|
генерал-майор |
|
Зарегистрирован: 26-12, 20:14 Сообщения: 310 Откуда: Москва
|
Ниндзя - кто они?
Введение в тему.
Само слово "ниндзя" стало популярным практически лишь в середине 20го века. До этого момента понятие обозначалось другим прочтением тех же иероглифов - "синоби но моно" - "прячущийся/тайно проникающий человек". Слово "ниндзя" записывается двумя иероглифами "синобу", он же "нин" –
а) терпеть, выносить
б) прятаться, делать что-либо тайно и "ся" (звонкий вариант - "дзя") или "моно" - "человек".
"Синоби" происходит, соответственно от глагола "синобу" и означает
1) тайное проникновение
2) шпион etc.
Существует книга "Букэ мёмокусё" ("Термины самурайских родов"), в которой говорится: "Синоби но моно выполняют различные шпионские задания. Их называют ещё "кандзя" или "тёдзя".
Служба их заключается в том, чтобы тайно проникнтуь в чужие провинции и узнать положение дел во вражеском стане или по временам, смешавшись с противником, вызнать его слабые места. Проникнув во вражеский лагерь, они пускают огонь, и ещё в качестве наёмных убийц убивают людей.
Во многих случаях используются эти синоби. Называют их также "моно-кики" ("подслушивающие люди"), "синоби-мэцукэ" ("тайные агенты, цепляющие к глазам") и т.д. Всё это одна сторона их службы.
Если с самого начала служебные обязанности их не оговорены, нет таких заданий, которые бы им не поручали.
Служат в качестве синоби простолюдины, асигару (легко вооружённые воины низшего ранга), досин (полицейские стражники) и другие."
В качестве дополнительной информации можно почерпнуть знания в сочинении середины 15го века "Ноти кагами" ("Последующее зерцало"): "Что касается синоби но моно, говорят, что происходят они из провинций Ига и Кога и с лёгкостью тайно проникают во вражеские замки. Они соблюдают тайну и известны лишь под псевдонимами. В Западной стране (т.е. в Китае) их называют "сайсаку". А стратеги их зовут "кагимоно-хики" ("вынюхивающие и подслушивающие")".
Рассматривая данные цитаты, можно сделать заключение, что синоби но моно могли происходить из любого социального слоя. Это могли быть самураи (редко даже из знатных родов), отшельники-ямабуси, монахи-воины сохэй, и т.д. и т.п.
Едины у всех них две вещи: во-первых, специфическая функция их службы - все они являлись тайными агентами, во-вторых, владение необходимыми для выполнений оной функции навыками. Всё это позволяет заключить, что ниндзя как особый социальный слой, тнз. "каста отверженных" - бред, придуманный слишком впечатлительными историками, насмотревшимися к тому же дешёвых американских боевиков.
2. Искусство быть невидимым. Что это?
У различных японских историков можно прочесть, что как особое искусство нин-дзюцу определилось не раньше конца 15го века. Наиболее точное представление о нин-дзюцу в период его расцвета отражает тнз. "энциклопедия" по нин-дзюцу "Бансэнсюкай" 17го века.
Автор книги, самый настоящий дзёнин (см. далее) организации ниндзя из Ига Фудзибаяси Ясутакэ разделяет шпионское искусство на 2 основных раздела: "Ёнин" ("Светлое нин-дзюцу") и "Иннин" ("Тёмное нин-дзюцу").
Ёнин - это уровень стратегии и тактики, иногда называемый японскими историками "дзуйно нин-дзюцу" ("нин-дзюцу головного мозга"), поскольку в него входят методы организации шпионских сетей, анализа полученной информации, разработки долгосрочных стратегических планов и т.д.
Это прерогатива политика высшего эшелона власти, командующего армией и руководителя организациии разведки и шпионажа - дзёнина. Иннин имеет дело с конкретными приёмами добывания информации. В него входят способы проникновения на вражескую территорию с использованием самой обычной "легенды", уловки для обмана бдительности стражей, приёмы подслушивания и подсматривания, ускользания от погони и многое другое. Это уровень рядового исполнителя. Кроме того, в подготовку ниндзя входили многие вспомогательные навыки: хэнсо-дзюцу (переодевание), суйэй-дзюцу (плавание) и многие другие.
Таким образом, нин-дзюцу являет собой целую систему шпионажа и войсковой разведки, сложившуюся в Японии в конце 15го - первой половине 17го вв.
... все ниндзя работали над тем, чтобы максимально увеличить свою силу. тренировка силы начиналась в раннем детстве, одним из основных методов тренировки было висение на ветке только с использованием хвата обеими руками. чем старше был ученик, тем выше ему приходилось висеть; обычно высота колебалась от 30 до 50 футов над землей. тренированный нинча мог висеть таким образом без движения до 1 часа.
фактически, упражнение тренировало также и психику, когда развивалась сила воли и способность терпеть боль, физически упражнение укрепляло пальцы, запястья, руки и плечи. эта способность придавала нинча уверенность при неподвижном висении среди густой листвы, когда враги располагались непосредственно под деревом...
3. Истоки возникновения синоби.
а) Мифология.
Уже в древности самими синоби предпринимались попытки отыскать свои корни в мифологии. Одной из наиболее расхожих версий впоследствие стала версия ниндзя из провинции Кога. Родоначальником нин-дзюцу был признан японский бог Сусаноо-но микото. Согласно мифу "Кодзики", в одном из своих путешествий, Сусаноо-но микото повстречал старика со старухой и молодую девушку, которые сидели и горько рыдали. Сусаноо спросил, в чём их беда, старик ответил: "Моих дочерей...
Ямато-но ороти - Змей-страшилище Восьмихвостый-Восьмиголовый из Коси, каждый год являясь, проглатывает. Нынче время, когда он должен явиться...". Сусаноо вызвался помочь несчастным, но в награду потребовал девушку себе в жёны. Получив согласие, он превратил её в гребень и спрятал в своих волосах. Дом же он окружил восемью вёдрами сакэ. Явившись, ужасный Змей обрадовался бесплатному угощению и, вылакав всё до дна, пьяный в стельку развалился спать. Тогда Сусаноо-но микото обнажил меч и изрубил его на куски.
Если разобраться, здесь скрыты две важнейшие идеи нин-дзюцу: идея одоления большей силы хитростью и идея маскировки под окружающие предметы (эпизод с превращением девушки в гребень).
б) Факты
Всё военное искусство Японии на своём начальном этапе испытало на себе огромное влияние со стороны Китая. Точно так же, к этому времени китайцы уже накопили огромный багаж опыта по части шпионажа. Но рассказывать о шпионах в Китае подробно - скучное и неблагодарное занятие, т.к. нас интересует прежде всего японское нин-дзюцу.
Обратившись к истории, мы обнаружим, что возникновение в японии шпионов-синоби обусловлено прежде всего привезённым туда трактатом китайца по имени Сунь-У (более известен, как Сунь-Цзы), который впервые в мировой истории создал единую теорию шпионажа и не только его...
Сунь-У создал глобальную концепцию военного искусства, которая оказала определяющее влияние на всё дальневосточное военное искусство и послужила фундаментом, на котором были построены все остальные формы. В Японию учение Сунь-У было привезено человеком по имени Киби но Макиби, который дважды плавал в качестве посла в Китай (в 716-735гг. и в 752-754гг.), на это имеется совешенно точное указание в летописи "Сёку Нихонги".
Конечно, в некоторых источниках мы сможем найти данные о более раннем проникновени трактата в Японию, но, для удобства, я остановлюсь на версии, изложенной в летописи. Таким образом, предпосылкой возникновения нин-дзюцу в Японии все дружно считаем трактат Сунь-У...
Провинция Ига. Третий сын дзёнина Хаттори Хандзо Ясунаги. Родился в 1542г. в деревне Ханагаки и был назван по продовому поместью семьи Хаттори Тигати Хандзо. Унаследовал пост начальника разведывательной службы самого Токугавы Иэясу. В 1558г., когда ему не было ещё 16ти Хандзо во главе отряда из 50-60 синоби проник в замок Удо в провинции Микава, уничтожил часовых и совершил многочисленные поджоги, после чего враг вынужден был сдаться на милость победителя. За это был награждён драгоценным копьём яри, которое его потомки хранят и сейчас как святыню.
Во время сражений у реки Анэгава (1570) и Микатагахара (1572) совершил достаточно много поступков, которые можно отнести к подвигам, за что получил прозвище "Хандзо-дьявол" и получил местечко в народной песне, распространённой в то время... и т.д. и т.п.
О великих шпионах и лазутчиках японского средневековья — ниндзя — есть множество легенд и историй. Это — люди-невидимки, способные в мгновение ока исчезать из виду, убивать своего соперника лёгким нажатием пальцев или даже взглядом. Это — кланы воинов-убийц, в которых с детства воспитываются удивительные бойцы; каждый из них может справиться с несколькими подготовленными самураями. Сегодня о них сняты десятки фильмов, написаны романы.
Сотни западных школ «искусства ниндзя» — нипдзюцу — зазывают к себе учеников. Ниндзя на западный манер сегодня может стать практически каждый: достаточно купить в магазине униформу тайных бойцов — темные обтягивающие костюмы с масками, закрывающими нижнюю часть лица, особые «когти» на руки и на ноги, позволяющие лазать но гладким поверхностям, метательные звёздочки (сюрикэны), короткие и длинные мечи, цепи, боевые серпы и многое другое.
Нетрудно купить и общедоступные учебники.
Но каковы же настоящие пиндзя?
Считается, что все сведения о ниндзюцу всегда хранились в строгом секрете и передавались лишь по семейной линии. Не случайно в крупнейших школах ниндзюцу направления Ига-рю писали собственной кровью особые клятвы о неразглашении тайн этого искусства. Но всё же существует несколько десятков специальных трактатов по ниндзюцу, а известный японский историк С. Ямагути приводит список из 24 таких текстов.
Причём трактаты эти весьма подробны, они содержат сотни методик изготовления ядов, выживания в экстремальных условиях, методы тренировки ниндзя, использования различных видов оружия. Например, одной из самых замечательных книг в этой области является прекрасно иллюстрированный трактат «Бансэн Сюкай», составленный в 1676 г. неким Фудзибаяси Ясутакэ.
В 1861 г. его родственником мастером Фудзибаяси Масатакэ был написан другой не менее знаменитый трактат по ниндзюцу — «Сэнин-ки» («Записки о бессмертных»). Мы ещё не раз будем возвращаться к этим текстам, ставшим настоящей энциклопедией искусства «тайных воинов».
Немало полезных сведений о деятельности ниндзя можно извлечь из хроник того времени. Например, знаменитое восстание ниндзя в провинции Ига подробно описано в трактате «Синсёку-ки», представляющем собой хронику жизни Оды Нобунаги, который и подавил это восстание. К сожалению, многие западные авторы, увлечённо пишущие о ниндзюцу редко удосуживаются сверить свои фантазии с действительностью и обходят эти тек сты стороной. А блестящее исследование английского япониста Стивена Тернбола по истории ниндзюцу выгодно отличается от трудов подобных авторов.
Книга создана исключительно на основе исторических документов и трактатов и, пожалуй, является единственной работой, которая показывает реальный мир японских ниндзя. Это и станет критерием дальнейшего повествования.
Прежде всего попробуем разобраться, как называли ниндзя в Японии. Как ни странно, слово «ниндзя» употреблялось достаточно редко. Буквально иероглиф «нин» может переводиться как «терпеливый», «умеющий ждать». «Дзя» — это модулятор, означающий «человек». «Нин» также имеет много других значений — «сносить», «обуздывать [страсти]», «служить», «исполнять обязанности».
А поэтому романтический образ «терпеливого воина» или «человека, обуздывающего страсти», вполне может превратиться в более реального «служивого» или «наёмника», что скорее всего ближе к истине. Конечно, никто не хотел считать себя простым наёмником и предпочитал мужественный образ «терпеливого воина». По понятным причинам именно эта трактовка и прижилась на Западе, хотя на самом деле ниндзя были ничуть не терпеливее и выдержаннее любых других воинов.
Вполне возможно, что название этих шпионов-наёмников происходит от буддийской трактовки термина «нин», который обозначает «землю терпения», т. е. мир действительности, в отличие от нирваны. А поскольку воинская культура Японии была привязана к буддийской символике, то можно предположить, что ниндзя соотносили свою деятельность именно с буддийскими реалиями.
Большинство японских иероглифов имеет два чтения — традиционное китайское «кандзи» (по сравнению с собственно китайским языком оно сильно искажено) и японское. «Ниндзя» — это именно китайское чтение иероглифов, хотя обычно используется японское — «синоби»: между иероглифом «нин» и «дзя» вставляется модулирующая частица «би». Полностью всё слово произносится как «синоби-но-моно», хотя в хрониках, театральных пьесах, литературных произведениях мы чаще встретим более краткое слово «синоби».
Именно словом «синоби» в японских хрониках обычно именуют тех людей, которых мы имеем в виду, говоря о ниндзя. Прежде всего они были профессиональными лазутчиками и шпионами, блестящими специалистами по штурму крепостей и в самую последнюю очередь — наёмными убийцами. Их искусство испокон веков передавалось в семьях по наследству, особенно в провинциях Ига и Кога, где возникли два крупнейших направления ниндзюцу — Ига-рю и Кога-рю.
Что касается оружия - стандартное для роли выбранной в конкретной ситуации: - самурай - оружие самурая - пара мечей, ну и т.д. - крестьянин - сельхоз инвентарь, - монах - нагината, из больших предметов - торговец, см. крестьянин.
Помимо этого веер, курительная трубка, мелкие ножи, булавки для волос.
Одежда также в зависимости от выбранного образа выбиралась соответствующая. Насчёт чёрных одежд, ну использование их возможно только в ограниченном числе замков (ну и домов тоже) т.к. стены башен-тенсенов и ягура при постройке обмазывались штукатуркой для защиты от пожара.
Так что можно представить насколько замаскирован синоби одетый в чёрное на фоне белой стены, пусть даже и ночью.
Про одежду. Повязка, которой воины-сингонцы прикрывали лицо служила не только сокрытию оного. При ранениях ее могли исспользовать в качестве повязки,т.к. она была пропитана антисептическим расствором.... не было такого, чтобы ниндзя умел обращаться только с каким-то одним типом оружия. или такого, чтобы он имел смутное представление о разном вооружении.
Некоторые были специалистами в обращении более чем с 20 различными видами. но в отличие от воинов-аристократов с их мечами ниндзя не отдавали предпочтения ни одному из типов оружия.
Меч, который был душой самурая, и который был окутан покровом легенд и мистицизма, был и у ниндзя, но использованию его не придавалось никакого таинственного и особенного значения.
Меч ниндзя (ninja-to) не представлял собой какой-либо ценности, не был красив. В отличие от клинков самураев меч ниндзя не мог похвастаться ни искусной отделкой, ни качеством металла. Единственно, меч ниндзя был короче, из-за чего они могли отвести меч назад на полностью вытянуеой руке. вряд ли самурай мог позволить себе такое.
Ножны (saya) были значительно длиннее лезвия. За счет этого образовывалось свободное пространство, где можно было что-нибудь спрятать. Обычно этот "карман" заполнялся каким-нибудь химсоединением, которое можно было рассыпать или выдуть в лица преследователей. Также ножны использовались как трубка для дыхания под водой или рычаг. гарда меча (tsuba) была намного больше оной меча самурая.
Рукоять могла служить подножкой. Когда меч в ножнах помещали напротив основания любого объекта, оружие становилось маленькой лесенкой, дававшей возможность сделать первый и очень важный шаг к вершине относительно низкой преграды. Стоя на верху этой преграды, ниндзя мог одним движением подтянуть меч к себе с помощью длинной веревки, привязанной к ножнам (sageo). Та же веревка тогла послужить жгутом или же средством, с помощью которого можно юыло связать или задушить жертву... все ниндзя были профессионалами bojutsu (искусства обращения с боевым посохом). посох - очень эффективный предмет в борьбе против любого оружия для ведения ближнего боя.
Один человек, вооруженный боевым посохом и к тому же умеющий с ним обращаться, мог противостоять по крайней мере 5 нападающим. несколько таких посохов можно было спрятать на всем протяжении пути, ведущего к жертве и обратно.
Иногда посох использовался, чтобы перепрыгнуть через препятствие. shinobi zue - пустой посох - во всю длину такого посоха помещалась цепь с грузиками. Её можно было кинуть в противника для того, чтобы сбить его с толку, свалить с ног или выбить оружие, или же с ее помощью забраться наверх. shinobi zue часто брали с собой ниндзя, переодетые священниками, поскольку вид божьих людей с посохами был привычен.
kusarigama - сложное оружие, всегда являющееся частью личных вещей ниндзя: деревянная рукоять, в которую под углом было вделано серповидное лезвие, а также тяжелая цепь были составными частями этого необычайно эффективного инструмента. Ниндзя били этим оружием сплеча и наносили своим противникам резаные раны, парировали или блокировали их удары.
Ниндзя также могли наносить хлесткие удары, мощным движением раскрутив цепь. используя ее как лассо, перебирались через барьеры или спускались со стен.
Оружие, напоминающее kusarigama, называлось kioketsu shoge. у такого маленького серповидного оружия было дополнительное лезвие, выступавшее за пределы основного. на конце волосяного кнута был противовес в виде кольца, прикрепленный к широкому концу серпа. Это оружие использовалось для обездвижения врага. как только противник был пойман, Н довершал дело с помощью серпа...
Кусари - цепь, состаящая из мелких кованных колец длинной в 1 метр, на которой с двух сторон были прикреплены грузила. Данное оружие ни занимало много места (его можно было переносить в кармане или спрятать в рукаве), но по эффективности превосходило многое боевое оружие. С помощью его грузил можно было наносить хлёсткие удары, а цепью проводить связывание рук и удушение противника.
Тэкаги - самое известное оружие ниндзя, представляет из себя толстую металлическую основу, надевающуюся на кисть с шипами во внутрь, наподобие когтей тигра. С помощью этого оружия ниндзя легко преодолевал деревянные препятствия из брёвен и карабкался по стенам замков, а также использовал их в ближнем бою против противника. Существуют также "Асико" - ножные когти.
Кагинава - небольшой крюк с верёвкой. Данное оружие считалось самым универсальным, тк. могло успешно использоваться ниндзя для преодоления препятствий, крепостных стен, деревьев и рек. Оно идеально подходило для связывания рук и удушения противника, а своим внешне безобидным видом не вызывало ни у кого подозрений.
Кама - "крестьянский серп" (обычно используются в парном варианте) считается самым эффективным и сложным оружием ниндзя. У этого оружия существут много разновидностей. Размер лезвия стардартной "Камы" составляет примерно 30 см, а рукояти 45 см. А более длинный серп "О - кама" например имеет рукоять более 123 см. Существует также изобретённое кланом Кога комбинированное оружие "Кусари-Кама" - серп с укреплённой у основания рукоя ти цепью с грузилом. Длинна цепи варьировалась и достигала 2 метров.
Сюрикен - "визитная карточка" ниндзя - самое древнее метательное оружие . Существуют разные варианты "Сюрикенов" , например "Бо - сюрикен" - острая заточка в форме длинного гвоздя , или "Сякен " - знаменитые "звёздочки".
Дзюттэ - металлический острый стержень с рукояткой и выдвинутым вперёд изогнутым "рогом" , внешне напоминающий традиционный японский "Саи". Насаженное на палку "Дзюттэ" превращалось в боевое копьё .
Впрочем для синоби вступить в бой значит облажаться. Сбежится охрана и все ни о каком скрытом проникновении речи быть не может.
Сюрикен - "визитная карточка" ниндзя - самое древнее метательное оружие . Существуют разные варианты "Сюрикенов" , например "Бо - сюрикен" - острая заточка в форме длинного гвоздя , или "Сякен " - знаменитые "звёздочки". [right][snapback]1716982[/snapback][/right]
"Самое древнее метательное" - это скорее камень, а уж никак не сюрикен. PS Есть у меня книга по этой теме, очень интересно было читать про историю нюндзюцу и место шпионов в истории Японии. Всем советую ознакомиться. Но читать об этом на форуме уже не то конечно.
Искусство " КУНОИТИ " - в переводе с японского языка означает " Отравленные дикие цветы ". Такое название получили воины - женщины, причём нигде эта тенденция в восточных боевых искусствах не приобрела такой стройности и завершённости, как в традиционном японском искусстве " Сато - рю Синоби - дзюцу " (ниндзюцу).
Строя свою концепцию на том, что их слабость всегда победит силу, женщины - физически слабые существа, нередко добивались весьма ошеломляющих результатов в своей деятельности. Основательницей этой системы подготовки женщин - ниндзя считается жена очень известного полководца Мосизуки Моритоки Тийомэ. После его смерти Тийомэ основала тайную школу, где молодые девушки изучали самозащиту без оружия ( тай - дзюцу ), технику боя ножом, длинной и короткой палкой, копьём, алебардой, и конечно же коротким женским мечом. Помимо великолепного преподавателя боевых искусств Тийомэ стала для многих девушек приёмной матерью. Техника подготовки Куноити строилась, отталкиваясь от психики физиологии женского тела. И речи не могло идти о жёсткой набивке ударных поверхностей, силовой тренировке тай - дзюцу (самозащиты без оружия ), дыхательной практике, чрезмерной накачке мышц, и другой специфике подготовки ниндзя - мужчины.
Специфику борьбы определяла физическая слабость женщины. Современные девушки никогда не могли бы себе представить легкость в применении техники, и как эти хрупкие женщины могут легко переносить тяготы военной жизни, никогда не видя в этом серьёзной опасности.
Они легко противостояли противнику, прибегая к своим маленьким женским хитростям: впадали в жуткую истерику, молили врага о пощаде, изображали сильный испуг и даже обнажались, после чего противник быстро терялся, а Куноити тут же наносила смертельный удар и побеждала, т. к. в основе этой техники ведения поединка без оружия (тай-дзюцу ) лежала разница между маленькой, очень хрупкой девушкой и мощным агрессором. В таком случае Куноити применяла " Акупунктуру " - японскую точечную технику самообороны , что и позволяло ей всегда выходить победительницей в любой ситуации , независимо какой противник против неё .
взято от http://kunoitijutsu.narod.ru/schoolr.htm
Ниндзя - профессиональные "киллеры"..... У одного ниндзя было задание - (как и всегда) замочить кого-то из высоких чинов. Ему удалось узнать, что к клиенту в один вечер собирались прийти гости побухать и поиграть в разные традиционные яп. игры. Он за ранее проник в комнату, где планировалось провести встречу, и разместился... на люстре (висеть весьма было не удобно). Хочется учесть что для подобных заданий в основном нанимали наиболее низкорослых и легковесых ниндзя. Так наш герой, вися на люстре и практически не дыша, дождался пока гости подойдут, весь вечер висел у них прям над головой, а когда все упились и отрубились, он спустился к ним "с небес" и порешал всех катаной к чертовой матери.
Еще был один ниндзя (имя не знаю), который ростом был на самом деле метр с кепкой. Благодаря своим габаритам он мог пролезть буквально везде. При выполнении миссии он догадался просто пролезть в туалетную дыру (тогда они были подобно нашим деревенским). Дождавшись пока клиента приспичит по какать и пока у клиента полезет какаша из попы (для уверенности, что он устроился достаточно удобно), всадил клиенту в попу катану по самое горло...
Что касается слухов о синоби, как об исчадиях ада, то они берут начало в далеком прошлом. Японское феодальное общество было разделено на ряд сословий. Выше всех стояли сегуны (даймё), ниже располагались проф. воины (самураи), ЕЩЕ НИЖЕ КРЕСТЬЯНЕ, затем шли священнослужители, ремесленники, торговцы и, наконец, "грязное" сословие (Буракумины).
Места для синоби в этой иерархие не было. Они находились вне общества и вне закона. Соответственно у них властвовали иные правила и законы-их собственные. Например, самурай ни в одной ситуации, даже на войне, не мог действовать так, как ему вздумается. Он был опутан сословными представлениями о чести и долге, о благородстве, отображенными в моральном кодексе воина "Бусидо". Он должен был презирать опасность и не бояться смерти, с равными себе он мог сражаться только лицом к лицу, без малейшего вероломства; он сохранял до конца верность своему сёгуну; любой поступок, который его начальники или товарищи считали позорным, ему приходилось искупать харакири - вспарывание живота....
Однако, что значит быть преданным конкретному человеку несмотря ни на что? А если этот человек сошел с ума? А если он стал законченным негодяем? А если он просто дурак, способный лишь погубить порученное дело, доверившихся ему людей и себя вместе с ними?
Синоби были свободны от большинства предрассудков своего времени, так как намного опередили его. В любых действиях превыше всего они ценили результат, а не способ его достижения. Поэтому самураям их тактика казалась "игрой без правил", они ненавидели их и презирали.
В 1615 году сегун Токугава Иэясу (один из самых жестоких людей, когда-либо правивших Японией) завершил объединение страны. Установленный им режим жестокой центральной власти, основанный на строжайшей общественной иерархии и на изоляции от остального мира, продержался 250 лет (ужасных и кровавых) вплоть до революции Мейдзи 1868 года. Феодальные усобицы заливавшие Японии кровью 700 долгих лет, наконец прекратились.
В эпоху правления Токугава (несмотря на то, что его правой рукой министром безопасности был человек из Иги глава всех синоби или онива-бансю Хатори Хандзо-Хатори по кличке демон) синоби не премкнувших к Хандзо стали считать не просто отщепенцами, а нелюдью-хинин (Буквально нечеловек).
Отныне любого из них, попавшего в руки властей, следовало казнить лютой позорной смертью уже не за конкретные деяния, но просто за то, что своим существованием они нарушали установленный порядок. Ходили слухи, Что Хандзо лично любил пытать своих бывших соплеменников даже из Иги за свою жестокость он и получил прозвище демон.
В средние века кланы синоби боролись за выживание, используя в своих интересах войну всех против всех. Когда резня кончилась, оказалось,что они виноваты больше других. Понять это не трудно. Обвиняемым во всех грехах обычно становится меньшинство, национальное, религиозное или социальное - неважно.
В Японии это были - СИНОБИ. Добавить сюда невежество и суеверие масс, отсутствие достоверной информации, замещаемой вымыслом и становится ясным почему синоби получили столь гнусную репутацию.
В период жестокого и кровавого правления Токугава синоби медленно, но неклонно сходили с исторической сцены несмотря на то, что демон (Хандзо) старался всячески использовать в целях сёгуната подчинявшиеся ему кланы синоби один из которых самый жестокий Кога занимался только наемными убийствами по приказу Хандзо. Но в конце концов и остатки кланов синоби пропали совсем растворившись среди людей.
Слово "самурай" происходит от древнего глагола "самурау" - "служить". Таким образом, "самурай" - это "служивый", "слуга". Другое популярное в Японии слово, обозначающее самурая - "буси" ("воин"). Отсюда "бусидо" - "Путь Воина".
Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Первоначально они были в услужении аристократических родов, корни которых лежали в древнейшей японской иерархии жрецов. В конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна - военного правителя страны.
Основой идеологии самураев стали дзэн-буддизм и складывающееся веками учение бусидо, базирующееся на конфуцианстве. Во главу угла оно ставило полное подчинение самурая своему господину. Последнее, однако, не означало готовность подчиненного на совершение любой подлости и злодеяния по слову повелителя. Если самураю отдавался заведомо преступный приказ, то он должен был смиренно пытаться переубедить господина. Если же это было невозможно - совершить сэппуку - ритуальное самоубийство. Также самурай должен был совершать самоубийство в случае "потери лица" - когда он был чем-либо опозорен.
Идеологический смысл сэппуку заключался в том, что, вскрывая живот, воин обнажал перед всем миром свою душу и давал возможность судить себя по тем законам, по которым будет угодно его господину. Важно понимать, что сэппуку - это не самоубийство в обычном смысле слова. Все классики бусидо постоянно подчеркивали различие между "недостойной" и "достойной" смертью. Во втором случае это смерть, в которой есть смысл (очищение рода, указание господину на его промахи, выполнение приказа господина). В первом же - это бессмысленная смерть, пусть даже и "героическая" (в том числе и "глупая" смерть на поле боя).
Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому воину.
Важнейшим богатством для самурая были лошади. Природные условия Японии плохо приспособлены для выращивания этих животных, поэтому позволить себе содержать лошадей мог только состоятельный самурай. Также на это не был способен ронин - самурай без хозяина. Поэтому последние, в отличие от европейских "странствующих рыцарей", всегда путешествовали пешком.
От всех прочих самураи отличались двумя вещами - особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча - большой и малый. Право носить малый меч имели все совершеннолетние мужчины.
До начала правления клана Токугава самураем мог стать любой достаточно удачливый человек, в том числе и крестьянин, и горожанин. Четкого разделения между кастами тогда еще не было, а звание самурая присваивал князь за какие-либо военные заслуги. Среди самураев проводились своего рода "соревнования" с награждениями, скажем, первого взобравшегося на стену вражеской крепости или первого воина, вступившего в бой с противником.
Принято считать самураев мастерами не только меча, но и кисти. Действительно, многие самураи из влиятельных семей получали неплохое образование, умели писать стихи, практиковали каллиграфию и чайную церемонию и т.д. Конечно, самураи из семей бедных и незнатных отличались этим далеко не всегда.
Часто считается, что самураи военных периодов истории Японии руководствовались бусидо в том виде, в каком оно было описано в книгах вроде "Сокрытое в листве" [Hagakure] Ямамото Цунэтомо или "Книге пяти колец" [Gorin no Sho] Миямото Мусаси. Это не вполне соответствует действительности.
Дело в том, что эти и им подобные книги были написаны в поздние времена, когда самураи, оставаясь военным сословием, практически не воевали. Как, кстати, и авторы этих книг. Их представление о военном искусстве большей частью было подчерпнуто из хроник, легенд, рассказов престарелых очевидцев (речь именно именно о военном искусстве, а не об искусстве одиночных поединков).
Писалась такого рода литература для того, что закрепить в письменном виде и передать последующим поколениям военное искусство, которому в современной жизни места нет. Однако из этого отнюдь не следует, что древние воины действительно руководствовались правилами, выведенными самураями-писателями в период Токугава.
В реальности же все обстояло несколько иначе. То, на основании чего формулировались принципы бусидо - высшие достижения, подвиги наиболее выдающихся воинов. Очевидно, что, раз этот подвиг запомнился очевидцам, в целом самураи вели себя далеко не так героически. Однако подвиг фиксировался в хронике и действительно служил предметом изучения, преклонения и подражания для следующих поколений.
Возникла парадоксальная ситуация - наиболее суровые и строгие правила бусидо стали общеизвестны и канонизированы тогда, когда потеряли практический смысл. В разгар периода гражданских войн самураи считали для себя вполне возможным поменять господина, но когда войны кончились - это стало считаться страшным позором, хотя теперь уже не угрожало жизни господина.
Ниндзя
Несмотря на то, что о ниндзя известно довольно много, определенно писать о них довольно трудно. Слишком уж много легенд о них бытует в Японии и за ее пределами.
Ниндзя (или синоби - "прячущиеся") - это те же самураи, но наделенные несколько другим кругом задач. Если самураи должны были воевать за своего господина лицом к лицу с противником, то ниндзя занимались шпионажем и терроризмом, отслеживая передвижения войск противника и совершая покушения на его полководцев.
Изначально ниндзя становились самураи пограничных земель, находившихся на границе с землями противника. Затем специфика их подготовки вызвала необходимость выделения из массы остальных воинов. Объединившись в кланы, ниндзя предлагали свои услуги то одним, то другим князьям, выполняя самые разнообразные поручения и распространяя о себе легенды.
Кое-что в этих легендах было правдой, многое - ложью или полуправдой. Так, насколько мы можем об этом судить, ниндзя редко носили черные одежды, в которых они изображаются, поскольку лучший способ остаться незамеченным - это одеваться как все. Мало кто из них действительно был мастером боевых искусств, поскольку им это было не нужно, и мало кто из них мог в открытом бою рассчитывать на победу над самураем.
Также, видимо, ниндзя-то (некий особый "меч ниндзя") - это позднейшее литературное "изобретение". В реальности ниндзя пользовались обычными короткими мечами. Их основным козырем была внезапность, а также активное использование метательного (сюрикэн - метательный кинжал, а также "звездочка" и дротик) и отравленного оружия.
Объединяя Японию, Ода Нобунага уничтожил основные поселения ниндзя в провинциях Кога и Ига. Оставшиеся в живых ниндзя в период правления клана Токугава переквалифицировались в сотрудников О-мэцукэ (тайной полиции) и шпионов, выведывавших секреты ремесленников. Так, впервые в истории человечества, возник профессиональный промышленный шпионаж.
IPB NULL RU (http://www.ipb-null.narod.ru/) © IPB NULL RU (http://www.ipb-null.narod.ru/)
http://forum.cherepovets.net/index.php? ... 9&t=111065
Примечание:
У меня есть хороший знакомый, мастер русбоя (имени и фамилии и псевдонима – называть не буду, кто его знает, тот всё поймёт). Но начинал он с... Здорово знает каратэ, будзюцу, кунгфу, сават, квонбоп и т.д., историю Японии и, он мне говорил что в схватке лицом к лицу у ниндзя нет шанса против самурая. Да и сами подумайте, один всю жизнь тренеруется для боя. А у 2-го основной упор в подготовке на маскировку, преодоление различных препятствий (стен, рвов) и тому подобное. У первого доспехи, а у второго ....
_________________ "Уязвимость в твоём враге, победа в тебе самом"
|
|