Цитата:
19 августа – Преображение Господне
Евангелия повествуют, что Иисус взял 3-х из своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы он преобразился перед ними: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2).
В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).
Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22).
Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).
Православные россияне отмечают праздник Преображения Господня
Спустя 6 дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой 3-х учеников — Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна — и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).
Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами — пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, — пишет преп. Ефрем Сирин, — тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, — повествует св. евангелист, — се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).
При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (Мф. 17:7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.
Сегодня, 19 августа отмечается великий двунадесятый праздник Преображения Господня.
Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества... и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы... человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он — Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства... в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).
Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле — Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.
Событие Преображения
Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам.
О Преображении Господнем говорят все евангелисты, за исключением Иоанна. Следует отметить, что три евангелиста абсолютно одинаково описывают это событие.
В Евангелии рассказывается, что уже в конце пути, незадолго до Голгофы, Иисус Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору.
Незадолго до своего страдания и смерти на кресте Иисус Христос сказал апостолам, что среди них есть те, кто прежде смерти увидит Царство Божие пришедшее в силе.
Через несколько дней трех из них: Петра, Иакова и Иоанна Он возвел на высокую гору и там, во время молитвы, преобразился перед ними. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.
По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики…
Можно представить себе, как утреннее солнце уже припекало их плечи, в сандалии забивались мелкие камни, а трое апостолов неспешно поднимались все выше и выше, за своим Равви (евр. Учитель).
Утреннее солнце уже припекало их плечи, в сандалии забивались мелкие камни, а трое апостолов неспешно поднимались все выше и выше, за своим Равви (евр. Учитель). ... «Зачем Он поднял нас в такую рань, — думалось им, — позвал с Собой, двинулся, не проронив по пути больше ни слова. Что он задумал? И зачем было оставлять всех внизу и карабкаться по этим тропинкам? Ну вот наконец-то и дошли, Куда ты, Равунни? Опять молчит, наверное не слышит… молится…»
Согласно евангельским преданиям, в этот день Иисус Христос возвел 3-х апостолов - Петра, Иакова и брата его Иоанна - на гору Фавор и преобразился перед ними. "Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет", - говорится в Евангелии от Матфея.
Апостолы устали и расположились в тени покореженной маслины: Иоанн с братом — на плащах, а Петр сел на камень, веки его отяжелели и он, опершись на посох, задремал…Вдруг послушался шум листвы, залепетавшей от порыва ветра, это заставило апостолов встрепенуться и они, встревоженные, стали озираться вокруг…
Два ветхозаветных пророка - Моисей и Илия - явились преображенному Христу и беседовали с Ним; и беседовали с Иисусом.«об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Так описывает это событие евангелист Марк.
Иисус предстал пред ними: «и просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми как свет…явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие»(Мф.17:2).
«Господи! Хорошо нам здесь быть», — воскликнул Петр, сердце его забилось радостно, он вдруг увидел Христа в неописуемой красоте, в каком-то неземном свете. «Если хочешь, Господи, волнуясь протараторил Петр, — сделаем здесь три кущи (то есть три шалаша из древесных ветвей): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».
И пока он это произносил, светлое облако осенило всех: раздался голос и они услышали, ученики услышали из облака голос Бога-Отца: «Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». (Мф.17:5) Услышавшие это апостолы испугались и пали ниц. Ученики в ужасе пали на землю, пытаясь закрыться руками, как будто защититься от некой невидимой Силы.
Вдруг все стихло, Иисус медленно произнес: «Встаньте и не бойтесь, -. открыв глаза, они увидели только своего Равви, такого же, как и прежде, — никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Ученики молча переглянулись и опустили головы. Было время возвращаться назад и путники двинулись по тропе.
Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9).
Богословское толкование
Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы — божественной и человеческой. При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех лиц Святой Троицы. Во время его не произошло какое-либо изменение божественной природы Христа, напротив, его божественность была явлена в его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне...
Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга,– Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых.
Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.
Смысл Преображения Господня для апостолов заключался в том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не усомнились в его учении, а увидели добровольное страдание и смерть Бога за людей. И проповедали миру, что Господь Иисус Христос, есть истинный Сын Божий.
Христос готовит учеников к своей смерти. Ученики должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний. Но полное понимание того, что видели они на горе Фавор не кого иного, но Бога в славе Его, придет к ним значительно позже, после Воскресения, когда в день Пятидесятницы Дух Святой научит их полноте божественной истины. Пока для апостолов Дух Святой – это светящееся облако, которое покрыло их и, вместе с тем, позволило созерцать Божию Славу и слышать его голос.
Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что «Бог есть свет», вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.
«Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, говорит митрополит Антоний Сурожский, — что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы… Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир мир сияние Преображения». — Ефрем Сирин
Ряд богословов (Косьма Майумский, Иустин Попович) считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» божий образ каждого человека, удаляя с него «осадок» первородного греха:«Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков».
Праздник Преображения
Один из 12 главных почитаемых христианских праздников
История установления
Праздник местно отмечался в Палестине с IV века, со времени когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова), Кирилла Александрийского и других.
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 6 (19 по новому стилю) августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста.
На Западе праздник Преображения встречается в некоторых древних мартирологах и издревле торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в Typе, в Испании при святом Ильдефонсе в VII веке. Однако в Католической церкви он установлен для всеобщего почитания Папой Каликстом III в 1456 году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом.
Празднование В Православной церкви
Принадлежит к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается литургия, читаются паримии, а также поётся канон в котором подчеркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный свет.
В русской народной традиции Преображение называется 2-м Спасом или Яблочным Спасом.
В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой им природы
Гимнография
В стихирах на этот праздник воспроизводится внешняя обстановка этого евангельского события (молитва Христа, сон учеников, явление пророков и т.д.), а также поясняется его внутренняя (символичная) сторона — то что Христос преобразился для того, чтобы уверить учеников в своем Божестве и показать что и человек может «облистать светом очерневшее Адамово естество».
В праздничном тропаре (коротком церковном песнопении, посвященном каждому христианскому празднику, дню памяти) есть такие слова: «да возсияет и нам грешным, Свет твой неприступный». Они выражают стремление верующих к стяжанию Духа Святого, к тому чтобы стать причастниками Божественного света и поделиться этой радостью с ближним.
Тропарь праздника
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
Кондак праздника
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.
Величай, душе моя, на Фаворе преобразившагося Господа (привев).
Рождество Твое нетленно явися: Бог из боку Твоею пройде, яко плотоносец явися на земли, и с человеки поживе. Тя, Богородице, тем вси величаем.
Входное песнопение
В облаке светлом Дух Святой явился, и слышен был глас Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте
Коллекта
Боже, в славном Преображении Единородного Твоего Сына Ты подтвердил тайну веры свидетельством Моисея и Илии и чудесным образом предзнаменовал будущую славу усыновлённых Тобою детей; сподобь нас, рабов Твоих, внимать гласу Возлюбленного Сына Твоего и обрести Его наследие
Молитва над Дарами
Молим Тебя, Господи, освяти преложенные нами дары, чтобы они стали Таинством Единородного Твоего Сына, преобразившегося во славе, и сиянием Его света очистили нас от скверны грехов
19 августа — Преображение Господне
Преображе́ние Госпо́дне — праздник христианской церкви!
Ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.
Преображе́ние Госпо́дне — праздник христианской церкви в связи с упоминаемым в Евангелиях мистическим преображением Иисуса во время молитвы. О Преображении Иисуса Христа сообщают все евангелисты кроме Иоанна (Мф.17:1–6, Мк.9:1–8, Лк.9:28–36)
Празднование совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю)
Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).
Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако высказываются мнения, что местом Преображения мог быть и один из отрогов горы Ермон в окрестностях Кесарии Филипповой.
По традиции, на Преображение после Божественной литургии на Руси также освящают яблоки и другие плоды. Поэтому в народе этот праздник называют также Яблочным Спасом.
Яблочный Спас
«Пришел Спас, готовь рукавички про запас» - говорят в народе, имея в виду приближение осени. Ну, а Яблочный Спас, как говорится, «самый большой» из православных Спасов.
В этот день произошло 1-е явление Иисуса Христа в божественном обличье на горе Фавор.
В день Яблочного Спаса во всех православных храмах России проходит божественная литургия и освящение первых плодов нового урожая.
С самого утра люди несут в церковь корзины с яблоками, грушами, сливами.
Освященными фруктами принято угощать бедных, оставлять, по традиции, на могилах близких.
Принято считать, что именно к этому сроку яблоки наливаются самым сладким соком, поэтому только в этот день начинался сбор яблок, более того, под страхом смертного греха до Спаса запрещалось пробовать этот плод, да и другие плоды тоже, кроме огурцов и ягод.
Ну, кому это не знать, как Марии Петровне Пелиной, владелице самого большого яблоневого сада в Хутыни.
Существует много народных примет, связанных с яблочным Спасом. Этот день считался так же первым днем проводов лета и встречи осени.
Праздник Преображения Господня (Яблочный Спас)
«Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас…». Сергей Есенин
Близится время урожайных сборов и первым поводом к радости о щедрости земли становится для верующих Праздник Яблочного Спаса.
В этот день (19 августа) совершается освещение плодов. В России, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, груши, сливы.
Древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. Колосья и виноград приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая.
Но таинственно-символическое значение этой традиции состоит еще и в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека.
Освещение плодов – символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня, события которого также вспоминаются в этот день.
Празднование Церковью этого евангельского события совпадает со сбором урожая, поэтому в этот день принято освящать разнообразные земные плоды и благодарить за них Бога.
Храм Преображения Господня на горе Фавор
«Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), — так поет Св. Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека — во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.
Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Св. Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба — Илия Фесвитянин, а из мертвых — Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) — по словам творца канона на Преображение, преп. Иоанна Дамаскина, — указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.
Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.
В русской народной традиции Преображение называется 2-м или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.
С Праздником Преображения Госпо́дне, православные христиане, братие и сестры!!!