РУСБОЙ. ПЕРВОПРИНЦИП-СИСТЕМ@СИСТЕМА-ПЕРВОПРИНЦИПА. ОСЬМАВА. СТИЛИ. ЖИЗНИ. СПЕЦНАЗ. ИНФОПОРТАЛ-ФОРУМ

<a href=\"http://www.rusboj.ru\" target=\"_parent\">вернуться на сайт РУСБОЙ</a>
Текущее время: 19-04, 08:48

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 30-04, 05:41 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Я в шоке! :shock: Страсти кипят. Сами сравните чего они хотят. Новости генетики - против наци УНСа и УОН. Исследования западноевропецев. Впродолжение темы по геополиткие. Вот сообшения с одного из форумов, и из материалов по генетике из Интернета. А ведь кто-то симпатизирует им называя себя к примеру "русским писателем", и ратуя за чистоту русской крови, а на деле :?

Цитата:
Зарегистрирован: 26-08-2007
Откуда: Канада, 100 Mile House


Альпийский тип проявляется непосредственно в карпатском, в виде примеси.

Динарский тип занимает в целом восточную, часть Украинских Карпат, преобладая в Буковине и частично на гуцульщине кроме западных гуцулов, носителей карпатского типа, а также восточнее, (сходы Карпат), фиксируясь иногда в центральной части Украинских Карпат.

Так вот, альпо-карпатский тип, вместе с динарским и местными локальными вариантами, захватывает небольшую часть населения и находится непосредственно в Карпатах.

В понтийскую зону входит прутский антропологический тип, который локализуется частично в Одесской области (Измаил)и в Молдавии.
Нижнеднепровский-на юге Херсонской (возможен восточнее) и частично Одесской области(являясь по сути не понтийским,а модефицированым (понтийским элементом) центральноукраинским типом.(про понтийскую группу популяций см.выше)

Так что на счет "много" ну и.т.д. очередной флуд.



Ну да..а пример русского тогда кто? Митрофанов, а может Бабурин?

Зарегистрирован: 29-05-2007
Откуда: Украина, Киев




Причём здесь пурга, я читал- мари и мордва, если не согласны - ссылку на источник, а не картинку без подписи, всегда готов признать свою ошибку. К тому же. и у них R1a поболее, чем у укров.


Зарегистрирован: 29-05-2007
Откуда: Украина, Киев


Не знаю, не знаю. У меня тоже картинки найдутся!!
Судя по карте-больше всего у албанцев.
E3b



Зарегистрирован: 29-05-2007
Откуда: Украина, Киев


А что карта ?
У русских, судя по Вашей карте R1а-48%, а у укров-27%.
Те 40% N у русских( о которых так много говорилось) не наблюдаются.


Зарегистрирован: 29-05-2007
Откуда: Украина, Киев


Ха-ха !
Митрофанов и Бабурин, да будет Вам известно-евреи!


Если захотите ещё привести примеры "русских", напомню, что евреями являются - Немцов, Каспаров, Гайдар, Фрадков, Новодворская, Жириновский, Абрамович, Познер, Соловьев (ведущий), Леонтьев(ведущий)..
Шойгу-тувинец по отцу и украинец по матери.

Мне не совсем понятно, что Вы хотите мне доказать - что русские все поголовно брюнеты, а укры- блондины??
И среди русских есть темные, но в среднем укры темнее. Символ украинской женщины - "чорнобрива та смуглява".
И, может, объясните публике происхождение 14%семитской гаплогруппы J у украинцев.
И сколько её у русских, если зона оседлости евреев включала в себя почти всю Украину, но не затрагивала великорусские земли?

Зарегистрирован: 29-05-2007
Откуда: Украина, Киев

Sat 01 Sep, 2007 07:43


А как насчёт укров?
Про разнообразие руского генофонда - это вы хорошо сказали, значит вырождение русским не грозит.
А как насчёт конкретных цифр?
Я утверждаю, что "финской" гаплогруппы N у русских не больше 10% ( у укров-6%),"монгольской" С-не более 0,3%(у.-5-7%), У русcких практически нет (менее 1%) семитско-ближневосточной J ( у укров-14%).
Приведите цифры, на Ваш взгляд, более правильные, рассмотрим.


Зарегистрирован: 29-05-2007
Откуда: Украина, Киев

Sat 01 Sep, 2007 13:50

По Куну- понтийский тип, модификация не отменяет основных характеристик типа.
Насчёт флуда-это к Вам надо обращаться.
Вы много тут написали, но это не меняет картины-балтидов и нордидов проще найти в России, чем на Украине, а понтидов, альпинидов и динарцев-на Украине.


Зарегистрирован: 26-08-2007
Откуда: Канада, 100 Mile House

Sat 01 Sep, 2007 14:43

На счет понтидов (понтийской группы популяций) была приведена цитата. До Вас не дошло? Чтож, приведу еще раз.

(Понтийская группа популяций)
Наиболее типичными представителями понтийской группы популяций из славянских народов являются болгары.
Очень темный цвет волос, средний рост, долихо- или мезокефалия, средне-широкое или узкое лицо - вот характерные особенности этой комбинации.
Весьма близкая комбинация признаков прослеживается и среди русского народа. Это так называемый "восточный великорус" Г.Ф. Дебеца и дон-сурский антропологический тип В.В. Бунака. Понтийские черты отмечены В.В. Бунаком и в восточнославянском населении эпохи средневековья.
Происхождение понтийской комбинации, как одного из вариантов южной ветви европеоидов, прослеживается на территории Восточной Европы по палеоантропологическим данным с эпохи неолита, хотя не исключено и более раннее проникновение носителей южноевропеоидных черт в этот регион. Судя по краниологическим данным, движение представителей понтийского типа в южно-русские степи и в Поволжье из Средиземноморья и с Кавказа продолжается до эпохи поздней бронзы. След его мы видим и в восточнославянском населении, составляющем основу полянской этнографической группы эпохи средневековья, и в современном населении Украины, относящемся к прутскому антропологическому типу, и в русских Дон-Сурского региона. Можно думать, что понтийский антропологический тип на территории Восточной Европы входит в состав восточных славян через местные компоненты древнего происхождения.

Процитируем и Куна.

http://www.snpa.nordish.net/racesofeurope.htm

Кун так же отмечает присутствие понтийского типа в России.
балтидов и нордидов проще найти в России


Русские сформировались на основе трех компонентов - балтийского, понтийского и уралойдного (данные РАЭ) Головной указатель у русских 79-84. Не нравится - флаг Вам в руки. Ищите кого хотите!
альпинидов и динарцев - на Украине.


Альпиниды и динарцы находятся в Карпатах(см.выше)

И при чем тут этот "комент с альпинидами" и карта пегметации волос?(((-:

По этой карте основная масса русских(в Европейской части)находятся в одной зоне с украинцами, ну а за Уралом вообще сплошная темноволосость.

Зарегистрирован: 26-08-2007
Откуда: Канада, 100 Mile House

Sat 01 Sep, 2007 14:56


ХА-ха-ха! Ну вот и приводите не евреев, а также того кого "по телевизору часто показывают".
Кличко


Пресс-конференция В.Кличко в Москве:

"продолжил Владимир. - Как вообще можно разделить нашу семью по национальному признаку, если один из моих дедов из Подмосковья, мама из Новосибирска, а отец - украинец?"
http://www.regnum.ru/news/860379.html


Кстати бабушка у Кличко-еврейка (фамилия Энтинзон)

Так что как всегда флуд (-:

Автор: ДОНЕЦЪ
Рейтинг поста: нет оценки

Частота встречаемости гаплогруппы R1a (арийской)у мужчин различных народов, в порядке убывания( по данным одного из зарубежных исследований).

Poles...........54%
Russians........47%
Slovaks.........47%
Belarusians.....39%
Czechs..........38%
Slovenians......37%
Latvians........41%
Lithuanians.....34%
Norwegians......31%
Ukrainians......30%
Mari............29%
Estonians.......27%
Germans.........23%
Hungarians......22%
Lapps...........21%
Icelanders......21%
Romanians.......20%
Swedes..........18%
Chuvash.........18%
Yugoslavs.......16%
Dutchmen........13% Гитлер в гробу переворачивается!!
Bulgarians......12%
Finns...........10%
East Anglians....9%
Greeks...........8%
Scots............7%
Danes............7%
Georgians........6%
Armenians........6%
Turks............5%
Frenchmen........5%
Belgians.........4%
Ossetians........2%
Cypriots.........2%
Spaniards........2%
Italians.........1%
Portuguese.......1%
Irishmen.........1%
Cornish..........0%
Basques..........0%
Algerians........0%
North Africans...0%

http://www.sitesled.com/members/racialr ... peans.html
Как видите, наблюдается убывание с востока на запад, что подтверждает теорию происхождения ариев в степях между Доном и Уралом.

Автор: ДОНЕЦЪ
Рейтинг поста: нет оценки

В серии National Geographic вышла популярная (в смысле незаумная) книга Deep Ancestry inside the Genographic progect, writer Spenser Wells. На русском ее нет.

В книге рассматриваются вопросы наследования признаков на различных территориях - до наций не добрались. Проводятся исследования наследования по Y-хромосоме - мужские линии и по MT-ДНК - женские линии. Женские очень древние и потому вряд ли заинтересуют расистов и националистов.

В книге об этом не пишется, но из материалов явно следует, что "нордическая раса" и "арийская раса" не имеют ничего общего.
I1a - доисторический скандинавский клан и
N - клан уральских, угро-финских народов.

Арийцев можно отождествить c R1a1
Карты достаточно смазаны, но можно вычислить, что по мужским линиям русские состоят из:
R1A1 - индоевропейцы -ок 55%
N - финно-угры - ок 15%
I1A - скандинавы - примерно 3-4% . Это и есть "нордическая раса", "русь"
I1B - неизвестные с Балкан - примерно 4-7% (похоже, это древнее славянское вкрапление)
J2 - доисторические фермеры с Ближнего Востока - примерно 3-4%
R1b - доисторические охотники Западной Европы - ок 5%

Заодно видны отличия от русских:

У татар нет I1A, больше J2, N, меньше остальных групп, в т.ч. R1A1. Выходит, что татары больше угро-финны, чем русские.

У украинцев есть очень древняя группа E3B -5% - неизвестного происхождения
меньше I1A, N, намного больше I1B, R1A1 равен русским

И еще, напоследок - всем расистам: опровергать бесполезно. Нужны новые расовые разработки, которые бы включали в себя вышеприведенную инфо

Тема: Re: Нацики- псевдоисторики в борьбе за арийское первородство
Автор: Komlex
Рейтинг поста: нет оценки

Panzernik писал(а):
УМНЫЙ, ПРОКОМЕНТИРУЙ:
Що уродец не чекав, що все так просто - КАЦАП
Для кмітливого ока не являється непоміченою одна цікава особливість російського етносу, пов'язана з походженням найбільш визначних його творців. В переважаючій більшості це представники інших етносів, народів, культур, а саме: українців, білорусів, поляків, євреїв, німців. І майже немає Сидорових, Петрових, Іванових. Можливо першопричина криється в генетичній спадковості. Майже всі, хто близький до рослинного чи тваринного світу, знають різницю між сортами й гібридами. Сорт -це генетичне стійка послідовність, вироблена довгостроковим відбором за якимись показниками. Гібрид же - це те, що одержують шляхом схрещування двох близьких, але дещо різних генетичне представників рослинного чи тваринного світу. В першому, іноді в другому поколінні гібриди за окремими властивостями перевершують своїх батьків, в наступному поколінні вже не відрізняються від інших сортів, а починаючи з третього-четвертого - з'являються ознаки виродження. В Росії, де особливо за радянських часів відбувалась цілеспрямована "гібридизація" населення (як і в багатьох інших імперіях) за початковими фізичними, інтелектуальними і духовними здобутками, повинен настати період деградації в усіх сферах особистості, а за ним і в суспільному житті. Етноси-гібриди живуть в своєму часовому вимірі не більше, ніж гібриди-рослини. В генетично неякісні тіла "не вселити" досконалі душі (на калькуляторі не реалізуєш можливості сучасної ЕОМ).

Що кацапики слово АРИЇ, сподобалось? Забирайте, но только вместе с чемоданом и вокзалом.


"Национализм - последнее прибежеще негодяев" хохла больше нечем гордиться кроме того что они хохлы.


http://forum.meta.ua/topic/p/1105428.html#1105428

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-11, 00:02 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
По горам Карпатским

Песня посвящена Бусиловскому прорыву в ходе первой мировой войны.

По горам Карпатским метелица вьется,
Сильные морозы зимою трещат.
Там мой милый черный, черный- чернобровый
С германцами бьется за веру свою.

Проклятый германец на нас наступает,
На нашу державу и крест золотой.
Он хотел, германец, чтоб наши казаки
К ихнему престолу служить перешли.

Но наши казаки крепко поклялися-
К ихнему престолу служить не пошли.
Закипела битва, битва беспощадна,
полилась рекою горячая кровь.

Казак Бога просит, слезно умоляет,
Чтоб наши головушки в курган не сложить.
На этом кургане залетные пташки
Веселые песни на зорьке поют.

Загремели трубы, трубы, барабаны,
Отворились двери, сам вышел басурман.
Басурманин- немец, он сказал казакам-
Славно вы дралися, Донцы- молодцы.



Цитата:
Лемки и Лемковщина. Страницы истории и культуры самой западной Руси
Факты:

Михаил Дронов, историк.

Фонд «Имперское возрождение»

Лемки… — географически наиболее западная группа восточного славянства, территория компактного проживания которой, Лемковщина, или Лемковская Русь, не принадлежала ни Российской империи, ни Советскому Союзу.

…на волне временных военных успехов русской армии в Первую мировую войну было объявлено о вхождении Лемковщины в состав России, однако вследствие неблагоприятных исторических обстоятельств политически соединиться с полнотой Руси (Восточной Славии) лемкам так и не было суждено. Вплоть до настоящего времени судьба Лемковщины прочно связана с Польшей.

Большинство отечественных и зарубежных исследователей ХІХ — начала ХХ вв. относило лемков к малороссам, одновременно подчеркивая в их культуре как архаические черты, так и сильное влияние западнославянских соседей — словаков и поляков… многовековое проживание лемковского племени в иноэтничном окружении лишь укрепило их верность восточному христианству и осознание своей принадлежности к миру Руси. В отличие от других западных групп восточных славян - бойков, гуцулов и др. - самые западные
горцы — лемки — особенно упорно сопротивлялись украинофильской идеологии, охватившей соседние с Лемковщиной земли еще во ІІ половине ХІХ в…

к образу жизни лемков нередко можно встретить термин «одрубность», свидетельствующий об их значительной самоизоляции и консерватизме.

Практически все XX столетие неоднократно проверялась стойкость лемковских национально-религиозных убеждений. В Первую мировую войну это был концлагерь Талергоф, почти уничтоживший лемковскую интеллигенцию. После окончания Второй мировой на основе советско-польских договоренностей лемки подверглись насильственному выселению с родных земель в УССР. Оставшиеся же были переселены на очищенные от немцев западные земли Польши. Сама Лемковщина была вновь заселена пришлым польским населением. Возвращение, начиная с 50-х гг., нескольких тысяч лемков с западных территорий на родину отчасти изменило ситуацию, однако говорить о компактном лемковском населении на Лемковщине после этого уже не приходится. Многие лемковские семьи, раскинутые по всей Польше, полонизировались.

Лишь 80-90-е гг. ХХ в. стали для лемков — как вернувшихся в горы, так и живущих в западной части страны — периодом собственного возрождения. Одновременно лемки, оставшиеся на Украине, не только почти полностью утратили собственную специфику, но и стали своеобразным пропагандистским орудием в целях дальнейшей украинизации Карпатской Руси.

Согласно последней переписи населения (2002 г.) в Польше проживает лишь 5900 лемков. Однако в соответствии с аналитическими данными, польскими гражданами является около 60 тысяч людей лемковского происхождения. Еще около 90 тысяч лемков и их потомков живет на Украине…

Многочисленные потомки лемковских эмигрантов проживают на Американском континенте….

Названия

Этноним лемки (м.р., ед.ч. — лемко, ж.р., ед.ч. — лемкыня), выдвинутый исследователями и интеллигенцией в ХІХв., распространился в качестве самоназвания в народной среде только в І половине XX столетия. До этого лемки, как и жители Угорской Руси (восточнославянских этнических территорий в Венгерском королевстве), чаще всего называли себя руснаками.

…применительно к ним, особенно нелемками, использовался более распространенный в других регионах этноним русины.

…вероятное объяснение карпатского прозвища лемко, впоследствии послужившего основой для этнонима, заключается в диалектных отличиях лемков, которые хорошо заметны в нелемковской среде. Конкретно, речь идет о частице лем (лишь, только), вероятно позаимствованной у соседей словаков (ср. восточнословацкое ѕem, словацкое лит. len).

…от имени лемков территория их проживания получила в литературе название Лемковщина (польск. Lemkowszczyџna).

…можно встретить словосочетание Лемковская Русь. Сами лемки любовно называют свою родину Лемковина…

…новый этноним хотя отчасти вытеснял, но не противопоставлялся старым этнонимам с корнем рус- (руснаки, русины, и т.д.). Русь как национально-религиозное понятие, как большая Родина, частью которой являлась и малая родина Лемковщина, по сути традиционно была основополагающим элементом лемковской картины мира.

…лемки, ставший символом и этнографических, и идеологических отличий лемковского населения от… принявших украинскую идентичность восточных соседей, активно противопоставлялся и противопоставляется другому новому этнониму — украинцы. Лемковский историк о.Иоанн Полянский (1888–1972, псевд.Лемкин)… о национальной принадлежности и этнонимии лемков: «Лемкы национально належат до великой родины славянско-русской. Название «Русь» было для них завсегда святым, а идея славянска лежала всегда глубоко в их сердци. <…> Сами называют себе Русинами, Русскыми, Руснаками, Лемками. <…> Хотяй в послідных часах старанося нашмарити лемкам назву «украинец» на означение их народности, а одновременно змінити их дотыхчасову политичну ориентацию <…> до сего часу лемкы той назвы не прияли, ани свойой ориентации политичной не змінили»…

Территория

В начале ХХ в. Лемковщина как одна из составных частей Карпатской Руси располагалась на западе Галиции в южных, гористых частях семи поветов: Новосанчевского, Горлицкого, Ясельского, Кросненского, Сяноцкого, Лискского и Новотаргского. Лемковщина в самом узком смысле слова находилась между реками Ослава на востоке и Попрад на западе. Отдельно следует упомянуть лемковский этноязыковой остров из четырех сел за Попрадом (т.н. Русь Шляхтовская). Между Ославой и Сяном была переходная лемковско-бойковская территория, жители которой также нередко именовали себя лемками. Южным рубежом была граница между австрийской и венгерской частями Габсбургской монархии (ныне между Польшей и Словакией).

Язык

К характерным особенностям речи лемков относится постоянное ударение на предпоследнем слоге, как в польском языке и восточнословацком наречии. Это объединяет их с жителями западной и центральной Пряшевщины и отличает от всех остальных восточных славян, которым свойственно подвижное ударение. В словарном запасе присутствует как типичная восточнославянская лексика, так и многочисленные западнославянские заимствования. Отмечается и фонетическое своеобразие (глубокое карпатское -ы- и др.).

…Дмитрий Вислоцкий (1888–1968, псевд.Ваньо Гунянка)… определял место лемковской речи в рамках всего восточнославянского массива и ее специфику: «По своей беседе русскій народъ делится на великороссовъ, малороссовъ, або украинцевъ, белороссовъ и лемковъ. <…> Малорусска або украинска беседа подобна до великорусской своимъ акцентомъ, белорусска произношеніемъ, а наша лемковска корень всемъ тымъ беседамъ. В нашой лемковской беседе найдеме слова великорусски, котры забыли украинцы, найдеме украински, котры забыли великороссы, найдеме и белорусски. То значитъ, што наша лемковска беседа коренна беседа всего русского народа. <…> Слова у насъ коренны русски, а акцентъ словацкій и польскій. Пришолъ отъ того, что мы слухаме много польской и словацкой беседы, бо зме съ ними въ суседстве».

Этногенез

… на территории будущей Лемковщины проживали белые хорваты. Их прямыми потомками нередко склонны себя считать лемковские интеллигенты. Этим якобы и объясняются сильные современные отличия лемков от соседнего восточнославянского населения…

…предки лемков приняли крещение непосредственно от Кирилла и Мефодия в ІХ в., т.е. более чем на столетие раньше официального крещения Руси князем Владимиром.

… Восточнославянские специалисты часто считают лемковский клин наследием еще Киевской Руси, границы которой проходили значительно западнее, чем это принято в польской историографии. Под натиском польских колонистов русины остались лишь в горной местности, непривлекательной в экономическом отношении. Польские авторы, напротив, преимущественно связывают лемков с т.н. волошской или волошско-русской миграцией, встретившейся с уже имевшимся здесь с ХІІІ в. польским населением.

Духовная культура

Лемки как субэтническая единица в рамках Руси в разных сферах жизнедеятельности характеризуются наличием, с одной стороны, черт, свойственных другим восточным славянам, а с другой стороны — утраченных в иных восточнославянских регионах архаических черт и особенно отличий, вызванных польско-словацким соседством…

…Сохраниться в чужом, преимущественно римско-католическом окружении в качестве самостоятельной группы лемкам помогла привязанность к православию (после введения унии — восточному обряду). Известно строгое лемковское благочестие и традиционно высокая мораль.

…«Русское население по восточному склону Карпат», принадлежащего перу отечественного слависта Нила Александровича Попова (1833–1891/92): «Вообще о лемках надо сказать, что они народ добрый, сохранивший чистоту нравов, народ, который, живя в тишине, далеко от житейских бурь и страстей, сдерживается своей верой и в церкви находит свое прибежище, свою жизненную мудрость. Лемки любят свой обряд, украшают, созидают храмы и охотно приносят труд свой в жертву церкви. <…> Религиозный дух лемка отражается и в его ежедневной жизни и обычаях. Он привык всякое дело начинать и кончать с Богом. <…> Живое религиозное чувство, сильная вера имеют благодетельное влияние на жизнь нравственную. По этому понятно, отчего у лемков мало преступлений. Злодеев даже вовсе нет. Лемко в состоянии украсть лишь щепотку соли или ремень, и то если находится в крайней нужде; о более крупном воровстве между лемками не слыхать. <…> Лемко любит слушать о новостях, но не любит их вводить у себя, хотя бы от того была выгода. <…> Лемки, как весь народ русский, очень любят петь. <…> Песни Лемков можно разделить на распеваемые при работе, при пляске и во время отдыха, на песни свадебные и колыбельные. Первые по содержанию и происхождению словацкие. Они поются чаще на полусловацкой и полурусской речи, и воспевают предметы более близкие словакам, чем русским. Правда, есть песни чисто русские, но их очень мало, да и содержание их таково, что можно отнести ко всякой народности».

До сих пор лемковские песни, все-таки отличающиеся и от словацких, и от бойковских или гуцульских, по традиции коллективно исполняющиеся в семейном кругу, объединяют лемков в Карпатах и вдали от родного края. В современном мире именно фольклор — главный символ лемковской культуры.

Материальная культура

…ее элементы практически сразу узнаваемы, будучи резко отличными от лубочных изображений тех же гуцулов (не говоря уже о запорожских казаках). Как раз в этой сфере более всего проявились контакты лемков с западнославянскими соседями…

<…> Очень любопытный архитектурный тип представляют собой лемковские церкви. Это сооружения того же трехкупольного типа, какой мы видели в галицкой равнине и у бойков, но с той разницей, что самым высоким срубом с наиболее высоким куполом в них является не средний, а входной, т.е. западный, так что восточный, т.е. алтарный, купол оказывается самым низким, за ним следует более высокий центральный и, наконец, самый высокий — входной, в котором обыкновенно устраивается колокольня. <…> Такому же влиянию со стороны словаков подверглась, несомненно, и одежда лемков. Начиная с их рубахи, которая имеет разрез позади и застегивается или завязывается под затылком, и кончая узкими, вышитыми шнурками, штанами, весь их костюм как мужской, так и женский имеет слишком мало общего с украинским.

У мужчин особенно бросается в глаза «чугa» — род верхней одежды, с огромным спускающимся сзади ниже пояса воротником, украшенным длинною бахромою из почти всегда белых толстых и длинных, напоминающих свечи или лучше сказать свечные фитили — шнурков и с длинными, оканчивающимися такими же шнурками, рукавами, которые, вдобавок, никогда не надеваются на руки, а будучи зашитыми, служат по большей части мешками для покупок и т.п.

У женщин больше всего обращают на себя внимание голубые, расшитые богатым узором из красного шелкового шнурка, лейбики, и особенно «обрусы» или убрусы, большие куски тонкого полотна или кисеи, то надеваемые на голову, то висящие по плечам и, во всяком случае, представляющие собой переживание очень древнего головного убора славянских женщин».

В Польше

История Лемковщины вплоть до 1939 г., по сути, сравнительно мало чем отличалась от истории других галицко-русских земель. В Польском королевстве восточная часть Лемковщины образовывала Сяноцкую землю в Русском воеводстве, а западная входила в Краковское воеводство.

Благодаря консерватизму лемков, Брестская церковная уния 1596 г. окончательно распространилась на Лемковщину лишь в начале XVIII в. после принятия унии Перемышльской епархией в 1692 г. (куда входили лемковские приходы), т.е. более чем через столетие после ее официального введения.

Крестьянское недовольство панскими (соответственно, в этническом отношении польскими, в конфессиональном — католическими) злоупотреблениями, особенно в горных районах, выливалось в многочисленные бунты и побеги. Типичным карпатским явлением, не минувшим и Лемковщину, было разбойничество (збойництво). Наиболее известным лемковским збойником, сравнимым по знаменитости с гуцулом Довбушем или словаком Яношиком, считается Андрей Савка (1619–1661).

Живое участие лемки приняли в востании Костки Наперского 1651 г., по мнению многих исследователей, напрямую связанном с хмельниччиной.

…перед первым разделом Польши память о себе на Лемковщине оставили конфедераты. Симпатии лемков к сражавшимся против конфедератов русским войскам, окончившиеся для многих крестьян виселицей, в своей повести «Шибеничный верх» увековечил писатель Владимир Хиляк (1843–1893).

…в польский период можно проследить отдельные миграции лемков в Россию. Так, например, в середине 40-х гг. XVIII в. из лемковского села Бортного в Российскую империю переселился Степан Бортнянский, отец выдающегося русского композитора Дмитрия Бортнянского (1751–1825).

В Австрии

В 1772 г. Галичина оказалась под властью Австрии (с 1867 — Австро-Венгрии). Подобно другим галицким русинам, лемки попали под двойной гнет — австрийских немцев и, непосредственно, хорошо знакомых поляков. Не изменила коренным образом тяжелое положение восточнославянского населения и отмена панщины в 1848 г.

…большое значение имели для лемков новые встречи с проходившими через их земли русскими войсками — в 1779, 1800, 1805 и особенно 1849 гг., когда россияне участвовали в усмирении венгерского восстания. Широкие массы восточных славян Габсбургской монархии были приятно удивлены, если не сказать вдохновлены, своим языковым и конфессиональным родством с населением соседней многомиллионной империи. Это явилось мощным стимулом для активизации собственной национальной жизни и усилило пророссийские настроения.

…Лемки активнейшим образом участвовали практически во всех галицко-русских инициативах, не отделяя себя от русинов-нелемков.

…лемками по происхождению были такие галицкие деятели, как, например: Клавдия Алексович (1830–1916) — литератор, общественный деятель, одна из образованнейших галичанок своего времени, уже упоминавшийся нами писатель Владимир Хиляк или Тит Мишковский (1861–1939) — профессор богословия Львовского университета и глава Галицко-русской матицы.

…Именно лемки оставались самыми последовательными сторонниками концепции восточнославянского единства. Наибольшую популярность у лемков имели читальни русофильского (москвофильского) Общества имени Михаила Качковского, а не украинофильской «Просвіти». Даже на рубеже ХІХ и ХХ вв., когда украинофильство прочно утвердилось почти по всей Галичине, Лемковщина (особенно, западная и центральная) продолжала отстаивать старые убеждения. Важную роль в воспитании подрастающего лемковского поколения играли бурсы (общежития для молодежи). Показательно, что в начале ХХ в. на Лемковщине было пять бурс, четыре из которых были русофильские и лишь одна украинофильская.

…лемковство постепенно стало соединять в себе как яркие этнографические, так и идеологические (подчеркнуто антиукраинофильские) характеристики. Учитывая то, что русофилы в Восточной Галиции со временем остались в меньшинстве, лемки, по-прежнему осознававшие себя частью Руси в самом расширенном смысле, оказались в условиях, близких к изоляции. Это еще более способствовало кристаллизации собственной идентичности, отличной от восточных галичан.

С 1911 г. начала выходить первая чисто лемковская газета «Лемко», издававшаяся на диалекте и отстаивавшая как региональные лемковские, так и общерусские установки. Издание газеты было приостановлено в связи с началом Первой мировой войны и развернувшейся в Габсбургской монархии кампании против русофилов.

…в последние десятилетия ХІХ ст. восточные славяне Австро-Венгрии начали массово отъезжать в Америку. Преобладали среди них уроженцы западных поветов и комитатов, т.е. галицкие лемки и крайне близкие им во всех отношениях русины Пряшевщины. Начиная с 1891 г., когда священник Пряшевской греко-католической епархии о.Алексий Товт (канонизирован в 1994 г. Православной Церковью Америки) присоединился со своим приходом к Русской Православной Церкви, на Американском континенте участились случаи массовых переходов униатов в православие. Возвратившиеся на родину заробитчане приносили землякам весть о «старой вере». Это подготовило почву для активного распространения православия на Лемковщине в межвоенное время.

С другой стороны, православная вера проникала к лемкам из соседней России. Так, например, начиная с 1911 г. миссионерским трудом на Лемковщине занимался выпускник Житомирской духовной семинарии местный уроженец о.Максим Сандович (1886–1914). Еще до начала мировой войны он неоднократно под разными предлогами подвергался арестам австрийских властей.

…Поистине трагическим этапом лемковской истории было лихолетье Первой мировой. Не говоря об ужасах собственно военных действий, именно тогда австрийцами были опробованы концентрационные лагеря для ненадежного с точки зрения властей мирного населения. Видный отечественный специалист по истории Галичины Н.М.Пашаева оценила данное время подобным образом: «Период Первой мировой войны, вероятно, самый тяжкий период в истории русского движения в Галичине.

Это период массового, физического уничтожения русских галичан, казней, издевательств, насилий. Были созданы концлагеря, концлагерь в Штирии Талергоф, предшественник гитлеровских лагерей, стал символом этого страшного времени. Страшного не только насилиями, чинимыми австрийской администрацией и военщиной над ни в чем не повинными законопослушными мирными жителями, но и тем, что врагами русских галичан были свои же, галичане «украинского» направления, которые готовили заранее списки неблагонадежных, по которым хватали невинных»…

…в упомянутые списки попало множество лемков. В Талергофе, куда направлялись самые различные люди, хотя бы отдаленно заподозренные в пророссийских симпатиях, простился с жизнью цвет лемковской интеллигенции — священники, адвокаты, судьи, педагоги, студенты и даже гимназисты. Всего в этом концлагере находилось свыше двух тысяч лемков.

…символом лемковских мучений во время Первой мировой войны стал именно православный миссионер о.Максим Сандович. В 6 часов утра 6 сентября 1914 г. он был без суда расстрелян во дворе Горлицкой тюрьмы. Примечательно, что незадолго до этого обвинявшийся в шпионаже в пользу России Сандович, проведший в последнем заключении свыше двух лет, был 23 марта 1914 г. оправдан судом во Львове. Семью священника вывезли в Талергоф. В 1994 г. Польская Православная Церковь причислила о.Максима Сандовича к лику святых. Через два года, в 1996 г., он был также канонизирован РПЦЗ. Его могила в родном селе Ждыня южнее Горлиц, в нескольких километрах от польско-словацкой границы, является объектом паломничеств православных верующих и просто лемков патриотов.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 05-11, 00:05 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Цитата:
Лемки и Лемковщина. Страницы истории и культуры самой западной Руси
Факты:

В Австрии

В 1772 г. Галичина оказалась под властью Австрии (с 1867 — Австро-Венгрии). Подобно другим галицким русинам, лемки попали под двойной гнет — австрийских немцев и, непосредственно, хорошо знакомых поляков. Не изменила коренным образом тяжелое положение восточнославянского населения и отмена панщины в 1848 г.

…большое значение имели для лемков новые встречи с проходившими через их земли русскими войсками — в 1779, 1800, 1805 и особенно 1849 гг., когда россияне участвовали в усмирении венгерского восстания. Широкие массы восточных славян Габсбургской монархии были приятно удивлены, если не сказать вдохновлены, своим языковым и конфессиональным родством с населением соседней многомиллионной империи. Это явилось мощным стимулом для активизации собственной национальной жизни и усилило пророссийские настроения.

…Лемки активнейшим образом участвовали практически во всех галицко-русских инициативах, не отделяя себя от русинов-нелемков.

…лемками по происхождению были такие галицкие деятели, как, например: Клавдия Алексович (1830–1916) — литератор, общественный деятель, одна из образованнейших галичанок своего времени, уже упоминавшийся нами писатель Владимир Хиляк или Тит Мишковский (1861–1939) — профессор богословия Львовского университета и глава Галицко-русской матицы.

…Именно лемки оставались самыми последовательными сторонниками концепции восточнославянского единства. Наибольшую популярность у лемков имели читальни русофильского (москвофильского) Общества имени Михаила Качковского, а не украинофильской «Просвіти». Даже на рубеже ХІХ и ХХ вв., когда украинофильство прочно утвердилось почти по всей Галичине, Лемковщина (особенно, западная и центральная) продолжала отстаивать старые убеждения. Важную роль в воспитании подрастающего лемковского поколения играли бурсы (общежития для молодежи). Показательно, что в начале ХХ в. на Лемковщине было пять бурс, четыре из которых были русофильские и лишь одна украинофильская.

…лемковство постепенно стало соединять в себе как яркие этнографические, так и идеологические (подчеркнуто антиукраинофильские) характеристики. Учитывая то, что русофилы в Восточной Галиции со временем остались в меньшинстве, лемки, по-прежнему осознававшие себя частью Руси в самом расширенном смысле, оказались в условиях, близких к изоляции. Это еще более способствовало кристаллизации собственной идентичности, отличной от восточных галичан.

С 1911 г. начала выходить первая чисто лемковская газета «Лемко», издававшаяся на диалекте и отстаивавшая как региональные лемковские, так и общерусские установки. Издание газеты было приостановлено в связи с началом Первой мировой войны и развернувшейся в Габсбургской монархии кампании против русофилов.

…в последние десятилетия ХІХ ст. восточные славяне Австро-Венгрии начали массово отъезжать в Америку. Преобладали среди них уроженцы западных поветов и комитатов, т.е. галицкие лемки и крайне близкие им во всех отношениях русины Пряшевщины. Начиная с 1891 г., когда священник Пряшевской греко-католической епархии о.Алексий Товт (канонизирован в 1994 г. Православной Церковью Америки) присоединился со своим приходом к Русской Православной Церкви, на Американском континенте участились случаи массовых переходов униатов в православие. Возвратившиеся на родину заробитчане приносили землякам весть о «старой вере». Это подготовило почву для активного распространения православия на Лемковщине в межвоенное время.

С другой стороны, православная вера проникала к лемкам из соседней России. Так, например, начиная с 1911 г. миссионерским трудом на Лемковщине занимался выпускник Житомирской духовной семинарии местный уроженец о.Максим Сандович (1886–1914). Еще до начала мировой войны он неоднократно под разными предлогами подвергался арестам австрийских властей.

…Поистине трагическим этапом лемковской истории было лихолетье Первой мировой. Не говоря об ужасах собственно военных действий, именно тогда австрийцами были опробованы концентрационные лагеря для ненадежного с точки зрения властей мирного населения. Видный отечественный специалист по истории Галичины Н.М.Пашаева оценила данное время подобным образом: «Период Первой мировой войны, вероятно, самый тяжкий период в истории русского движения в Галичине.

Это период массового, физического уничтожения русских галичан, казней, издевательств, насилий. Были созданы концлагеря, концлагерь в Штирии Талергоф, предшественник гитлеровских лагерей, стал символом этого страшного времени. Страшного не только насилиями, чинимыми австрийской администрацией и военщиной над ни в чем не повинными законопослушными мирными жителями, но и тем, что врагами русских галичан были свои же, галичане «украинского» направления, которые готовили заранее списки неблагонадежных, по которым хватали невинных»…

…в упомянутые списки попало множество лемков. В Талергофе, куда направлялись самые различные люди, хотя бы отдаленно заподозренные в пророссийских симпатиях, простился с жизнью цвет лемковской интеллигенции — священники, адвокаты, судьи, педагоги, студенты и даже гимназисты. Всего в этом концлагере находилось свыше двух тысяч лемков.

…символом лемковских мучений во время Первой мировой войны стал именно православный миссионер о.Максим Сандович. В 6 часов утра 6 сентября 1914 г. он был без суда расстрелян во дворе Горлицкой тюрьмы. Примечательно, что незадолго до этого обвинявшийся в шпионаже в пользу России Сандович, проведший в последнем заключении свыше двух лет, был 23 марта 1914 г. оправдан судом во Львове. Семью священника вывезли в Талергоф. В 1994 г. Польская Православная Церковь причислила о.Максима Сандовича к лику святых. Через два года, в 1996 г., он был также канонизирован РПЦЗ. Его могила в родном селе Ждыня южнее Горлиц, в нескольких километрах от польско-словацкой границы, является объектом паломничеств православных верующих и просто лемков патриотов.

Агония Австро-Венгерской империи способствовала активизации национально-политических поисков разных этнических групп, проживавших в монархии.

…5 декабря 1918 г. в селе Флоринка была провозглашена Русская народная республика лемков во главе с президентом - деятелем русофильской ориентации Ярославом Качмариком (1885–1944). На народном вече присутствовало 500 делегатов от 130 сел, лемковской эмиграции в Америке и соседней Пряшевщины.

Руководство республики установило теснейшие контакты с Карпато-русской народной радой в Пряшеве. В связи с нежеланием лемковских деятелей проживать в одном государстве с поляками и практической невозможностью войти в состав России серьезно рассматривалась идея присоединения Лемковщины к Чехословакии. Однако и этому плану не было суждено реализоваться.

Польские круги, сперва спокойно отреагировавшие на провозглашение республики, всерьез забеспокоились о возможной потере Лемковщины. Существование Русской народной республики лемков закончилось 6 января 1921 г. арестом главных членов правительства. 10 июня того же года в Новом Санче состоялся судебный процесс против лидеров бывшей республики — президента Качмарика, министра внутренних дел о. Дмитрия Хиляка (1866–1955) и министра сельского хозяйства Николая Громосяка (1846–1924). Все трое подсудимых были оправданы как исполнявшие волю народа.

В межвоенный период в ответ на усилившуюся полонизацию и украинизацию лемки активизировали собственную национально-культурную жизнь. Особенной поддержкой на Лемковщине пользовались Русская селянская организация и Русская аграрная партия.

В 1933 г. на общелемковском съезде в Сяноке был основан Лемко-Союз — новая организация, которая была призвана защищать непосредственно лемковские интересы. Главным печатным органом Лемко-Союза была газета «Лемко», продолжавшая традиции одноименного довоенного издания. Газета выходила в Новом Санче (1934), Крынице (1934–1936) и Львове (1936–1939).

…В этот период, в соответствии с разными данными, в православие перешло от 18 до 25 тысяч лемков…

..После нападения нацистской Германии на Польшу, Лемковщина, в отличие от Восточной Галиции, оказалась в сфере германского влияния. 12 октября 1939 г. была создана т.н. Генеральная губерния с центром в Кракове, куда административно вошли и лемковские земли. Лемки, как и другие восточные славяне, оказавшиеся в германской оккупационной зоне, получили возможность добровольно выехать в СССР. По лемковским селам людей на этот шаг склоняли советские репатриационные комиссии. Традиционное лемковское русофильство, по незнанию порой трансформированное в советофилию, все же не было сильнее любви к своей малой родине, Лемковской Руси. Поэтому всего тогда в Советский Союз выехало лишь несколько тысяч лемков.

…Немцы в целом покровительствовали украинофильским начинаниям и враждебно относились к проявлениям лемковского русофильского патриотизма. Отношение к русофилам еще ухудшилось после нападения Германии на СССР, доходя до террора. Однако, несмотря на немецкую протекцию, украинофилам не удалось достичь больших успехов среди лемков. Эмигрантский автор Иван Гвать, размышляя о тактических ошибках украинских националистов, пришел к выводу, что «загальною помилкою української інтелігенції на Лемківщині, і не тільки, було надто поспішне запроваджування нової назви «українці», замість старої «русини» чи «руснаки»…

…Самих лемков сперва добровольно, потом принудительно отправляли на работу в Германию. В военные годы многие лемки охотно участвовали в антифашистской деятельности. Переходя линию фронта, уроженцы лемковских сел добровольно пополняли ряды Армии Людовой и РККА.

Трагедия Лемковщины

Победа СССР в войне была позитивно воспринята лемками, еще более усилив народное русофильство. Однако вопреки народным ожиданиям, территорию Лемковщины не торопились присоединять к Советскому Союзу.

К печально известным методам решения этнотерриториальных проблем ХХ в. относится принудительное переселение целой этнической группы. После Второй мировой войны это во всей полноте коснулось лемков. В 1945 г. на основании договора между Польшей и СССР об обмене населением приграничных территорий около 60% лемков было переселено на Украину.

В конце войны и после ее формального окончания на Лемковщине жестоко орудовали польские банды, унесшие жизни многих мирных жителей. Своими действиями они принуждали селян к отъезду в Советский Союз. Положение лемков, как это не странно, несколько облегчила Украинская повстанческая армия, рассматривавшая лемковское население, вопреки мнению большей его части, в качестве украинцев. Если сперва борьба проходила между УПА и польскими бандами, то впоследствии вооруженные украинские националисты были вынуждены сражаться с польскими регулярными войсками.

Не уехавшие на Украину 40% лемков в 1947 г. были разбросаны по населенным пунктам западной и северной Польши, еще недавно принадлежавшим немцам. Официальной причиной было лишить УПА той поддержки, которую ей оказывало местное население. В действительности, всем было известно в целом весьма далекое и чаще холодное отношение лемков, по сравнению с более восточными этнографическими группами, к идеям украинского национализма. Определенную поддержку лемковскими селянами УПА можно объяснить как насильственными методами последней, так и ее очевидной защитной функцией для лемков перед вооруженными польскими бандитами.

В ПНР

В 1956 г. … Лемковские народные деятели не упустили единственную возможность развивать, хотя бы под украинской вывеской, собственную национальную жизнь. Им удалось получить некоторую автономию путем создания Лемковской секции и издания приложения на диалекте в газете «Наше слово». Однако коллег-нелемков раздражали контакты активистов Лемковской секции с продолжавшими старые русофильские традиции эмигрантским Лемко-Союзом США и Канады и его газетой «Карпатска Русь». Резко отрицательно воспринимались и голоса за создание собственной отдельной организации…

…находясь на чужбине, многие лемки воспринимали свое пребывание там как временное, не оставляя надежд на возвращение в горы. После 1956 г. лемкам с запада Польши позволили возвращаться на свои родовые места, чем воспользовалось несколько тысяч человек. Однако на Лемковщине их, как правило, ожидали уже обжившиеся в их домах поляки...

…Большую роль в сохранении лемковской культуры сыграл ансамбль песни и танца «Лемковина». В 1983 г. впервые прошел фестиваль «Лемковская Ватра». В 1984–1989 гг. издавалась газета «Голос Ватры», материалы в которой публиковались по-лемковски. Все это подготовило почву для возрождения лемковской культуры, началом которого считается 1989 г.

Лемковское возрождение

Политические изменения в восточноевропейском соцлагере напрямую коснулись лемков в Польше. В 1989 г. была зарегистрирована самостоятельная лемковская организация — Общество лемков (Стоваришыня Лемків). Общество сразу же развернуло активную деятельность на культурной ниве, в таком же темпе продолжающуюся и поныне. С того же 1989 г. в Крынице началось издание газеты (позднее журнала) «Бесіда».

Члены Общества лемков считают себя частью русинского народа, не идентичного украинскому…

…на Лемковщине, наряду с констатацией собственных региональных отличий, многие деятели подчеркивают свою принадлежность к миру Руси, причем, в отличие от украинофилов, не исключая из него Россию и Белоруссию.

В качестве образца лемковского отношения к восточнославянским собратьям процитируем отрывок из текста Петра Трохановского, посвященного тысячелетнему юбилею вхождения белохорватских земель в Древнерусское государство: «Наша любов (потомков белых хорватов к Руси. — М.Д.) стала ся так автентычна, чыста, благородна, же і по великых бурях, значеных нашыма слезами, не перестали мы любити культуры — днес уж — великоруской, білоруской, украінской» (28) . А, например, упомянутая выше Елена Дуц-Файфер, говоря о новой границе между Евросоюзом и остальными государствами, охарактеризовала положение русинов (в т.ч. лемков) так: «Русины на теперішній теріторії суть єдинов руськов групов в Европі. Іншы обширы руськости, т.з. Українці, Росіяне, котры тоту културу презентують суть за границями ЕУ»…

…деятельность лемковских активистов-русинофилов пришлась по душе не всем…

…Наиболее крупной лемковской украинофильской организацией является Объединение лемков, действующее рука об руку с Объединением украинцев Польши — наследником Украинского общественно-культурного общества. Лемкам-украинофилам удалось захватить в свои руки ставший ежегодным фестиваль «Лемковская Ватра», в результате чего несогласные с этим лемки-русинофилы («лем-лемки») начали проводить свои альтернативные фестивали на Западе Польши. В подчеркнуто украинофильском русле действуют и лемковские активисты на Украине, что, вероятно, объясняется исключительно политической конъюнктурой и значительной потерей лемковских традиций. ..

О близости или удаленности этих двух современных ориентаций к России свидетельствуют следующие тенденции. Если деятели русинской ориентации — преимущественно православные, то люди лемковского происхождения, считающие себя украинцами, в основном греко-католики. Лемковский же язык, не признающийся украинофилами, в Краковском университете преподается в комбинации именно с русским языком.

…несмотря на все перипетии последнего столетия, лемки все же сохранились как специфический сегмент восточнославянской общности, хотя бы отчасти удержавший свою самобытность.

… культурная работа лемковских активистов продолжается. Не перестают проводиться многочисленные фестивали, литературные конкурсы, детские мероприятия, направленные на привитие молодому поколению уважения к родной культуре. С каждым годом выходит все больше литературы, посвященной лемковским проблемам.

Остается сожалеть, что проблемы русинов-лемков остаются практически вне сферы внимания России, с которой лемков связывает единый древний корень. Ведь сохранение старинных лемковских традиций — это не только забота о малой региональной культуре, но и продление дней самого западного бастиона нашей общей родины — Руси.

В 1849 г. в Санкт-Петербург отправилась делегация от жителей Карпатской Руси, целью которой было просить российского государя об опеке и защите. Во главе делегации стоял уроженец лемковского села Шляхтова Новотаргского повета Михаил Грында (1804–1855). По неизвестным причинам, Николай І так и не принял ходоков, хотя они были поставлены на довольствие, обеспечены жильем и питанием. Вероятнее всего, император просто не пожелал осложнять отношения с Австрией. Любопытно, что Грында остался в России, принял православие, а в 1854 г. даже выпустил собственную книгу «О Лемках и других народах российских по роду и племени». Однако под влиянием петербургской богемы увлекся левыми идеями, был арестован и по пути в ссылку в Сибирь покончил жизнь самоубийством.

История эмиграции из Карпатской Руси в США и Канаду — самостоятельная, достойная отдельного внимания тема. Лемки стали здесь одним из ярчайших элементов в мозаике т.н. Американской Руси. Еще в конце ХІХ в. галицко-русский историк Ф.И. Свистун охарактеризовал ее так: «Американская Русь есть самою молодою вhткою Прикарпатской Руси. Состояніе Американской Руси для насъ уже по той причинh любознательное, ибо на ней можемъ видhти, къ чему способенъ карпатороссъ, если онъ выйдетъ изъ гнета и попадетъ въ больше благопріятныи условія жизни».

Вплоть до сегодняшнего дня в США и Канаде действуют различные светские и церковные организации (по названиям — лемковские, карпаторусские, карпато-русинские, русинские, рутенские, украинские или просто русские), значительная часть членов которых происходит с Лемковщины. Правда, в большинстве случаев, благодаря активным ассимиляционным процессам, речь уже идет об англоязычных американцах лемковского происхождения.

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 09-07, 01:09 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20-11, 17:00
Сообщения: 1857
Откуда: Москва
Цитата:
Страницы истории и культуры самой западной Руси
Факты:

Названия

Этноним лемки (м.р., ед.ч. — лемко, ж.р., ед.ч. — лемкыня), выдвинутый исследователями и интеллигенцией в ХІХв., распространился в качестве самоназвания в народной среде только в І половине XX столетия. До этого лемки, как и жители Угорской Руси (восточнославянских этнических территорий в Венгерском королевстве), чаще всего называли себя руснаками.

…применительно к ним, особенно нелемками, использовался более распространенный в других регионах этноним русины.

…можно встретить словосочетание Лемковская Русь.


Язык

Этногенез

… на территории будущей Лемковщины проживали белые хорваты. Их прямыми потомками нередко склонны себя считать лемковские интеллигенты. Этим якобы и объясняются сильные современные отличия лемков от соседнего восточнославянского населения…

…предки лемков приняли крещение непосредственно от Кирилла и Мефодия в ІХ в., т.е. более чем на столетие раньше официального крещения Руси князем Владимиром.

… Восточнославянские специалисты часто считают лемковский клин наследием еще Киевской Руси, границы которой проходили значительно западнее, чем это принято в польской историографии. Под натиском польских колонистов русины остались лишь в горной местности, непривлекательной в экономическом отношении.

«Русское население по восточному склону Карпат», принадлежащего перу отечественного слависта Нила Александровича Попова (1833–1891/92):


@ 2008-04-24 01:11:00

Метки данной записи: Статьи

«Я - русин был, есмь и буду...»

Запись опубликована Правые новости - news.nswap.info.

Такими словами начинается гимн русинов – горского восточнославянского народа Карпат, чья борьба за право признания этнической самобытности получила широкий резонанс во всём мире.

Сегодня на вопросы «ДКР» отвечают председатель Русинского землячества «Карпатская Русь» (Москва) Йозеф ГЛИВКА и его заместитель, историк-русинист Михаил ДРОНОВ.

- Я являюсь сотрудником Института вычислительных машин РАН. Однажды у нас в НИИ арендовала помещение фирма, директор которой из Днепропетровска, - рассказывает Йозеф Гливка. - Когда он узнал, что я – русин, достал папку с коллекцией материалов по истории моего народа. Тогда я подумал: если человек из другой области заинтересовался русинством, то почему я сижу в стороне? Так я стал собирать русинов Москвы. Потом у меня появился помощник – Михаил Дронов.

- Мы зарегистрировались в ноябре прошлого года, - дополняет Михаил Дронов. - Однако попытки наладить русинскую национальную жизнь в Москве отмечаются с конца 90-х годов. Сегодня у нас уже несколько десятков человек зарегистрированных членов.

- Какова ваша оценка сегодняшнего положения русинского народа?

Й.Г.: - Тяжёлое положение.

Когда в 1945 году Подкарпатскую Русь присоединили к СССР, русинов вообще хотели выселить, уже были заготовлены вагоны. Но не стали этого делать: более 100 тысяч русинов участвовали в боях с фашизмом. Однако нас лишили права на признание нашей этнической самобытности, сделав в один момент всех украинцами:

Сталин ликвидировал нашу национальность.

На Украине и сейчас не хотят замечать, игнорируют, зажимают всячески.

Если знают, что человек выступает за признание русинской национальности, дело доходит до увольнения с работы.

На руководящие должности к нам присылают людей, как мы говорим, «из-за перевала» - с Галичины, которые безо всякого стеснения называют нас быдлом.

Среди пришлых чиновников даже сложилась поговорка: «Хорошо в Закарпатье, только слишком много местных», дескать, слишком много русинов, надо их выгонять.

А вот за рубежом – наоборот: недавно Россия при переписи признала русинский народ.

В Венгрии, Чехии, Словакии, Сербии, Польше, Румынии русины даже поддержку от правительства получают, как моральную, так и материальную.

Я сам 1937 года рождения, в 1943 году пошёл в школу, учились мы на русинском языке: ни венгры, ни даже Гитлер нас не трогали.

После присоединения к Украине года два ещё поучились на родном языке, а потом обучение перевели на украинский. Так изъяли наш язык.


М.Д.: - Затягивание с признанием русинов может иметь для Украины катастрофические последствия. Не хочется делать негативные прогнозы, но, боюсь, такая национальная политика, которую сейчас проводит Киев, может не пройти даром.

На Украине сейчас издается некоторое количество книг на русинском языке, даже выходят малотиражные периодические издания. Но всё же русинский язык занимает очень скромную нишу, из которой практически не выходит.

Русинское слово не пускают ни на закарпатское телевидение, ни в областные газеты.

В марте 2007 года Закарпатский областной совет признал русинов отдельным народом.

Но официальный Киев этому противится.

Русины уже более 10 лет пишут всевозможные петиции, однако власти Украины не хотят обращать на них внимание.

Поэтому русинские деятели, как, например,. глава Сойма подкарпатских русинов отец Димитрий Сидор, начинают искать новые пути решения проблемы, обращаясь к авторитету России, европейского и мирового сообщества.

- Почему Украина отказывает русинам в признании их этнической самобытности?

М.Д.: - Это очень интересный вопрос.

Сознательные украинцы часто спекулируют тем фактом, что этноним «русины» также является самоназванием предков нынешних украинцев. Но при этом сознательно замалчивают, что русинами себя считали и предки других восточных славян: белорусов и великороссов.

Вспомним знаменитого путешественника тверского купца Афанасия Никитина – он себя называл русином.

Нельзя забывать, что нынешние русины называют себя русинами сокращённо, более конкретная формулировка – карпатские русины.

Та часть, которая проживает в Закарпатской области, определяет себя еще более точно – подкарпатские русины.


Никто не отрицает родственности русинов и украинцев в рамках восточнославянских народов, однако этнонациональные процессы по разные стороны Карпат протекали различно.

Именно поэтому русины имеют полное право добиваться статуса самостоятельной национальности. Кстати, в отличие от соседей галичан, русины никогда не забывали об общем древнерусском наследии. Тропа в Россию с Карпат не зарастала никогда, даже несмотря на географическую удалённость. На первый взгляд парадоксально, но факт: русины чаще отдавали большее культурное предпочтение России, чем создаваемой неподалеку Украине.

Из великих русинов, служивших России, достаточно вспомнить таких людей, как известный драматург Нестор Кукольник, первый ректор Санкт-Петербургского университета Михаил Балудянский, основоположник российской болгаристики Юрий Венелин, художник Игорь Грабарь, который, кстати, приходится внуком одному из крупнейших русинских деятелей XIX столетия - Адольфу Добрянскому. К слову, этническим русином был и недавно скончавшийся глава РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла).

- Является ли русинский язык самостоятельным восточнославянским языком?

М.Д.: - Да, является. Не существует никаких серьёзных препятствий для того, чтобы признать русинский литературный язык самостоятельным языком.

На сегодняшний день существуют четыре литературные нормы, старейшая из которых принадлежит русинам Воеводины.

Учёные прошлого относили говоры Закарпатья и Лемковщины к малорусской группе, но это ещё ничего не означает.

Народная речь русинов сохранила огромный пласт древнерусской архаики, утерянной в соседних регионах, а также большое количество заимствований из венгерского, словацкого и других языков, что в совокупности резко отличает эту речь от украинского языка.

Кроме того, родственность не мешает функционированию самостоятельных литературных языков – возьмём хотя бы бывшую Югославию, где литературные языки сербов, хорватов, черногорцев и боснийцев почти идентичны.

Хороший пример – чешский и словацкий языки.

- У чехов и словаков в XIX – первой половине XX века тоже были сильны русофильские настроения...

М.Д.: - Когда мы говорим о русофильстве русинов, как правило, речь идёт о конкретном национальном проекте: русинская интеллигенция прошлого осознавала себя частью большего русского (в смысле восточнославянского, а не великорусского) народа.

У западных славян - чехов и словаков - русофильство заключалось в ориентации на Россию как оплот славянства и на русский язык как ключ к культурным богатствам.

Сами же представители этих народов не причисляли себя к русскому народу.

- Как вы оцениваете включение Закарпатья в состав Украины?

М.Д.: - Вопрос был не о присоединении к Украине, а о присоединении к СССР, который по привычке называли Россией.

Русины – восточные славяне, здесь опять можно вспомнить русофильские тенденции и среди русинской интеллигенции, и среди простого народа.

Благодаря этому русины приветствовали Красную Армию как освободителей. Многие хотели присоединиться к России, была идея создания Карпаторусской республики, но, вопреки ожиданиям русинов, их включили в состав УССР. Русины автоматически были признаны украинцами. Для многих это была трагедия.

- С чего началась ваша деятельность по объединению русинов Москвы?

Й.Г.: - С поиска священников: в большинстве значительных храмов Москвы есть священники-русины, в Елоховском патриаршем соборе, например. Всего же их около полусотни. Нашим первым духовником был отец Михаил Фарковец, он служил в Новокосино, к сожалению, в декабре прошлого года его не стало. Сейчас нас духовно окормляет отец Стефан Пристая, благочинный Успенского благочиния Москвы.

М.Д.: - Согласитесь, это очень символично. У русинов не было своей знати, поэтому именно духовенство взяло на себя роль национальной элиты, выполняло роль пастырей народа. Почти все будители русинов - Духнович, Павлович, Кралицкий, Фенцик и другие - были священниками. История повторяется.

- Поддерживаете ли связь с земляками, проживающими в Закарпатье?

Й.Г.: - Конечно. Например, недавно мы принимали в Москве отца Димитрия Сидора. Он встретился с активом землячества, у нас были достигнуты соглашения по развитию сотрудничества. Особенно приятно подчеркнуть, что отец Димитрий никогда не забывал ни про родственную нам Россию, ни про проживающих здесь русинов.

М.Д.: - В декабре 2007 года в московской библиотеке «Русское зарубежье» прошёл первый историко-культурологический семинар «Подкарпатские русины и Россия» с участием сотрудников Института славяноведения, Института этнологии и антропологии, Института научной информации по общественным наукам РАН, Центра украинистики и белорусистики МГУ. Это было первое научное мероприятие в истории современной России, посвящённое русинской тематике. 25 марта 2008 года мы провели презентацию документального фильма «Я – русин был, есмь и буду...» об истории русинского народа. Вообще у нас много проектов и задумок. К примеру, есть идея приглашать в Москву творческие коллективы из Закарпатья. Надеемся, что наши научные и культурные мероприятия привлекут большее внимание общественности к русинскому вопросу.

- И в завершение беседы скажите, каковы будут ваши пожелания и просьбы нашим читателям?

Й.Г.: - Надежда, что Украина признает нашу самобытность, есть! Поэтому просьба – поддержать наш народ!

М.Д.: - Желаю, чтобы читатели «Донецкого Кряжа» боролись за свои права подобно русинам!

Беседовал Александр ДМИТРИЕВСКИЙ. Москва

_________________
Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 26 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB