в замыкание новых временных связей.
У животного временные связи образуются почти исключительно на основе безусловных рефлексов. Это значит, что индифферентный вначале раздражитель, который затем начинает вызывать рефлекс, сочетается первоначально с безусловным раздражителем, непосредственно вызывающим данный рефлекс.
Лишь в некоторых случаях условные рефлексы у животных могут образовываться на основе других, хорошо упроченных ранее условных рефлексов. ... Такой более сложный рефлекс называется рефлексом 2-го порядка. У животных он вырабатывается значительно труднее, чем обычный условный рефлекс, и оказывается менее стойким.
У человека безусловный раздражитель может успешно замещаться словом. Оно оказывается тем подкреплением, на основе которого можно образовать любую временную связь.
Сопровождая, например, предъявление любого раздражителя … приказом «сделай то-то», можно получить в дальнейшем эту, указываемую словом, условную реакцию в тех случаях, когда данный раздражитель уже не сопровождается приказом.
И эта условная (временная) связь будет ничуть не менее прочной, чем связь, образуемая при помощи безусловного (пищевого или болевого) подкрепления. Такую же условную реакцию можно вызвать и тогда, когда словесный приказ дан в обобщенном виде.
В этом случае при получении инструкции … замыкается временная связь между названием предстоящего раздражителя и той или иной реакцией на него, а это, в силу ранее (в прошлом опыте человека) образовавшихся связей между словами и обозначаемыми ими предметами и действиями, ведет к тому, что в дальнейшем при предъявлении указанного в приказе раздражителя (звонка) человек реагирует на него так, как было указано в предварительно ему данном обобщенном словесном приказе.
Возможность образования у человека таких словесно подкрепляемых связей без их подкрепления биологически важными безусловными раздражителями — отличительная черта высшей нервной деятельности человека.
Слова могут замещать собой не только безусловные, но и условные раздражители. Если у человека была выработана условная реакция … на какой-либо условный раздражитель …, то, как показали опыты Иванова-Смоленского и Красногорского, в дальнейшем замена этого непосредственного сигнала его названием … может вызвать ту же реакцию, которая раньше возникала в ответ на непосредственный раздражитель ...
Значит, процессы, вызываемые в коре головного мозга человека непосредственно действующими раздражителями, так тесно связаны с тем, что вызывается словесными обозначениями предметов, что связь, выработанная с помощью непосредственного раздражителя, оказывается действительной при замене этого раздражителя его словесным обозначением.
Участие слова в выработке временных связей имеет важнейшее значение для высшей нервной деятельности человека, так как слово представляет собой особый раздражитель, связанный с огромным количеством непосредственных раздражителей, которые оно замещает, являясь их обобщением.
Со словом, указывал И. П. Павлов, «вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов... с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов, — принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека — науку...» .
Давая возможность человеку лучше ориентироваться в окружающей действительности, слово оказывает существенное влияние на образование новых временных связей. У человека, ориентировавшегося при помощи слова в системе сигналов и обобщившего на основе этого то или иное правило, временные связи вырабатываются несравненно быстрее, чем это може быть достигнуто без участия слова.
Воспринимаемые человека сигналы посредством слова сразу же систематизируются, при чем одни из них относятся к числу тех, на которые нужн реагировать, другие — к числу тех, которые не должны вызы вать реакции.
Поэтому сложные системы связей, у животног вырабатывающиеся лишь постепенно, у человека могут форми роваться очень быстро. Человек словесно формулирует правила, по которым надо отвечать на сигналы, в силу чего условные реакции формируются быстро, иногда сразу же после первого предъявления соответствующего сигнала («с места»), быстро становятся прочными, перестают нуждаться в дополнительном подкреплении, так как сформулированное правило само служит постоянным подкреплением.
Вместе с тем, и это весьма важно, сформулировав при помощи слова какое-либо правило, человек делает свои реакции независимыми от того, в каких конкретных условиях ему предъявляются те или иные раздражители. Если, например, он усвоил, что ему следует отвечать движением на каждый третий сигнал, воздерживаясь от ответа на два первых сигнала, то он легко начинает делать это независимо от того, в каком темпе или в какой последовательности предъявляются сигналы. Для животного же, лишенного 2-ой сигнальной системы, выработка таких условных реакций оказывается недоступной.
Следует отметить еще одну особенность, отличающую временные связи человека и животного.
Если для выработки условного рефлекса у животного необходимо, чтобы ранее безразличный раздражитель вступил в связь с биологически важным раздражителем (п/щей, опасностью), то у человека решающе важным является прежде всего обществ е.нное значение раздражителей, на основе которых образуются новые условные рефлексы. Вместе с тем образование временных связей с участием второй сигнальной системы позволяет людям передавать каждому следующему поколению исторически сформированный общественный опыт.
Механизм и свойства рефлексов.
В нормальных условиях Рефлексы вызываются раздражением соответствующих рефлексогенных зон агентами внешней или внутренней среды — адекватными стимулами (раздражителями) для рецепторов этих зон.
Возникшее в рецепторах возбуждение — разряд импульсов — проводится афферентными нервными проводниками в мозг, где осуществляется передача (переход) возбуждения с афферентного нейрона либо непосредственно на эфферентный нейрон (двухнейронные дуги), либо через 1 или несколько промежуточных нейронов (полинейронные дуги).
В эфферентных нейронах возбуждение передаётся эфферентными нервными волокнами в обратном направлении — от мозга на периферию к различным органам (эффекторам) — скелетным мышцам, железам, сосудам и др., и вызывает в них рефлекторный ответ — возникновение или изменение их функциональной деятельности.
Рефлекторный ответ всегда запаздывает на определённое время по отношению к началу раздражения рецепторов; это время запаздывания называется латентным периодом ...
Для Рефлексов различной сложности его длительность меняется от миллисекунд до нескольких секунд. В рефлекторных дугах возбуждение проводится в одном направлении — от афферентного нейрона к эфферентному; в обратном направлении оно не передаётся.
Это свойство проведения Рефлекса определяется химическим механизмом синаптической межнейронной передачи, сущность которого состоиг в образовании и выделении нервными окончаниями особых химических посредников (ацетил-холин, адреналин и др.), обладающих возбудительным или тормозным действием на нейроны, с которыми данные окончания образуют синаптические контакты...
Свойства Рефлексы: величина, длительность, характер протекания (динамика) реакции — определяются как условиями раздражения (его адекватностью, силой, длительностью, локализацией), так и функциональным состоянием (фоном) самих рефлекторных приборов (возбудимостью, импульсами от других центров нервной системы, утомлением) и другими внутренними факторами.
Интеграция и координация рефлексов.
Рефлексы не протекают изолированно, но объединяются (интегрируются) в сложные рефлекторные акты, имеющие определённое функциональное и биологическое значение. Так, простейшая рефлекторная реакция конечности на болевое раздражение — флексорный Рефлекс (сгибание, отдёргивание конечности) — сложный многокомпонентный акт, включающий рефлекторное сокращение одних мышц, торможение других, изменение дыхания, сердечной деятельности.
Ещё более сложно организованы Рефлексы, определяющие поведение организма: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой. В их состав входят компоненты, охватывающие по существу деятельность всех органов.
Процессы, обеспечивающие интеграцию Рефлексов, обозначают термином «координация».
Сущность координации Рефлексов состоит в сочетании возбуждения и торможения в системе нейронов, участвующих в формировании рефлекторных реакций различной сложности.
Интимная природа механизмов этих взаимодействий изучается, в частности, методом микроэлектродной внутриклеточной регистрации электрических реакций нейронов при вызове у них рефлекторной деятельносги раздражением рецепторов или афферентных нервов.
В синаптическом аппарате нейронов, содержащем от нескольких сотен до 5—6 тыс. синаптических контактов, имеются как возбудительные, так и тормозные синапсы.
При активном состоянии первых, вызванном притоком импульсов нервных, в нейроне возникает негативная электрическая реакция, способствующая разряду нервных импульсов; при активности вторых — позитивная электрическая реакция, тормозящая или блокирующая передачу возбуждения в нейроне. Количественные отношения активации синапсов (число, интенсивность) определяют значение и степень участия нейронов рефлекторного центра в осуществлении того или иного Рефлексы.
Процессы координации, обеспечивающие интеграцию рефлекторных реакций различной сложности, можно рассматривать как распределение возбуждения и торможения в системах нейронов, участвующих в осуществлении этих реакций, по определённой пространственно-временной программе, соответствующей данным реакциям.
Высокая степень координации движений достигается при помощи механизмов обратной связи. Широкая конвергенция в межнейронных связях, характеризующаяся сотнями и тысячами синаптических контактов нейронов с другими нейронами различного функционального значения, даёт основание предполагать стохастический (вероятностный) принцип формирования механизмов рефлекторной деятельности, а не статически заданную организацию рефлекторных дуг.
Рефлексы патологические
1) необычные для взрослого человека (в ряде случаев — свойственные более ранним стадиям фило- или онтогенеза) рефлекторные реакции, проявляющиеся при структурных и функциональных повреждениях различных отделов центральной нервной системы и используемые в диагностике нервных болезней (например, рефлекс Бабинского, патологический сосательный рефлекс и др.); при пониженной интенсивности рефлексов (вплоть до их утраты) говорят о гипорефлексии (арефлексии), при повышенной — о гиперрефлексии, при неравномерности рефлексов — об анизорефлексии.
2) Неадекватные и, с биологической точки зрения, нецелесообразные рефлекторные ответы на некоторые (обычно сверхсильные) внутренние или внешние раздражения.
Различают безусловные и условные патологические Рефлексы
К безусловным патологическим Рефлексам относят... пульмо-коронарный (остановка сердца при раздражении инородным телом определённого участка внутренней оболочки лёгочной артерии), рено-ренальный (спазм мочеточника при раздражении другого мочеточника мочевым камнем), гепато-коронарный (спазм коронарных сосудов во время приступа печёночной колики) рефлексы.
В формировании безусловных патологических Рефлексы решающее значение имеют развивающиеся в нервных структурах под влиянием сверхсильных раздражителей явления парабиоза, которые, как это было показано Н. Е. Введенским (1901) и И. П. Разенковым (1923—24), и определяют парадоксальность ответных реакций.
Условные патологические Рефлексы возникают под влиянием раздражителей, по природе своей индифферентных для организма, но ранее сочетавшихся со сверхсильными безусловными раздражителями.
... спазм коронарных сосудов, возникший в связи с подъёмом в гору в ветреную погоду («стенокардия напряжения»), может повториться на том же месте, даже если больной идёт в хорошую погоду под гору. Условные патологические Рефлексы отличаются от обычных (физиологических) условных рефлексов тем, что они образуются с одного сочетания и длительно сохраняются без подкрепления. Патологические Рефлексы могут лежать в основе ряда заболеваний внутренних органов.
Значение учения о рефлексах
Учение о рефлексах дало очень многое для понимания самой сущности нервной деятельности.
Однако сам рефлекторный принцип не мог объяснить многие формы целенаправленного поведения.
В настоящее время понятие о рефлекторных механизмах дополнено представлением о роли потребностей в организации поведения, стало общепринятым представление о том, что поведение животных организмов, в том числе и человека, носит активный характер и определяется не столько возникающими раздражениями, сколько планами и намерениями, возникающими под влиянием определённых потребностей.
Эти новые представления получили своё выражение в физиологических концепциях «функциональной системы» П.К.Анохина или «физиологической активности» Н.А.Бернштейна.
Сущность этих концепций сводится к тому, что мозг может не только адекватно отвечать на внешние раздражения, но и предвидеть будущее, активно строить планы своего поведения и реализовать их в действии. Представления об «акцепторе действия», или «модели потребного будущего», позволяют говорить об «опережении действительности».
Словарь Брокгауза и Ефрона: Цандер - гимнастики и, достигнув значительногоусовершенствования в техническом отношении, открыл в Стокгольме, в 1865г., 1-й Институт врачебной гимнастики.
Метод Цандер состоит в приспособлении механических аппаратов к возбуждению деятельности мускулов различных частей человеческого тела, причем, в известных случаях, оно достигается помимо физического напряжения со стороны пациента.
Метод Цандер - основан на учении Линга, утверждавшего, что многие болезненные явления в человеческом теле являются следствием возбуждения деятельностью нервного импульса - мускулов различных частей человеческого тела.
© 2009 – 2012 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА