Цитата: Газовый гамбит Кремля
Станислав Меньшиков
http://rusref.nm.ru/gas-war.htm Об авторе: Станислав Меньшиков - известный российский экономист, профессор, доктор экономических наук. В прошлом - профессор МГУ, МГИМО, НГУ, Эразмского университета (Нидерланды) и т. д.. Заведует лабораторией в Центральном экономико-математическом институте РАН. Автор многочисленных научных и публицистических статей и книг. В 2004 году вышла книга проф. Меньшикова "Анатомия российского капитализма", фрагменты которой можно найти на нашем сайте.
20 января 2006 года
Хотя газовый конфликт между Россией и Украиной формально урегулирован, а антироссийская шумиха, поднятая в связи с этим на Западе, несколько поутихла, ее отголоски переместились на внутриукраинскую политическую арену, выросли в полномасштабный кризис между Радой и президентом Ющенко и тем самым предвещают возможное возобновление газовой войны в недалеком будущем. Легко представить себе, что может произойти, если к власти в Киеве после парламентских выборов придет Юлия Тимошенко, требующая отменить новый газовый контракт и чуть ли не отдать под суд его подписантов с украинской стороны. Можно вполне понять Владимира Путина, певшего на этот раз в Астане дифирамбы своему киевскому коллеге. Если бы Ющенко повторил «подвиг» Ельцина и разогнал свою Раду, это бы сейчас встретило, как минимум, понимание в Кремле.
Но обратимся к самому газовому конфликту и попробуем разобраться в тои, что же произошло и, прежде всего, в мотивациях российской стороны. Само по себе желание поднять экспортную цену на газ легко понять и оправдать, как и стремление перейти на рыночные принципы в расчетах. В самом деле, какой был смысл продолжать поставлять газ по цене 50 долларов за тысячу кубометров, тем самым субсидируя Украину на несколько миллиардов долларов за счет российской казны и наших налогоплательщиков? К тому же, как выяснилось, соседняя республика получала часть газа фактически задаром в счет оплаты за транзит через свою территорию российского газа в прочую Европу – от Чехии и Австрии до Италии и Франции? Пока Кремль продолжал верить хитрецу Кучме и надеялся на избрание новым президентом Януковича, это можно было объяснять некими геополитическими соображениями. После «оранжевой революции» и откровенной ориентации Киева на НАТО продолжать такую благотворительность было бы просто глупо.
Правда, наш президент несколько раз настойчиво призывал отделять коммерцию от политики. Но поверить в искренность таких призывов довольно трудно, когда требуешь повысить цену сначала втрое (до 165 долларов), а затем сразу чуть ли не впятеро – до 230 долларов. Чисто коммерческому подходу соответствовало бы скорее более постепенное повышение цены, которое позволило бы украинской экономике постепенно приспосабливаться к новым условиям. Но в уходе от коммерции больше всего виновата украинская сторона, которая при Ющенко и Тимошенко упорно отказывалась от компромиссов в переговорах с Россией.
Переход на рыночные принципы не очень вяжется и с выборочным подходом к Украине. Ведь Россия продолжает преспокойно субсидировать Прибалтику и Грузию, продавая им газ по ценам, намного более низким (в два и более раза, чем нынешняя цена для Украины). Тем более, что Грузия активно стремится в НАТО, а Эстония, Латвия и Литва уже входят в этот блок, приняты к тому же в Европейский Союз и ведут откровенно антироссийскую политику. Если поставки газа Беларуси по льготной цене обоснованы перспективой образования союзного государства и передачей беларусской части газопровода в собственность и управление «Газпрома», то применительно к другим указанным государствам оснований для поблажек не существует.
Единственное рациональное объяснение тактическое – Украина выбрана, как первая фаза стратегического эксперимента. Попробовать на Киеве и, если получится (проскочит номер), то продолжить на Тбилиси и прибалтийских столицах – когда истечет срок заключенных с ними контрактов. Тем более что все эти страны – сравнительно малые покупатели газа – не в пример Украине.
Думается, были и другие, сугубо «газпромовские» соображения. После того, как российская газовая монополия перешла под непосредственный контроль кремлевской финансово-промышленной группы (куда теперь входят также «Внешторгбанк», «Роснефть», «Рособоронэкспорт», «Автоваз» и другие фирмы) прямая личная заинтересованность ее руководителей в максимизации прибыли от продаж газа значительно возросла. Рост добычи газа концерном в последнее время замедлился, и наращивать его экспорт стало труднее. В этих условиях рост экспортной цены в краткосрочной перспективе, до разработки новых месторождений и сооружения новых экспортных трубопроводов на Балтике и Дальнем Востоке – единственное реальное средство наращивать прибыль. Даже если Украина перейдет в основном на газ из Средней Азии, у России больше его останется для продажи Европе, где платят по 230 долларов за кубометр, не говоря ни слова. И действительно в текущем году Киев собирается купит у нас максимум 17 миллиардов кубов – на треть меньше, чем в прошлом году. Зато мы сможем этот «освободившийся» газ добавить к нашим поставкам в Европу, причем по максимальной цене.
Теперь попробуем ответить на другой вопрос – чем мотивировалось украинское правительство, долгое время занимая непримиримую позицию в переговорах с Россией, доведя дело сначала до эскалации цены с российской стороны и вступив в 2006 год без подписанного контракта и тем самым спровоцировала Россию на приостановку поставок газа Украине? Что Россия не хотела прекращать поставки было ясно хотя бы из нескольких предложений Путина в последний час предоставить Киеву крупный кредит и сделать отсрочку вступлению в силу новой цены на первый квартал 2006 года. Отказ Киева даже рассмотреть эти компромиссные предложения были сознательным актом публичного оскорбления и явным приглашением к войне.
Есть данные, что Киев поступил так по наущению США, которые посылали на Украину своего представителя для нажима на Ющенко и Еханурова. В том, что Вашингтон заинтересован в дальнейшем ухудшении российско-украинских отношений, не может быть сомнений. Но уговаривая украинское руководство не поддаваться давлению Москвы, Вашингтон и сам не верил до конца, что Россия решится закрутить вентиль на украинской части трубы. Не исключено, что американские стратеги хотели проверить, а имеется ли у России техническая возможность это сделать, или ее угрозы – лишь блеф. Решимость Москвы пойти на «проверку блефа» было, пожалуй, одним из самых отрезвляющих Запад действий с ее стороны и бесспорно выигрышных для нас последствий от всего этого конфликтного эпизода. Было продемонстрировано, что шутить с Россией в данном вопросе не следует.
Знал ли Кремль, что противник на этом не остановится и побудит Украину к отбору транзитного газа и тем самым к сокращению поставок газа остальной Европе? Думается, что такой риск в «Газпроме» рассматривался, но на него решили пойти, т.к. восстановление нормального снабжения газом Запада был лишь вопросом техники и осуществлено за одни сутки. Но и краткого сокращения давления в газовых трубах Европы было достаточно для поднятия международной шумихи о «ненадежности» России, как газового партнера. И хотя довести газетную шумиху до уровня крупного политического конфликта между Европейским Союзом и Россией не удалось (а такие попытки делались, особенно антироссийски настроенной частью общеевропейской бюрократии в Брюсселе), западная пресса трезвонила на эту тему несколько дней подряд, посвящая уже закончившемуся газовому конфликту целые газетные полосы.
Что в этих сложной обстановке уже на третий день удалось подписать-таки новый российско-украинский газовый контракт, да еще на условиях, устраивающих Россию, представляется крупным успехом нашей экономической дипломатии. Не обошлось и без давления на Киев со стороны Западной Европы. Позитивную роль, например, сыграл бывший германский канцлер Герхард Шредер, ныне возглавляющий совет директоров совместное общества по строительству нового трубопровода по дну Балтийского моря. По сообщению германского еженедельника «Шпигель», Шредер выдал серию звонков, после которых украинские представители подписали, наконец, долгожданный контракт.
Надо сказать, что и нынешнее германское правительство проявило определенную сдержанность и не участвовало в очередном приступе антироссийской истерии. Следя за высказываниями западных лидеров в дни конфликта и международной шумихи, я обратил внимания, что в ней не приняли участия ни Меркель, ни Блэр, ни Ширак, ни даже поляки. И никто из европейских министров иностранных дел не последовал примеру госсекретаря Кондолизы Райс, не удержавшейся от публичной мало приличной нотации в адрес российского руководства. МИД России дал ей должный отпор, а министр Лавров позвонил ей по телефону, назвав ее вмешательство неуместным. Все это он повторил в интервью радиостанции «Эхо Москвы», на что здешние СМИ обратили внимание.. Перепалка на столь высоком дипломатическом уровне между бывшими сверхдержавами по нынешним временам весьма необычное явление..
Особенно нагло прозвучали намеки Райс на «несовместимость» политики России с ее новой функцией очередного председателя в «большой восьмерке». Понятно, что ей хотелось понравиться своим ястребам, давно требующим исключения России из восьмерки под тем или иным предлогом. Но тут Райс явно взяла не по чину – главы великих держав находятся за пределами ее номенклатуры. Впрочем, Буш поспешил сгладить впечатления от грубоватого выпада своей «железной» подруги, в очередной раз поклявшись в дружбе российскому президенту.
Но то, что официальная Европа на сей раз повернулась спиной к США, достаточно показательно. Россия обеспечивает сейчас четверть суммарных потребностей европейских стран в природном газе, а в перспективе эта доля будет только возрастать. Ссориться с Россией в таких условиях не очень-то хочется. Тем более, что все претензии по поводу временной задержки поставок газа, как было ясно европейцам, приходится целиком адресовать Киеву, а не Москве.
Сыграла свою роль и состоявшаяся в начале января либерализация продаж акций «Газпрома» для иностранных инвесторов. До конца прошлого года их право приобретать эти акции было строго ограничено, и на долю нерезидентов приходилось менее 4 процентов акционерного капитала компании. Но после того, как в прошлом году доля государства в акциях «Газпрома» была доведена до 51 процента и опасность его перехода под иностранный контроль ликвидирована, его акции с 1 января поступили в свободную продажу. Спрос на них со стороны западноевропейских и американских инвесторов оказался рекордно высоким, биржевые котировки резко увеличились, а рыночная капитализация «Газпрома»превысила 200 миллиардов долларов и, по оценкам специалистов, легко может достигнуть 300 миллиардов долларов в недалеком будущем. Это превышает капитализацию крупнейших энергетических концернов Запада, таких, как «Бритиш петролеум» и вшестеро больше капитализации всего российского фондового рынка пять лет назад..
Для иностранных инвестиционных фондов и крупнейших банков вложения в акции «Газпрома» стали весьма выгодным бизнесом, на котором можно быстро заработать миллиарды.. И самый рост биржевых оценок наглядно свидетельствует, что мир капитала не верит в «ненадежность» России, как газового партнера. В ненадежную компанию столь большие капиталы не вкладывают.
Что касается геополитического интереса США в подрыве доверия к российскому газу, то он восходит к 1970-м годам, когда возник проект «Северная звезда», предполагавший переброску уренгойского газа в сжиженном виде через Мурманск и Атлантику прямо в США. Несмотря на заинтересованность в нем американского бизнеса, Вашингтон отверг этот проект под предлогом ненадежности СССР. Через несколько лет США заставили ФРГ отказаться от выгодного контракта на поставку труб большого диаметра в СССР, нужных для строительства первых газопроводов Уренгой – Европа. Но наша страна смогла тогда быстро наладить собственное производство таких труб, и сибирский газ все же достиг Европы.
В пореформенное время по наущению США Всемирный банк и Международный фонд требовали от России расщепления «Газврома» на несколько частей с целью ослабить и подорвать значение российского газа, как международного геополитического фактора. Младореформаторы, особенно Чубайс, готовы были подчиниться, но усилиями тогдашнего главы концерна Рэма Вяхирева при поддержке левой оппозиции в Госдуме целостность газовой монополии удалось отстоять. Несмотря на новые попытки неолибералов провести в газовой отрасли рыночную реформу, Владимир Путин взял «Газпром» под свое крыло и включил в кремлевскую финансово-промышленную группировку.
Сегодня «Газпром» приступил к новой фазе своей внешней экспансии. Новый трубопровод по дну Черного моря связал его с Турцией, а в перспективе с бассейном Средиземного моря. Будущий балтийский проект доведет российский газ, минуя посредников, до Германии, Великобритании и скандинавских стран. На Дальнем Востоке концерн выходит на Японию и Китай. Российский газ становится важным элементом, цементирующим отношения России в масштабе практически всей Евразии. Влияние этого фактора на политику Германии очевидно. Даже в Японии с ее одержимостью «северными территориями» оно также ощущается.
Стремление помешать дальнейшей экспансии «Газпрома» продолжает все тот же традиционный, но пока безуспешный внешнеполитический курс США.. Не воспользоваться газовым конфликтом между Россией и Украиной и поддержкой новообретенных «оранжевых» союзников в Киеве Вашингтон, конечно, не мог. Вместе с тем, вскрылась и его слабость в газовом вопросе, особенно с точки зрения дальнейших перспектив. Вот что пишет на этот счет «Вашингтон пост» в редакционной статье под заголовком «Кремль в роли короля Сауда»:
«Нефть приобрела репутацию стратегического товара в 1970-х годах, когда картель экспортеров (ОПЕК) удерживал экономику Запада в качестве заложницы... Нынешний конфликт между Россией и Украиной демонстрирует, насколько природный газ напоминает нефтяной рынок прошлого. Большая часть газа передается по трубопроводам. Если производитель решит сократить производство, у потребителей альтернативных источников снабжения не окажется.. Это позволяет нечестивым продавцам запугивать покупателей, в том числе и по политическим мотивам. Чтобы наказать украинское демократическое и прозападное правительство, Россия потребовала четырехкратное повышение цен. Украина ответила откачкой газа, предназначенного для клиентов в Европейском Союзе, приведя их в крайне раздраженное состояние. Россия быстро восстановила поставки. Но очень важно понять, что потребителям не удастся побеждать в будущих сражениях такого рода, если они позволят рынку природного газа стать еще более похожим на рынок нефти 1970-х годов. В данный момент Россия еще заботится о своей репутации надежного поставщика, потому что строит и планирует новые трубопроводы в Европе и Азии. Но как только потребители согласятся на это строительство и соответственно построят свои газовые балансы, они потеряют способность сопротивляться русскому инстинкту использовать газ, как политическое оружие.
«Россия обладает более четверти моровых запасов природного газа, и новая разведка может увеличить ее долю до 30 с лишним процентов. Факты таковы, что она сегодня является Саудовской Аравией газового рынка. Второй по величине производитель – Иран, что также достаточно неприятно. Странам – потребителям следует всерьез озаботиться тем, чтобы ослабить способность России назначать высокие цены – либо строя трубопроводы к конкурирующим источникам снабжения, либо создавая мощности для импорта газа в сжиженном виде в танкерах. Мировая торговля сжиженным газом сделает рынок не столь злокачественным, каким он выглядит сегодня»
Итак, беспокойство в США относительно российского газа не только политическое, но и экономическое. Это опасность превращения России, вместе с другими производителями, в глобального газового монополиста, что-то вроде газового ОПЕКа прежних дней. Если раньше экспансию России в этой сфере сдерживала нехватка финансовых ресурсов, то теперь высокие цены на нефть позволяют наращивать инвестиционный потенциал, необходимый для строительства новых газопроводов. Кроме того, как показывает практика последних месяцев, западные банки охотно предоставляют новые крупные кредиты «Газпрому». Рекордный взлет его акций еще больше добавляет к кредитоспособности концерна, приток денег западных инвесторов ему обеспечен.
Думается, что угроза, нарисованная «Вашингтон пост», вполне реальна. Конечно, в одиночку Россия не сможет стать мировым газовым монополистом, ей для этого нужны союзники. Но история последних недель показывает, что они у нее есть. Это Туркмения, Казахстан и Узбекистан, которые, начиная с текущего года, продают свой газ не непосредственно потребителям, в данном случае Украине, а через компанию «РосУкрЭнерго», которую контролирует «Газпромбанк» совместно с австрийским «Райффайзенбанком». В экономической науке такие фирмы именуются синдикатами и служат одной из классических форм монополизации рынков.
Создание такой структуры – несомненная победа российской газовой дипломатии. Но это и прямой коммерческий успех. Ибо синдикат продает среднеазиатский газ в смеси с российским за 95 долларов за тысячу кубометров, а покупает за 50 – 60 долларов. Даже с учетом расхода по транспортировке это дает синдикату солидную прибыль в несколько сот миллионов долларов. Но главное не дополнительная прибыль, а факт совместного выступления на газовом рынке России и трех среднеазиатских государств.. В дальнейшем это сможет намного усилить их совместную способность требовать повышения цен до рыночных для всех покупателей без исключения. Трудно себе представить, что Туркмения и ее соседи смирятся с положением, когда их газ продается вчетверо дешевле, чем российский. Весь вопрос в том, захотят ли они добиваться повышения своих цен вместе с Россией или отдельно. В интересах России сохранять эти союзнические отношения и не допускать их подрыва в результате действий США.
Что касается создания широкого рынка сжиженного газа, то непонятно, кто станет финансировать строительство соответствующих заводов и портов и где именно. Создавать их, конечно, придется там, где газ добывается, а таких стран, кроме России и Ирана немного. Не эти ли, в частности, объясняется подспудный интерес США к военной интервенции в Иране и его оккупации западными войсками? Но новая военная авантюра такого рода вряд ли решит проблему. Европе куда проще и практичнее по-прежнему полагаться на строительство новых трубопроводов из России.
Но газовый конфликт с Украиной показывает, что у возможных планов создания газового картеля под главенством России есть одно слабое место – фактическая монополия Украины на транзит газа по своей территории. Это значит, что Киев должен так или иначе участвовать в газовом картеле. Не случайно Германия настаивала в прошлом году на участии Украины в «РосУкрЭнерго» на трехсторонней основе. И не случайно, что правительство Ющенко – Тимошенко по-видимому по подсказке США, решительно от этого отказывалось.. В интересах России перетянуть Киев на свою сторону в этом вопросе после выборов. Как минимум вплоть до завершения строительства нового балтийского трубопровода поддерживать по возможности ровные отношения с южным соседом в наших экономических интересах.
Так или иначе, России надо считаться с тем, что ей будут систематически мешать в газовой экспансии и что заниматься этим будет, главным образом, Вашингтон.. Пойдут ли Европа и Япония на поводу у США в этом деле, зависит от нашей активной дипломатии.. Первая цель Вашингтона – сорвать строительство балтийского трубопровода. Таков, пожалуй, один из главных уроков газовой войны начала года.
Чуда не будет Виктор Найденов, доктор экономических наук, профессор, академик АЭН Украины Итак, минуло полгода новой власти и новой экономической политики в Украине. Поэтому то, о чем догадывались или что предвидели, но говорили осторожно, с надеждой на ошибку (а вдруг правительство что-то знает, нам, темным, недоступное!), — теперь становится очевидным: обещанного экономического чуда не будет. Наоборот, экономика Украины, которая пока еще продолжала по инерции продвигаться вперед, все глубже увязать в трясине упадка.
Довольно быстро сокращаются темпы роста экономики. Прирост валового внутреннего продукта уменьшился по сравнению с прошлым годом в 3,6 раза (3,7% против 13,5%), то же с промышленным производством. В сельском хозяйстве продолжается сокращение поголовья скота, яровыми культурами засеяно меньше, чем в прошлом году, валовой продукт отрасли рос в 3 раза медленнее, чем в 2004 г. (7,8% по сравнению с 23,7%). Начал сокращаться объем строительства (в прошлом году был рост на 26,4%). В январе-июле по отношению к тому же периоду 2004 г. цены выросли на 14,2%, в том числе на продовольственные товары на 18,3%. В прошлом году рост цен за сравниваемый отрезок времени составил соответственно 7,5% и 9,2%. Ответственные лица и эксперты говорят о 15 и даже 20 процентах к концу года. Возобновился рост задолженности по заработной плате — на 17% за январь-май.
Чего можно ожидать, исходя из приведенных данных? Прирост валового продукта за год может составить всего 2,5%. Прогноз Министерства экономики был 8,2%. Сейчас он уменьшен до 6,5%. При таком ходе событий идет к тому, что в будущем году может начаться спад. Предпосылками к этому уже сегодня являются: низкий темп роста капиталовложений (или даже падение? — Минстат подозрительно молчит! — объявлено их снижение в сельском хозяйстве и строительстве); назревающий бюджетный дефицит и возрастающая инфляция, повышение процентных ставок и сокращение кредитов; усиление фискального давления на бизнес и сворачивание работы иностранных предпринимателей. С мест идут сообщения о сокращении работников многих предприятий. Но решающим фактором сокращения производства и занятости будут последствия "ударной" подготовки вступления Украины во Всемирную Торговую Организацию, которые обусловят разорение большого количества предприятий под конкурентным давлением импорта. По признанию министра экономики г-на Терехина, возможно, на лом придется пустить все сахарные заводы.
Экономика Украины оказалась между двух основных угроз: с одной стороны, спада производства, сокращения занятости и номинальных доходов населения, с другой стороны — усиления инфляции и понижения реальной покупательной способности населения. Инфляция идет, а спад производства начинается. Впереди — стагфляция (сочетание спада с инфляцией), аналогичная той, какая была в 90-ых годах.
Дальнейшее развитие событий зависит от профессионализма Правительства, от умения провести корабль "между Сциллой и Харибдой". Правительство, во всей видимости, считает главной угрозой инфляцию. Она очень болезненна для населения и влияет на настроения избирателей. Страху нагоняет политика. Но это ошибка, потому что коренная причина инфляции кроется в состоянии производства (а не в количестве денег, как талдычат по монетаристским учебникам). Спад производства неизбежно приводит к инфляции, так что бороться нужно, прежде всего, с угрозой спада. Между тем, традиционные рецепты преодоления инфляции сводятся к ограничению количества денег в экономике, повышению процентных ставок и валютных курсов, стимулированию импорта. Но все это подавляет производство! Мы уже пережили это в 90-е годы. И только после финансового кризиса 1998 г., когда обвалился курс гривни, что подтолкнуло экспорт и ограничило импорт, в экономику пошли деньги, и начался восстановительный рост производства.
Важным изменением экономической политики является установка на повышение обменного курса гривни. Оно преследует несколько целей, и в частности, — понижение инфляции за счет удешевления импортных товаров. Однако, учитывая удельный вес импорта в товарообороте, это влияние незначительно. Другое дело — импорт поможет наполнению рынков и нейтрализует этот фактор инфляции. Однако импорт потребительских товаров будет подавлять отечественных производителей, что приведет к сокращению производства и доходов населения. К этому добавляется понижение импортных тарифов, проводимое в соответствии с требованиями ВТО.
Повышение курса гривни уже привело к тому, что импорт стал расти быстрее, чем экспорт. Сальдо торговли товарами стало отрицательным. Платежный баланс пока остается положительным за счет торговли услугами (в основном транспорта). Но если так быстро пойдет ускорение импорта, то потенциал притока средств от торговли может быть "проеден" за 1,5-2 года. В то же время компенсирующего притока капиталов в Украину не наблюдается. Более того, после апрельской ревальвации произошло сокращение покупок гособлигаций, частных кредитов, портфельных инвестиций, валютной наличности в банках. Положение частично спасали прямые инвестиции (+576 млн долл., но это меньше, чем в 2004 г.) и размещение еврооблигаций (+285 млн). Явно пока что преобладает недоверие инвесторов. В дальнейшем, возможно, начнется приток спекулятивных "горячих" денег. Но это опасные деньги. Они убегают при снижении курса и процентных ставок, унося прибыль. Они создают неустойчивость в экономике. Кризис 1998 г. возник в значительной мере по этой причине. А падение курса гривни через некоторое время гарантировано из-за дефицита торгового баланса. Сейчас, вопреки здравому смыслу, закладывается система "плавающих", т.е. постоянно колеблющихся курсов. Колебания курса будут создавать приливы и отливы спекулятивных денег, в каждой фазе уносящих из страны прибыль. Встроенный грабительский насос!
Для того, чтобы без крушения пройти между двумя угрозами (инфляция и спад), экономике Украины требуется стабильный управляемый валютный курс и неснижение уровня кредитования. Правительство же поступает наоборот. Оно ведет страну к тому, от чего якобы уходит.
Уже всеобщим предметом иронии стали сопровождающие деятельность нового Правительства кризисы (бензиновый, газовый, мясной, сахарный, назревающий хлебный). Правительство не только не справляется с ними, но публикует совершенно неверные оценки и обещания, которые не выполняются. Это свидетельствует о том, что оно каждый раз не владеет ситуацией. Наглядным примером может служить скачок цен на сахар. Как стало известно позже, в резерве были приличные запасы сахара. Почему они не были вовремя выпущены на рынок? И почему решение о льготном импорте принимается не с опережением сезонного повышения спроса, а значительно позже, так что ввоз дешевого сахара приходится на канун сахароварения и ударяет по своим производителям?
Подобная ситуация складывается и с зерном. Крестьянам предложено продавать или отдавать зерно в залог государству по достаточной цене. Однако многие крестьяне почему-то об этом не знают. Во многих районах нет экономически доступных государственных зернохранилищ. Многие производители вынуждены продавать зерно перекупщикам по низким ценам. Правительственная поддержка земледельцев оборачивается фуком. Впереди еще проблемы обеспечения страны топливом и его удорожания, угроза повышения цен на хлеб. Вопросы, конечно, не простые, но складывается впечатление, что Правительство в решении их беспомощно.
Многие проблемы Украины возникают из-за неумных политических установок. Ухудшаются отношения с Россией. На этом Украина постепенно теряет рынки сбыта, выгодную производственную, научно-техническую кооперацию и обеспечение недорогими энергетическими ресурсами.
Прожекты по поводу поставок из Ирана и Закавказья и т.п. — просто юношеские мечтания. Потому что это, если и будет, то когда-то. Никто не возбраняет брать нефть и газ хоть в Антарктиде, но во сколько это обойдется? Дешевле, чем из России, не будет.
На что Правительство надеется? — На чудо, которое состоит из трех компонентов. Прежде всего, на бессловесность и запас терпения народа. На продажу предприятий, которая принесет деньги в бюджет. Но это проедание национального богатства. По закону, оно должно направляться на увеличение основного капитала. К тому же, это деньги, не прошедшие стадии производства, не создавшие продукта. Они инфляционны. Наконец, на зарубежные подачки, кредиты и инвестиции. Но, во-первых, они могут принести пользу, ложась в плодородную почву активно работающей экономики. Самое главное, эти средства будут усиливать экономическую и политическую зависимость Украины, превращать ее в сырьевую колонию.
Кроме того, любые деньги, ввозимые в страну, будут провоцировать инфляцию. Но тогда какой смысл повышать процентные ставки и тормозить кредиты?
Сейчас Правительство идет ва-банк, ставя на карту все, чтобы выиграть выборы. Задействован и административный ресурс "улучшения" отчетных показателей. А о дальнейшем, видимо, не очень заботится. Так что развязка наступит после марта следующего года. Вот тогда мы и хлебнем чудес.
И где же оно – экономическое чудо?... Макроэкономическая ситуация в Украине продолжает ухудшаться Украинская Правда, 22.08.2005
Экономика Украины, несмотря на постоянные обещания и заверения первых лиц государства об улучшении ситуации, продолжает замедлять рост, который начался в предыдущие годы.
Государственный комитет статистики Украины обнародовал макроэкономические данные развития страны за первые семь месяцев. Результаты так и предыдущие оказались неутешительными.
Согласно данной информации в июле 2005 года реальный ВВП вырос на 2,4% по сравнению с тем же периодом 2004 года. За первые же семь месяцев прирост реального ВВП составил лишь 3,7% притом, что за первое полугодие показатель был еще 4%. Т.е. темпы прироста продолжают уверенно снижаться, что еще раз показывает нереальность официальных прогнозов.
Прирост был результатом увеличения показателей в сельском и лесном хозяйстве (+7,8%), транспорте (+6,7%) и обрабатывающей промышленности (+3,9%). Более того, в некоторых секторах экономики зафиксировано снижение показателей.
Источник: Государственный комитет статистики Украины
Напомним, что после оглашения макроэкономических показателей за 1-ое полугодие министерство экономики Украины снизило прогноз годового прироста ВВП до с 8,2% до 8,0%. Но уже через несколько дней глава государства говорил о 6,0-6,5%.
Однако, при таких показателях за первые семь месяцев, заявления о годовом приросте даже в 4% нереалистичны и популистские. Сейчас реально говорить лишь о 2-3% приросте ВВП по результатам года и то, как об оптимистическом прогнозе.
Для сравнения за первые семь месяцев 2004 года прирост реального ВВП составлял 13,5%, что более чем в 3,5 раза выше, чем в этом году. При этом тот прирост был в основном результатом роста показателей в оптовой и розничной торговле (+26,7%), строительстве (+26,4%), сельском и лесном хозяйстве (+23,7%), а также в обрабатывающей промышленности (+17,0%).
Прирост ВВП в июле 2004 года по сравнению с тем же периодом предыдущего года составил 17,0%.
Прирост промышленного производства за январь-июль составил всего 3,9%, при этом в некоторых отраслях было зафиксировано снижение производства. Для сравнения за такой же период 2004 года прирост промышленного производства составлял 14,7%, при этом прирост в машиностроении был 30,8%.
Более того, июль 2005 года стал вторым подряд месяцем, когда уровень промышленного производства в стране снижается. Если в июне этот показатель уменьшился на 0,9% по сравнению с июнем 2004 года, то в июле 2005 г. снижение составило уже 2,4%.
Замедление прироста ВВП и промышленного производства началось в апреле 2005 года, когда руководство страны существенно повысило цены на грузовые железнодорожные перевозки и электроэнергию, а также одобрило ревальвацию гривны с 5,30 до 5,05 грн. за 1 дол. США. Эти действия имели негативные последствия для экономики Украины в целом, и для отдельных отраслей промышленности в частности.
Источник: Государственный комитет статистики Украины
Неутешительные показатели развития экономики за первые 7 месяцев вынудили правительство инициировать снижение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки для предприятий горно-металлургического комплекса на 50%. Хотя само же правительство выступило идеологом повышения этих тарифов в марте-апреле этого года с целью увеличить наполняемость доходной части государственного бюджета.
Для компенсации же доходов бюджета после снижения тарифов правительство установило Фонду государственного имущества Украины программу минимум приватизации на 2005 год, которая должна обеспечить в первую очередь не эффективную продажу государственных активов, а покрыть дефицит бюджета, который в последнее время увеличивается, в частности долги по социальным выплатам.
К сожалению, принимая решения об ускоренной приватизации, правительство решает некоторые тактические политические и экономические задачи, а также ставит мины замедленного действия для страны в стратегическом плане.
Обещанный инвестиционный бум в страну новой демократии так и не начался, объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины за первое полугодие 2005 года снизился на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. А уровень инфляции значительно превосходит показатели прошлого года.
Даже миссия МВФ, которая работала недавно в Киеве, несмотря на лояльность к новой украинской элите, указала руководству страны на большое расхождение между официальным показателей инфляции и реальным уровнем цен в стране.
Конечно, Юлия Тимошенко умело находит виновного во всех неудачах руководства страны – "всемогущих" представителей старой власти и созданную ими систему статистического учета.
Но может все-таки стоит перестать искать врага и начать признавать, а также исправлять свои ошибки? Статистика ведь – вещь суровая…
_________________ Один ритм пульса …
Ты знаешь телом, движение – опора,
надёжность и верность друга в схватке.
Когда друг друга выручали,
В короткое дыханье без оглядки.
Врага на ножи - одновременно брали.
Адреналином сердца бешено стучали.
Мы – русские, с нами Бог и Русь Святая!
|