Цитата:
Исторические народы на территории восточных славян
В начале первого тысячелетия до новой эры на территории современной Украины находился первый из исторических народов – киммерийцы, которые принадлежали к фракийским (тракийским – в болгарском языке) племенам [29,30,31]. На смену киммерийцам в VII веке до новой эры приходят скифы.
Первое упоминание о них находим у греческого историка Геродота, который сам плавал на корабле вверх по Днепру и ездил по черноморским степям. Греки в то время колонизировали северочерноморское побережье.
Появились колонии Тира (в устье Днестра, который они называли Тирасом – современный Тирасполь), Ольвия (в устье Днепра), Херсонес (рядом с современным Севастополем), Теодозия (Феодосия), Понтикапей (современная Керчь), Танаис (в устье Дона), Фанагория и др.
В древнейших источниках упоминается, что скифы перегоняли крупный рогатый скот через мелководный в то время Керченский пролив.
В течение 4-х тысячелетий уровень Азовского моря не понижался более, чем на десять и не повышался более, чем на один метр, по сравнению с современным положением. В античное время Керченский пролив назывался Боспором Киммерийским, то есть, "бычьим бродом киммерийцев". Части построек античных городов Ольвия, Херсонес, Фанагория и др. находятся в настоящее время на дне моря.
Древние греки называли Азовское море "Меотис лимине" – "озеро меотов", народа, обитавшего на его берегах (киммерийцы только переправлялись через брод). Римляне дали ему ироническое название "Палус Меотис" – "болото меотов".
Киммерийцы сошли с исторической арены в VII веке до новой эры, Они жили на территории, границы которой шли по северным берегам Черного моря, от устья Дуная – на Кишинев, Киев, Харьков, Новочеркасск, Краснодар и Новороссийск. О них писал так же географ древнего мира Страбон.
Несмотря на то, что в этих местах жили разные племена, греки всех их называли скифами (скитами). Земли этих племен простирались от Дуная до Дона. Скифы делились на кочевников (по левому берегу Днепра) и хлеборобов (по обоим берегам Днепра), которые сеяли хлеб на продажу. Собственно скифских письменных источников не сохранилось, они имеются только у греков, арабов и римлян [32]. Себя скифы называли сколотами. Название это, по мнению Геродота, обозначало "царь".
Скифы поклонялись богу неба по имени Пацай (сравните с фамилией российского космонавта – Пацаева). В 630 году до новой эры они ходили походами в Ассирию, Мидию, в долину Тигра и Евфрата, в Египет. Египетский фараон Псаметих I от них откупился. Затем они вернулись в Месопотамию, откуда их выгнал царь Киаксар. Скифы продержались в истории 500 лет.
Скифов пытался покорить персидский царь Дарий. Вот как описан поход Дария в Скифию в истории юго-восточной Украины Петра Лаврива [33]. В 524 году до новой эры Дарий во главе 700-тысячного войска перешел Босфор. Скифы начали медленно отступать, уводя скот, увозя еду, засыпая источники воды, выжигая даже траву. Скифское войско разделилось на два отряда. Первый отряд, к которому присоединились соседние сарматы, отступал вдоль Меотиды (Азовского моря) на восток.
Другой отряд держался от персов на расстоянии однодневного перехода и завлекал их на земли тех племен, которые побоялись поддержать скифов. Во главе второго отряда стоял Идантырс. Но персы старались догонять не второй, а первый отряд, возглавляемый Скопасисом. Дарий переправился через Дон и стал преследовать скифов уже на землях сарматов и в районе реки Оары (Оки или Волги?) стал строить укрепления. Скопасис обошел персов с севера и вернулся в Скифию. Разозленный Дарий начал возвращаться на запад.
Маневрируя, отряды скифов объединились и пошли на земли племен, которые обещали им помощь. Часть этих племен отошла на север, а племя агатырсов оказало им сопротивление. Скифы опять возвратились в свои степи, где вскоре встретили персов. Две армии стояли друг против друга. Внезапно через ряды скифов пробежал заяц.
Являясь заядлыми охотниками, скифы погнались за зайцем. Дарий решил, что, если в минуту смертельной опасности скифы гоняются за зайцем, то они этим самым издеваются или насмехаются над ним. Оставив в лагере слабых и раненых, а также ослов, чтобы те не кричали в походе, Дарий приказал зажечь костры, а сам переправился через Дунай по сооруженному греками мосту. Так бесславно закончился поход Дария в Скифию.
В III-IV вв. до нашей эры скифов начинают вытеснять родственные им сарматы (иначе, савроматы) – народ, пришедший с территории современного Казахстана, Приуралья и Поволжья.
Савромат – по древнеиранскому, "саоромат" – означает "опоясанный мечом". Произошло смешение родственных народов. Наиболее многочисленными из сарматских племен были языги или роксаланы. Они хозяйничали в степях до II века до новой эры. Роксалан переводится как "белый алан". В истории сохранилось название страны – Барматия или Савроматия. Кроме того, они оставили около 600 топографических названий на юге Украины (по данным немецкого ученого Фасмера). Сарматы продержались 700 лет.
В конце II или начале III века уже новой эры здесь появляются готы. Известный ученый-историк Гумилев и ряд других авторов считают, что они появились из Южной Швеции и двинулись из междуречья Одры (Одера) и Вислы на юг. Перед этим они пересекли Балтийское море и погнали перед собой живших там ругов и вандалов до устья Дуная. В 271 году они разгромили римлян и отторгли у них Дакию. Миновав на востоке Полесье, готы в III веке поселились на территории от Дуная до Карпат. Они создали в Восточной Европе готскую империю. Центром их державы был город Даннарштад (Даннар – вероятно, Днепр).
С участием готов на базе древнейших племен в III веке в междуречье Эльбы (Лабы) и Рейна (Раина) возникли новые этнические племена, ставшие соседями славян, а именно – франки (в переводе с готского, "свободные"), саксы (в переводе – "ножовщики"), алеманы ("сброд"), свевы ("бродяги"). Ими же была занята территория, населенная предками славян. За короткое время они распространились на Балканский полуостров, добрались до Днепра. Соперниками готов были аланы, роксаланы (белые аланы) и языги.
Государство готов, созданное королем Германарихом, простиралось от Балтийского до Азовского моря, от Тисы – до Дона. Во главе державы стояли остготы. Их подданными были вестготы, языги (сарматское племя на территории современной Венгрии), часть вандалов, оставшихся в Дакии (другая часть, сдавшаяся римлянам, была в 277 году поселена в Британии), карпы (дакийское племя, жившее на нижнем Дунае, Пруте и Серете), геруны ("скифы", то есть не германцы, жившие у Азовского моря), скифы, русы, венеды, мордены (мордва), меряне (меря), тьюдо (чудь), вас (весь) и ряд других народов. Балтийские (литовские) этносы находились в то время по всей лесостепной и лесной зоне, вплоть до Пензы. Империя Германариха была лоскутной.
В IV веке готы приняли христианство (западно-арианское, а не восточно-никейское). На территории Украины готы находились 200 лет.
Известная "черняховская культура полей погребения" по своему характеру (по мнению Гумилева) должна быть приписана готам. Они существовали в III и IV веках и исчезли с гуннским нашествием.
Возможно, кроме готов и сарматов, к этой культуре причастны анты (славяне).
В 375 году Германарих покончил жизнь самоубийством, остготы частично подчинились гуннам, а частью ушли к вестготам (визиготам). Во главе вестготов стоял род Балтов ("храбрых"), который соперничал с родом Германариха Амалов ("благородных"). Под ударами гуннов вестготы с разрешения римского императора Валента переправились через Дунай. Меньшая часть вестготов, во главе с Атанарихом, укрепилась в лесах между Прутом и Дунаем и с 378-380 гг. стала служить Византии.
Остатки остготов во главе с преемником Германариха Амалом Винитарием двинулись в пределы антов, где распяли их вождя Божа с сыновьями и 70-ю старейшинами. Статус-кво восстановили гунны, которые разбили остготов окончательно и бесповоротно.
Полярно-отличную прародину готов указывает донецкий ученый Боргардт, описанную в разделе настоящей книги "Исторические корни восточных славян и руси".
Гунны в 400 году вторглись в Паннонию, разбили там остатки ост- и вестготов и поселились на берегу Дуная. Они остались там потому, что венгерская пушта (степь) напоминала им заволжскую родину, так как они были уральского происхождения. По пути в Паннонию они потеснили аланов. Часть готов осталась в Крыму и Тамани, основав там Тамтурху (позднее, Тьмутараканское княжество).
Основанное в Паннонии государство гуннов после смерти их вождя Аттилы (433 год) распалось. Таким образом, гунны продержались в Восточной Европе около 100 лет.
На смену гуннам приходят орды тюрок: болгар и савиров (этнос самодийской группы), а за ними – авар.
Болгарский народ, который появился в Причерноморье, назывался кутургурами. Родственные им утургуры жили на Кубани [34]. Византия (в конце 50-х годов VI века) во времена Юстиниана сумела направить их друг на друга. Оба народа входили в состав западно-тюркского каганата. Во время распри в этом каганате болгарский вождь Кубрат избавился от опеки тюркютов и хазар и превратился в самостоятельного владетеля (тюркютами Гумилев называет предков всех тюрок).
Около 635 года Кубрат нанес поражение аварам, которые в то время находились западнее болгар. Он стал выступать, как сказано в летописи Феофана, "обладателем Болгарии и котрагов", то есть, кутургуров, Часть кутургуров бежала в Баварию, где они были предательски, по приказу франкского короля Дагобара, перерезаны. Восточные кутургуры, объединившись с единоплеменниками – утургурами, образовали болгарский народ. Болгарская держава, основанная Кубратом, существовала до 679 г.
Болгары продержались около 200 лет. За этот период они разделились на несколько орд. Часть болгар основало свое государство на Волге (Булгар Волжский, в настоящее время – Татарстан), другая часть поселилась в римской провинции Мезия (на нижнем Дунае), часть осталась на Северном Кавказе (современная Кабардино-Балкария).
Болгары, которые расселились вдоль Дуная, ассимилировались славянами и приняли их язык. Имя, точнее, прозвище, болгарского хана, который привел их к берегам Дуная – Аспарух – переводится следующим образом: асп – конь, рух – движение, то есть, "быстрый как конь".
Представляет интерес исследование Никитина о древнерусском поэте Бояне [35].
Боян (откуда – баять, то есть, "говорить") является обобщенным именем древнеславянских сказителей. По-видимому, предшественники Бояна были связаны с основным массивом славянства на Балканах (по языку), с Дунаем, с Верным Болгарским Царством (по имени). Имя сказителя-поэта, безусловно, не славянское, а тюркское, к тому же широко распространенное в Болгарии и практически не встречающееся в других славянских странах. В Киевскую Русь оно попало в то время, когда в ходу были болгарские книги, и жили потомки болгарских эмигрантов.
В истории Болгарии имя "Боян" отмечено в древний период исключительно в среде болгарской знати, более того – в царской семье. Первым Бояном, отмеченным византийскими историками на берегах Дуная во второй половине VI века, был болгарский хан, требовавший дани от императора. В конце VII века это имя носил один из сыновей хана Кубрата, его наследник. В 764 году болгарский князь Боян заключил мир с Константинополем, a в 833 году болгарский хан Омортаг казнил своего брата Бояна за приверженность христианству. Кроме брата Бояна у Омортага был еще и сын Боян, о котором упоминает охридский епископ Феофилакт.
Сын болгарского царя Симеона также имел имя Боян. Его христианское имя – Вениамин. Болгарский исследователь Балабанов предполагает, что появившийся в 70-х годах XX века в Киеве знаменитый "Изборник" Святослава 1073 и 1076 годов, создан в Преславе или Плиске (в то время – столица Болгарии) для библиотеки Симеона.
В Киеве оказались копии "Изборников", принесенные воинами Святослава или сыном царя Симеона Бояном-Вениамином. Балабанов считает, что Боян был язычником и перебрался в Киевскую Русь, став при Святославе придворным поэтом-сказителем. Не исключено, что сам Боян-Вениамин эмигрировал в Киев по собственному почину или был изгнан из отечества.
Крещение Болгарии началось в 864 году византийскими священнослужителями [36]. Акт крещения князя Бориса и приближенных ему сановников был совершен в тайне от подданных. Князь принял имя Михаил, в честь византийского императора Михаила III. Перед крещением в страну хлынули проповедники самого разного толка (не только православные ромеи-ревнители, но монофизиты-армяне, еретики, мусульмане-арабы). Против крещения царя Бориса выступило 10 областей Болгарии, называемых "комитатами". Вспыхнул мятеж знати, который был подавлен силой. 52 семьи болгар-мятежников были уничтожены. Борис силой утверждал христианство, упорствующих лишали имущества и свободы.
Христианство содействовало ликвидации этнокультурных отличий между славянами и остатками протоболгар.
Борис в начале своего правления удовлетворялся титулом "от бога архонт", так как от тюркского титула "хан юбичи" болгарские князья отказались еще ранее.
Сын Бориса Владимир пытался восстановить язычество на состоявшемся в 893 году последнем известном "народном собрании", но был ослеплен отцом и брошен в тюрьму. Отец объявил о воцарении Симеона (893-927 гг.) и о перенесении столицы с Плиски, связанной с традициями язычества, в Преслав.
К началу X века, то есть, в период первых легендарных киевских князей, хазары захватили почти всю Восточную Европу. В состав Хазарии вошли буртасы (на средней Волге), болгары (на нижней Каме), арису (мордва-эрзя), сувазы (чуваши на верхней Волге), черемисы (мари в Заволжье), вятичи (на Оке), северяне (на Десне) и славяне, под которыми подразумеваются другие племена.
А что же с Волжской (или, как её называли, "Камской") Булгарией? Известно, что в 921 году булгарский падишах Алмас Хан сын Силки обратился к багдадскому халифу Мунтадиру с письмом, в котором просил прислать учителей по мусульманским канонам, мастеров по возведению мечетей, медресе и крепостей с обещанием принять ислам [37]. Предложение было принято.
И уже в 922 году Алмас Хан поменял имя на Джагфар, сын Габдуллы. Союз с халифами через религию необходим был Булгарскому государству для борьбы с сильным противником – хазарами. Известно, что господствующей религией в Хазарии был иудаизм.
В Х веке в Булгарском государстве ислам укрепился настолько, что уже в 986 году булгары сами стали активными миссионерами и даже пытались склонить к принятию ислама Киевского князя Владимира. Но, как гласит предание, суровые догматы этой религии испугали Владимира.
Болгар на территории Украины сменили авары, которые продвинулись до Карпат и низовий Дуная. Славяне авар
(абор) называли обрами: от вар (бар) или yap ("река") – архаическое тюркское слово [38]. Авары добрались до Паннонии, разгромив в районе Дона антов. После 602 года имя антов исчезло со страниц истории.
Объединившись со склавинами (южные славяне), авары до 626 года вели войну против Византии. Почти все древнее население Фракии, Македонии и Греции было истреблено и занято славянами.
Авары просуществовали до прихода в 900 году венгров, с которыми объединились и слились.
На смену аварам в VIII веке появились новые кочевники – хазары. Во второй половине IX века западной границей Хазарии стал Днепр [39]. Славянские племена – северяне, вятичи и радимичи – стали хазарскими данниками.
Тиверцы и уличи, обитавшие в низовьях Буга и Днестра до устья Днепра, видимо, были сюзеренами хазарского кагана в непрекращающейся войне с мадьярами.
Предками мадьяр (венгров) являются огоры или угры, обитавшие в VI веке на территории современной Башкирии и в степях между Волгой и Уралом.
Еще в XIII веке население Башкирии говорило на языке, понятном венграм.
И в наше время известный в 80-х годах народный артист Башкирии Ишмулла Дильмухамедов побывал в Венгрии [40] на одном из концертов. Он исполнил на народном музыкальном инструменте – курае старинный башкирский напев. И то, что потом произошло, было полнейшей неожиданностью. Зал взорвался немыслимой овацией, а несколько экспансивных слушателей бросились к артисту и на руках унесли со сцены. Оказалось, он сыграл старинную венгерскую мелодию пусты – степи. В душе каждого венгра живет пуста – напоминание о прошлой истории предков.
Поляне дань хазарскому кагану не платили. Мадьяры (венгры) появились на Дунае в 831-840 гг. Они смешались с местным населением, но сохранили язык и название страны. В современном венгерском языке, тем не менее, имеется много слов со славянскими корнями.
Часть наиболее близких слов приведена в приложении.
Соседями славян на востоке были печенеги и половцы, торки и берендеи, с которыми происходил не только обмен товарами, но и людьми (одних брали в плен, с другими вступали в брак и т.п.).
Торки – это тюрки, которые не приняли ислам. Тюрок, принявших ислам, называли туркменами.
Торки впоследствии массой передвинулись в Приднепровье. Разбитые князем Всеволодом в 1060 г., торки в 1064г. переправились через Дунай, опустошили Македонию и Фракию, подступили к стенам Константинополя. Греки, действуя золотом, заставили торок уйти. Часть их вернулась и была расселена в Киевском и Волынском княжествах, где образовали "торческий пояс" (типа казацкого), как охрану границ от половцев.
Половцы (они же кыпчаки, куманы) в середине XI века расселились в степях низовий Дона, Днепра и Днестра. Их потомков в Венгрии называют панго (или палоци – от половцев, или кунами – от куманов). Слово "половцы" происходит от слова "полова" – рубленая солома, что отражает цвет волос – желтый. Они были европеоидами. Кумане были ответвлением гуннов (хунну, кунну).
Печенеги под давлением хазар в 900-х годах появились на южной окраине великой степи. Они оказались в сложном положении: между греками, болгарами и славянами. Они приняли сторону славян в борьбе с Хазарией, которая вскоре пала.
Часть хазаров-евреев (точнее, иудаистов) сбежала в горы (их потомков на Кавказе называют горскими евреями), часть – в Крым (их называли и называют до сих пор караимами).
Потомки древних хазар в долине Дона, по мнению Гумилева, приняли наименование "бродники". Впоследствии их потомки стали называться казаками.
Из вышеизложенного можно сделать вывод: славянские племена в период оформления в народы и образования первых государств испытали влияние ряда родственных, по арийским корням, германских и иных (тюркских и угро-финских) племен и народов.
Не могли не оставить в этносах восточных славян свой след фракийские племена (потомки меотов и киммерийцев), тюркские племена (гунны, древние болгары, авары), финно-угорские племена (мадьяры, мордва, чудь, весь и др.).
Следует особо подчеркнуть, что взаимодействие славян с другими племенами продолжалось не 20-30 лет, а значительно больше. Так, сарматы продержались на славянской территории 700 лет, готские племена – около 300 лет, гунны – около 100 лет, болгары – около 200 лет, авары – около 200 лет.
Таким образом, славянское население до его крещения сформировалось в народы, объединенные единой территорией проживания и впитавшие последствия пребывания на своих землях других племен и народов, исчезнувших со страниц истории в своем первобытном значении.
Abor (абор) "Аваро". Буквально "отказавшийся".