"ОДИН МИР – ОДНА СЕМЬЯ"
ЖИЗНЬ В СОСТОЯНИИ И ДОСТОЯНИИ Спаса в Силах: (записки на заметку для прояснения)
Слова Старца Паисия Святогорца:
… в чем причина, если кто-то подвизается и действительно не преуспевает?
Может быть, он подвизается гордо. Но сказать вам, на чем погорают некоторые и не преуспевают? Имея предпосылки (для духовного развития), они растрачивают их по пустякам, и потом у них нет сил, соответствующих духовному подвигу.
Предположим, мы начинаем наступление на врага и, собрав все необходимое, готовимся к сражению.
Однако враг, боясь поражения, старается диверсиями и атаками в других местах фронта нас расколоть и отвлечь наше внимание. Мы обращаем наше внимание туда, отправляем войска направо и налево.
Время уходит, боеприпасы и продовольствие идут на убыль, обмундирование в части мы даем старое. Среди солдат начинается ропот. В результате истощатся все наши силы и мы не сможем сразиться с врагом. И в духовной брани некоторые ведут себя также.
… Бог действует в соответствии с состоянием человека.
Духу Святому не препятствует ничто.
И вот что я понял: где бы ни оказался человек, если он будет подвизаться любочестно, может достичь желаемого, то есть спасения своей души.
… Происходящее вынуждает и будет вынуждать нас еще больше приблизиться к Богу, чтобы иметь Божественную силу и правильно действовать в любой ситуации.
И, конечно, добрый Бог не оставит, Он окажет нам Свое покровительство.
Должно знать и то, что, улучшая свое духовное состояние, мы и сами чувствуем себя лучше и Христа радуем.
Кто может представить себе ту великую радость, которую испытывает Христос, когда Его дети преуспевают? Желаю всем людям духовно преуспеть и соединиться со Христом, Который есть Альфа и Омега. Когда вся наша жизнь находится в зависимости от Альфы и Омеги, тогда все освящено.
… Сегодня люди от многого чтения доходят до того, что становятся [подобными] магнитофонам и забивают свои кассеты ненужными вещами. Однако, по святому Исааку, "учение без деяния есть залог стыда".
… Ты получаешь пользу только тогда, когда понимаешь, о чем говорится в книге, испытываешь себя и принуждаешь себя применять прочитанное к самому себе. "О чем говорит то, что я читаю? Где я духовно нахожусь? Что мне следует делать?"
И потом чем больше кто-то узнает, тем большую он несет ответственность.
Я не говорю, что не надо читать, чтобы не знать много и не быть (за это) ответственным.
Такое отношение к чтению было бы лукавством. Я имею в виду то, что не следует читать лишь для того, чтобы получать удовольствие.
Плохо, если у читающего крепкая память, и он многое запоминает. Говорить он тоже может многое и обманывать себя, считая, что применяет прочитанное к своей жизни.
Таким образом и в себе и в других он вызывает ложные чувства.
Поэтому не успокаивайте свой помысл многим чтением.
Возьмитесь за применение (прочитанного).
Многое чтение дает образование энциклопедическое — так, что ли, говорят?
… А задача в том, чтобы образовать себя Богоцентрично. ...
Приобретя же Богоцентричное образование, я в случае необходимости смогу легко узнать что-то из другой области. Ясно?
… Будьте внимательны: не читайте в свободное время лишнего. Читать книги определенного рода — это все равно что набивать свой желудок жиденькой похлебкой из тыквы, все равно что рыться в стоге соломы в поисках одного пшеничного зернышка. "Да, — говорят некоторые, — но от такого чтения я отдыхаю." Да как же ты отдыхаешь, голубчик, когда у тебя от этого "чтива" заморочена голова и режет глаза?
Лучше уж (тогда) поспать, для того чтобы отдохнуть. Из того, что читает человек, можно распознать его духовное состояние.
Человек очень мирской будет читать безнравственные журналы. Не очень мирской будет читать журналы не такие грязные или газеты.
Тот, кто ходит в церковь, — духовные издания, современные духовные книги или святых отцов и так далее.
… какие духовные книги помогают больше всего?
Очень большая польза от различных святоотеческих книг, которые в наши дни издаются, слава Богу, тысячами. В этих книгах можно найти то, к чему ты стремишься, в чем ты нуждаешься.
Они — подлинная духовная пища, они безопасно ведут по духовному пути. Однако для того, чтобы они помогли, их должно читать со смирением и молитвой.
Святоотеческие книги подобны томографии: подобно тому как на томографии запечатлевается телесное состояние человека, так в духовных книгах — его духовное состояние.
В каждом предложении святоотеческих текстов кроется не один, а множество смыслов, которые каждый понимает в соответствии со своим духовным состоянием.
Хорошо бы читать сами тексты, а не переводы, потому что переводчик изъясняет оригинал в соответствии с собственной духовностью.
Но в любом случае для того, чтобы уразуметь святых отцов, надо сжать себя, сконцентрировать ум и жить духовно, ибо святоотеческий дух воспринимается только духом.
Особенно сильно помогают подвижнические слова аввы Исаака Сирина, но читать их необходимо по чуть-чуть, чтобы пища усваивалась. "Эвергетинос" — это великое благодеяние, поскольку (через него) можно познать весь святоотеческий дух.
Эта книга помогает потому, что она описывает борьбу святых отцов со всеми страстями по порядку, душа познает то, как трудились отцы, и получает пользу.
Также и жития святых: это освященная история, и поэтому они весьма помогают, особенно детям. Но не следует читать их, как сказки.
Для того чтобы стяжать благоговение, нет нужды иметь много знаний. Если размышлять над тем малым, что мы знаем, то сердце заработает.
У кого-то от одного тропаря все внутри переворачивается, а другой знает все наизусть и ничего не чувствует, потому что движется вне духовной действительности. Итак, читайте отцов, хотя бы одну-две строчки в день. Это витамины, весьма укрепляющие.
… Но в любом месте (должно чувствовать себя) одинаково: в поезде ли, в пещере, в дороге. Бог сделал каждого человека малой церковкой, и ее можно всюду носить с собой.
Все ищут покоя, но покой приходит к нам изнутри.
И эти бедолажки, что паломничают от одной святыни к другой, хотят найти Христа, в то время как Христос находится возле них.
Имея возможность найти Его без труда, они утомляются и в конечном итоге не находят Его.
Человек по-настоящему духовный не получает покоя от шатаний и любований разными достопримечательностями.
Они для тех, кто страдает, потому что помогают им немного забыть свое расстройство.
Человек духовный, имеющий Божественное утешение, не нуждается в подобных вещах.
Если же он не имеет в себе Божественного утешения, то ничем не отличается от мирских. Его устремления и интересы тоже будут не духовными, а мирскими. Такой человек будет стремиться достичь покоя с помощью чего-то мирского.
… Того, у кого нет благоговения, смирения, хоть в саму Кувуклию Всесвятого Гроба Господня посади — ничего не увидит. Если же есть благоговение, то можно увидеть Благодатный Огонь у Голгофы.
… Достигшие по Благодати Божией познания суетности этой жизни получили величайшее дарование.
Им нет нужды достигать дара прозорливости и предвидеть будущее, поскольку достаточно предусмотреть, попечься о спасении своей души и принять максимально возможные духовные меры для того, чтобы спастись.
Вот и Христос сказал: "Сколько стоит одна душа, не стоит весь мир".
Каково, стало быть, достоинство души! Поэтому спасение души — это великое дело.
… Если есть надежда на спасение, то страха мучений нет. Раз у человека есть надежда спасения, то он более-менее в порядке. Бог не оставит человека, подвизающегося, насколько он может, с любочестием, не расположенного к бесчинствам и то побеждаемого, то побеждающего в борьбе своей. Кто хоть немного расположен к тому, чтобы не опечалить Бога, пойдет в рай "в галошах."
Благой по Своей природе Бог "втолкнет" его в рай, Он дает ему намного больше, чем человек заслужил, Он устроит все так, чтобы взять его душу в тот час, когда он находится в покаянии. Он может биться всю свою жизнь, но Бог не оставит его, заберет его в наиболее подходящее время.
Бог добр, Он хочет, чтобы все мы спаслись. Если бы спасение было только для немногих, то для чего было распинаться Христу? Райские врата не тесны, они открыты всем людям, смиренно склоняющимся и не раздутым гордостью. Лишь бы они покаялись, то есть отдали бремя своих грехов Христу, и тогда они свободно пройдут в эту дверь.
Кроме того, у нас есть смягчающее обстоятельство: мы перстны, мы не один только дух, как Ангелы.
Однако нам нет оправдания, если мы не каемся и не приближаемся смиренно к нашему Спасителю. Разбойник на кресте сказал одно только "прости" и спасся.
Спасение человека зависит не от минуты, а от секунды. Смиренным помыслом человек спасается, принимая же помысл гордый, он теряет все.
Нам подобает спастись от любочестия и от ничего другого. Для Бога нет величайшей боли, чем видеть человека в мучении.
Думаю, что одной лишь благодарности Богу за многие Его благословения и смиренного, с любовью, отношения к Его образам — нашим ближним в соединении с небольшим любочестным подвигом достаточно для того, чтобы наша душа была упокоена и в сей и в иной жизни.
… Со всеми людьми мы братья по плоти. Все мы братья, и все мы рабы Бога. Мы же, верующие, кроме того и по Благодати дети Божий, искупленные божественною Кровию нашего Христа. В жизни духовной мы плотски являемся родственниками по Адаму и духовно — родственниками по Христу. Люди, живущие духовно, ощущают между собой это духовное родство. Они думают об одном, они стремятся к одному, они преследуют единую цель. А если бы, к примеру, у тебя была сестра по плоти, жившая, как ей заблагорассудится, по-мирски, то никакого духовного родства с ней ты бы не ощущала.
… Если мы имеем духовное состояние, святость, то мы оказываем на него большое влияние, поскольку (тогда) на него влияет Благодать Божия, и таким образом наш ближний получает пользу.
Когда мы от любви терпим нашего брата, то он это понимает. Так же и злоба: если она в нас есть, то он ее тоже понимает, даже если она не проявляется внешне.
Что душа имеет, то она и передает (другой душе). Страсть передает страсть, раздражение передает раздражение, гнев передает гнев. Благодатный же дар облагодатствованной души передаст ближнему благодатный дар.
… Я хочу сказать, что если христианин, не очень преуспевший духовно, будет находиться возле духовно преуспевшего человека, то последний может утомиться, может немного повредиться, но зато первый получит пользу.
Если же близ человека духовного будет человек мирской, неверующий, то и труд и время первого будут потрачены зря.
Если человека мирского тронет что-то из сказанного другим, то это будет самое большее из того, что возможно.
Но истолкует он сказанное в понятиях (своей) мирской философии, то есть воспримет это духом мирским, и пользы не получит.
То есть останется он кабачком, хотя и станет послаще на вкус.
… Я хочу сказать, что в вопросах, касающихся наших связей с другими людьми, необходимо рассуждение и осмотрительность.
А самое надежное — это каждому советоваться со своим духовником.
В разговорах также следует быть внимательным, потому что зачастую начинается с духовного предмета, а заканчивается пересудами. Человек не только теряет время, но и душу свою убивает осуждением, поскольку у нас нет права никого осуждать.
Мы не имеем права осуждать даже того, что происходит в мире. Если можем, то, с болью поговорив о чем-то, постараемся посодействовать в исправлении дурного положения дел. И умерших осуждать тоже не должно, ибо, к счастью, души всех людей находятся в руках Божиих.
Я вижу, что часто у многих людей помысл повреждается от одного невнимательного слова. Знаете, какими мы были бы внимательными, если бы с произносимых нами слов брали налог? Если бы нам говорили: "Столько-то слов скажешь, столько-то заплатишь," то мы бы считали свои слова. По телефону-то мы думаем, что говорить и сколько говорить, потому что платим за разговоры. Много времени теряется сейчас на слова.
… Сильно любя какую-то душу и видя, что другие завидуют ей, можно сказать что-нибудь на ее счет, чтобы другие ей не завидовали. Все надо испытывать.
Однако человек ущербный или поврежденный, считающий, что с ним поступают несправедливо, по этой причине огорченный или раздраженный и выражающий по какому-нибудь поводу свое возмущение, может принести другим душам такой вред, который не в состоянии сделать даже диавол.
… а если человек отличается и любовью и предупредительными манерами, то это значит, что у него есть душевная чистота?
— Бывает по-всякому. Часто это бывает мирской вежливостью.
Да, у многих людей есть доброта, они вежливы, но это не значит, что они имеют духовное благородство, жертвенность.
Добрые задатки у них есть, но речь сейчас идет не об этом.
Тот, кто имеет мирскую вежливость и лицемерит, может натворить много зла.
Потому что другой человек обманывается, раскрывает (перед ним) свое сердце и в конечном итоге транжирит свое благоговение на человека мирского, не знающего, что значит благоговение.
Это все равно, что давать золотые лиры тем, кому знакомы одни лишь бронзовые монеты.
Не следует также бесцельно тратить свое время и духовно увещевать людей, которые находят удовольствие в мирских разговорах и в эгоистичном высказывании собственных мнений.
… Благоговение — это страх Божий, внутренняя скромность, духовная чуткость. Человек благоговейный может стесняться, но эта стеснительность источает мед в его сердце, она привносит в его жизнь не мучение, но радость.
Движения человека благоговейного тонки и аккуратны. Он отчетливо ощущает присутствие Бога, Ангелов и святых, он чувствует близ себя присутствие призирающего его Ангела-Хранителя.
В своем уме он постоянно имеет (мысль о том), что его тело есть храм Святаго Духа. И живет он просто, чисто и освященно.
Человек благоговейный везде ведет себя со вниманием и скромностью, он живо ощущает всякую святыню.
… Благочестие — это одеколон, а благоговение — это фимиам.
Для меня благоговение есть величайшая добродетель, потому что человек благоговейный привлекает к себе Благодать Божию, он становится приемником Благодати, и она естественно пребывает с ним.
Потом, когда Благодать его "выдает," все благоговеют перед ним и расположены к нему, в то время как человек-бесстыдник внушает отвращение и взрослым, и детям.
Вы, женщины, должны иметь благоговение большее, чем мужчины. Женщина по природе своей должна иметь благоговение.
Если у мужчин нет благоговения, то они просто равнодушны. Если же теряют благоговение женщины, то они доходят до тяжелых проступков.
… "Сообщайся с людьми, которые любят Бога и имеют страх Божий, чтобы и тебе стяжать Божественный страх".
Это, конечно же, не значит, что надо смотреть за тем, что они делают и внешне повторять это, не ощущая смысл действий внутренне, поскольку в таком случае это будет не благоговение, а лжеблагоговение.
Ложное отталкивает. Благоговение — это Благодать от Бога внутри человека. Благоговейный делает то, что он делает, потому что так он это ощущает в себе.
Есть в нас, конечно, благоговение от естества, но если мы не возделываем его, то тангалашка, вселяя забывчивость, низвергает нас в бесчувствие и неблагоговение.
Однако благоговение просыпается вновь от наблюдения за тем, как ведет себя человек благоговейный.
… благоговение передается.
Движения, поведение человека благоговейного, как аромат, передается другому; конечно, если в нем самом есть доброе расположение и смирение.
Скажу тебе, что если человек не имеет благоговения, то он не имеет ничего.
Благоговейный же, будь он и необразован, всякую святыню видит чисто, видит ее такой, какая она есть в действительности.
Он не ошибается ни в чем, что связано с божественными смыслами. Благоговейный человек — словно ребенок, не имеющий злого помысла о своих отце и матери, потому что своих родителей он любит, уважает и видит все, что они делают, добрым и чистым.
Насколько же больше (должно благоговеть) перед Богом, Который ни с чем не сравним и во всем совершенен!
Тот, у кого нет благоговения, совершает ошибки, уклоняется в заблуждения относительно догматов.
Я вижу, какие ошибки совершают те, кто не имеет благоговения и пишут толкования или комментарии на Священное Писание и святоотеческие творения.
Во всем духовном необходимо благоговение и сердце. Все, что исходит от благоговения, освящено.
Особенно для того, чтобы написать службу какому-то святому, надо любить этого святого, благоговеть перед ним, тогда и служба сочинится от сердца и будет источать аромат благоговения.
А если достичь состояния Божественного рачения, божественного безумия, то стихи будут сами изливаться изнутри.
… следует держать свой ум в Божественных смыслах и иметь благоговение.
Кроме того, не надо относиться к тропарям и стихирам как к литературному произведению, но воспринимать их божественный смысл сердцем Благоговение — это одно, а искусство, наука церковного пения — это другое.
Искусство без благоговения — это (внешний слой) краски.
Когда певчий совершает свое послушание с благоговением, псалмопение изливается из его сердца и поет он умилительно.
Все идет хорошо, когда внутренне человек находится в хорошем духовном состоянии.
...Так делайте же все, что вы делаете, с сердцем, для Христа.
И в вышивки ваши вкладывайте благоговение, ибо ими будут покрываться святыни, даже в те покровцы, которые вы вышиваете для каций.
Когда человек имеет благоговение, его душевная красота проявляется во всем, что он делает: и в чтении, и в пении, и даже в ошибках.
— И в ошибках?
— Да. Видишь, что благоговение, скромность присутствуют даже в его ошибках.
…Духовная жизнь — это не приятное времяпровождение.
Если тебе больно — сядь, Христос не тиран. И авва Исаак говорит: "Если не можешь стоя — сядь". Но не говорит же он: "Если можешь — сядь!"
… люди перестали жить духовно. Они истолковывают все посредством мирской логики и изгоняют божественную Благодать. А раньше какое же было благоговение! …
… Вся основа в благоговении. Кто-то лишь прикасается к стене, к которой была прислонена икона, и уже принимает Благодать, а кто-то может иметь самую лучшую икону, но не получать пользы, потому что у него нет благоговения.
Один может получить пользу от обычного креста, а другой, не имея благоговения, не получит пользу от самого Животворящего Древа.
… Великое дело отдать себя Богу!
Мы едим сладкие плоды, а смолу деревьев в кадиле приносим в жертву Богу.
Вкушаем мед, а в жертву Богу приносим воск, но ведь и тот мы часто смешиваем с парафином!
Одну-то лишь восковую свечу мы приносим Богу из благодарности за Его щедрые, богатодаянные благословения, так что же — смошенничаем и с ней?
А если бы Бог хотел, чтобы мы приносили Ему мед? Представляю, что бы мы делали тогда!
Мы приносили бы Ему в жертву или медовый сиропчик, или немножко водички с сахаром. Да не примет нас Бог всерьез!
Экономить можно на всем, кроме служения Богу. Богу должно приносить самое чистое, самое лучшее.
… В просьбе ли, в благодарении ли — прилагайте сердца.
"Боже мой, всем сердцем прошу, чтобы Ты оказал мне эту милость," — так я "говорю" свечой. А ладаном я взываю так:
"Благодарю Тебя, Боже мой, всем сердцем моим за все Твои дары. Благодарю Тебя за то, что Ты прощаешь многие мои грехи, и всего мира неблагодарность, и собственную мою неблагодарность многую."
Насколько можете, возделывайте (в себе) благоговение, скромность.
Это поможет вам приять Благодать Божию. Потому что, имея благоговение, духовную скромность, человек, если он еще и смиренный, принимает Божественную Благодать.
Если же в нем нет благоговения и смирения, то Благодать Божия не приближается к нему.
В Священном Писании написано: "На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес моих".
… Человек, имеющий любовь, не довольствуется лишь тем, чтобы давать тому, кто попросит у него милостыни, но и сам ищет людей, находящихся в нужде, чтобы поддержать их.
… Критерий любви.
Если человек имеет (достаток) и подает милостыню, то невозможно понять, есть у него любовь или нет, потому что он может давать не от любви, но для того, чтобы избавиться от каких-то вещей.
Любовь видна, когда человек дает, сам находясь в лишении.
Допустим, я считаю, что у меня есть любовь.
Бог для того, чтобы испытать мою любовь, посылает мне бедняка.
… Если тебе больно за какого-то несчастного и ты помогаешь ему, то подумай, на какую бы ты пошел жертву, если бы Сам Христос был на его месте. Так человек сдает экзамены.
В лице своего ближнего верующий видит Христа. А Христос Сам говорит, что, делая что-то одному из несчастных, вы тем самым делаете это Мне.
Конечно, каждому подобает воздавать соответствующую ему честь, но любовь должна быть для всех одна и та же. Министр и нищий, генерал и солдат занимают в сердце человека верующего одинаковое место.
… почему иногда бывает так, что человек благодетельствуемый неуважительно ведет себя в отношении к тому, кто ему помогает?
Встревает диавол и подзуживает того, кому мы помогли, дурно вести себя по отношению к нам, чтобы мы разгневались. (Сделанное нами) добро мы при этом теряем. Человек не виноват, его подстрекает диавол для того, чтобы лишить нас всего.
Делая добрые дела, имейте всегда такое чувство, что вы обязаны их делать, и будьте готовы встретить искушение, чтобы вы не потеряли то добро, которое сделали, и весь прибыток с этого добра был вашим. Например, человек жертвует какие-то деньги, не желая выставлять это напоказ.
Но встревает искуситель и подстрекает других сказать ему: "Ведь ты сребролюбец: ничего не пожертвовал, а такой-то сделал то, такой-то — другое." Так диавол вынуждает этого человека "смиренно" ответить: "Так ведь и я сделал некую малость. Устроил... больницу."
Или же враг побуждает его разгневаться и выдать: "Кто, я?! Я, человек, сделавший и то и сё?!" И так он теряет... всё. Или диавол подтолкнет того, кому человек оказал благодеяние, сказать ему: "Скряга! Эксплуататор!," чтобы благодетель ответил: "Кто, я, что ли, эксплуататор? Я, человек, сделавший тебе добро, оказавший тебе такое благодеяние?" — "Ах, он неблагодарный, — скажет он потом, — ведь я, конечно, не хотел, чтобы он говорил мне "спасибо," но уж по крайней мере мог бы признать (то, что я его благодетель)!"
Однако если человек ждет признания своих заслуг, то он теряет все. Если же сделавший благодеяние в добром помысле скажет так: "Даже хорошо, что он забыл добро, которое я ему сделал" или так: "Может быть, он был расстроен или устал и потому разговаривал в таком тоне," то он оправдывает ближнего и не теряет сам.
Когда мы не ждем воздаяния, то имеем чистую мзду.
Христос сделал для нас все, а мы Его распяли. Как мы поем в храме? "За манну желчь". Итак, будем всегда стараться делать добро, не ожидая за него воздаяния.
… Две радости имеются у человека: одна — когда он принимает, и другая — когда дает. Радость, которую испытывают, отдавая, несравнима с той, которую ощущают, что-то принимая.
Человеку, для того чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, должно прежде всего испытывать себя, радуется ли он, отдавая, а не принимая.
Расстраивается ли, когда дают ему, и переживает ли радость, когда дает сам? И потом, если он правильно трудится в духовном отношении, то, делая какое-то добро, он никогда его не запоминает, но никогда не забывает даже самое малое добро, сделанное ему.
Он не может закрыть глаза даже на самое ничтожное благодеяние других по отношению к нему.
… То есть правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими. Пришедший в такое состояние становится человеком, Божиим человеком.
Если же кто-то все время забывает добрые дела, сделанные ему другими, и помнит добрые дела, сделанные им самим, то это делание противоположно тому, которого хочет Христос.
… Я стараюсь дать тому, кто находится в большей нужде. Я не мелочусь по-базарному типа: "Такой-то дал мне эти книги, теперь я ему столько-то должен, надо отдавать, чтобы расплатиться." Или: "Если другой мне не дал ничего, то и он от меня ничего не получит." Это правда человеческая.
Тот, кто что-то берет, принимает радость человеческую. Тот, кто дает, приемлет Божественную радость. Мы приемлем божественную радость даянием.
… Надо выучиться радоваться, подавая. Человек занимает верную позицию, если он радуется, подавая.
Он "подключен" тогда ко Христовой "сети" и имеет божественную радость. Радость, которую он испытывает, раздавая что-то или в чем-то помогая, содержит в себе божественный "кислород."
Но когда человек радуется тому, что он принимает, или тому, что другие жертвуют собой ради него, то в его радости есть зловоние, удушье. Люди, которые, не принимая в расчет свое "я," отдают себя другим, будут очень скоро судить нас. Какую же радость испытывают они!
Им покровительствует Христос. Но большинство людей радуется, принимая. Они лишают себя божественной радости и потому испытывают муку. Христос приходит в умиление, когда мы любим нашего ближнего больше, чем себя, и исполняет нас божественным веселием.
Смотри, Он не ограничился заповедью "возлюбиши ближнего своего, яко сам себе", но принес Себя в жертву за человека.
… Богатство, не будучи раздаваемо бедным за здравие и спасение нашей души или за упокой душ наших умерших близких, приносит человеку разрушение.
_________________ Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!
|