О 4-х направлениях и типах (видов) СИСТЕМЫ.
В Европе с 90-х гг. - 19 века и до 30-х гг. 20 столетия, создавался более-менее единый для всех стран «стиль спецназа», к примеру, есть английский – "голд стайл" (моё примечание – см. в форуме тему с этим названием), его корни прослеживаются явно оттуда. Или нынешняя израильская, а когда-то просто школа еврейского рукопашного, пригородов Праги – "Крав-мага". Все они и другие… Очень напоминают по общей схеме рисунка боя – современные версии русской боевой СИСТЕМЫ.
КРАВ-МАГА (контактный бой) - современная, легкая в изучении как для мужчин, так и для женщин израильская эффективная система самозащиты и рукопашного боя. Это не спортивное единоборство и не боевое искусство. Проверенна на поле боя и в уличных столкновениях, штатное оружие многих спецподразделений мира, вполне может находиться в ряду лучших современных систем самозащиты и рукопашного боя.Это инструмент для решения проблем в различных экстремальных ситуациях.
А современная система "дуаньда", что состоит на обучении китайского спецназа, явно берёт свои корни от русской боевой СИСТЕМЫ (где-то 60 – 80%), с возможным дополнением из методов – Джет Кун До системы Брюс Ли и аналога традиционного тай-бокса или точнее тайского БИ – "пахают", в стилевом рисунке китайского полноконтактного направления "саньда" - созданном на фундаменте базы муай-тай (спортивного тай-бокса), как аналог джукадо или кудо каратэ и спортивного варианта БОЕВОГО САМБО и его упрощённых - дочерних видов Армейского Рукопашного Боя и РУКОПАШНОГО БОЯ. О последних обязательно упомяну в конце этого очерка.
В европейских странах существовало много всевозможных систем ведения боя. Для представителей разных сословий – крестьянского, городского, рыцарского – существовали свои системы. В средние века в Европе сложились свои традиции в проведении поединков, Их суть заключалась в том, что бой проводился воинами и рыцарями, одетыми в доспехи или латы.
В связи, с чем кулачный удар не был распространён. Чаще противника били ладонью, или тыльной стороной руки защищённой железной перчаткой. Главными в ходе боя всё же оставались удары: руками, ногами. Допускались удары в живот, но преобладали удары в голову. К моменту появления восточных и заграничных боевых систем в России - 19-20 вв. уже широко применялись – бокс, саватэ, общеразвивающая гимнастика. Навыки "фланкирования" и штыкового, кинжального и ножевого - боя, фехтования: значительно облегчали усвоение базовых движений и схем действий.
В 19-20 вв. единоборства Российской империи – казачьи, крестьянские, офицерские, разбойничьи, военно-прикладные и т.д. – престали замыкаться на себе и начали образовывать сплавы друг с другом и с международными системами фехтования, борьбы, бокса, саватэ, джиу-джитсу. Как и в Европе, что, порой трудно определить, откуда взята техника приёмов мастера комплексного рукопашного боя. Бросок мог, был позаимствован из боевого бокса или кулачного боя, точечный удар – из «городской борьбы», а мощный удар – из атэми джиу-джитсу.
К примеру, Поддубный прошёл полный курс обучения у одного из немногих подлинных мастеров японского джиу-джитсу, выступавших за пределами Японии – по имени Оно Окитару. Проведение этих приёмов сам Поддубный называл "злостными". Это запрещённые болевые приёмы, незаметные для постороннего глаза. С их помощью он одолел в 1903 году, равного себе по технике и силе Пола Понса.
Французская борьба (классическая, "греко-римская" – сегодня), представляла предельно упрощённый вариант "городской" и "рыцарской борьбы", лишённый опасных приёмов. Несмотря на полное принятие французской техники, проявлялась первооснова: остатков голландской борьбы – гораздо более боевой, завораживающей в исполнении мастеров системой стоек и передвижений, или же ирландской (кельтской) глимы. Спортивная (французская) и боевая (восходящая к возрождаемой средневековой школе Фабиана фон Ауэрсвальда) борьба применялась широко, наряду с шведской и "соколов" - общеразвивающими системами.
Передний пояс(ceinture avant) - обхват спереди, который может завершится и броском наклоном (передний пояс), и прогибом (ceinture avant en souplesse), и перекатом (en demi-souplesse), и через бедро (avec tour de hanche). Суплес – бросок прогибом. Бросок прогибом. Дает огромное преимущество - идеальное ощущение противника на короткой дистанции, чистые ударники проигрывают борцу при входе в захват. Классики ограничены правилами, приходится эти навыки преобразовывать, на это уходит много усилий, но в итоге отличный результат. К плюсам можно отнести - умение из борцов "прилипнуть" в ближнем контакте. Броски с прогибом в борьбе - техника высокого мастерства, постоянно нарабатывается и шлифуется. Если бросок выполняется на улице. Бросок можно провести прямо на голову и каюк, со сломанной шеей. А в качестве ударной поверхности выступает асфальт. Или сам противник. Бросок с захватом головы противника подмышку, потом нырок под руку и бросок прогибом назад и в партере- болевой. Бросок через бедра с захватом шеи. Рывок за руку, мельница, вертушка - бросок через плечо в собственном падении, Бросок через спину с собственным падением. Двойной нельсон - захват - руки под плечи соперника и замком на затылке.
Были ли во французской/классической/греко-римской борьбе смертельные приемы или травмирующие и калечащие сильно?
Ну, хотя бы двадцать один - вот такие: 1. Двойной нельсон и одинарный нельсон – результат перелом шеи.
2. Перелом шеи. Одна рука кладется на подбородок вторая на лоб, одним резким движением шея ломается. Все труп. 3. Ключ на плече, в захват-узлом, если делать правильно, плечо вылетает из сустава. Боль дикая и вражина однорукий.
4. Копьё (бросок переворотом на голову) – проход в ноги, подхват руками изнутри, переворот и бросок вниз, втыкание головой в ковёр, чуть под углом – 45 градусов: прямо на лоб, или сбоку на темя, прелом шеи.
5. Бросок через спину, подсадом с подбивом поясницы – разбитые колени, лицо.
6. Похож на копьё – но захват за мошонку, комкая, и бросок как п.5.
7. Бросок через себя, через плечо, с захватом ноги.
8. Мельница – но сбрасывание противника назад, как мешок, термин так и назывался – куль или мешок. Противник бросался на спину – туше.
9. Бросок за голову, заходя за противника, захват со стороны подбородка, техника захвата - похожа на бросок через плечо.
10. Переворачивание противника захватом промежности и головы, нажимая предплечьем в шею (суплес).
11. Переворачивание противника обхватом, руки в узле, одна комкает мошонку, захватом кисти.
12. Бросок с удушающим узлом, через голову, стоя – перелом шейных позвонков и сминание хрящей гортани, как при броске переворотом, через себя.
13. Бросок с захватом руки в замок с выворачиванием руки – внутрь.
14, Бросок обратным захватом руки на плечо – коромысло, локоть противника на плече бойца, бросок выполняется с болевым рычагом локтя, как обычный бросок на плечо. 15. Монгольское колесо – оседлав противника, сев на спину, запрокинуть захватом за подбородок, головы противника назад.
16. Бросок через себя (через спину) с захватом узлом накрест – восьмёркой, рук противника.
17. Бросок через бедро, с захватом узлом, и рычагом локтя.
18. Обратная мельница – захват с перекидыванием, взвалив противника спиной на плечи.
19. Бросок через грудь, захватом сбоку, с последующим падением на позвоночник.
20. Опрокидывание противника с надавливанием коленом в позвоночник, и захватом под подбородок.
21. Бросок через грудь с захватом в двойной нельсон.
Французский бокс – очень часто непрофессионалы путают французский бокс и саватэ. Французский бокс сформировался на основе саватэ примерно в 1830-м году.
Саватэ было распространено у представителей преступного мира (апашей) Парижа, которым нередко приходилось защищать свои интересы.
В саватэ для нанесения ударов использовались в основном ноги, применялась защитная стойка: ладони рук открыты, а сами руки располагались фронтально. Допускались удары в лицо, они наносились не кулаком, а открытой ладонью. Ногами разрешалось наносить удар в голень, в колено, в пах. Существовала также и техника захватов.
Уровень французского бокса на современном этапе, нужно отметить, очень высок и не уступает китайским БИ. Техника ведения боя включает в себя:
- боковые удары ногами; - задние удары ногами; -очень высокие круговые удары ногами в голову соперника; - технику подсечек. "Профессора этого искусства практикуются ежедневно в длинных высоких ударах ногой по воображаемой цели. Их точность бесподобна. Высоким боковым ударом они сбивают пепел с сигары, не задевая при этом огня. Они никогда не теряют равновесия, вес тела находится на задней ноге, в то время как передняя (фронтальная), чуть раскачиваясь, готова к мгновенному удару". – Петри Вильям "Физическая культура", 1900 год
САВАТ (Savate) - ФРАНЦУЗСКИЙ БОКС - система самообороны, позволяющая одному человеку вести бой с несколькими противниками одновременно. Арсенал используемых приемов включает как ударную технику (ногами, коленями, руками), так и всевозможные захваты, заломы, броски и болевые замки. Современный французский бокс ничем не уступает таким популярным в СНГ видам единоборств, как корейское таэквон-до и японское каратэ, а кое в чем даже превосходит их. Французский бокс имеет всецело европейское происхождение, поэтому не связан с восточными религиозно-философскими системами.
ТЕХНИКА УДАРОВ НОГАМИ В САВАТЭ:
Основных ударов ногами в саватэ - 5.
Удар снизу – la direct.
Из положения обычной стойки вы поднимаете колено, уронив до своего пояса – одновременно отклоняя корпус назад и несколько выпрямляя руки ладонями в сторону противника.
Положение опорной ступни меняться не должно, нога естественно присогнута. Пятка ударной ноги максимально приближена к бедру.
Затем, резко распрямляя ударную ногу в колене – наносите удар подъемом ступни в пах или носком натянутой на себя ступни – в лицо или солнечное сплетение или ребра нагнувшегося противника.
Направление удара – снизу вверх.
На движении корпуса в обратном направлении резко возвращаете ногу на место – и тут же повторяете удар еще раз. И главное не приучаться наносить его один раз – сразу же вкладывать всю серию. И сразу же приучаться бить его из всех положений.
Тонкости:
- Сила этого удара складывается из следующих составляющих: Удар начинает отталкивание пальцев бьющей ноги от пола и напряжение мышц стопы, которое подхватывается отклонением туловища назад и в последний момент добавляется сила разгиба ноги в колене.
На каждом из этих этапов скорость и сила удара должна естественно и свободно увеличиваться, а при грамотном использовании инерции движений удар вовсе не требует физической силы для суперэффекта.
- Нога возвращается назад почти прямой, то есть естественно согнутой, все эти восточные техники с возвращением по разделениям – отбрасываются, вы не прилагаете для возврата ноги никаких мышечных усилий – она просто падает на место.
- Учитывая огромную скорость исполнения этого удара (после соответствующей наработки конечно) его можно бить и в подбородок – но тут необходимо в последнее мгновенье чуть подать таз вперед для гарантированного зацепа подбородка противника.
- В зависимости от степени отклонения туловища назад (и соответственно от степени выдвижения таза вперед) и величины сгибания опорной ноги, меняется дальность нанесения удара. Это очень важно.
Находясь в одной и той же позиции вы можете за счет этого поразить противника в большом диапазоне – неожиданно для него. Отработке этого необходимо посвятить времени побольше.
Прямой удар – kruase (круазэ).
Наносится либо подушечками пальцев ног, либо пяткой, в последнем случае носок бьющей ноги чуть (или сильно) вывернут наружу и натянут на себя.
Отталкиваясь носком бьющей ноги от пола и чуть подавая туловище назад, понимаем колено – и тут тонкость – если бьем удар в точку от голени до пояса противника, то на пол вашей голени выше точки удара, если вы бьете в ребра, солнышко – то на треть вашей голени выше точки удара, при ударе в голову – максимально высоко.
Пятка ударной ноги приближена к бедру, опорная нога положения не меняет и естественно согнута.
Распрямляя ногу в колене и вставляя в удар силу таза (то есть, подавая его в сторону удара, немного, но резко) наносим пинок и затем бросаем естественно согнутую бьющую ногу на место.
Направление удара – горизонталь от вас к противнику.
Тонкости:
- Избегать цепляться к длине голени и затем на сантиметры выше точки удара поднимать колено!
Есть проверенные веками меры для получения наиболее сильного удара на данной высоте.
Поработав на мешке или стенке часок-другой, вы подберете их для себя наиболее оптимальным образом. А, подобрав с удивлением убедитесь всё старо как мир подлунный.
- Круазэ должно клевать противника мощно и резко, а не ласкать ребра или солнечное сплетение противника – это основная ошибка.
Удар в колено таких трудностей обычно не вызывает – в принципе можете использовать только его. - Еще один важный момент. В принципе все удары саватэ традиционно бьются не выше пояса и серийно (исключая прыжковые).
Но если бить в голову, тогда придется затратить на тренировки гораздо больше времени и не известно, пригодится ли вам это умение в реальной драке.
- Цели круазэ на стоящем противнике (в порядке убывания важности): колено, лобок, живот (печень), ребра, солнечное сплетение, губы и нос.
Круговой удар – fuate(фуэтэ). Наносить ТОЛЬКО подушечками пальцев ног – то есть носком обуви конечно. Подъем стопы оставьте для мавасши – пусть им каратэки на улице работают.
Оттолкнувшись носком бьющей ноги от земли, выносим колено чуть (или сильно – это зависит от вкуса исполнителя) сбоку, одновременно закручиваем корпус в сторону удара и несколько подаем его назад.
Пятка ударной ноги приближена к бедру, опорная нога естественно подсогнута.
Высота выноса колена – как при исполнении круазэ.
На отмашке одноименной руки назад, отклонении корпуса и распрямлении ударной ноги в колене наносим удар.
Плоскость нанесения удара – горизонталь или угол к вертикали.
Бросаем естественно расслабленную ногу назад.
Отработка – желательно на стенке или мешке.
При отработки в воздух – прокручивайте от удара на стопе опорной ноги до положения первоначальной стойки.
Что интересно – при правильном исполнении удар не требует растяжки даже при нанесении ударов в голову.
Тонкости:
- удар лучше всего наносить в боковую часть колена, эффект просто поразителен – противник резко садится. Минус – сложно попасть.
- затем идут ребра, солнышко(при ударе сбоку), виски – для эстэтики - уши - можно наносить его и голенью – такое часто будет у вас сначала, когда ваши удары еще не обладают необходимой быстротой и противник успевает сократить дистанцию - это очень сильный удар, его надо отработать на мешке до нормальной скорости. И активно применять на улице – но только НЕ ВЫШЕ ПОЯСА!!! - При возвращении ноги назад после удара привыкайте той рукой, которая делала отмашку, имитировать хлест пальцами по глазам противника – дело в том, что на улице противник часто кидается на вас одновременно с возвращением ноги и вам надо привыкнуть встречать его пальцами по глазам врага. - Пятка опорной ноги от земли не отрывается (как впрочем и при всех ударах саватэ).
Боковой удар – choise (шассэ) и его вариант – шассэ круазэ.
Ударные поверхности у шассэ – пятка, у шассэ-круазэ – подушечка ступни.
Шассэ всегда исполняется передней ногой на подскоке – и никак иначе.
Заступая задней ногой за переднюю(сзади от нее), одновременно выносите колено вверх так, чтобы вы стояли к противнику боком, а косточка на лодыжке была направлена на него.
Высота выноса колена – как и при остальных ударах. Затем, распрямляя ногу и вставляя в удар таз – бьете пяткой. Опорная нога чуть согнута. Бросаете бьющую ногу на место, одновременно имитируя одноименной рукой хлест по глазам противника – пресекая его напор атаки.
Удар специфичен – это скорее толчок, но его огромная мощь может быть с пользой применена в соответствующей ситуации. Только не стоит им особо увлекаться, лучше посвятить больше времени отработке шассэ-круазэ.
Шассэ-круазэ.
Это специфичная смесь шассэ и круазэ.
Начинается как круазэ, но в начальной фазе распрямления колена вы чуть доворачиваете корпус по направлению удара, так, что конечное распрямление колена происходит уже не в вертикальной, а в горизонтальной плоскости.
Одновременно доворачиваетесь на носке опорной ноги к удару. Носок ударной ноги натянут от себя, пальцы – к себе, большой палец внизу, мизинец сверху. Таз вставлен в удар. Возврат ноги назад – как обычно.
Особая деталь шассэ-круазэ в том, что видя начальную фазу его развития, противник неверно определяет дистанцию его поражения – за счет доворота на носке и поворота боком вы дополнительно удлиняете удар.
Тонкости:
- если вы хотите бить ногами в лицо противника, то шассэ-круазе есть лучший удар для этого из всех ударов ног, изобретенных человеком. Его скорость может быть просто потрясающа.
- Основная, тем не менее, точка поражения этого удара – солнечное сплетение.
Удар коленом.
Последний в пятерке – но не по значению. Исполнение – отталкиваясь носком ноги от земли и используя небольшое отклонение корпуса назад, колено резко взлетает вверх и наносит удар. Возврат назад – традиционен для саватэ.
Тонкости:
- основные точки поражения – пах и лицо.
При должном исполнении и некоторой тренировке его скорость не уступает скорости ударов руками – конечно при соблюдении техники. - В лицо его бьют либо по наклонившемуся противнику, либо предварительно захватив противника за волосы или одежду, чуть отскочив назад и согнув его.
Ну и главное – волна, есть волна и РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ, СКОРОСТЬ, ПРОТЯГИВАНИЕ (БИТЬ С ОТЯЖКОЙ ПОРАЖАЯ ПО РАДИАНАМ КРУГА) - только здесь скорее, это хлёст бича (кнута) или нагайки или кистеня.
Думаем коленом - выносится колено, нога за счёт расслабления связок в подколенном сгибе, догоняя колено, выхлёстывает в удар, не тормозя скорость, подсекаем ударное движения мышцами, добавляя ускорение.
Одним из первых, кто сумел освоить новый творческий вид комплексной боевой СИСТЕМЫ, был офицер русской армии В.А. Спиридонов, который получил не обобщённые знания, а конкретные глубокое знание и овладение боевой системой.
В России широкое развитие боевых искусств началось только после Октябрьской революции, в 1920-х годах. К тому времени были уже образованы школы СИСТЕМЫ и раннего САМБО и появился комплексный вид единоборства РУКОПАШНЫЙ БОЙ. Ему обучали солдат некоторых подразделений Красной Армии, пограничников, спецподразделений. Эти предшественники современного спецназа обучались ведению боя с применением короткого оружия, изучали навыки оказания сопротивления противнику атакующему штыком без оружия и т.д.
В данный период времени в СССР "превышение пределов самозащиты" стало преследоваться законом. В связи с этим осваивать боевые и специальные методы разрешалось только для служебного пользования, а наиболее эффективные из них вообще были засекречены к примеру, как комплексная СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОЙ САМОЗАЩИТЫ и (ИНТУИТИВНО-ИНСТИНКТИВНОЙ) АРМЕЙСКОГО (АКТИВНОГО) РАЦИОНАЛЬНОГО РУКОПАШНОГО БОЯ И (С.С.С.И.А.Р.Р.Б.И.А.).
Что касается варианта боевой СИСТЕМЫ – В.С. Ощепкова, то она создана была и ориентирована на бойцов спецподразделений и армейских офицеров военной разведки в первую очередь, более упрощённая версия составила руководство по армейскому рукопашному бою того времени. Первые руководители школы СИСТЕМЫ – Ощепкова. В.С., не желая разделить его судьбу, сделали всё для того, чтобы она перестала быть похожей на восточное боевое искусство. Сначала она считалась лучшей боевой школой в СССР.
Бывший офицер русской армии В.А. Спиридонов окончил в то время специальное училище госбезопасности, где готовили диверсантов, а впоследствии работал там. Там же он получил навыки новой СИСТЕМЫ – под названием боевая борьба (ССББ), основывавшейся на японском боевом искусстве ближнего боя. Используя полученные за все годы знания, Спиридонов создал собственную школу искусства ближнего боя. Это произошло в 30-х годах на основе тех знаний и методик В.А. Спиридонов – создал один из вариантов СИСТЕМЫ, сегодня часто называемой – "белогвардейским", "офицерским" – "… благородным искусством убивать красиво". Этот "офицерский стиль" – опирающейся на традиции боевой СИСТЕМЫ из поколения в поколение передавался российскими офицерами. Заслуги Спиридонова, в том, что он создал одну из версий СИСТЕМЫ, оригинальную мощную, и вполне конкурентоспособную. Система Спиридонова постигла незавидная участь. Она перестала существовать открыто и официально, но сохранилась на практике с грифом «для служебного пользования» - ДСП, преобрёв популярность среди офицеров НКВД. Ведомство Ягоды, Ежова и Берии – предпочитало "шерстить" чужих, конкурентов из среды армейских офицеров.
В то же время нуждаясь (моё примечание - НКВД) в собственной боевой системе, как минимум по трём причинам: ради самооправдания («враги народа» - не оказывают этакого бешеного сопротивления, как следует ожидать от шпионов и вредителей и диверсантов; наличие собственной школы рукопашного боя – помогало демонстрировать, что служба «и опасна, и трудна»); ради пыток (Спиридоновская система имела в своём арсенале от джиу-джитсу не только обезоруживающие приёмы, но и знание болевых точек организма, для внешне бесследного воздействия пыточных методов дознания в форме "форсированного" допроса); и, наконец – подготовка диверсантов как прерогатива органов безопасности). По оценкам некоторых – «офицерский стиль» в нынешнем виде тоже отчасти сохраняет не боевой, а диверсионный уклон, с мнением, что большинство приёмов рассчитаны на внезапное нападение, а также и на защиту от такого нападения. Между школами Ощепкова и Спиридонова – существовала конкуренция, на грани назревавшего конфликта.
А в наши дни, дело Спиридонова продолжил А.А. Кадочников (получивший подготовку в одном из спецподразделений, где готовили диверсантов и ликвидаторов, после Великой Отечественной Войны), , он, из тех лоскутков возрождая СИСТЕМУ – чему его обучился, в спецучилище или спецшколе госбезопасности и продолжил свои разработки, которые предложил впоследствии как свои методы для применения во время боевых действий и при обычной уличной потасовке, приобретшие вид как "СИСТЕМА Кадочников" (СК), или "русский стиль" (РС), которую он считает как один из видов БОЕВОГО САМБО. Считается, что он этой боевой СИСТЕМЕ учился у учеников учеников – В. А. Спиридонова. А. Ретюнских, ученик Кадочников, разработал свою СИСТЕМУ, которая получила название "Российская Отечественная СИСТЕМА Самозащиты" (РОСС), возможно послужившая вместе с Щоу-Дао А.Н. Медведева, названию системы - изучавшейся главным героем книги В.В. Головачёва - "Под крылом Люцифера" или "Посланник", которая приобрела там имя "РОССДАО".
Наиболее известным из мастеров джиу-джитсу дореволюционной России следует признать Нила Ознобишина. Его школа стала довольно представительной, начиная с 1910 года. Его комплексная боевая СИСТЕМА, кроме джиу-джитсу, опиралась на английский и французский - бокс, саватэ, приёмы «фланкирования» - фехтования не клинковым оружием: штыком, пикой и европейские виды боевой борьбы, как современной, так и возрождаемой «городской борьбы» средневековья (к ней относится и школа «85 приёмов» - фон Ауэрсвальда, рассматривались контрприемы и контрдействия против подсобного оружия и использование его.
В дореволюционный период Ознобишин, демонстрируя возможности своей школы, участвовал в показательных боях, часто одерживая в них победу. На основе этих приемы школы Ознобишина и других – обучали агентов, работников царской охранки – жандармов и полицейских, которым они были нужны для обезоруживания и захвате, как уголовников, так и революционных боевиков («подрывных элементов»). Полицию и жандармерию, в частности Тайное Отделение Жандармерии Российской Империи - обучали Ознобишин сам, и другие мастера того времени.
А из-за того, что школа Ознобишина была сравнительно не абсолютно засекреченной уже в советские годы, о ней сохранили воспоминания многие борцы, боксёры и рукопашники тех лет.
В период 1918 – 1926 года, Ознобишин являлся одним из инструкторов бойцов Красной Армии.
Из опубликованных методик, причём с грифом ДСП, для Внутреннего Пользования (ВП), Секретно, Сов Секретно (СС) - для работников НКВД - 30-х годов, следует, что те, кто освоил СИСТЕМУ (в которую вошли – также и просеянные и тщательно выбранные и отборные боевые методы школы Ознобишина), успешно могут защитить себя от одного и нескольких противников, вооружённых длинномерным или коротким холодным и иногда огнестрельным – оружием!
В 1930 году была издана книга Н.Ознобишина – "Искусство рукопашного боя", в издательстве НКВД РСФСР.
В 1941 году – Ознобишин был арестован и сослан в Казахстан на 5 лет. О дальнейшей его судьбе ничего неизвестно.
Иван Лаврентьевич Солоневич – основал свою школу "СИСТЕМА САМООБОРОНЫ и НАПАДЕНИЯ БЕЗ ОРУЖИЯ" (ССиНБО), основные её принципы изложены в его книге "Самооборона и нападение без оружия". Основную технику он перенял в вольно-американской борьбе (кетч-энд-кетч и хэнд-ту-хэнд). В отличие от Ознобишина предпочитавшего технику английского бокса, И.Л. Солоневич делал упор на силовые удары, боксёрские уклоны и нырки. В какое-то время в тот период школы двух мастеров объединились между собою, органично друг друга дополняя. Как и Ознобишин, был репрессирован и Солоневич. Ему удалось перебраться за рубеж через финскую границу, вероятно на основе объединения арсенала школ 2-х мастеров, и была впоследствии создана СИСТЕМА английских, вначале коммандос, а впоследствии и спецназа – "Голд стайл" (золотой стиль). Солоневич умер в 1940-х годах, до своей смерти он принимал активное участие в основании движения "народного монархизма", написал несколько книг, в том числе и "Белую империю".
Рукопашному бою в армии Российской империи, сестематизированно и всеохватывающе не обучали, разве что в некоторых «спецподразделениях» - туда набирали бойцов, кое-что уже освоивших частным образом.
Один из первых мастеров отечественного бокса - А.Г. Харлампиев (отец А. А. Харлампиева), после 1-й мировой войны, по возращению из плена, занимался тренерской работой, готовил, повышая квалификацию боксёрских разношёрстных команд, во время тренировок ему ассистировали сыновья.
В 17 в., в боксе присутствовали фехтовальные и борцовские приёмы, наряду с ударами ногами, локтями, головой, коленями, частями корпуса. Были групповые (3-6 участников) схватки, в частности по итальянской школе «бокс гондольеров», который во времена Фигга конкурировал с английской школой классического бокса. Оставшиеся немногие годы жизни Харлампиев посвятил разработке боевого бокса. По Харлампиеву, предлагалось ввести в СИСТЕМУ – помимо самих поединков, в предварительные тренировки: штыковой бой и схватки на коротких палках в обоеручном варианте – специально, для того чтобы работа с оружием шире раскрыла перед тренирующимися сложную структуру боя, по сути, это русский аналог многих школ Востока. Для достижения таких целей предполагалось обогатить тренировки за счёт включения в них - свободного рукопашного боя – на базе упрощенных практических методик школы Ощепкова… Он пытался ввести в практику методы "небоксёрских" атак и контратак, которые он освоил в армейских спецподразделениях того времени, в том числе методы учебной схватки с толчками ладонью – "ПУТ-ПУТ".
Совершенствовать эту СИСТЕМУ – было нелегко: как бы чего не испортить… Разработка методологии «боевого бокса» продолжалась и после смерти А. Г. Харлампиева. Есть армейский вариант – боевого бокса, опубликованный в учебнике от 1941 года – К. Градополова: блокирование оружия аналогично другим стилям рукопашного боя по СИСТЕМЕ, с характерным боксёрским уходом – уклон с линии (директрисы) атаки и выведение врага из строя ударом.
В это время, в узком круге мэтров отечественного бокса, куда входил и Харлампиев, созрела идея групповых боксёрских боёв и даже чемпионатов на специальных рингах. Такой групповой бокс должен был представлять собой одновременную смешанную схватку команд, которая бы наследовала все достоинства «стенки» русского кулачного боя, исключи все её недостатки. В русском кулачном бое защита от атаки противника, часто использовала исключительно левый локоть. Удары были резкими, сильными, быстрый темп поединка, резкие нырки были мало распространены, но были. Били кулаком, ребром ладони сжатой в кулак, в драке – пальцами, ладонью, били и ногами: по суставам и в солнечное сплетение (под дых)… Несомненно,… что русский кулачный бой представлял из себя благодатный материал, на основе которого большой мастер боевого искусства мог бы создать хорошую школу…
В одном из спортивных журналов того времени, рассчитанного на армейских читателей, есть фраза в безграмотном стиле того периода – «… Но совершенно ясно, что сейчас, когда империалистическое окружение ежеминутно готово развязать войну, бокс необходим сознательному красноармейцу, несмотря на его отвратительны качества!». Примечательно двойственное отношение к "буржуазному боевому искусству" - определившая судьбу – БОЕВОГО БОКСА. На протяжении все 30-х гг. он существовал как бы полулегально, комбинировался с навыками разных стилей – БОЕВОЙ БОРЬБЫ, с приёмами САВАТЕ и даже ушу.
Есть сведения, что специалисты из Дальневосточной армии командарма Блюхера, из числа младших командиров и командиров среднего звена, изучали ушу в Китае. Командарм Блюхер специально для этой цели отправил на контролируемую коммунистами территорию группу красноармейцев для изучения китайской боевой борьбы, словами того времени. После ареста Блюхера в 1938 году, многие из них пропали в застенках НКВД – и в репрессиях периода «37-го года». В Калинине (Твери), в 70 – 80-х гг., прошлого 20-го века существовала школа «Русский богатырь», откуда возможны корни нынешней тверской «бузы»… А также – БОЕВОЙ БОКС – сочетался со штыковым боем и прочими единоборствами, допускавшими применение оружия, становясь иногда групповым – так в 1941 году, проводились состязания именно по командному боксу… Всё это использовалось в качестве средства (способа) совершенствования тогдашних красноармейцев, став комплексной бой СИСТЕМОЙ – эффективных тактико-технических навыков (специальной тактики).
ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПЯТЬ К НАЗВАНИЮ – «РУССКИЙ БОЙ» (все, также используя разные источники)
… Но узбеки (как и некоторые народы Кавказа) вплоть до 1940-х гг., кулачную схватку (моё примечание - в том числе с применением – ударов ногами и бросками в комплексе) называли "русский бой"…
Ударов голыми руками грузины вплоть до ХХ в., не то чтобы совсем не знали, но, как правило, не считали их чем-то серьёзным. Но кулачный бой в некоторых районах Грузии (Сванетии, Хевсретии и т.д.) всё же отмечен…
Наиболее распространённая – "саладасти", практически неотличимая от русской "стенки"… но… менее травматичная либо из-за… контроля … за нанесением серьёзных ударов… либо… из-за меньшей серьёзности…
… существовал ещё "муштис-криви" - одноручный кулачный бой…
… Наибольший результат давал удар в горло, в висок, переносицу. Но бойцы как раз опасались наносить результативные удары: это влекло кровную месть…
Схватка …главное в ней – шоковый эффект, который, не будучи смертельным, "выключит" противника, не даст перевести ссору на более опасный уровень, требующий кровной мести…
… били и «на поражение»… при вхождении в ближний бой…
… техника боя… была несложной. Десяток-полтора возможных ударов (одиночных, без серий и комбинаций) меньше уклонов нырком или отшатыванием, отбивов и захватов свободной – левой – рукой… … А удары ногой? Они существовали только в игровом варианте… прикосновения, не сопровождающиеся ни силой, ни техникой, ни наличием растяжки…
… броски со сваливанием через колено или с упором своего колена снаружи-сзади в подколенный сгиб противника…
… И всё-таки локальные виды борьбы оказали влияние на комплексную российскую систему…
… Ощепков путешествовал… в "зоне ушу" (китайского и… ламаистского), а с кавказско-среднеазиатскими школами он и его ученики знакомились уже в Москве – у студентов, слушателей Военной академии…
… Ощепков действительно включил в свою СИСТЕМУ кое-какие элементы татарской и, как тогда говорили, "персидской" (таджикской) борьбы. Спектр таджикских приёмов довольно широк…
… Помимо различных школ раннего самбо в Красной Армии существовал также прикладной рукопашный бой, иногда сочетавшийся с противостоянием вооружённому противнику. В обязательную программу тогдашних предшественников коммандос входил… "вольный бой", схватки с применением короткого оружия (на ножах и безоружный против вооружённого ножом), штыковое фехтование и навыки противостояния без оружия штыковому бойцу. Контрприемы против оружия с длинным клинком (сабли, шашки) и револьверы…
…Элитарные бойцы - … ученики Ощепкова – умели работать против длинного клинка и короткого ствола, а также против удавки, малой сапёрной лопаты, офицерского кастета и всех видов дубинок…
Действия безоружного красноармейца основывались в основном на финтах с последующим захватом. Удары (ногой, кулаком и ребром ладони) наносились главным образом по уязвимым точкам… переносица, горло, пах. Финальный приём сводился, как правило, к удушающему захвату или залому по основным суставам.
И, тем не менее, приходится признать, что до 40-х гг., остро не хватало (просто не было) единой методической базы, чтобы составить полный квалификационный атлас методологии в виде схемы единой математическо-биомеханической модели - из розницы: прикладных, специальных, боевых и эффективных методов. Первые методики выпускали такие мастера высшего звена, как старшие ученики Ощепкова – Н. Галковский, И. Васильев, А. Ларионов, А. Рубанчик, В. Волков и другие… А потом почти всех мастеров самбо сожрала Великая Отечественная Война…
СИСТЕМА объединенной методологии – версии Спиридонова-Ознобишина-Ощепкова-А.Г. Харлампиева: базируется на эшелонированном принципе прикрытия и ухода - во вращательных движениях (что даёт возможности – осмотреться, уйти от атак с разных сторон от многих противников, или вести даже одновременно бой с применением холодного оружия, огонь, помимо этого такое вращение помогало по принципу «шара и колеса и капли» обкатом сбивать атаки врага или уйти от них перекатом, с контратакой из «эшелона нижнего этажа» - уровня), облегчающих уклон и уход с директрисы (линии) атаки.
Так сложился уже единый современная парадигма уникального вида единоборств, с учётом применения в разных версиях и вариантах, в зависимости от служебных и боевых задач. Образуя системную схему - объединения версий, учитывая факторы одновременного дополнения вариантов комплексной боевой СПЕЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ САМОЗАЩИТЫ и БЛИЖНЕГО БОЯ (С.С.С.и Б.Б) - их методиками. Одна, из которых перешла и составила арсенал РУСБОЙ СИСТЕМА. Главное предпочтение, исходя из требований современного военного кратковременного боя, отдаётся - краткой схеме контратаки в 1 – 2 действия, символично похожей – «одним ударом наповал» - каратэ и «опережающий удар в пресечении атаки» Джет Кун До. Более расширенная схема специально- тактического применения, это последовательная схема-цепочка контратаки: одно движение из 1 – 2, … 1 - 3, 4, 5 - действий. Действия бойца регламентированной сменой условий и обстановки: уклон-уход или заход за спину, парирование с отклонением атаки, сопровождение болевым захватом и с проведением ударов, выведение из равновесия с переходом на бросок, добивание в иммобилизации (скрут головы, позвоночника или затоп). Вести бой можно: в стойке, в падении - на критической, ближней, средней, дальней – дистанциях. Рисунок ведения схватки – иногда напоминает схемы боя ВБИ: японцев - хакко-рю дзюдзюцу, айки-дзюцу, айкидо, тай-дзюцу нинпо; корейцев - юсуль-хведжон, хапкидо, ичъхарёк; кругового бокса, БИ: уйгур - кульсанатэ и аэлтэанкуль, китайцев – багуа и хсин-и (а иногда тайцзи-цюань), индийских, монгольских, тайских, бирманских и тибетских, воинские уловки североамериканских индейцев и даже иногда афро-бразильское (де анголе) - капуейро.
Эти версии СИСТЕМЫ – методики Ощепкова в первую очередь нужна была - бойцу спецподразделений военной и войсковой разведки, а версия СИСТЕМЫ Спиридонова – диверсанту и ликвидатору госбезопасности. Это и определило их дальнейшую судьбу… Под маской секретности СИСТЕМА продолжила своё существование, как вероятно самая лучшая из боевых школ советского периода, замкнутая – армейскими, НКВД-МГБ ведомственными рамками… Также эти версии были основательно засекречены, культивируясь в военной разведке, органах госбезопасности и кое-где в подразделения МВД и ГУИН. Боевая СИСТЕМА стала стержнем, на который «насаживались» освоение и всех остальные школ – искусства реального боя…. Созданная школа СИСТЕМЫ – Ощепкова, официально продолжила существовать: именно она и легла в основу разделов: спортивного, боевого, специального - современного САМБО…
Ощепков и Спиридонов были не единственными создателями комплексной школы российского боевого искусства - реального боя. В 10 —20-е гг., Н. Ознобишин и И.Солоневич (близкий к нему по технике «атлет-универсал»), соратники и предшественники Спиридонова, и через три с лишним десятилетия – Т.Р. Касьянов (на основе корейской школы "санэ", близкой к тхэквондо, а также Г.В. Попов - разрабатывали стили рукопашного боя для силовых структур, лёгшие в основу современного армейского рукопашного боя, по которому до сих пор обучают бойцов ФПС, ФСО, ВДВ и бригад СпН ГРУ, а также спецназовцев – внутренних войск, ФСБ, и спецподразделений МВД и ФСНК, ГУИН МинЮста.
© 2007 АБОРС РУСБОЙ СИСТЕМА
_________________ Один ритм пульса …
Ты знаешь телом, движение – опора,
надёжность и верность друга в схватке.
Когда друг друга выручали,
В короткое дыханье без оглядки.
Врага на ножи - одновременно брали.
Адреналином сердца бешено стучали.
Мы – русские, с нами Бог и Русь Святая!
Последний раз редактировалось Ласка 27-10, 07:37, всего редактировалось 5 раз(а).
|