Цитата: Рустрингия-область в Германии, чем не Русь?
VIII в. Трансальбингию населяли германское племя саксов и славянское – вагров (ободритов). В начале IX в. большая часть области была захвачена франками и около 10000 славян-ободритов были переселены из округа Розенгау (Rosengau) в Рустрингию, где были крещены Карлом Великим.
Надо отметить, что славянские племена с VII-VIII вв. проживали в Верхней Франконии: имели по указу Карла Великого 14 церквей, исправно выплачивая налог-десятую часть доходов, будучи традиционными союзниками франков.
Одним из первых герцогов Рустрингии, как пишет Ф. Крузе, назначенным императором Карлом, был Рюрик (Грэрек) Раунгванбауг (Raungvanbaug), позже убитый наемниками датского короля Готфрида. Этот герцог был родственником Хеминнга Скъельдунга, и поэтому Г.Ф. Голлманн не без основания связывает этимологию имени Рюрика Фрисляндского именно с прозванием этого герцога.
Позже эта область Трансальбингии под названием Рустрингия (Rustringen), в последствии Ольденбург, была передана датскому королю в изгнании Харальду Клаку как бенефиций после знаменитого «Крещения Данов» в 825 г. в церкви св. Альбана во дворце Ингельгейм Людовиком Благочестивым.
Это действо красочно изложил в своей поэме аббат Анианского монастыря Эрмольд Черный (Ermoldus Nigellus). После смерти Харальда Клака область тоже, как бенефиций, досталась его племяннику Рюрику.
Посреди типичных славянских названий, типа Панцов, Буков и др. , есть Руссов и Рерик. Не факт, что эти названия с древности, но какая- то традиция есть, иначе откуда они там.
http://www.arkona-club.narod.ru/materials/sklaves.htm
Другой остров
расположен напротив вильцев. Им владеют ране, храбрейшее славянское племя.
Оба же эти острова полны пиратов и кровожадных разбойников, которые не щадят никого
из проплывающих мимо. Ибо всех тех, кого другие имеют обыкновение продавать, они убивают.
Чуть-чуть:
ИЗ «ЖИТИЯ ОТТОНА, ЕПИСКОПА БАМБЕРГСКОГО» ГЕРБОРДА
Племя то [поморяне] умеет воевать и на суше, и на море,привыкло жить грабежами и хищениями и в своей природной дикости всегда неукротимо...
И не забываем про вид варягов -колбягов в русских летописях, очень вероятно выходцев из поморского Колобжега.
http://www.staypoland.com/kolobzheg-ru.htm
Ученые отмечали, что язык новгородских, ильменских славян очень близок по многим параметрам языку южнобалтийского славянства. (директор Института российской истории член-корреспондент РАН Андрей САХАРОВ)
Сейчас выяснено, что Приильменье заселили (притом – примерно одновременно с финскими племенами) выходцы из вендского Поморья..
Знаменитое новгородское «цоканье» («целовеце», «цудно» и пр.), находило подобие не у поляков даже, а в нижнелужицком языке, наследнике полабского наречья, на котором говорили лужичане и… ободриты
А. А. Зализняк, исследовав берестяные грамоты, обнаружил, что в древности это сходство было не слабее, а сильнее. В трудах Константина Багрянородного можно увидеть, что в ту пору на Руси было в ходу два славянских наречия. Южное, называвшее порог «прагом» с мягким, «украинским» «г», а город – «градом» («Вусеград» – Вышгород). И северное, называвшее, на манер прибалтийских славян город – «гардом» («Немогарда» вместо «Новгород») и сохранившее носовые гласные.
Антропологи, изучив средневековые могильники новгородцев, установили, что ближайшее подобие черепам новгородцев – черепа из могильников славянского Мекленбурга, земли… ободритов.
Наконец, археология. Первые следы ильменских словен («культуры погребальных сопок») в VI-VII веках уже имеют явные черты западнославянского происхождения. Но в IХ-Х веках появляется новая волна пришельцев из славянской Прибалтики. В Новгороде первые находки славянской керамики относятся к фельдбергской культуре, существовавшей на землях… Да, ободритов.
И так далее, вплоть до конструкции крепостного вала новгородского Детинца 1116 года, которая «имеет точные аналогии только у балтийских славян и совершенно неизвестна на Днепре». Следы балтийских славян в виде «керамических комплексов» обнаружены так же в Пскове, Старой Ладоге, городке на Ловати и пр. Археологи делают вывод, что в указанную эпоху в Восточной Европе появилась вторая волна пришельцев со славянского Поморья и Полабья.
Ибн Якуб пишет, что русы «нападают на прусов с запада». В XII веке немец Рагевин писал, что Польша ограничена с юга Богемскими лесами, с запада – Одрой, с востока – Вислой, а с севера – Балтийским морем и … русами. Все границы даны очень точно, надо думать, верно очерчена и северная. Итак, русы – это славяне, живущие к северу от Польши, к западу от Пруссии
http://www.arya.ru/biblio/ozar/svyatoslav/2.ht
Топонимика Новгородской земли также сохраняет в себе много следов западнославянского происхождения. Достаточно указать на то, что само название центрального географического пункта Новгородской земли – озера Ильмень полностью соответствует р. Ильменау в земле венедов.
Ильменау (нем. Ilmenau) — город в федеральной земле Тюрингия, находящийся в самом центре Тюрингского леса.
http://www.ilmenau.de/
Ад-Димашки (1256—1327), ведя речь о "море Варенгском" (Варяжском), поясняет, что варяги "есть непонятно говорящий народ и не понимающий ни слова, если им говорят другие… Они суть славяне славян…"
Важные антропологические исследования, проведенные в 1977 г. Ю.Д. Беневоленской и Г.М. Давыдовой среди населения Псковского обозерья, отличающегося стабильностью (малое число уезжающих из деревень) и достаточно большой обособленностью, показали, что оно относится к западнобалтийскому типу, который "наиболее распространен у населения южного побережья Балтийского моря и островов Шлезвиг-Гольштейн до Советской Прибалтики..." (50).
Сегодня антрополог Н.Н. Гончарова на широком материале доказала генетическую связь новгородских словен с балтийскими славянами, а ее учитель Т.И. Алексеева видит в первых исключительно "переселенцев с южного побережья Балтийского моря, впоследствии смешавшихся уже на новой территории их обитания с финно-угорским населением Приильменья" (51). В пользу этой же мысли все больше склоняется в последнее время В.В. Седов (52).
VIII-IX вв. - потому что именно в это время на славянских землях появляются скандинавы.
Да, активность полабов зафиксирована источниками во второй половине XI - первой половине XII вв. "Эпоха викингов", в которую полабы себя ничем особенным не проявили, к этому времени уже завершилась. Что тут непонятного?
ГЕНРИХ I (Heinrich) (ок. 876-936) — германский король с 919, основатель Саксонской династии. Путем уступок ликвидировал мятежи герцогов Швабии и Баварии. Присоединил Лотарингию (925) — начал захват земель полабских славян.
Одновременно графы Бернгард и Титмар вели успешную войну с венедами: ротарями, виль-цами и ободритами, и покорили землю между Эльбой и Одером. Все племена, жившие здесь, обязались платить Генриху дань.
В 932 г. он пошел на лужичан, осадил их город Лебусу и заставил платить дань.Поскольку король уже располагал войском, изведавшим конное сражение, он задумал начать борьбу против венгров. Генрих собрал весь народ и спросил: «Следует ли ему по-прежнему уплачивать разорительную дань этим варварам, или должно сразиться с ними и навсегда избавиться от угрозы с этой стороны».
Все саксы единогласно согласились начать войну и поклялись королю, что окажут ему всяческую поддержку. После этого прибыли к Генриху послы венгров за обычной данью, но, получив отказ, вернулись в свою страну с пустыми руками.
Когда венгры узнали об этом, они в 933 г. опустошили огнем и мечом Тюрингию, затем, разделившись на две орды, вторглись в Саксонию с запада и юга.
... В следующем году Генрих выступил против датчан. Их король Горм Старый не отважился на битву и прислал к Генриху просить мира. Генрих отобрал у него земли между Эйдером, Трепой, Шлеей и возродил там Шлезвигс-кую марку, некогда основанную Карлом Великим.
Горм согласился платить дань и открыл доступ в Данию христианским миссионерам.Покорив все окрестные народы, Генрих предполагал отправиться в Рим, но в 935 г., во время охоты в Ботфельде, его поразил удар. Некоторое время король пролежал в параличе.
Потом способность двигаться вернулась к нему, но прежнего здоровья уже не было. Когда Генрих почувствовал, что недуг одолевает его, он созвал народ и назначил королем своего сына Оттона. Вскоре после этого он умер.
АРКОНА. НА МОРЕ-ОКЕАНЕ, НА ОСТРОВЕ РУЯНЕ…
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... arkona.jpg) Мыс Аркона. Чётко виден вал города.
Я пью за варягов, за дедов лихих, Кем русская сила подъята, Кем славен наш Киев, кем грек приутих, За синее море, которое их, Шумя, принесло от заката.
А. К. Толстой «Змей Тугарин»
После Крыма снова перехожу к нашей северной истории. Этот материал посвящен священной Арконе, общеславянской святыне. Начну своё повествование с цитаты из книги Озара Ворона - smelding "Святослав":
Откуда есть пошла Русская земля?… этот вопрос еще печерский монах-летописец поставил в подзаголовок своему великому труду – «Повести временных лет». Так откуда же, кто создал эту Державу «от финских хладных скал до пламенной Тавриды»? Летопись говорит так: три северных народа – словене ильменские, кривичи и меря – прогнали собиравших с них дань варягов, но захлебнулись в усобицах. «Восста род на род, и не бысть в них правды». Устав от резни, три народа послали за море, к варягам-руси, со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Придите княжить и володеть нами по праву». И откликнулись три брата – Рюрик, Синеус, Трувор. «И от тех варягов прозвалась Русская земля»...
Меня заинтересовало упоминание о славянском храме в Гроссен-Радене и я покопавшись в поисковиках нашёл о нём информацию.
В Германии о культуре славян живших на территории современной федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания было известно очень мало, вплоть до конца 2 Мировой войны. Во времена 2 и 3 Рейха не только ценные, но и обычные археологические находки на этих землях по политическим мотивам приписывались "германским викингам" а не Ободритам, как называли славянских жителей Мекленбурга тогда. Заговор молчания не обошел и большие наземные памятники, такие как валы замков - Мекленбург, Добин-Dobin, Илов-Ilow, Квитзин-Quetzin, Тетеров-Teterow, Верле-Werle и многих других, являющихся свидетелями того периода когда этими землями владели славяне.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... a/prof.jpg) Немецкий археолог - профессор, доктор Эвальд Шульдт.
После 2 Мировой войны много для восстановления исторической справедливости сделали археологи и учёные историки ГДР (Германской Демократической Республики). В особенности профессор Эвальд Шульдт, своими корнями тесно связанный с Бодричанской - Мекленбургской землёй. Эвальд Шульдт начиная с своего назначения директором доисторического отделения Шверинского "Schweriner" Земельного исторического музея в 1953 году посвятил свою жизнь исследованию славянских - Ободритских поселений в окрестностях городов Шверина (славянский Зверин) - Ростока, и Нойбранденбурга. ПРодолжение смотрите здесь - http://orei.livejournal.com/97215.html (http://orei.livejournal.com/97215.html)
Лужи́цкие Се́рбы - славянский народ Германии. История и современность.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... ica/06.jpg)
Столица Лужицы - город Будышин
Есть у русичей в Германии братья! Это Лужи́цкие Се́рбы или Лужича́не, Со́рбы (нем. Sorben, верхнелуж. Serbja ), ве́нды — коренное славянское население, проживающее на территории Нижней и Верхней Лужицы — областей, входящих в состав двух федеральных земель современной Германии - Саксонии и Бранденбурга.
Современные лужичане — остаток лужицких сербов, или просто сербов, одного из 3 главных племенных союзов полабских славян, в число которых входили также племенные союзы лютичей (велетов или вельцов) и бодричей (ободритов, ререков или рарогов). Полабские славяне или, по-немецки, венды, в раннем средневековье заселяли не менее трети территории современного немецкого государства — север, северо-запад и восток. В настоящее время все они, за исключением лужичан, полностью онемечены. Этот процесс длился много веков, в течение которых население этих, некогда чисто славянских земель, находясь под немецким военно-политическим господством постепенно онемечивалось. Процесс включения полабских и поморских земель в состав германских государств растянулся на период с XII по XIV века. Земли лужичан вошли в состав Франкской империи Карла Великого в IX веке. В начале XI века лужицкие земли были завоёваны Польшей, однако вскоре перешли под власть Мейсенского маркграфства. В 1076 г. германский император Генрих IV уступил Лужицкую марку Чехии. В период нахождения в составе Чешского королевства начался активный процесс германизации региона. В Лужицу массово переселялись колонисты из Германии, получавшие от чешского государства различные торговые и налоговые привилегии. После установления в Чехии династии Габсбургов процессы онемечивания славянского населения ускорились. В XVII веке лужицкие земли были уступлены Саксонии, а в XIX веке вошли в состав Пруссии, с 1871 г. — в составе Германской империи
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... ica/05.jpg)
Ромова. Священный Дух древней Пруссии.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/romova/07.jpg) Изображение Ромовы в книге К. Хартноха «Старая и новая Пруссия» 1684 г.
Прусское языческое святилище в Ромове, основанное легендарными правителями пруссов Видевутом и Брутеном (когда неизвестно, по крайней мере в 8 веке оно уже существовало) по свидетельству немецких хроник («Прусская хроника») было общебалтским культовым центром и очень почиталось в том числе и у язычников- литовцев.
Много столетий назад в местечке Рикойто, или Ромова, рос огромный дуб. Название поселения произошло предположительно после того, как пруссы вернулись из похода на Рим (Rom) и в память об этом событии основали город, назвав его Римом (Rom или Romahoon). В Ромове рос огромный дуб. Этот дуб - святилище был шириной в шесть локтей, крона была столь густой, что не пропускала ни дождя, ни снега. Листья не опадали даже зимой. В стволе было 3 ниши, в которых находились изображения 3-х главных богов. Вероятно, было три ветви, которые срастались выше в одну. Предполагается, например, что название Ромове происходит от слова “ruomot”, что в переводе со старо-прусского обозначает “срастаться”.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/romova/01.jpg)
Прусский прапор. Полотнище состоит из чёрной, красной и красной горизонтальных полос. В центре изображена стилизованная налобная конская подвеска с изображением ворона, найденная в могильнике Ирзекапинис. Цвета флага символизируют полуночное небо над Балтикой, цвет красной полосы - цвет крови жертвенного животного на его чёрной шкуре.
По легенде святилище в Ромове было основано легендарными правителями пруссов Видевутом и Брутеном . Когда это произошло точно не известно. Но одно можно сказать точно, в VIII веке оно уже существовало и играло большую роль в жизни местных балто-славянских племён, как следует, например, из “Прусской хроники”. Более поздние свидетельства говорят о том, что население восточной Прибалтики - прежде всего, балто-славянское население - воспринимало Ромову как главное свое святилище ( И на самом деле, связь Ромовы , к примеру, с белорусскими землями подтверждается многочисленными литвинскими-белорусскими топонимами - названия типа “Ромава”, “Раманава” и т.п. в Беларуси обычно были сакрализируемыми центрами близлежащей территориальной округи) и историческими свидетельствами; к тому же, если прусск. Ramawa значило "Ромова", то ramawan - священный лес вообще, - ред.), что ставит ее, как минимум, на уровень великих святилищ Европы - таких, как Аркона, Уппсала, или Ретра. Однако, Ромову отличает от других великих святилищ местонахождение: Ромува - святилище в центре Европы и, стало быть, не просто главное святилище одного или нескольких народов, но - “главное” капище Европы…
ПРодолжение смотрите здесь - http://orei.livejournal.com/102120.html
Варяги-Русь: ГРОЗА БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... iki/13.jpg)
Думаю все уже знают про наших древних родичей поморских славян, руян-русов-варягов-вагров-ободритов, живших на территории современной Восточной и Северной Германии. Жившие на берегу Балтийского моря славяне были искусными мореходами и занимались отнюдь не одной лишь международной торговлей, в чём надо сказать весьма преуспели. Промышляли они пиратством, набегами и работорговлей. Наши пращуры не уступали, "раскрученным" ныне, датским и шведским коллегам по ремеслу в жестокости и предприимчивости, а порой и превосходили их в этом. Известен случай, когда только в результате одного нападения на датское побережье в 1135 году язычники варяги-русы захватили в полон около семи тысяч христиан, которых потом отправили на невольничьи рынки Средиземноморья. Столетия варяги-русы были «язвой христианства», «притчей во языцех», и Балтийское море недаром называлось Варяжским.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... iki/09.jpg) Воин варяг-рус
Предшественниками средневековой Ганзы и ее ядром в раннем средневековье были балтийские славянские торговые города Старград, Росток, Штеттин, Волин, Колобжег, а никакие другие побережные города. И.Е.Забелин справедливо говорил, что Ганзейский союз есть «продолжение старого и по преимуществу славянского торгового движения по Балтийскому морю». В VII-XII вв. балтийской торговлей владели и задавали в ней тон балтийские славяне.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... iki/18.jpg)Торговые связи славянских городов Балтики
Характерной особенностью в развитии экономики славянского Поморья было, отмечают исследователи, раннее, с VII века, и интенсивное развитие городов» , что объяснялось их расположением на торговых путях. И эти торговые города славян - Старград у вагров, Рарог у бодричей, Дымин, Узноим, Велегощ, Гостьков у лютичей, Волин, Штеттин, Камина, Клодно, Колобжег, Белград у поморян - были весьма обширны, многолюдны и хорошо устроены как в хозяйственном, так и в военном отношениях.
Далее читать здесь - http://orei.livejournal.com
"Oldenburger Wallmuseum" Старград / Ольденбург - Вагрия / Шлёзвиг-Голштейн [07 Feb 2008|12:59pm]
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... ej/ban.jpg) Реконструкция столицы средневековой Вагрии - Страграда. Нажать для увеличения
Все наверное помнят прошлогоднюю заметку про немецкий музей древнеславянской архитектуры в земле Мекленбург-Передняя Померания, Гросс Раден - "Славянский храм В Гросс-Раден" http://orei.livejournal.com/97215.html Недавно в ходе путешествия по немецкому сегменту всемирной паутины наткнулся еще на насколько подобных мест. Первое из них, находящееся в Ольденбурге, представляю вам сегодня.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... zej/02.jpg)
На время вернемся к расселению западных славян, известных также, как "венеды".
"...Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые не отличаются от жителей Славянии ни своей внешностью, ни языком... Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Ольденбург (Старград).
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... zej/01.jpg) Современный вид валов Старграда. На этом месте находился основной въезд в город.
Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор). За ними лингоны (глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и ратарей рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и ратари - к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или лютичами. Есть еще и лругие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой (Эльба и Одер)..." - (Адам Бременский (ок. 1066 г), "Деяния священников Гамбургской церкви").
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... zej/03.jpg)
Ва́гры — западнославянское племя, жившее в Средние века на полуострове Вагрия. Вагры были наиболее северо-западным племенем союза бодричей-ободритов. Их ареал, освоенный ими в VII веке, охватывал восток нынешней немецкой федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн. Главным укреплением вагров был Старград, позже переименованный немцами в Ольденбург, в котором находилась резиденция их князя и святилище.
( Read more... ) ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ ЗДЕСЬ - http://orei.livejournal.com/119556.html
Музей древнеславянской архитектуры "Slawenburg-Raddusch" Дольна Лужица - Германия.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... eum/01.jpg) Музей древнеславянской архитектуры - "Slawenburg-Raddusch" с высоты птичьего полёта.
Итак продолжаю своё повествование о немецких музеях посвящённых славянской старине. В старинном славянском селе Raddusch, не берегах реки Шпре, в сербско-лужицком регионе Германии - Дольной Лужице - Niederlausitz - федеральная земля Brandenburg, находится ещё один интересный музей древне славянской архитектуры - "Slawenburg-Raddusch". Он был открыт в 2001 году в непосредственной близости от села Радуш, на месте древнего славянского круглого замка найденного в ходе разработок бурого угля в конце 80-ых годов 20 века. Всего, с начала работ в 1999 году в проект музея было инвестировано 5,5 миллионов дойч марок.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... eum/02.jpg)Начало строительства замка в 1999 году
Музей - это реконструированный славянский замок представляющий собой крепость 50 м в диаметре, имеющую обширное внутреннее пространство (1 200 кв. м). Круглый вал-стена высотой 8 м сложен из сцепленных друг с другом дубовых стволов, уложенных слоями, промежутки между которыми заполнены песком и глиной. Подобные круглые крепости были характерными постройками для древних славян проживавших на территории нынешней Германии.
(http://yarga.ru/foto_arhiv/foto/zap_sla ... eum/10.jpg)
Дальше смотрите здесь - http://orei.livejournal.com/
2-й половине 1-го тыс. С. заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшие ранее восточным балтам и финно-угорским племенам, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря (см. Полабские славяне, Бодричи, Лютичи) и превратились в крупнейшую этническую группу Европы. Как анты, так и склавины распадались на отдельные племена группировки: уже в 7 в. известны дулебы, вероятно, тогда же существовали и другие «племена» С., перечисленные в «Повести временных лет» (поляне, северяне, древляне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты, радимичи, дреговичи, вятичи и др.). В 7—8 вв. среди объединений С., проникших на Балканский полуостров, были известны драгувиты, сагудаты, верзиты, северы (северяне) и многие др.
Полабские славяне, полабы, полабяне, большая группа западнославянских племён, населявшая в конце 1 — начале 2-го тыс. н. э. территории от р. Лаба (Эльба) и её притока р. Сала (Заале) на З. до р. Одра (Одер) на В., от Рудных гор на Ю. и до Балтийского моря. на С. Объединялись П. с. в три племенных союза лужицкие сербы, лютичи (велеты), бодричи (ободриты). Основой их хозяйственной деятельности были земледелие и скотоводство, значительного развития достигли садоводство и огородничество. У П. с. интенсивно развивалось ремесло; они вели оживлённую торговлю. С 10 в. германские феодалы начали систематическое наступление на П. с. сначала ради получения дани, а затем — с целью распространения на их землях своей власти путём основания военных областей (марок); католические миссионеры насильственно обращали П. с. в христианство и взимали с них церковную десятину. В 10 в. герм. феодалам удалось подчинить П. с., однако в результате мощных восстаний (983, 1002) большая часть их (за исключением лужицких сербов) вновь стала свободной. Длительные войны с германскими феодалами пагубно сказывались на экономическом развитии П. с., тормозили процесс образования у них относительно крупных раннефеодальных государств. Однако в 10—11 вв. в результате развития классовых отношений процесс этот ускорился. Наиболее значительное государство П. с. — Вендская держава, раннефеодальное государство полабских славян — бодричей, лютичей и поморян, существовавшее с 40-х гг. 11 в. до 1-й трети 12 в. на побережье Балтийского моря, между устьями рр. Лаба и Одра. Сплочение «вендских» (славянских) племён под единой княжеской властью, обусловленное процессом феодализации, ускорялось необходимостью отражения германо-католической агрессии. Создатель В. д. бодричский князь Готшалк (правил в 1044—66) и его преемник князь Крутой (1066—93) временно подавили сепаратизм племенной знати. Однако непрочность В. д. сказалась уже на рубеже 11—12 вв. Князь Генрих (сын Готшалка), именуемый в документах также королём, подпал под влияние знати, искавшей содействия саксов или датчан, призвал немецких епископов. Ослабленная внутренними неурядицами, В. д. распалась окончательно около 1129.
Бодричи, ободриты, племя полабских славян, населявшее берега Мекленбургской бухты, между рр. Травой и Варной. В 8—9 вв. возглавляли союз родственных им племён в нижнем течении Лабы (Эльбы). Основные занятия Б. — плужное земледелие, промыслы (рыболовство, бортничество, охота), торговля. Опираясь на сеть городов-замков (Рарог, Ратибор, Зверин, Старград и др.), Б. успешно сопротивлялись набегам датчан и саксов. В хрониках 10—11 вв. упоминаются «первейшие» люди и даже князья (duces); власть князя, сначала выборного (его утверждало вече), со 2-й половины 11 в. делается наследственной. Процесс феодализации общественных отношений у Б. происходил в обстановке тяжёлой борьбы с германской агрессией. При Оттоне I часть Б. обязалась принять христианство и уплачивать дань, в Старграде возникло католическое епископство. Восстановив независимость в результате восстания 1002, племена бодрицкой группы и лютичи отстаивали её вплоть до немецкого крестового похода против славян 1147. Раннефеодальное государство во главе с Б. (см. Вендская держава) оказалось непрочным и распалось в 20—30-х гг. 12 в. Это облегчило завоевание земель Б. немецкими феодалами; образованное в 1170 Мекленбургское славянское княжество подверглось германизации.
Лит.: Гильфердинг А., История балтийских славян, Соч., т. 4, СПБ, 1874; Грацианский Н. П., Борьба славян и народов Прибалтики с немецкой агрессией в средние века, М., 1943; Lehr-Spławinski Т., Plemiona słowianskie nad Łaba i Odra w wiekach średnich, Katowice — Wrocław, 1947; Dowiat J., Ewolucja państwa wczesnofeudalnego na Pomorzu Zachodnim, «Przeglad historyczny», 1956, t. 47, z. 3, s. 459— 496; Siedlung und Verfassung der Slawen zwischen Elbe, Saale und Oder, hrsg. von Н. Ludat, Gießen, 1960; Brankačk J., Studien zur Wirtschaft und Sozialstruktur der Westslawen zwischen Elbe-Saale und Oder aus der Zeit vom 9. bis zum 12. Jahrhundert, Bautzen, 1964.
В. В. Дорошенко.
Лит.: Павннекий А., Полабские славяне в борьбе с немцами в VIII—XII вв., СПБ, 1871; Грацианский Н. П., Заэльбские славяне в борьбе с немецкой агрессией в Х—ХII вв., «Исторический журнал», 1942, №8; Королюк В. Д., Государство Готшалка (11 в.), в кн.: Славянский сборник, М., 1947; Brankack J., Zur frühen Geschichte der Westslawen zwischen Elbe/Saaleund Oder, «Geschichte in der Schule», 1957, Н. 5—6, 9—10.
В. В. Дорошенко.
...во главе которого стал князь самой развитой группы П. с. — бодричей
— Готшалк (г. рождения неизвестен — умер 1066), князь бодричей с 1031 (фактически с 1044). Основатель раннефеодального государственного объединения полабских славян — Вендской державы (40-е гг. 11—1-я треть 12 вв.). Проводил независимую политику, используя — в противовес угрозе со стороны Саксонского герцогства — поддержку бременского архиепископа и короля датского. Пытался создать независимую славянскую церковь. Убит племенной знатью, вступившей в союз с саксонскими феодалами.
Лит.: Королюк В. Д., Государство Готшалка (XI в.), в кн.: Славянский сборник, [М.], 1947.
В 12 в. наступил заключительный этап борьбы П. с. во главе с князем бодричей Никлот (год рождения неизвестен — 1160), князь бодричей (около 1131—60). Возглавлял борьбу полабо-прибалтийских славян с немецкой и датской феодальной агрессией. Во время крестового похода против славян 1147, предпринятого североевропейскими феодалами, не только организовал успешную оборону земель бодричей от войска саксонского герцога Генриха Льва, но совершил нападение на опорные пункты крестоносцев в Вагрии, сжёг Любек, нанёс крестоносцам поражение у Добина (крепости, построенной Н. для отражения саксонской агрессии), после чего они вынуждены были заключить мир с Н. В 1160 Генрих Лев под предлогом нарушения Н. условий договора возобновил военные действия. Во время одной из вылазок против германского войска Н. погиб.
Крестовый поход против славян 1147, захватнический поход европейских (главным образом германских) феодалов против полабско-прибалтийских славян. Происходил под предлогом обращения в христианство язычников-славян одновременно со 2-м крестовым походом в Палестину. Инициаторами похода были саксонские феодалы и духовенство, стремившиеся вновь захватить славянские земли за р. Эльба (Лаба), утраченные ими после восстаний славян 983 и 1002. Войско саксонского герцога Генриха Льва попыталось захватить земли бодричей, но под руководством князя Никлота бодричи предприняли активные действия против крестоносцев, вынудив их к миру. Другое феодальное войско, руководимое Альбрехтом Медведем, действовавшее против лютичей и поморян, также не добилось успеха. Однако в 50—60-х гг. 12 в. германские феодалы возобновили свой натиск и захватили земли лютичей и бодричей.
Лит.: Грацианский Н., Крестовый поход 1147 г. против славян и его результаты, «Вопросы истории». 1946, № 2—3.
Генрих Лев (Heinrich der Löwe) (1129—6.8.1195, Брауншвнейг), герцог Саксонии (в 1142—80) и Баварии (в 1156—80) из рода Вельфов. Вместе с Альбрехтом Медведем возглавил крестовый поход против славян 1147, окончившийся неудачей. В результате последующих походов (с 1160) захватил почти всю территорию бодричей и стал владельцем огромной территории к В. от Эльбы. Истребляя и оттесняя славян к востоку, Г. Л. переселял на захваченные земли немецких колонистов. Усиление Г. Л. вызвало резкий конфликт между ним и императором Фридрихом I Барбароссой. Последний, используя отказ Г. Л. от участия в походе императора в Италию, организовал судебный процесс над Г. Л. (1180). Г. Л. был лишён большинства владений (в его руках остались только Брауншвейг и Люнебург).Альбрехт Медведь (Albrecht der Bar) (около 1100 — 18.11.1170), первый маркграф Бранденбурга с 1150, из дома Асканиев. Получив в 1134 в лен от императора Лотаря III Северную марку, начал завоевание земель славян-лютичей. С этой целью участвовал в крестовом походе против славян 1147, окончившемся провалом. В 1150, после смерти князя гаволян Прибыслава, захватил главный центр гаволян Бранибор. Завоевания А. М. сопровождались истреблением местного населения, его насильственной христианизацией и переселением колонистов из Германии и Нидерландов.
В 12 в. наступил заключительный этап борьбы П. с. во главе с князем бодричей Никлотом против германской агрессии, организаторами которой были Генрих Лев и Альбрехт Медведь. Крестовый поход против славян 1147 окончился безрезультатно для захватчиков. Однако в 50—60-х гг., используя раздробленность П. с. на различные княжения, враждовавшие между собой, германские феодалы захватили последние свободные земли П. с. Земля Бранденбург (Brandenburg), историческая область на территории ГДР. В средние века Б. — одно из княжеств, сложившееся в процессе завоевания германскими феодалами (с 10 в.) земель полабских славян, главным образом лютичей. Германская феодальная агрессия, приостановленная в результате восстания славян 983, возобновилась в середине 12 в., когда Альбрехт Медведь завоевал центр племени гаволян Бранибор (позднее Бранденбург). В 13 в. Б., где до 1320 правили немецкие маркграфы из рода Асканиев, проводившие германизаторскую политику, быстро рос за счёт новых захватов славянских земель. Общий экономический подъём 13 в. способствовал росту городов (Кельн на Шпре, Берлин, Франкфурт-на-Одере и др.), экономическому и политическому возвышению Б. Золотой буллой 1356 за маркграфами Б. были закреплены права курфюрстов. В 1415 в Б. утвердилась династия Гогенцоллернов, их резиденцией стал (с 1486) Берлин. Законом 1473 была установлена неделимость бранденбургских земель. В 1539 в Б. была введена княжеская (лютеранская) реформация. Присоединение к Б. в 1614 Клеве, Марка, Равенсберга и в 1618 герцогства Пруссии (до 1657 в качестве лена от Польши), значительное расширение территории Б. при Фридрихе Вильгельме (1640—88) по Вестфальскому миру 1648 создали основу для возвышения Б. и формирования Бранденбургско-прусского королевства (1701). Дальнейшая история Б. сливается с историей Пруссии.
В 1815—1945 Б. — прусская провинция, затем земля с центром в г. Потсдаме (сначала в советской зоне оккупации Германии, с 1949 в ГДР); в 1952 разделена на округа: Потсдам, Франкфурт и Котбус (ГДР).
Земля лютичей стала основой маркграфства Бранденбург, в земле бодричей возникло княжествоМекленбург (Mecklenburg), историческая область на территории ГДР. Территория М. в период раннего средневековья была заселена племенами полабских славян (бодричи на З., лютичи на В.), которые в 12 в. вошли в состав княжества Никлота. В ожесточённой борьбе с немецкими феодалами славяне М. были покорены саксонским герцогом Генрихом Львом и подверглись онемечению; М. стал княжеством, вассально зависимым (приблизительно с 1167) от саксонского герцога, но сохранившим славянскую княжескую династию потомков Никлота. С 1348 М. — самостоятельное герцогство (в составе «Священной Римской империи»). В 1549 в М. была проведена Реформация. В 1621 территория М. разделилась на герцогства М.-Шверин к М.-Гюстров (с 1701 М.-Стрелиц). В 16—17 вв. в М. сложились аграрные отношения, характерные для районов распространения «Второго издания крепостничества». В 1815 оба мекленбургских герцогства стали великими герцогствами. Монархия в М. была уничтожена в результате Ноябрьской революции 1918; М.-Стрелиц и М.-Шверин стали республиками, землями (с 1934 единая административная территория — земля М., административный центр — Шверин). В 1945 территория М. вошла в советскую зону оккупации Германии, в 1949 М. стал землёй в составе ГДР (в 1952 разделён на округа: Росток, Шверин, Нёйбранденбург).
вассально зависимое от саксонских герцогов, но управлявшееся славянскими князьями. В 1169 дат. феодалы разрушили святилище П.
Аркона (Arkona), город балтийских славян 10—12 вв. на о. Рюген (слав. Руяна) в южной части Балтийского моря, в составе ГДР. С З. город окружен валом выс. в 10—13 м. А. была религиозным центром, объединявшим ряд славянских племён. Островом управлял верховный жрец бога Святовита. Храм этого бога в А. описал датский средневековый автор Саксон Грамматик. Его данные были подтверждены в 1920-х гг. раскопками немецкого археолога К. Шуххардта и др. Рядом с храмом вскрыта площадь народных собраний, в западной части — жилища. В 1169 датский король Вальдемар I разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища увезены в Данию.
Лит.: Schuchhardt С., Arkona Rethra/Vineta, В., 1926; Любавский М. К., История западных славян, 2 изд., М., 1918.
с. Аркону (на о. Руяна). В последующем большая часть П. с. подверглась германизации, часть была истреблена. Однако некоторая часть П. с. сохранила свою этническую и культурную самобытность
Лужичане, лужицкие сербы, серболужичане [самоназвание — Scrbja, Serby; немецкое название — сорбы (Sorben), венды (Wenden)], западнославянская народность в ГДР; живут в 12 районах Котбусского и Дрезденского округов с центром в городе Бауцен (Будишин). Численность около 100 тысяч человек (1970, оценка). Говорят на лужицком языке, а также на немецком языке. Верующие — главным образом лютеране, частично — католики. Работают в сельском хозяйстве и промышленности, значительную группу составляет интеллигенция. В 8—10 вв. Л., входившие в состав полабских славян и жившие в районе, ограниченном на востоке реками Одер и Бобр, на западе — рекой Заале, на севере — нижним течением реки Шпре и на юге — северными Судетами, вели борьбу с наступлением немецких феодалов. После завоевания (конец 10 в.) последними лужицких земель Л. были частично германизированы и находились на положении угнетённого национального меньшинства вплоть до разгрома фашистской Германии в 1945. Л. в их борьбе против немецкого угнетения, за национальные права и развитие национальной культуры и языка объединял созданный в 1912 мелкобуржуазно-крестьянский союз Л. — Домовина. В 1937 союз был запрещен фашистским режимом. Восстановленный в мае 1945, он как массовая демократическая организация вошёл в Национальный фронт ГДР. Л. обеспечено полное равноправие и возможность развивать свою культуру и родной язык (конституция ГДР, ст. 40).
Лит.: Семиряга М. И., Лужичане, М. — Л., 1955; Die Sorben, 4 Aufl., Bautzen, 1971 (библ.); Cyž В., Die DDR und die Sorben. Eine Dokumentation zur Nationalitätenpolitik in der DDR, Bautzen, [1969].
К. Ю. Шиллер.
Литература. До возникновения литературы на родном языке Л., как и многие народы Западной Европы, пользовались латинским языком. Самый древний сохранившийся памятник на лужицком языке — «Будишинская присяга» (начало 16 века). Основоположник лужицкой национальной литературы — поэт и прозаик А. Зейлер (1804—1872). В 19 веке выступали также поэт Я. Радысерб-Веля (1822—1907), прозаик Я. Мучинк (1821—1904) и другие. Лужицкую литературу рубежа 19—20 веков представляет прежде всего поэт Я. Барт-Чишинский (1856—1909); в это время известны прозаики М. Андрицкий (1871—1908), Ю. Вингер (1872—1918). Для литературы критического реализма 20 века характерно творчество поэтов Ю. Новака (родился 1895), М. Виткойц (родился 1893), Ю. Хежки (1917—1944), прозаиков Я. Скалы (1889—1945), Я. Лоренц-Залесского (1874—1939). С 1945 в развитии литературы находит отражение рост духовной культуры лужицкого национального меньшинства в ГДР (см. Германская Демократическая Республика, раздел Литература). Литературу современных Л., являющуюся неотъемлемой частью социалистической народной литературы ГДР, представляют прозаики Ю. Брезан (родился в 1916), Ю. Кох (родился в 1936), поэт К. Лоренц (родился в 1938) и другие.
Лит.: Трофимович К., Моторний В., Нариси з icторiї серболужицької лiтератури, Львiв, 1970.
" Прокопий (кн. I «Войны с вандалами») при описании деяний варваров (как он их называет), вторгшихся при Гонории в Римскую империю, говорит, - в прежнее время готских племен было много, много их и теперь, но самыми большими и могущественными из них были готы, вандалы, визиготы, гепиды, прежде называвшиеся сарматами, и меланхлены. Некоторые авторы называли их гетами. Все они различались по названию, но сходились во всем остальном. Все они имели светлую кожу, доходящие до плеч длинные русые волосы, крупное телосложение и приятную внешность.
У них были одни законы, все они исповедовали арианство, имели один язык, называемый готским, и, как мне кажется, вышли они из одного племени, приняв впоследствии различные названия по имени своих полководцев. Никифор Каллист, Ф. Мартин в своем Сокращении римской истории и Луций Фавн разделяют мнение Прокопия. И коль скоро вандалы настоящие готы, нельзя отрицать и того, что славяне также являются готами. Многие известные писатели подтверждают, что вандалы и славяне были одним народом. Так, к примеру, Блонд говорит, что вандалы, названные так по имени реки Вандал, впоследствии стали называться славянами.
Иоанн Великий Готский пишет, что вандалы и славяне одной нации и отличаются только по названию. М. Адам во II кн. Истории церкви говорит, что славяне - это те, кто прежде назывались вандалы. Пьерфранческо Джамбулари пишет, что по многочисленным свидетельствам Барнефрида, Иордана, Мефодия и Иренико в своем древнейшем корне вандалы были готами, даже если впоследствии и стали крайне им враждебны. Подобных примеров история знает немало. Они проживали в той части Германии, где сейчас находятся Моравия, Силезия, Богемия, Польша и Руссия, от Германского океана на севере до Истрии и Славонии на юге.
В подтверждение этого Джамбулари приводит то красноречивое обстоятельство, что во всех этих провинциях говорят на одном языке. Это же утверждают Альберт Кранций в предисловии к «Саксонии» и Петр Суфрид, причем последний пишет, что древние бойи были изгнаны маркоманами, т.е. вандалами, которые до настоящего времени удерживают Богемию. Таким образом, богемцы - это вандалы, получившие свое имя от древнего названия провинции. Ранее они были маркоманами или. говоря более широко, вандалами. Кроме этого, единство их происхождения подтверждается и единством языка.
Далее в той же книге он говорит, что «вестфалы и остфалы были вандалами и назывались валами, поскольку вандалы имели не одно, а несколько различных названий, а именно: вандалы, венеды, венды, генеты, венеты, виниты, славяне и, наконец, валы (согласно Саксону Грамматику, Гельмольду, Сильвию, Кранцию, Иренико, Рейненцию, Лацию и многим другим). Все многочисленные и разнообразные их названия, о которых нет нужды упоминать здесь, можно найти у перечисленных авторов.
Из сказанного явствует, что ни один из народов Германии не был так велик, как вандалы, которые выводили свои колонии в Азию, Африку и Европу. В Европе они обосновались на всем протяжении от севера до юга, от Германского моря до Средиземного. Поэтому московиты, руссы, поляки, богемцы, черкасы, далматинцы, истрийцы, боснийские хорваты, болгары, рассияне и многие другие народы, хотя и различаются по названию, тем не менее все одной вандальской нации. Это доказывает также их общий язык и наречие. Так пишет Суфрид. Альберт Кранций, желая показать единство славян с вандалами, называет славян не иначе как вандалы, как видно из его книг «Вавдалия» и «Саксония».
Яркое подтверждение этому дает также Сигизмунд Герберштейн в своей «Московии». Он сообщает, ссылаясь на русские летописи, что, не сумев достигнуть между собой согласия, русские для выбора нового князя призвали правителей из Вагрии, знаменитой в прошлом вандальской провинции, расположенной рядом с Любеком и Голштинским герцогством. Вандалы, которые в то время были очень могущественны и имели то же наречие, обычаи и веру, что и русские, послали к ним трех братьев из числа самых именитых и влиятельных среди них. Ими были Рюрик, Синав и Трувор. Рюрик получил Новгородское княжество, Синав сел на Белом озере, а Трувор получил княжество Псковское и имел престол в городе Изборске. Петр Атропий Померанский также не разделяет вандалов и русских.
В «Мюнстере» он пишет, что в области Многоградие, на всем протяжении морского пути от Голштинии до Ливонии жили только вандалы, или славяне. Таким образом, на основе столь авторитетных свидетельств таких серьезных и знаменитых писателей можно уверенно утверждать, что готы, визиготы, вандалы и геты были одной и той же славянской нации. Для большей убедительности я привел здесь некоторые слова из II книги Карла Вагрийского и XI книги Лация, которые, по свидетельству указанных писателей, были в употреблении у древних вандалов"
а здесь табличка со словами (было на этом форуме около года назад, но не нашёл). http://www.chronologia.org/xpon5/pr2.html
_________________ Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!
|