• РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - в российском уголовном праве - одно из преступлений против безопасности государства, предусмотренное ст. 283 УК РФ, заключающееся в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены. Григория Пасько возможном обвинении Григория Пасько в разглашении государственной тайны. собиравшего информацию закрытого характера об объектах инфраструктуры Военно-Морского флота. Оба иностранца в установленном порядке выдворены из России. Раскрыта противоправная деятельность спецслужб США по сбору сведений об отечественной космической навигационной системе. Пресечена подрывная акция представителей израильской службы .Моссад., .Динеля. в момент получения ими от российского гражданина секретных документальных материалов Центра космической разведки ГРУ Минобороны России. В отношении граждан России - а их трое - сейчас ведется следствие. Они арестованы. Израильские псевдодипломаты высланы из страны. "Новости разведки и контрразведки", 1997. Конституционный Суд Российской Федерации постановил: 1. Признать положение пункта «а» статьи 64 УК РСФСР, квалифицирующее выдачу государственной или военной тайны иностранному государству как форму измены Родине, соответствующим Конституции Российской Федерации.
2. Признать положение пункта «а» статьи 64 У К РСФСР, квалифицирующее оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации как форму измены Родине, соответствующим Конституции Российской Федерации.
ГЛАВА XXXVII ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ § 1. Понятие и система преступлений против государственной власти Преступления против государственной власти – общественно опасные деяния, посягающие на отношения, обеспечивающие стабильность и нормальное функционирование государственной власти в целом, а также ее отдельных институтов и органов, ответственность за которые предусмотрена в статьях раздела Х УК РФ. Типовым объектом рассматриваемой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие защиту основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, функционирование государственной власти, защиту интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, правосудия, а также поддержание порядка управления. В соответствии с критерием содержания родового объекта посягательства в УК РФ выделены четыре группы преступлений против государственной власти: 1) преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, включающие 10 видов деяний, ответственность за которые предусмотрена ст. 275-284 гл. 29 УК РФ; 2) преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, включающие 9 видов деяний, ответственность за которые предусмотрена ст. 285-293 гл. 30 УК РФ; 3) преступления против правосудия, которые включают 23 вида деяний, ответственность за которые предусмотрена ст. 194-316 гл. 31 УК РФ; 4) преступления против порядка управления, которые включают 14 видов деяний, ответственность за которые предусмотрена ст. 317-330 УК РФ. § 2. Понятие и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства Преступления против основ конституционного строя – общественно опасные деяния, посягающие на отношения, обеспечивающие основополагающие принципы конституционного устройства Российской Федерации, ее экономической и социальной основ, политической системы общества, а также необходимый уровень их защищенности от внутренних и внешних угроз, ответственность за которые предусмотрена ст. 275-284 гл. 30 УК РФ. Собирательное определение понятия основ конституционного строя РФ дано в гл. 1 Конституции РФ, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических и социальных отношений, политической системы общества: форма государственной власти в РФ (ст. 1), человек, его права и свободы признаны высшей ценностью (ст. 2), дано определение народа как носителя суверенитета и источника государственной власти (ст. 3), установлены пределы суверенитета РФ (ст. 4) и др. Безопасность государства (безопасность РФ) – это состояние защищенности ее конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности РФ. Суверенитет государства (государственный суверенитет) – верховенство и независимость государственной власти внутри государства и во внешнеполитической сфере. Суверенитет проявляется в функциях органов государственной власти и в их деятельности. Вследствие своей особой значимости суверенитет государства находится под защитой уголовного закона. Территориальная целостность есть неприкосновенность и нерушимость государственных границ – сухопутных, водных и воздушных. В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе» от 1 апреля 1993 г. Государственной границей РФ является граница, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего Союза ССР, а также договорами РФ с сопредельными государствами – бывшими союзными республиками Союза ССР. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в зависимости от непосредственного объекта посягательства могут быть разделены на четыре группы: 1) посягающие на внешнюю безопасность РФ (ст. 275 и 276 УК ); 2) посягающие на основы конституционного строя РФ, ее политическую систему и суверенитет государства (ст. 271,278,279 и 280 УК ); 3) посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность РФ (ст. 281,283, 284 УК ); 4) посягающие на социальный, расовый, национальный или религиозный мир как условие стабильности конституционного строя государства (ст. 282 УК ). § 3. Преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ. Государственная измена (ст. 275 УК ) Непосредственным объектом государственной измены являются общественные отношения, обеспечивающие внешнюю безопасность РФ как государства, поскольку изменнические действия, всегда совершающиеся во вред государственным интересам, ослабляют безопасность государства. Под внешней безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов государства, то есть конституционного строя, суверенитета и территориальной неприкосновенности РФ, от внешних угроз. Объективную сторону состава государственной измены альтернативно составляют: 1) шпионаж; 2) выдача государственной тайны; 3) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. Причинение реального ущерба конституционному строю, государственной независимости, территориальной неприкосновенности, обороноспособности и военной мощи РФ не охватывается объективной стороной состава рассматриваемого преступления. Достаточно, чтобы совершенное виновным деяние было объективно направлено на причинение такого ущерба. Выдача государственной тайны иностранному государству или иностранной организации состоит в передаче гражданином РФ представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну, в ущерб внешней безопасности РФ. Понятие государственной тайны определяется в Законе РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.*, согласно которому под ней понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, дипломатической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждается по представлению Правительства Президентом РФ. Выдача государственной тайны может иметь различные формы: устное сообщение сведений агенту иностранной разведки, передача документа, составляющего государственную тайну. По характеру действия выдача государственной тайны близко соприкасается с другим видом государственной измены – шпионажем. Отличие состоит в том, что при шпионаже передаваемые иностранному государству или иностранной организации сведения предварительно собираются или похищаются для передачи им, а в рассматриваемом виде измены они находятся у виновного в силу его служебного положения либо сообщены ему кем-то или случайно находятся в его обладании. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в процессе проведения враждебной деятельности против РФ заключается в таких действиях, которые не являются ни шпионажем, ни выдачей государственной тайны. Оно может заключаться в предоставлении агентам иностранной разведки убежища, транспорта и других средств передвижения, снабжении их фальшивыми документами, оказании помощи в вербовке агентуры и т.д. Данный вид государственной измены считается оконченным с момента фактического оказания гражданином РФ помощи иностранному государству или иностранной организации в такой деятельности. Оказание иностранному государству или иностранной организации помощи в проведении враждебной деятельности против РФ может происходить как на территории РФ, так и за границей, как по предварительной договоренности с представителем иностранного государства или иностранной организации, так и без такой договоренности, по собственной инициативе виновного. Субъект государственной измены – гражданин РФ, достигший 16-ти лет. Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом. Мотивы данного преступления могут быть различными и не влияют на квалификацию содеянного. Примечание к ст. 275 УК РФ предусматривает освобождение лица от уголовной ответственности за государственную измену (а также за шпионаж и за насильственный захват или удержание власти), если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Добровольным можно считать лишь такое заявление, которое сделано, когда виновный еще не был задержан соответствующими органами власти или, хотя и был задержан, но установлено, что намерение заявить о своей преступной деятельности сформировалось у него ранее и он его немедленно реализовал после задержания. Признание вины после задержания может в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ рассматриваться в качестве смягчающего наказание обстоятельства, но не освобождает его полностью от установленной законом ответственности за совершенную государственную измену. Шпионаж (ст. 276 УК ) Непосредственный объект шпионажа – тот же, что и государственной измены. Статьей 276 УК РФ установлена ответственность за два вида шпионажа, отличающихся по своему предмету. Предметом первого являются только сведения, составляющие государственную тайну, предметом второго – иные сведения, предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности РФ. Объективная сторона шпионажа включает в себя следующие альтернативные деяния: 1) передачу; 2) собирание; 3) похищение или 4) хранение сведений, составляющих государственную тайну, а равно 5) передачу или 6) собирание по заданию иностранной разведки иных сведений. Под передачей указанных в статье сведений понимается сообщение, распространение, воспроизведение сведений любым способом (устно, письменно, по телефону, через электронные средства связи, через других лиц и т. п.). Собирание указанных сведений включает добывание, приобретение и получение их различными способами (путем личного наблюдения, фотографирования секретных объектов, документов и материалов, использование звукозаписи и видеозаписи, приобретение за вознаграждение и т. п.). Похищение выражается в противоправном безвозмездном изъятии из учреждений, предприятий, организаций, у отдельных лиц сведений, составляющих государственную тайну. Хранение сведений, составляющих государственную тайну, заключается в обладании ими и может осуществляться различными способами (хранение в помещении, используемом виновным, в другом месте – тайниках, устроенных в саду, огороде, лесу и т. п.). Передача или собирание иных сведений, то есть хотя и не содержащих государственной тайны, но предназначенных для использования их в ущерб внешней безопасности РФ, образует состав шпионажа только в том случае, если это делается по заданию иностранной разведки. Шпионаж по объективной стороне отличается от выдачи государственной тайны как формы государственной измены (ст. 275 УК ) тем, что сведения, упомянутые в ст. 276 УК , при шпионаже не находятся в распоряжении или обладании виновного. Оконченным шпионаж является с момента совершения любого из действий, описанных в диспозиции ст. 276 УК РФ. Субъект шпионажа – иностранный гражданин или лицо без гражданства. Аналогичные действия гражданина РФ квалифицируются как государственная измена (ст. 275 УК ). Сотрудники иностранных посольств и миссий, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, изобличенные в шпионаже, в соответствии с нормами международного права и межгосударственными договорами не подлежат уголовной ответственности по УК РФ – вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем. Лица, признанные «персоной нон грата», обязаны немедленно покинуть пределы РФ. Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. В случае, если шпионаж исполняется в форме собирания, похищения или хранения сведений, составляющих государственную тайну, обязательным признаком субъективной стороны является цель их передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. При передаче или собирании сведений, не составляющих государственной тайны, виновный преследует специальную цель: использование собираемых или передаваемых сведений в ущерб внешней безопасности РФ. Лицо, совершившее шпионаж, освобождается от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий, указанных в примечании к ст. 275 УК и рассмотренных при анализе государственной измены. Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК ) Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность и обороноспособность РФ в сфере сохранности государственной тайны, регламентируемой Федеральным законом «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.* Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). Объективная сторона рассматриваемого преступления включает: а) действие (разглашение соответствующих сведений); б) последствие (сведения, составляющие государственную тайну, становятся достоянием других лиц); в) причинную связь между указанными действием и последствием. Разглашение государственной тайны – это противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе, в результате чего эти сведения стали достоянием других людей. Огласка сведений, составляющих государственную тайну, может выражаться в: а) устном или письменном сообщении кому-либо этих сведений; б) демонстрации постороннему лицу документов, материалов или изданий, содержащих государственную тайну; в) передаче соответствующих документов, материалов или изданий для перепечатки, копирования, использования в научных целях и т. д. Нарушение правил хранения документов, в результате которого облегчается доступ к секретным сведениям, а также непринятие мер, необходимых для их сохранности и обеспечения безопасности хранения, может иметь форму бездействия. Преступление окончено с момента, когда указанные сведения стали достоянием постороннего лица и возникла реальная опасность их использования в ущерб безопасности и обороноспособности РФ. Субъект данного преступления – лицо, достигшее 16-ти лет, в распоряжении которого находятся документы или предметы, содержащие государственную тайну, и обязанное в силу своего служебного положения отвечать за их полную сохранность. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла. В ч. 2 ст. 283 УК предусмотрен один квалифицирующий признак данного деяния – наступление тяжких последствий. Таковыми, в частности, следует считать завладение иностранной спецслужбой сведениями, составляющими государственную тайну, срыв официальных международных переговоров, причинение существенного ущерба экономике государства, его обороноспособности и т. д. Субъективная сторона преступления, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 283 УК РФ, выражается в форме неосторожности, на что прямо указано в диспозиции этой нормы в редакции Федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 25 июня1998г. №92-ФЗ (п.15ст. I). Разглашение государственной тайны, если это происходит в форме государственной измены, квалифицируется по ст. 275 УК . Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК ) Непосредственным объектом данного преступления, как и ранее рассмотренного, является государственная безопасность и обороноспособность РФ. Утрата документов угрожает сохранности государственной тайны и поэтому может причинить серьезный ущерб внешней безопасности и обороноспособности страны. Предметом этого преступления являются документы и предметы, содержащие государственную тайну. Документ, содержащий государственную тайну, – носитель информации о такой тайне (справки, отчеты, черновые записи, данные, записанные на магнитную ленту, фото-, кино- и видеопленку и т. п.). Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, являются различные изделия, образцы, модели и материалы (например, отдельные экземпляры или модели техники, приборов, вооружения). Объективная сторона рассматриваемого преступления включает: 1) деяние -нарушение установленных правил обращения с документами и предметами, содержащими государственную тайну; 2) последствие – утрату таких документов и предметов и 3) причинную связь между нарушением правил обращения с документами и предметами и их утратой. Правила обращения с указанными документами и предметами регулируются названным ранее Законом РФ «О государственной тайне». Под утратой документов или предметов, содержащих государственную тайну, следует понимать вывод таких документов или предметов из владения и помимо воли того человека, которому они были доверены. Для состава утраты необходимо, чтобы при выходе из владения виновного документа или предмета, содержащего государственную тайну, создавалась реальная опасность использования ее другими лицами в ущерб безопасности и обороноспособности РФ. Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия в виде утраты соответствующего документа или предмета и причинения вследствие этого таких последствий. Между нарушением установленных правил обращения с соответствующими документами или предметами и названным последствием должна быть установлена причинная связь Рассматриваемое преступление окончено с момента наступления указанных в законе последствий. Способ утраты документов для квалификации содеянного по ст. 284 УК РФ значения не имеет. Субъект данного преступления – лицо, которому документы или предметы, содержащие государственную тайну, были доверены, то есть как должностное, так и не должностное лицо, например охранник, курьер. Субъективная сторона утраты, в отличие от разглашения государственной тайны, характеризуется только неосторожной виной, то есть легкомыслием либо небрежностью.
РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ - Преступление против безопасности государства, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, заключающееся в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены.( В отношении сведений, содержащих государственную или иную, охраняемую законом тайну законодатель так же предусмотрел уголовную ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК), разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены (ст. 283 УК). Государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации - абз. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.). Согласно данному Закону государственную тайну составляют: 1) сведения в военной области: - о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; - о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; - о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; - о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; - о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; - о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке; 2) сведения в области экономики, науки и техники: - о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; - об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; - о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; - об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; - о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; - о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации); 3) сведения в области внешней политики и экономики: - о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; - о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: - о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; - о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; - об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; - о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; - о методах и средствах защиты секретной информации; - об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; - о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; - о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; - о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11 февраля 2006 г. № 90). В этом нормативном акте указаны государственные органы, уполномоченные на распоряжение сведениями, отнесенными к государственной тайне. К иной, охраняемой законом тайне, законодательство относит служебную …тайну. Одним словом, секретно!
_________________ "За Великую Святую Русь в Боге славную, За Веру, Соборность и Отечество!
Русь, веру крепи православную!"
|