ПРЯМОЙ ПУТЬ ВЕЛИКОГО СОВЕРШЕНСТВА (продолжение)
"МЫСЛИТЬ И ЖИТЬ ПО-РУССКИ"
ИЗНАЧАЛЬНОЕ КАЗАЧЕСТВО
Вольному - Воля, спасенному - Рай, скаженному - круча. Цитата: Наше село Карачан.
http://www.n-karachan.ru/index.html
Тихо ты течёшь, петляя, По колено воробью, - Всё равно тебя, родная, Я во век не разлюблю. Берег в зарослях осоки Снова предо мной предстал, Здесь любви моей истоки, Здесь начало всех начал. Хлеб растим, стремимся в космос Иль уходим в океан, Но всегда мы в сердце носим Это слово «Карачан» Ведь на этой речке малой, Где покой и тишина, Для меня берёт начало Вся огромная страна. В. Лушин
... Родина - понятие многогранное. … столь дорогим ... стало … родное село Нижиий Карачан.
Это ... село Грибановского района Воронежской области было основано в начале XVIII века крестьянамн - однодворцами, выходцами из сёл, находившихся вблизи Тамбова.
Вначале это была просто деревня, но уже с 1746 г. - село.
До недавнего времени … село носило название Желновка в честь первого поселенца - вотчинника Желнина. В последствии по имени реки оно получило название Нижний Карачан.
Крестьяне, заселявшие нашу местность, в основном были из северных районов нашей страны. Но до того, как в архивах мы находим упоминание о нашем селе, жизнь на территории нашего села протекала и раньше.
Примерно сорок лет назад учёные считали, что древнейшие люди в Воронежском крае появились ещё в начале каменного века, в период раннего палеолита. Известный советский археолог С. Н. Замятнин в 1925г. провёл археологические раскопки вблизи села Шубного Острогожского уезда и обнаружил здесь фрагменты культуры, которые, по его мненню, можно отнести к раннему палеолиту.
… по руслам рек Хопра и Карачана … неоднократно находили каменные молотки, топоры, кремниевые стрелы.
Вероятно, в поисках дичи люди каменного века предпринимали длительные походы и заходили в наши места.
Ледник и его потоки как плугом распахивали землю, образуя широкие борозды. Этими бороздами изрезана вся территория … села.
Река Хопёр и её приток Карачан текут по долинам, оставшимся от русла ледников…
В 1963 г. были обнаружены остатки бивня, зуб, части челюстей в Верхнем Карачане. Сейчас все экспонаты находятся в Борисоглебском краеведческом музее.
В период II - I тысячелетия до нашей эры наше село представляло собой величественную равнину, поросшую дубравами: с одной стороны степь, а с другой лес.
Между степняками и жителями леса велись непрерывные войны. С начала свирепые степняки - киммерийцы на своих низкорослых лошадях внезапно, как вихрь, налетали на охотничьи племена, на смену им пришли скифы.
Однажды на кургане, рядом со стоянкой скифов, замаячили длинноволосые люди на лошадях с тяжелыми копьями с незнакомым говором. Они напали на скифов. Это были сарматы, пришедшие в нашу местность примерно в IV в. до н. э.. Но и сарматы были не последними кочевниками, которые появились в наших краях. Их вытеснили более воинственные аланы (I в. до н. э.), позднее их сменили гунны. Они сметали все на своём пути в лесостепях, в районе реки Карачана, Борисоглебска, Грибановки…
Шли века. В период, когда складывалось Древнерусское государство … на территории … села жили славянские племена. Наши предки занимались земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. В то время наша река Карачан была достаточно полноводной и богата рыбой.
Мирная жизнь нашего края была прервана в первой половине ХIII в. Здесь появились многочисленные монгольские племена.
Свирепые монголы придавали огню и мечу селение наших предков. В то время наше село да и весь Воронежский край входил в состав Рязанского княжества, которое, как и многие другие кияжества раздробленной Русн, один на один сражалось с грозным врагом.
То, что здесь шли ожесточённые бои, говорит многое.
Во-первых, само названне нашего села - Нижний Карачан тюркского происхождения, что означает «чёрная смерть», по другим источннкам «чёрная яма», или «чёрная сторона». То, что для монголо-татар это было гибельным местом, говорят находки: часть кольчуги, шлем, татарский нож, найденный недавно в центре села.
Здесь происходили ожесточённые бои между русскими и татарами. …
Восставшие из Пристанского городка часто наведывались в rород Борисоглебск. Из бесед с жителями нашего села мы установили, что короткий путь из Новохопёрска (Пристанского городка) в Борисоглебск проходил через наше село, и, конечно, булавинцы были частыми гостями здесь. Кроме того, недалеко от нас протекает Хопёр и здесь находились рабочие, которые заготавливали дубовый лес для строившихся в Воронеже кораблей и сплавляли его по Xoпpy.
Люди Кондратия Булавина приходили к ним с его «прелестными» письмами, и они не могли миновать наше село.
17 марта 1708 г. отряды булавинцев появились в нашем селе. Здесь был сформирован отряд, возглавил его Самойлов. Как пишет Соловьёв, они совершили рейд по деревням Грибановского района. Нападению подверглась вотчина Меньшикова, Малая и Большая Грибановка, дворцовая деревня Карачан. Крестьяне Карачана, Грибановки и других сёл направились в Пристанский городок, куда отовсюду стекались недовольные. Их привлекло распоряжение Булавина об отмене поборов.
Восстание было сурово подавлено, но в устном народном творчестве остались песни об этом времени. В песне «Нa Хопре-реке» красочно запечатлён образ вольнолюбивого и гордого атамана:
На Хопре реке, во казачьем городке, Ой да вот он, во казачьем городке, Появипся, объявился Булавин - он Кандрат, Ой да вот он, Булавин - он Кондрат; Кондрат - парень не простак, а удалой он казак, Ой да вот он, удалой он казак Зипун шитый серебром, сабля вострая при нём, Ой да вот он, сабля вострая при нём. Сабля вострая при нём, а глаза горят огнём, Ой да вот он, а глаза горят огнём.
После разгрома Булавинского восстания донскому казачеству пришлось проститься с последними вольностями. Царское правительство, уничтожив все казацкие городки по Хопру, Медведице и Бузулуку, присоединило всю территорию этих рек к Воронежской губернии. ...
...В ноябре 1928 г. в Нижнем Карачане было создано одно товарищество по совместной обработке земли (ТСОЗ) – «Красный октябрь». Это товарищество было создано из бедняков, в нём состояло 16 хозяйств. В 16 хозяйствах было две лошади: у Пищугина Андрея Григорьевича и Бородина Василия Степановича; у Батаева Ивана Николаевича был маленький механический движок, который он отдал в это товарищество. ...
«... Война началась с неуклюжего громкоговорителя над сельской площадью, к которому спешили выпускники первого выпуска, в тот июньский день 1941 г., вместе с сотнями односельчан, чтобы снова и снова не поверить тому, что где-то по родной земле стучат чужие сапоги, что на родную землю упали тяжёлые фашистские бомбы. Накануне войны, после выпускного вечера, все вместе строили планы будущей жизни. Но война всё перевернула, и наше счастье скрылось там, где в то утро прозвучала первая пулемётная очередь, где заухали тяжёлые орудия, где даже птицы замолчали, прислушиваясь к визгу осколков...», - так вспоминает этот первый день войны Пищугин В.А., выпускник 1941г..
Из числа селян призвано на войну 1116 человек, из них вернулось с войны 346 человек, погибло 770 человек.
Многие вернулись с орденами и медалями. …
Закончилась война, в селе вновь закипела мирная жизнь. Нижний Карачан отстраивался и хорошел. В 60-70 годах в селе работало 7 магазинов: книжный, культтовары, универмаг, хлебный, сельхозпродукты, уценённый, продовольственный и хозтовары.
Работала больница, где было несколько отделений: терапевтическое, хирургическое, родильное, наркологическое, зубное. Известностью в районе пользовались наши врачи: хирург Горштейн Михаил Давидович, Чернышова Александра Сергеевна, которая за свой добросовестный труд награждена орденом Ленина.
Работал ДОК, где в 70 годах работали до 200 рабочих. Продукция ДОКа отправлялась в разные точки нашей страны: Армению, Москву и др. области. Здесь выпускали колёса, ходки для конной упряжки, диваны, стулья, детские санки и многое другое.
В селе существовали три начальные школы, восьмилетняя и средняя школы.
Легенды и мифы древнего Карачана
Если вы внимательно смотрели на карту Воронежской области, то … могли … заметить, что наш регион пестрит разными «заморскими» названиями. Понятное дело, ведь центральная часть страны служила ареной многих любопытных событий. ...
- Должно быть, своим названием … село обязано каким-нибудь интересным древним легендам?
- … «страшное село Нижний Карачан». А почему страшное? Дело в том, что в очень далеком прошлом на территории сегодняшнего Нижнего Карачана располагался один из передовых отрядов Золотой Орды, который назывался Карачун, что в переводе означает «Черная смерть».
- ... Славится Грибановский район и известным Телермановским лесом. Надеюсь, про него легенды не такие мрачные?
- Как сказать! Происхождение названия этого леса тоже весьма любопытно. Существует две версии. Согласно первой, в период с 1696 по 1711 годы Петр I из древесины Телермановского леса строил известный воронежский флот. И был у царя друг Тиммерман, в честь которого, собственно, лес впоследствии и назвали, только произношение несколько изменилось. А вторая версия восходит к временам ещё более далеким. Якобы это название появилось ещё в период правления Ивана Грозного от слова «тилиорман», которое означало «лес на холмах», а также «непроходимый лес». Что тоже соответствует действительности: Теллермановский лес находится навозвышенности, да и труднопроходимых мест в нем немало.
… там растут дубы, ясени, клены. Причем дубы есть громадные – такие, которым больше чем по триста лет!
- … летопись … села началась во времена столь далекие, то и существует Нижний Карачан уже, наверное, не один век?
- Да, в 2005 году ... отмечали 300-летие села. Празднования были масштабные, организовали богатую культурную программу, присутствовало начальство района.
- А что в жизни Нижнего Карачана происходит значительного сейчас?
… по весне река разливалась, часть нашего села на несколько дней оказывалась отрезанной (как раз та самая, что рядом с Телермановским лесом) ... Газета "Аргументы и Факты - Черноземье"
Архивная копия из государственного архива Тамбовской области Краткая историческая справка о с. Нижний Карачан по исследованиям краеведа Самошкина В.В. – научного сотрудника Борисоглебского краеведческого музея.
Село Нижний Карачан основано 19 декабря 1702 года в день Святого Николая Чудотворца. Церковь святого Николая Чудотворца построена в 1714 г. (кирпичная). Село Верхний Карачан основано в 1712 году, церковь Космо-Дамиановская построена в 1868 году. Было два священника.
По данным отчета за 1890 год, в 1863 году в селе Нижний Карачан Новохоперского уезда был открыт Спиртзавод №83, владелец Парфенов Павел Петрович, производительность завода 40 тысяч 570 ведер спирта в год, численность рабочих - 518 человек.
Для справки: в тот период на сахарном заводе братьев Хренниковых в Грибановке было всего 277 рабочих.
О переписи населения села Нижний Карачан и Верхний Карачан в 1932 году.
Поселок Ильинский – 1564 жителя
Поселок Лучки – 53 жителя
Поселок Солонцы – 421 житель
Село Н. Карачан – 7102 жителя
Село В. Карачан – 7445 жителей
П. Ильинский, п. Лучки, п. Солонцы входили в состав Н.-Карачанского сельского совета, таким образом жителей с. Н-Карачан в 1932 году было – 9140 человек.
СВЕДЕНИЯ о церквах, монастырях, молитвенных домах, и т.п. молитвенных зданиях, находящихся в Новохоперском уезде Воронежской губернии
1. Наименование - Никольская церковь
Местонахождение - с. Нижн.-Карачан Новохоперского уезда
Здание - каменная
Площадь квадратная - 34 1/ 24 кв. саж.
Здание передано обществу верующих - по договору
Произведено изъятие церковнык ценностей в пользу голодающих - серебра 11 ф. 65 з.
Если здание закрыто, то чем занято в настоящее время – нет
11. Наименование - Космо-Дамиановская церковь
Местонакождение - с. Верхн.-Карачан Новокоперского уезда
Здание - каменная
Площадь квадратная - 825 кв. арш.
Здание передано обществу верующих - по договору
Произведено изъятие церковнык ценностей в пользу голодающих - серебра 13 ф. 46 з.
Если здание закрыто, то чем занято в настоящее время - нет
12. Наименование - Михайло-Аркангельская церковь
Местонахождение - с. Ср.-Карачан , В.-Карачан Новохоперского уезда
Здание - каменная
Площадь квадратная - 900 кв. арш.
Здание передано обществу верующих - по договору
Произведено изъятие церковных ценностей в пользу голодающих - серебра 22 ф. 83 з.
Если здание закрыто, то чем занято в настоящее время - нет
Архивные документы: Государственный архив Воронежской области.
Ф. Р-4 - отдел управления губисполкома.
Оп. 1, д. 473 - собрание сведений о церквах, монастыряк, молитвенных зданиях, накодящихся в Новокоперском уезде Воронежской губернии
л. л. 149, 149-об
Примечание:
1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 2, 1336 метров
1 фунт = 0, 40951241 кг = 1/40 пуда =32 лотам = 96 золотникам = 9216 долям
Слова, пословицы, поговорки выражения употребляемые в разговорной речи жителей села Н. Карачан (Жалновки)
Гутарить – говорить
Гамонок – кошелёк, портмоне
Рукавички – варежки
Голички – варежки
Ведрушко – маленькое ведро
Куцинка – короткое пальто
Кухвайка – фуфайка
Бумажные носки – хлопчатобумажные носки
Карпетки – носки
Комнатные – домашние тапочки
Черлистоны – комнатные женские тапочки
Гусарики – обувь зимняя, полусапоги на шнурках
Черяпушка – чашка
Пятистенок – дом 2х комнатный
Загрупка – расстояние между дымоходом русской печи и стеной дома
Под загнетка – место под русской печью для хранения рогачей, кочерги
Рогач – шест с металлической насадкой буквой «С»
Кочерга – шест с металлическим наконечником буквой «Г» для подгребания горячих углей в русской печи
Таган – метал. подставка под чугуны и большие сковороды
Суднилавка – лавка для крупной дом. Посуды
Полички – полка для мелкой дом. Посуды
Палати – деревянный настил под потолком для сна
Койка – кровать
Изба – дом
Горница – вторая комната
Закутка – сарай
Половень – сарай для корма животных
Ры(и)га – сарай для корма животных
Клетка – небольшой сарайчик
Гумно – огород
Прясла – изгородь из слег
Присадник – палисадник
Проулок – переулок
Обрывок – короткая верёвка
Скобяной магазин – магазин по продаже мелкого метал. инвентаря, посуды и п.д.
Численки – отрывной календарь
Рубель, скалка – деревянные приспособления гладить бельё
Скалка – для раскатывания теста
Чинёнки – большие пирожки с дом. Повидлом
Тюря – холодная вода, сахар и мелкие кусочки хлеба
Тюклюй – картофельное пюре
Телялюй – в кипящий квас добавляют крахмал, остывает, и употребляют с сахаром и постным маслом
Постное масло – подсолнечное, растительное масло
Студень – холодец, заливное
Звар – компот из сухих фруктов
Живоронки – пирожки в виде птиц жаворонков с сюрпризом (мелкие монеты), выпекаются в Праздник «Сорки» ранней весной
Корец – половник
Шармак – вилы шестироговые с наконечником для погрузки свеклы
Тяпок – палка с деревянным наболдажником на конце
Лавы – переход через реку Карачана – пешеходам
Баркас – большая лодка
Письменосец – пачтальон
Шифонер – шкаф для одежды
Городной – городской житель
Мугутной – трудолюбивый
Лакуций – культурный человек
Втюрился – влюбился
Гладок – сыт едой
Приладили – договорились
Мускорное дело – тонкое дело
Через чура – слишком
Анчихрист – Анти Христос
Бойкий – энергичный, шустрый
Барбос – лягушка мужского рода
Выкамаривает – выделывает
Добре умный – очень умный
Слухай – слушай
Не персамять – не переубедить
Не кляпа не надо – ничего не надо
Пьяный «в котях», «в дым», «в стельку» - сильно пьяный карачанец
Глупой – дурак
Утирка – полотенце
Чувал – мешок
Сиделки - посиделки женщин, занятых рукоделием
Бабайки - боковые весла
Полувальчик - небольшой шерстяной платок
Покрывальник - большой клетчатый платок
Махотка - глиняный горшок
Задёржка - короткая занавеска на окне
Задинка - занавеска на боковой стенке кровати
Горнушка - выемка в печи
Задорга - деревянный брус на русской печке
Вьюшка - дымоход в печи
Скребачка - металлическая лопата
Погребец - деревянное строение над погребом
Тады – тогда
Секач - большой нож, которым скребли деревянные полы во время мытья
Лещуга – осока
Хмыз - мелкий хворост
Тесто - варево из ржаной муки с добавлением калины
Нехай – пусть
Карточки – фотографии
Трёхражки – вилы
Конник - широкая лавка в крестьянской избе
Курник - сооружение для содержания кур
Отчаяный - боевой, смелый
Чувяки - кож. тапки
Смирный - спокойный, уравновешенный
Брешет – врёт
Бряхня – враньё
Орка - буфет для посуды
Уборная – туалет
Тырлище - ветхое строение
Голанка - печка для обогрева дома
Виски – волосы
Студёно – холодно
Полуешка - женский жакет
Задёржка - занавески на окне
Земник - нижняя юбка
Летошний – прошлогодний
Накой - для чего, зачем
Мекаю - размышляю, думаю
Кубыть – будто
Горка - буфет для посуды
Уборная – туалет
Тырлище - ветхое строение
Голанка - печка для обогрева дома
Виски – волосы
Студёно – холодно
Полуешка - женский жакет
Задёржка - занавески на окне
Земник - нижняя юбка
Летошний – прошлогодний
Накой - для чего
Мекаю – размышляю, думаю
Кубыть – будто
Пахталка - для сбивания масла деревянная круглая, узкая кадка
Чаво – что
Надысь – недавно
Кавун - деревянная кувалда для раскола пеньков
Кархобор - нечестный, непорядочный человек
Выражения
«Голова твоя ясеновая» - туповатый человек
«Выкамаривается как свинья на верёвочке» – выделывается сильно
«Он на личко, как яичко, только в голове болтыш»
«Она из ума вся сшита, только дурью прострочена»
Церковь с. Нижний Карачан
Церкви Карачанской зоны обозначены на карте 1790 года. В селе Н. Карачан стояла церковь во имя Св. Николая Чудотворца (престольный праздник - 22 мая). Находилась она примерно там, где сейчас стоит пожарное отделение. Церковь была обнесена железной оградой. На территории церкви была могила местного священника с крестом и надгробным камнем. В церкви служили три священника и другие служители. До 1892 года в селе была только 2-х классная церковно¬приходская школа. К 1936 году церковь была закрыта и сожжена, предположительно, вместе с церковным архивом. Перед церковью сжигались вынесенные из неё иконы.
Во время войны в остатках храма находилась автоколонна. В 50-е годы церковь стали разбирать на кирпичи. Кирпич продавали населению. Надгробный камень с могилы священника тоже кто-то забрал для фундамента дома, но семье стали сниться странные сны, и камень вернули на место. Он до сих пор лежит на склоне холма за колхозной столовой. Камень лежит на ребре и почти полностью врос в землю.
До сих пор стоят три дома, в которых жили священники. В одном из них расположен детсад, в другом аптека, третий - жилой. Ещё один дом был снесён.
В селе, по словам старожилов, есть три источника, почитаемых как святые. Никольский, на котором проходят молебны 19 декабря и 22 мая. Богоявленский или «Явлёниый» - Казанской Божьей Матери. Третий источник находится на склоне балки Сухой Карачан возле Димитровского пруда. Название его пока неизвестно. В обустройстве Никольского источника большую работу провёл, местный резчик и художник по дереву Коршунов Вячеслав Васильевич, его руками была изготовлена небольшая часовенка, к которой прикреплена икона Св. Николая Чудотворца.
Описание Таволжанского Казанского Женского монастыря
Воронежской губернии, Новохоперского уезда имение Товолжанка принадлежало генеральше Надежде С. Вохиной, которая издавна имела намерение устроить женский монастырь в этом имении. Однажды, в бытность свою летом в своем имении, она созвала нисколько благочестивых девиц разного звания, желавших вести жизнь уединенную, вдали от мира, поместила их во флигели, назначив для них содержание на свои средства. Живя в этом уединении, они читали непрестанно псалтирь по усопшем благодетеле, муже этой владелицы, и молились о благотворительнице своей, и ея родных. Свою уединенную жизнь подвижницы благочестия называли земны мъ раем и старались более и более благоугождать Богу; таким образом, с помощью Владычицы, они как бы положили начало исполнению задушевной мечты генеральши Вохиной.
Но враг рода человеческого, завидуя благотворению генеральши, возбудил сильную ненависть въ лице управляющего имением. Управляющий, для соблюдения своих интересов и опасаясь потерять место при осуществлении владетельницы желания в устройстве монастыря, тотчас писал жившей в то время в Петербурге генеральше, что девицы, ею созванные для благоугождения Богу и спасения души, не хотят жить и весьма недовольны своим положением, почему он прекратил выдавать им содержание и удалил их.
Вскоре промысел Божий привел в исполнение добрые намерения генеральши Вохиной следующим образомъ: священник села Костин-Отдельца Борисоглебскаго уезда Тамбовской епархии Василий Андреевич Голубев, маститый старец, бездетный, обладая значительным капиталом, вознамерился свое состояние принести в жертву Богу. В этом старце возгоралось непреодолимое желание, а именно: подыскать такое имение, которое удобно могло бы послужить для открытия женского монастыря. Благое это намерение, при помощи Божией, удалось ему наконец осуществить; пришлось как-то этому добросердечному священнику быть на ярмарки и сойтись с купцом села Товолжанки И. Ш. В разговоре с ним, иерей Василий упомянул о давнишнем своем желании купить имение с тою целью, чтобы устроить женский монастырь. Купец об этом сообщил генеральше Вохиной, которая с великою радостью решилась продать свое имение, даже с уступкой в цене.
Так в короткое время промыслом Божиим совершилась покупка имения, которое заключалось в 736 десятинах земли, в одной маленькой церкви, большом недостроенном доме, флигели, в котором можно было с удобностью поместиться на первый раз. Эта продажа радовала как покупщика о. Василия, так и продавицу генеральшу Вохину, так как эти лица были одних желаний: одному хотелось купить, а другой продать. Противившийся сему делу управляющий не переставал смущать душу генеральши, которыи писал, что покупщик о. Василии вовсе не желает устраивать монастыря и, как писала сама покойная генеральша Вохина, при получении такого известия она тревожилась мыслью: сбудется ли когда-нибудь ея задушевное желание. Эта тревожная мысль не давала ей покоя ни днем, ни ночью, В этих смятениях однажды, проснувшись ночью с тревожною мыслью, она опять заснула. Вдруг она ясно слышала во сне голос: «Как Божия Матерь устроила продажу Товолжанки, так устроит и монастырь». С тои поры генеральша Вохина более не стала уже сомневаться в устройстве обители, что сбылось на деле.
Священник Василий, купив имение, обратился с просьбою к монахини Марии, жившей в Тамбовском Вознесенском девичьем монастыре, которая отличалась знанием касательно устройства монастыря. С благословения Игуменьи названнаго монастыр я, монахиня Мария с 4 другими инокинями, 7 июля 1881 г., приехали в Товолжанку, где уже были, как сказано выше, девицы числом около 10. С приездом монахини Марии, священник Василий выделил для монастыря 600 десятин, а 136 дес. оставил в свое владение ( для себя).
При помощи Божией, с появлением монахини Марии в Товолжанке, дела по устройству монастыря пошли быстро. Первою заботою ея было отыскать священника, чтобы совершать божественную службу в маленькои церкви, но пока еще священника не было, и в ожидании его, монахиня Мария ежедневно приходила с инокинями в церковь, где и вычитывали акафисты, вечерню, утреню, а под праздники из всенощнаго бдения псалмопения и молитвы.
Через три недели, именно 31 июля приехал давно ожидавшиися священник Тамбовской епархии Федор В. Перовский, который начал совершать богослужение. Но как церковь во имя Казанской Божией Матери была мала, холодна, при том высокая с каменным полом, то вследствие этого в том же году, 26 августа, монахиня Мария поспешила приступить к постройки большого каменного корпуса, где вознамерилась устроить теплый храм. Средств для постройки не было никаких; священник, купивший имение, для постройки дал только 2000 рублей.
Монахиня Мария, употребив свои средства, при помощи благодетелей, начала постройку. Материала не было наготове, поэтому было затруднение в начале работ по закладу нового корпуса. По случаю рабочей поры доставка тысячи кирпичей равнялась их стоимости, собственными лошадьми обитель не спела обзавестись. Начальница Мария сильно скорбела о препятствиях к построике нового корпуса и теплого храма; сестры вкупе и каждая из них, найдя где¬нибудь кирпич, или даже половинку кирпича, спешили употребить в работу; так было горячо желание къ постройке другого храма.
Очевидно дело это было нелегкое. Все употреблявшиеся на то средства мало¬по-малу истощались и наконецъ вовсе прекратились; работа остановилась. Понадобился для бута под фундамент дикий камень голышъ; привезти его издалека стоило больших денег, а по близости его не было. Въ такое трудное время Сама Заступница явила свою помощь и милость къ этому месту, давно Ею избранному, даже въ лице того самого управляющего, который прежде противодействовалъ сему святому делу.
Приехав въ Товолжанку, онъ возвратил вещи церковныя, взятые им прежде, и въ разговоре указалъ на место, где можно было найти камень голышъ. Место, это поросшее бурьяномъ, очистили и къ удивлению всех нашли камня такое количество, какое требовалось, и доставали камень изъ земли довольно легко. Но вскоре опять явилось затруднение и на этот разъ въ недостатке обыкновеннаго кирпича. Начальнице по обыкновению пришлось скорбеть, и она, не желая смущать сестер ъ, уединилась от них с тем, чтобы излить свою скорбь слезами, и тутъ-то въ утешение ей появился старикъ, мужичекъ изъ соседней деревни, который, расспрашивая, о чем так горько она плачетъ и, узнав причину ея скорби, разсказалъ ей, что когда онъ быв мальчикомъ, то у генеральши Вохиной начата была какая-то постройка и почему-то оставлена.
После этого мужичекъ предложилъ пойти с ним поискать место, где по его предположению долженъ быть кирпичный фундаментъ. Начальница тотчасъ же поспешила проверить на деле, и къ великой радости нашли кирпичу целый фундаментъ, зарытыи землею на довольно большое пространство, и весь целый съ буквами Е. В. ( имя и фамилия Генерала). Ежедневно сестры, а съ ними и священникъ о. Федор отрывали и очищали найденный кирпич, изъ котораго сложена стена алтаря, теперь кирпичу оказалось достаточно на всю эту постройку и даже съ избыткомъ. Соединение 1-го съ 2-мъ этажемъ окаймлено двойнымъ крупнымъ кирпичемъ въ виде карниза, и этотъ кирпичъ найден въ земле тоже совсем случайно.
Монахиня А. пошла по заросшему высоко бурьяну выгонять телят крестьянскихъ и нечаянно натолкнулася на кирпичъ большого размера, стоявший ребромъ, она заметила это место и, возвратясь, стала истреблять бурьянъ, и нашла целый рядъ крупного кирпича, тоже забытого издавна. Кирпичъ этотъ вырыли, и его оказалось въ достаточномъ количестве. По окончании кладки, опять встретилась нZжда въ приискании плотниковъ, но и въ этомъ случаи промыслъ Царицы Небесной не замедлилъ явиться надъ новосозидаемой обителью. Многие подрядчики заявлялись съ предложением работъ, прося не менее 5000 руб. Начальница отправилась въ Тамбовъ помолиться усердно св. угоднику Питириму, почивающему подъ спудомъ въ Спасо-Преображенскомъ Кафедральномъ Соборе, и тамъ-то, чрезъ посредство старичка дьякона, наняла подрядчика, которыи вместо 5000 рублеи взялъ подрядъ только за 900 руб., а необходимые материалы,-какъ-то: доски и алебастръ представлены были Царицынскимъ купцомъ за умеренную цену съ разсрочкои уплаты.
Известь доставлена Грязскимъ купцомъ Ф. Расторгуевым. Работа закипела, работали: плотники, столяры и резчики, позолотчики и моляры, штукатуры, кирпичники и каменщики, и во все время построики все съ воодушевлениемделали свое дело, даже не было ни одного случая, чтобы который либо изъ нихъ выразил неудовольствие въ чемъ-нибудь, не смотря на то, что ни съ однимъ мастеромъ не было заключено никакихъ письменныхъ условий.
При помощи Божьей, работа шла успешно, такъ что все удивлялись быстрым успехам постройки. Доказательством успеха въ работе можетъ служить делание кирпича, который приготовлялся съ помощью сестеръ кирпича, старецъ о. Амвросий Оптинской пустыни делание кирпича благословилъ самой игуменье и сестрам по силе возможности, сколько могутъ, столько чтобъ сами и делали.); съ 15 августа было выжжено 50 тысячъ кирпичей, который выработывался въ 20 печах, устроенныхъ въ главномъ корпусе. Въ начале ноября вошли уже въ домъ.
14 ноября былъ освященъ главный престолъ во имя Пресвятой Троицы. Велика была радость сестеръ, которыхъ собралось уже въ то время около 50. В чувстве глубокой благодарности къ Заступнице, оне возсылали къ Ней свои горячие молитвы за милостивую и своевременную помощь, какъ дивной Покровительнице избранного Ею места. На другой годъ былъ освященъ придельный храмъ во имя Василия Великаго, ангела свя щенника о. Василия, купившего имение Товолжанку. Постройка храма св. Троицы не обошлась безъ вмешательства врага человеческаго, старающегося всегда и во всемъ делать препятствие человеку. Такъ онъ смутилъ самого о. Василия, возбудивъ въ немъ чувство негодования на инокинь за то, что начали строить теплый храмъ въ доме, и даже написалъ начальнице монахини Марии письмо, чтобы не разсчитывали на помощь отъ него въ постройке, и что онъ не намеренъ помогать имъ.
Тутъ Сама Владычица вразумила о. Василия, не допrстивъ исполниться вражьим наветамъ. 0. Василии, никогда не болевший, передъ праздникомъ Рождества Христова сильно простудился и заболелъ такъ тяжко, что докторъ объявилъ, что надежды на выздоровление нетъ и что дни его сочтены. На святкахъ, узнавъ о болезни о. Василия, монахиня Мария съ инокиней отправилась къ нему, и тамъ утешали его какъ могли; читая акафистъ Владычице несколько разъ, просили Ея благодатной помощи; о. Василий тоже усердно молился. И Заступница не замедлила явить свою милость!... Василий осозналъ свою ошибку, что онъ оскорбилъ инокинь своимъ письмомъ, и въ душе даль обещание помочь имъ въ постройке теплого храма.
После этого, онъ скоро заснулъ и проспалъ целые сутки. На другой день проснувшись, онъ попросилъ пищи, а покушавъ, всталъ, оделся и черезъ несколько днеи уже, оправившись совершенно отъ болезни, поехалъ въ городъ но церковнымъ деламъ, и все это после болезни, признанной неизлечимою, и но милости Божией и до сихъ поръ здравствуетъ.
Небезъинтересно заметить приключение, бывшее съ монахинями, выписанны ми изъ Тамбова о. Василием, на дороги къ месту назначения, т. е. въ Товолжанку. По обыкновению, оне везли съ собой съестные припасы, а между прочимъ рыбу и бутыль подсолнечнаго масла. Не доезжая верстъ 6 до Товолжанки подвода съ припасами опрокинулась на бокъ, и бутыль съ масломъ, не смотря на хорошую укладку, разбилась; масло вытекло. На этой подводе былъ также штофъ съ св. Богоявленской водои, святыня сопутствовавшая инокинь на новое ихъ местожительство, и что же? къ изумлению всехъ, штофъ съ св. водой только опрокинулся вверхъ дномъ, а вода ни чуть не пролилась, не вытекла, не смотря на то, что подвода лежала на боку целый часъ, пока посторонние мужички не помогли инокинямъ поднять ее. Изъ этого инокини заключили, что Сама Владычица не желала, чтобы он употребляли въ пищу рыбу и масло, а чтобы основывали монастырь на посте. Инокини, следуя такому указанно свыше, сохранили рыбу до приезда архиерея, 11 сентября того же года, когда она была очень нужна. Даже священникъ о. Василий, приехавший к нимъ служить, все лето питался вместе с инокинями кашицеи и овощами.
Съ постройкою храма на монахине Марии, устроительнице монастыря, лежала немалая забота объ утверждении монастыря, и все это сопряжено было съ большими трудами. Незабвенная благодарность въ этомъ деле, принадлежишь заботливому архипастырю, въ Бозе почившему архиепископу Воронежскому и Задонскому Серафиму. Для более успешного хода этого дела необходимы были лица въ Св. Синоде, которые могли бы следить за ходомъ дела объ утверждении монастыря. Настоятельница монахиня Мария отправилась въ г. Задонскъ, поведать свою скорбь въ молитвахъ предъ гробомъ святителя Тихона, прося его благодатной помощи въ деле утверждения монастыря.
Здесь, въ Задонск Владычица и угодникъ Божий, святитель Тихонъ, являютъ свою милость настоятельнице. Случайно ей пришлось познакомиться съ родственниками одного чиновника, служившего въ Св. Синоде, который съ удовольствиемъ взялся даже безвозмездно хлопотать объ утверждении монастыря и еженедельно присылалъ сведения о ходе дела. Благодаря заботам блаженной памяти Преосвященнаго Серафима и вышесказаннаго чиновника, труды и заботы увенчались успехомъ.
1884 года 21 ноября утвержденъ монастырь, и настоятельница его монахиня Мария возведена въ санъ игумении. Въ память такого радостнаго собьтия, игумения Мария изъ своихъ покоевъ пожелала пристроить къ главному храму Святыя Троицы придельный, во имя Введения во храмъ Пресвятыя Богородицы, въ благодарность Владычице», не оставляющей своей всесильной благодатной помощью. Храм этот на следующий т. е. 1885 г, въ мае, месяце был освящен. Итак теплый храмъ вполне удовлетворителенъ. Въ этомъ храме находится съ святой Афонской горы икона Божией Матери, именуемая «Отрада или Утешение», и чтится за чудотворную.
3та икона пожертвована одною вдовицею, жившею на разстоянии 50 верстъ отъ монастыря. Когда вдовица изъявила желание пожертвовать означенную икону, то настоятельница выслала несколько сестеръ для сопровождения ея въ пути. Икона эта прекрасна живописью и привлекает для поклонения много богомольцевъ. Пожертвована она въ первый годъ устройства обители и въ то именно время, когда чувствовалась нужда даже въ хлебе.
Прибытие этой святой иконы сопровождалось особеннымъ обстоятельствомъ, а именно; однажды начальница и сестры очень скорбели, что не было даже насущнаго хлеба, и все упование возложили на помощь Владычицы, съ наступлением сумерокъ, входитъ мужичекъ и, кланяясь, спрашиваетъ: куда прикажутъ ему ссыпать хлебъ? Сестры въ удивлении разспрашиваютъ о хлебе и узнаютъ, что хлеба привезено на 7 подеодахъ изъ Сукманки. На вопросъ кто прислалъ, получаютъ такой отвить: «Это Вамъ Царица Небесная прислала». Сестры поспешно убрали его и съ слезами умиления въ теплыхъ молитвахъ благодарили Свою Покровительницу, Спустя три дня повторилось то же самое; прибыль мужичекъ и опять съ тем же вопросом: «Куда ссыпать хлебъ?» Повторились те же вопросы и ответы. На этотъ разъ было привезено 5 подводъ муки, ржи и печенаго хлеба. Вскоре за тем прибыла св. икона, которую сопровождали сестры и усердные жители тех селений, череэъ которыя несли св. икону; проявляя объ исцелении отъ различныхъ недуговъ, жертвовали кто, что могъ, а также и хлеб, привозимыи два раза мужичкомъ, былъ жертвою техъ сельчанъ, где проносили икону, и даже вместе съ иконой принесли жертвованныхъ денегъ 100 рублей. Сестры съ начальницею м. М. во главе не замедлили принести свою глубокую благодарность Царице Небесной за такое дивное Ея покровительство, являяющее къ сему месту избранному для св. обители Самою Царицею Небесною.
Чтоже касается холодного храма во имя Казанской Божией Матери, то онъ былъ построенъ летъ 20 тому назадъ, владельцем Товолжанки Генераломъ П. Вохиным. По своему малому объему, храмъ не могъ вмещать молящихся поэтому, съ благословенья въ Бозе почившаго Воронежскаго Архипастыря Серафима, храмъ быль разобранъ съ целью расширить. Въ виду не было никакихъ средствъ, даже сотни рублей, кроме приготовленнаго материала, и то nриобретенного отчасти по милости благотво ителей, частию приготовляемого сестрами (кирпичъ~, наконецъ, съ надеждою на помощь свыше, 23 июня 1888 года положили начало фундаменту. Съ помощью Царицы Небесной работа идетъ почти безъ остановки.
Кроме сооружены соборного храма, уже второй годъ какъ начата вокругъ обители ограда нзъ кирпича, приготовляемаго съ помош,ью сестеръ, число которыхъ возрасло уже до 120. Все они размещены по келиям въ четырехъ двухъэтажныхъ корпусахъ. Въ главномъ корпусе, где в теплый храмъ, живетъ игуменья Мария и несколько сестеръ; внизу подъ алтаремъ храма находится монастырская трапеза, при которой небольшое пространство занимаетъ просфорня, где приготовляютъ просфоры.
Въ другомъ корпусе находятся рукодельныя, где сестры занимаются разными рукодельными, между прочимъ преимущественно приготовлением ковровъ, вышиванием и другими работами. Невдалеке отъ жилыхъ помещений находятся сараи и конюшня; далее, ближе въ саду, домикъ для о. диакона, а тамъ немного подальше баня, и вдоль сада дорога въ поле и къ хлебной, где пекутъ хлебъ для монастыря. На северной стороне отъ главного корпуса строится собор, къ востоку отъ котораго находится домъ священника о. Василия съ надворными пристройками, еще дальше, севернее домъ для священника о. Федора, а недалеко отъ него ветряная мельница.
На востокъ отъ собора и корпусовъ, на протяжении 8 десятинъ земли раскинуть большой садъ, въ которомъ особенное внимание обращаютъ на себя пирамидальные тополи, которые видны на довольно далекомъ разстоянии отъ монастыря. В саду есть достаточно ягодъ и фруктовъ, въ особенности яблокъ. За садомъ открывается взору обширное поле, где сеют преимущественно разный хлебъ и овесъ для монастыря. На северо-восточной стороне отъ монастыря красуется молодой лесъ, гдъ можно встретить и липу, и березу, и осину,-въ большинства растетъ дубнякъ.
Въ разстоянии 2-хъ верстъ отъ монастыря находится пчельникъ. По дороги къ пчельнику, ближе къ реке, кирпичный сарай, где приготовляются кирпичи для постройки собора и ограды монастырской. Почва преобладает песчаная. Река своими изгибами окаймляетъ все имение Товолжанку, и хотя мелкая, однако быстрая. Вообще местность гористая, что придаетъ ей живописный видъ, и очень здоровая. Самый еидъ этой благословенной самой Царицей Небесной обители очень хорош, тихая и скромная жизнь ея обитательницъ производить прекрасное впечатление на посетителя. (14 стр.)
Литограмма Таволжанского Казанского Монастыря Борисоглебский Александра – Невский общежительный Хрениковский монастырь
Александро Невский общежительный мужской монастырь. Находится близ села Большая Грибановка, Борисоглебского уезда, Тамбовской губерни. Основан 1867 году на пожертвованной А.П.Хренниковым земле, в количестве 1785 десятин. И открыт определением Св.Синода от 10 августа 1904 года. Храм один во имя Св. Александра Невского, каменный. Приделы во имя: св. Василия Великого, митрополита Алексия, Марии Египетской и великомученицы Варвары. (Ист. «Полный православный богословский энциклопедический словарь») Cnб. т.7, репр.1913г.М.1992г, с102).
По другому источнику монастырь был основан много позже, но раннее его основание тоже подтверждается.
Заложен в 1901 году 19го августа и открыт 14 сентября 1904 года на земле, завещанной потомственным почетным гражданином Алексеем Петровичем Хренниковым, стоит на правом берегу реки Вороны, в одной версте от г.Борисоглебска на возвышенном гористом месте, окружен лесом.
Храм в монастыре один, каменный, крытый железом, теплый, во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.
На площади монастыря (150 х 50 сажень) четыре корпуса: два каменных и два деревянных, небольшого размера, крытые железом. В первом корпусе близ церкви помещается трапезная, а в подвальном этаже кухня и кладовая для хранения продуктов. Во втором настоятель, казначей и рухляной. В третьем деревянном корпусе 17 келий, в коих помещается 20 человек братии. В четвертом деревянном - просфорня и хлебная с кельями для служащих. Кроме того, внутри ограды монастыря имеются: амбар, ледник, кузница с флигелем для помещения рабочих из братии и сарай для плотничьих работ.
Монастырь обнесен деревянною оградою с четырьмя воротами.
Братии в монастыре состоит налицо настоятель, казначей, три очередных иеромонаха, четыре иеродьякона, восемь монахов, восемь послушников и двадцать два человека живущих на испытании (то есть трудники).Имелся свой кирпичный завод.
При монастыре был источник Св. Вмц. Варвары, который существует и в наше время. Монастырь был хорошо виден с города на Грибановской» горе.
Монастырь закрыт в начале 20 х годов, при разорении монастыря братия сумела спасти и вывести хромовые святыни: иконостас с иконами. Икону святителя Николая и Икону Святителя Николая и Александра Невского. В настоящее время эти святыни пребывают в храме Рождества Пр. Богородицы села Самодуровка Поворинского района Воронежской области.
В настоящее время на месте монастыря находится военная часть, а на месте храма стоит большой Крест с именной надписью, что здесь был православный монастырь. Промыслом Божьим военная часть расформировывается в конце 2006 года (1700 св.вмц Варваре). Хочется надеется, что по воле Божьей в разоренной обители вновь возродится монашеская жизнь. (Тамбовский архив) журнал "Русский инок". Джорданвиль, США
РУССКИЙ ИНОК №1 ЯНВАРЬ 1912 Игумен Никандр
15 июля 1911 года, двенадцать унылых ударов в колокол возвестили насельникам - пустынной Борисоглебской Александро-Невской обители, что их многоболезненный авва в Бозе почил. Тихо догорал он... догорал, как горит лампа, Аа, когда уже мало в ней елея. Но при телесной слабости болящий о. игумен Никандр и при последних минутах своего земного жития, бодр был духом. И невольно теперь при могиле его встает предо мною вся его жизнь, все его иноческое делание. Это был инок-аскет, даже вид его напоминал древних подвижников благочестия. Но при всем аскетизме его жизни, он имел чуткое, благородное сердце. Это был авва с утра и до вечера, с вечера и до утра. Он ушел из мира уже овдовевшим священником, испытав несчастную семейную жизнь. Он в монашестве искал желанного покоя и нашел его.
Вся жизнь его в монастыре это была сплошная умная молитва. Невольно возникают в памяти его проникнуrое благоговейностью служение, его простые, краткие, но глубокие по содержанию проповеди. Как говорил он! Он мог говорить так, что вся церковь ловила каждое его слово... Это был действительно делатель винограда Христова. Это был отец иноков, это был старец-молитвенник. да и административная города в нем была прекрасная. Он в течение 2-х лет обстроил монастырь, огородил оградой, приобрел массу инвентаря, открыл приют для сирот мальчиков. Вообще, был человек энергии, человек дела. На мой вопрос "Батюшка! Когда же Вы отдыхаете". Он лишь отвечал: "Я Володя, отдыхаю в разнообразии занятий". Помолись же, авва, за осиротелую обитель, за осиротелых иноков... помолись и за меня, так безжалостно ушетшего от тебя, ради презренного личного счастья. Верю я, что ты будешь иметь у Господа дерзновение за твою истинно иноческую, редкую в наше время жизнь". Бьвший послушник В.
P.S. С 2003 года 28 июля (15 июля) в день успения игумена Никандра из города Борисоглебск выходит крестный ход в Серафимо Саровский монастырь.
РАСПОРЯЖЕНИЯ ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ ПО МОНАСТЫРЯМ Определения Святейшего Синода
От 29 ноября 1911 года за № 9298, постановлено: допустить казначея Борисоглебского Александро-Невского общежительного Хреникова монастыря, Тамбовской епархии, иеромонаха Константина к исправлению должности настоятеля сего монастыря. Лёвин О.Ю. (г. Тамбов)
Социально-демографический состав насельников тамбовских монастырей 1800-1917 гг.
Социально-демографический состав насельников тамбовских монастырей 1800-1917 гг. Появившиеся в конце века два новых мужских монастыря быстро росли: Кирсановский Александро-Невский открытый в 1890 г. уже к 1910 г. Насчитывал в своем составе 54 человека (а начинался с . Борисоглебский Хренников монастырь, открытый в 1904 г., к 1910 г насчитывал 47 насельников. Это лишний раз подтверждает, что рост штатных мужских монастырей в епархии сдерживался.
Настольная книга для священно-церковно-служителей ч.2 С.В.Булгаков, репр воспр. Изд.1913г., Изд. Отд. MI7, М.1993, с15-39
Сайт Воронежской и Борисоглебской Епархии (Святые изображены на иконе Всех святых в землях Воронежских, Придонья и Азова просиявших в Покровском Кафедральном соборе г.Воронеж) Изображены все святые в том числе и Богисоглебские: Прп. игумен Никандр. Прп. иеросхим.Иосиф, схимонах Сампсон. Подвижники благочестия Бобровские, Богучарские и БорисоглебскиеИмя Подвиг Год представления День памяти (старый стиль) День памяти (новый стиль) Прав. Александр Протоиерей Богучарский 1871 30 августа 12 сентября Прп. Иосиф Иеросхимонах Николо-Угрешский, Борисоглебский и Новохоперский 1880 31 августа 13 сентября Равноап. Дионисий еп. Якутский, Данковский 1896 8 сентября 21 сентября Прп. Пахомий Иеросхимонах Афонский, Бобровский 1905 23 июня 6 июля Прп. Никандр Игумен Борисоглебский 1911 15 июля 28 июля
В настоящее время в с. Нижний Карачан …:
… Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского муниципального района Воронежской области
Почтовый адрес: Воронежская область, Грибановский район, с. Нижний Карачан…
Индекс: 397204 Телефон (факс): 40498, 40490 Электронная почта: nijnkar@grib.admin.vrn.ru Численность населения: 2150 человек В том числе: дети до 16 лет 280 Трудоспособного: 1058 Мужчин 571 Женщин 487 Пенсионеров: 812 Мужчин 262 Женщин 550 Общая площадь земель в границах муниципального образования, всего тыс. га 16928,5 в федеральной собственности 5566 в областной собственности 834 в муниципальной собственности 5669 в собственности юридических лиц 8,5 в собственности физических лиц 4851
В настоящее время в с. Нижний Карачан функционируют:
Средняя школа – 212 учеников, 44 учителя и техслужащих.
Врачебная амбулатория – 1 врач и 14 сотрудников медперсонала.
Почта, отделение сберегательного банка РФ, две аптеки, ветучасток, 5 продовольственных и 2 промтоварных магазина, ИП по оказанию ритуальных услуг, бондарное ремесло и ручное вязание пуховых платков – осуществляют надомники.
Правопреемником колхоза им. Димитрова в настоящее время является ООО «Грибановский сахарный завод» численность работников – 70 человек.
Один раз в неделю (понедельник) на Центральной площади села работает мини-рынок (базар).
В Администрации Н. Карачанского сельского поселения действует – военно-учётный стол, ведётся регистрация паспортного режима, оказываются некоторые нотариальные услуги.
На территории бывшей 8-летней Полянской школы работает (сезонно) частный маслоцех по переработке семян подсолнечника.
Введены в действие в 2008 году следующие объекты:
Комплексный центр социального обеспечения населения временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов 16 чел.; Детский сад на 20 мест;
Водопровод – 3750м, колонок – 32, п/гидрантов – 16;
Железобетонный мост через р. Карачан дл.40м, шириной – 11м с ограждением и пешеходными дорожками;
Обустроены два источника «Никольский» и «Явлённый» - Казанской Божьей Матери.
… Начата реконструкция Дома культуры; Произведена засыпка грунтом под центральную площадь;
Стихотворение о Нижнем Карачане
Спустя 30 лет Тихо склоняются ивы Над помутневшей водой, Часто снится край мой родимый, Где мы бродили с тобой. Там мы росли и взрослели, Там босоногое детство прошло, Там, где с крыш сбегали капели, - Это все ты, родное село! Что же случилось с тобою, Где же шум, гам детворы? Да уцелевшие жмутся друг к другу дворы. Ветер гуляет уныло Среди опустевших домов. Где же хозяин ваш милый? Дверь нараспашку, а есть ведь засов. Раньше повсюду работа кипела, Живностью полнился двор Да и душа селянина пела, Теперь кому все ставить в укор? Кто разорил все былое, Кто помогал ему в том? И почему над осенней рекою Тихо грустит опустевший наш дом?
Почетный посетитель нашего сайта - Любовь.
Улица
Вся-то жизнь из нескольких с немногим, если повезет, десятков лет… Потому иду я по дороге улицы, какой дороже нет. Золотые клены опадают. Исчертили ветки синеву. Почему она мне дорогая? Я ведь здесь полвека не живу. Незнакомо, отчужденно, голо… Не видать знакомых и друзей. Не осталась старенькая школа с дальней-дальней светлостью своей. Не остались старые домишки – створы покосившихся ворот. Бедновато, без копеек лишних жил послевоенный тут народ. Ни хором тогда, ни иномарок, но зато был воздух почестней. Но зато гремели песни в праздник о великой Родине моей. Я пришел сюда душой согреться. Памятью тех дней упиться всласть, где дышал когда-то ветром детства, ветром веры в жизнь, что не сбылась…
Игорь Лукьянов. Милая Родина
Горечь моя безысходная, Светлая радость моя- Родина, милая Родина, Реки, леса и поля…
Как же ты странно устроена, Что мне, скажи, за нужда- Строить дороги над пропастью, Ставить по ним города.
Сколько всего уже пройдено, Сколько побед и потерь… Родина, милая Родина, Поздно сдаваться теперь!
Где-то незримые ходики Наши считают деньки- Родина, милая Родина, Ты себя побереги.
Все принимаю безропотно. Прошлое - не зачеркнешь. Страшно стоять над пропастью, Не страшно, когда идёшь…
С. Каргашин Гимн родному селу
Милая моя, малая моя Родина, Нет красивей места на земле. Испытанья все тобою пройдены, Стала ты и краше и сильней.
Красота лугов, лесов и пашен Прижились навек в сердце моем. Белоствольные березы наши Шелестят тихонько о былом.
Нас хотели орды Чингисхана Превратить в послушные рабы, Выстоял народ наш Карачана, Лишь легенды ходят с той поры.
Предки нам оставили в наследство Край степи с полоскою дубрав, Тихую речушку, словно детство, Да веселый карачанский нрав.
Наш народ красив, отважен, честен И трудиться может с огоньком, Знает столько он старинных песен- Позавидует ему аж Верхний Дон.
Сбереги, неведомая сила, Отчий, православный, добрый край, Улицы в садах и зелень нивы Никогда и никому ты не отдай!
_________________ Один ритм пульса …
Ты знаешь телом, движение – опора,
надёжность и верность друга в схватке.
Когда друг друга выручали,
В короткое дыханье без оглядки.
Врага на ножи - одновременно брали.
Адреналином сердца бешено стучали.
Мы – русские, с нами Бог и Русь Святая!
|