|
рядовой |
|
Зарегистрирован: 12-11, 08:01 Сообщения: 10 Откуда: Дон-Батюшка, Россия
|
Цитата: Мужчину и женщину в "Жигулях" ищут по делу о взрыве экспресса
опубликовано 30 ноя ‘09 01:29 | обновлено 30 ноя ‘09 12:49
текст: Владимир Силаев, Катерина Пахарь/Infox.ru
фото: Reuters
"Невский экспресс"
Движение поездов после крушения полностью восстановлено
http://www.infox.ru/accident/crime/2009 ... yess.phtml
Мужчину и женщину, ехавших на автомобили «Жигули» серебристого цвета, разыскивают по делу о подрыве «Невского экспресса». Ранее был составлен фоторобот одного из возможных подрывников — рыжеволосого мужчины. Уже известно, что при теракте использовался комбинированный заряд, в состав которого входило пластичное вещество. Эксперт-взрывотехник в интервью Infox.ru предположил, что бомбу могли подложить за 5−10 минут до прохода поезда.
В понедельник стало известно, что сотрудники правоохранительных органов Новгородской области ищут мужчину и женщину на серебристых «Жигулях». Об этом сообщил в понедельник РИА «Новости» источник в правоохранительных органах региона. «Ведется розыск мужчины в возрасте около 30 лет и женщины в светлой куртке, которые могли передвигаться на автомобиле ВАЗ-2109 серебристого цвета», — сообщили в правоохранительных органах.
«Они могут разыскиваться как в качестве причастных к теракту, так и в качестве свидетелей, обладающих информацией по делу», — отметили в правоохранительных органах.
Официальные представители УВД Новгородской области эту информацию не подтверждают.
В свою очередь источник Infox.ru в правоохранительных органах подтвердил, что фотороботы подозреваемых уже составлены, однако пока они не подлежат распространению в СМИ.
В воскресенье глава МВД России Рашид Нургалиев сообщал, что милиция получила данные о предполагаемых террористах.
Один из них — мужчина в возрасте за 40 лет. У него рыжие волосы. По словам министра, преступники оставили много следов на месте взрыва.
Представители правоохранительных органов отмечают схожесть нынешнего взрыва с подрывом поезда в 2007 году. За два дня до теракта в суде Новгородской области выступил житель Ингушетии Макшарип Хидриев, обвиняемый в подрыве предыдущего «Невского экспресса».
Он признался, что перевозил бомбу на место теракта. По словам Хидриева, следствие по неизвестным причинам отпустило его брата Амирхана, который также участвовал в подготовке взрыва.
Заочное обвинение в совершении теракта предъявлено Павлу Косолапову, 29−летнему рыжеволосому уроженцу Волгоградской области. По версии следствия, он собирал взрывное устройство.
До этого след Косолапова обнаружили в делах о взрыве автобусных остановок в Воронеже и в деле о взрыве поезда в московском метро. Однако пока никаких конкретных подозрений в его адрес со стороны СКП России не высказывается.
Бомба на растяжке
При подрыве «Невского экспресса» использовался комбинированный заряд, в состав которого входило пластичное взрывчатое вещество. Как сообщил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах, взрывное устройство «было приведено в действие механическим замедлителем производства взрыва на основе штатного взрывателя ручной гранаты УЗРГМ».
«Поскольку время срабатывания такого взрывателя от 3,2 до 4,2 секунд, можно предположить, что преступники намеревались подорвать ведущий локомотив, однако не учли высокую скорость состава», — добавил источник.
«Даю больше 90%, что «Невский экспресс» подорвали те же люди, что и в 2007 году, — заявил в интервью Infox.ru профессор НТЦ „Взрывоустойчивость“ Адольф Мишуев, — Взрывное устройство замаскировали под рельсами за 5−10 минут до того, как поезд по ним проследовал. Эксперты уже выдвинули две версии, как происходил взрыв: террористы передали радиосигнал с помощью мобильного телефона, либо замыкающее устройство сработало само, когда на него наехало колесо. Но абсолютно точно ясно, что подрывники находились в радиусе от 200 м до 2 км, видели и слышали, как поезд сходит с рельс и потирали руки».
При очередном подрыве «Невского Экспресса» террористы использовали самую распространенную взрывчатку, в основе которой содержалось пластичное вещество. Как рассказал Адольф Мишуев, внутри взрывчатку, вероятно, начинили гексогеном с детонатором. Детонатор (это был взрыватель от гранаты) в определенное время получил электрический сигнал и дал эстафету гексогену, а дальше в действие вступил тротил. Судя по величине воронки, при изготовлении взрывчатки использовалось от 4 до 7 кг тротила.
Террористы вспомнили прошлый опыт
«Террористы специально использовали такое количество взрывчатки, видимо, их многому научил предыдущий опыт подрыва «Невского экспресса».
В 2007 году они использовали около 2 кг тротила, но тогда образовавшегося разрыва между рельсами было недостаточно, чтобы поезд сошел с рельс, — сообщил Адольф Мишуев. – В этот раз образовавшаяся воронка значительно больше.
Кстати, террористы планировали взорвать бомбу прямо под колесами первого вагона. Если бы им это удалось, то с железнодорожного полотна сошло бы не три вагона, а весь поезд. В таком случае трудно даже представить количество жертв. И можно считать удачей, что бомба взорвалась так поздно».
Причиной того, что «Невский экспресс» подорвался не в установленное террористами время, эксперты называют огромную скорость поезда — он проезжал 50 метров в секунду. «Взрыватели просто не успели вовремя среагировать. Но такое быстрое движение поезда сыграло и отрицательную роль – из-за резкого торможения вагоны пошли под откос», — отметил профессор.
Кстати, по мнению аналитиков, последствия взрыва были бы вообще незначительными, если бы поезд находился в статичном состоянии.
«Почерк преступников, устроивших этот взрыв, идентичен почерку людей, подорвавших «Невский экспресс» в 2007 году, — рассказывает профессор НТЦ «Взрывоустойчивость». – И можно почти со стопроцентной уверенностью утверждать, что это сделали те же люди, которые не забыли учесть и свои прошлые ошибки».
Ранее сообщалось, что на месте крушения поезда сработало взрывное устройство мощностью 7 кг в тротиловом эквиваленте. Бомба взорвалась под локомотивом и снесла одну из колесных пар. Из-за высокой скорости одиннадцать вагонов экспресса успели проскочить воронку шириной около полутора метров и разорванный рельс. Однако последние три вагона сошли с рельсов и перевернулись — один упал в овраг, другой лежал на путях, третий накренился.
Экспресс-анализ показал, что в состав, по предварительным данным, входил пластит, тротил и аммиачная селитра, сообщает газета «Коммерсантъ».
Полиэтиленовый пакет террористы закопали под правым по ходу движения поезда рельсом железной дороги. По некоторым данным, в действие устройство приводилось без непосредственного участия самих подрывников — с помощью тросика, натянутого над рельсами.
Как полагают взрывотехники, локомотив своим защитным устройством, так называемым метельником, зацепил тросик и вырвал с его помощью кольцо из детонатора, вызвав подрыв бомбы. Таким образом, взрывное устройство сработало по принципу обычной гранаты на растяжке.
Второе взрывное устройство, заложенное поблизости от первого, сработало не в полную силу из-за так называемого «зонтика» — генератора радиопомех, включенного спецслужбами в зоне катастрофы.
Вторая бомба, заложенная у столба ЛЭП, сработала на месте аварии около 14.00 в субботу во время спасательных и восстановительных работ.
Как сообщил глава РЖД Владимир Якунин, устройство сработало не в полную силу. Взрыв произошел в тот момент, когда рядом находился глава СКП России Александр Бастрыкин и другие руководители следственной группы. Никто из них не пострадал.
_________________ Пора открывать двери, Пора зажигать свет,
Пора уходить прочь, Пора!
|
|