ДУХОВНОСТЬ И ДУХОВНИЧЕСТВО И НАСТАВНИЧЕСТВО (по мотивам слов Митрополита Сурожского Антония)
"Творчество, мысль, Духовное совершенство, стремление к вершинам Мастерства".
Итак, “духовность” - не однозначное понятие, молитва и подвижничество, это выражение нашей духовной жизни...
Речь не о самовоспитании человека по каким-то принципам и критериям или по каким-то практикам, или в какой степени духовности находимся, или что совершает Святой Дух.
Возгревает ли Божественным огнём благодати наши сердца и души, Его действие нас, защищает ли против соблазнов или падений, против колебаний неверия и сомнений недоверия.
Есть, разного типа наставники…..
Большой опасности, подвергается молодой или неопытный человек, волею судьбы ставший инструктором и наставником, полный энтузиазма и надежды, она состоит в том, что подчас молодые люди, только оперяющаяся, самонадеянно, воображают, будто бы получение степени мастера наделило их и особыми - мудростью и умом и талантами, и опытностью, забывая об ответственности, то есть, не обладая еще духовной зрелостью, не обладая еще даже тем знанием, которое дает просто личный опыт, они думают, что их научили всему, что может им помочь вести человека к вершинам самосовершенствования, ломают воспитанника психически и физически, а то и подвергают их жизнь и судьбу - опасности.
И, это случается слишком часто молодой инструктор или тренер, в силу своей степени, но не потому, что он духовно опытен, начинает руководить “указами” воспитанниками: этого ты не делай; это ты делай...
И в результате получается некая карикатура у его жертв, которые делают всё, что, может быть, и делали более опытные бойцы и воины – но те-то делали это из духовного и жизненного опыта, а не, потому что они дрессированные животные. А для такого инструктора - это крах, если он не переосмыслит и не изменится, сколько ещё душ и личностей, человек, ещё искалечит - духовно, психически и физически!!!
Потому что он вторгается в такую область, ГДЕ у него нет ни права, ни опыта вторгаться.
Я настаиваю на этом, слишком долго, потому что это насущный вопрос для ИНСТРУКТОРА, КОУЧЕРА, ТРЕНЕРА, УЧИТЕЛЯ, НАСТАВНИКА, и также потому, что может быть, потому что как мне думается, что это насущная тема — в России, возможно, больше, чем на Западе, потому что роль Наставника в России гораздо больше центральна. И часто молодые инструкторы, и тренеры — молодые или по возрасту, или по своей духовной зрелости или незрелости — “управляют” своими воспитанниками вместо того, чтобы их взращивать!!!
Слишком часто молодой – и не такой молодой – инструктор и тренер, только потому, что его называют “такой-то”, воображает, что он не просто коучер, а действительно “отец-Наставник”.
Взращивать — это, значит, относиться к ним и поступать с ними так, как садовник относится к цветам или к растениям: надо знать природу почвы, надо знать природу растения, надо знать условия, в которые они поставлены, климатические или другие, и только тогда можно вырастить воина и витязя!!! Это равносильно - старчеству в духовном наставничестве, схимы монашества!
Старцем можно быть только по благодати Божией, это харизматическое явление, это дар; и научиться быть старцем нельзя, так же как нельзя выбрать своим путем гениальность.
Мы все можем мечтать о том, чтобы быть гениальными, но мы отлично понимаем, что Бетховен или Моцарт, Леонардо да Винчи или Рублев обладали такой гениальностью, которой нельзя научиться ни в какой школе, и даже нельзя научиться длительным опытом, но которая является Божественным даром благодати.
Слово “гениальность”, потому что в области разговорного языка оно выражает то, что можно назвать иначе “благодатность”.
В области мирской это гениальность музыкальная, артистическая, математическая – это нечто, чего мы не можем достигнуть никакими собственными усилиями.
Старчество, благодатный дар, это духовная гениальность, и поэтому никто из нас не может думать о том, чтобы вести себя подобно старцам. Но есть еще промежуточная область – это отцовство.
Отца отличает также то, что он как бы одной крови, и в духовной жизни – одного духа со своим воспитанником, и может его вести, потому что между ними есть истинное, не только духовное, но и душевное созвучие.
Должно быть, глубокое благоговение к тому, что совершает Святой Дух.
Умение - ценой усилия, вдумчивостью, благоговейным отношением к тому, видеть в человеке - красоту образа Божия, которая никогда не отнимается; если даже человек поврежден грехом небрежности, или от кощунства и ради этой божественной красоты, которая в нем есть, работать над тем, чтобы устранить все, что уродует этот образ Божий.
И вот, если наставник не способен видеть в человеке эту извечную красоту, видеть в нем уже начинающееся свершение, то он не может его вести, потому что человека не строят, не делают, а ему помогают вырасти в меру собственного его призвания.
Наставник обязан видеть в нем личность, которая пострадала от условий жизни, или от человеческой; видеть в ней всё равно, что икону и благоговеть перед тем, что осталось от этой иконы.
Меня смущает: это то, что некоторые чем больше они духовно неграмотны и незрелы, потому что они “профессионалы”, тем легче они думают, что как только они облечены в ранг или степень или должность, то они будут говорить, чуть ли не от Бога.
Потому ли, что он 3-ы сказал: “Господи, просвети мой ум, еже помрачи лукавое похотение”, или по другой причине, то следующие его слова будут просто пророчеством от Бога.
Другие люди также обладают определенным опытом, меньшего масштаба, может быть, меньшей силы, но о котором они могут говорить: “Да, я знаю достоверно”.
Могут также говорить из опыта, которому они причастны, даже если не обладают им полностью; потому что, имея общие с другими некоторые опытные предпосылки, они могут прислушиваться к опыту других, опыту, который еще не стал полностью их опытом, но когда это нужно другому, они могут сказать: это – правда, потому что это я знаю из собственного опыта...
И, наконец, есть вещи, о которых мы можем говорить только потому, что их нам открыл Господь Бог там, и т.д.
Обыкновенно мы говорим о послушании как о подчиненности, подвластности – в пути взращивания духовности и умения и самосовершенствования человека, а подчас и порабощении духовнику или тому, кого мы назвали – совсем напрасно наставником или учителем, и во вред не только себе, но и ему.
Послушание же заключается именно в слушании всеми силами души. Но это обязывает в равной мере и потому что прислушиваться всем своим опытом, всем своим существом всем действием в нем благодати Дух Святой.
Уметь проследить пути Духа Святого в нем, он должен благоговеть перед тем, что Бог совершает, а не стараться воспитать либо по своему образцу, либо по тому, как ему кажется, человек должен бы развиться, как “жертва” его духовного водительства.
И с обеих сторон это требует смирения.
Смирение – это раскрыться перед Богом так совершенно, чтобы никак против Него, против воздействия Святого Духа или против положительного образа Христа, Его учения не защищаться, в самооправдании, а быть открытым и самим собой – и отдать себя так, чтобы по нашему собственному желанию Бог имел право совершить над нами, что бы Он ни захотел: всё принимать, открываться, и тогда дать просто Святому Духу нас покорить. Это драгоценная вещь.
Подвижниками и наставниками, люди выбирали себе человека не по признаку его выдающейся славы, и не шли к тому человеку, о котором говорилось больше всего хвалебного, который более всего разрекламирован, а ещё хуже саморазкрекламирован.
А находили такого Наставника, которого они понимали и который их понимал.
Послушание – это раньше всего стремление слушать, и слышать не только умом, не только ухом, но всем существом, открытым сердцем, благоговейным созерцанием духовной тайны другого человека.
И это очень важно, потому что послушание не в том, чтобы делать слепо то, что говорит некто, имеющий над вами или материально-физическую, или душевно-духовную власть.
Послушание заключается в том, что воспитанник, выбрав себе наставника, которому он верит, безусловно, в котором он видит то, что он сам ищет, вслушивается не только в каждое его слово, но вслушивается и в тон голоса, и старается через все проявления личности наставника и все проявления его духовного опыта перерасти самого себя, приобщиться к этому его опыту и стать человеком, который уже вырос за предел той меры, которой он мог бы достичь своими собственными усилиями.
Задача Наставника, помочь – развиться воспитаннику, это всё, что можно сделать, так, как ему свойственно по его собственной природе. Ломать человека для того, чтобы его сделать подобным себе – нельзя.
Привести только к нему самому, и дорога внутрь его жизни бывает иногда очень долгая...
Большие старцы монашеской схимы, это умели делать, как они умели быть собой, но прозреть в другом человеке его исключительное, неповторимое свойство, и дать этому человеку, и 2-му, и 3-му возможность быть тоже самими собой. Не репликами этого старца или, еще хуже, его трафаретным повторением, а благодатью своей духовности.
На самом основном уровне - это благодатьу наставника, который в себе носит, не только право, но и благодатную силу совершать таинства – таинство Евхаристии, таинство Крещения, таинство Миропомазания, но также и таинство Исповеди, то есть примирения человека с Богом.
Одна из задач в том, чтобы воспитать человека в духовной свободе, и не держать его в состоянии инфантильности всю жизнь, а вырос в такую меру, когда он сам научится слышать то, что Дух Святой глаголет неизреченными глаголами в его сердце.
Наставничество заключается в том, что какой-то человек – и это может быть даже не мастер, не духовный лидер и священник – родил к духовной жизни другого человека, который, вглядевшись в него, увидел, как старое присловье говорит, в его глазах и на его лице сияние вечной жизни и потому мог к нему подойти и просить быть ему наставником и руководителем.
Сейчас у меня можно сказать своеобразный - душевный кризис... Имею ли я право - обучая, лепя, делая из курсантов - воинов, подвергать их жизнь опасности, а судьбу быть сломанной, уча методам реального боя, науке, по сути, убивать или разорвать и растерзать врага???.....
Ведь - это может сломать душу и кромсать судьбу, породив душевные терзания, если случится критическая ситуация - опасная для их жизни, и неизвестно как повернётся тут фортуна, есть риск погибнуть, есть риск понести ответственность по закону, если вдруг действия по ситуации, могут, расценены, как неадекватные, или судьи, к примеру, и органы следствия - постараются из попавшего в такую ситуацию сделать "козлом отпущения", по каким-то своим соображениям или мотивам...
И стоит задуматься!!!!!
Сегодня есть много интересных сфер духовного и творческого развития.
_________________ Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!
|