РУСБОЙ. ПЕРВОПРИНЦИП-СИСТЕМ@СИСТЕМА-ПЕРВОПРИНЦИПА. ОСЬМАВА. СТИЛИ. ЖИЗНИ. СПЕЦНАЗ. ИНФОПОРТАЛ-ФОРУМ

<a href=\"http://www.rusboj.ru\" target=\"_parent\">вернуться на сайт РУСБОЙ</a>
Текущее время: 28-03, 19:34

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-06, 06:42 
Не в сети
Procurator Momento More
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31-12, 15:21
Сообщения: 2728
Откуда: отовсюду во всём всюду везде всегда
Цитата:
13 ноября 78-м года, создана Всесоюзная комиссия по каратэ во главе со Штурминым, дали возможность популяризировать его в России, Советском Союзе.

В 79-м была создана Центральная школа каратэ.

Со студентами, приехавшими со всей страны, занимались в основном инструктора школы СЭН'Э. …центром учебно-методической и аттестационной работы федерации стала именно созданная на базе профсоюзов ЦШК. В школе тренировались практически все мастера различных стилей и направлений боевых искусств, приезжавших из различных регионов СССР. На базе школы проводились всесоюзные семинары тренеров по каратэ, проходили сборы сильнейших каратистов – членов сборных команд г.Москвы и СССР.

Штурмин являлся ее директором, правда, без портфеля и права подписи: мешала основная работа в научно-исследовательском институте. Поэтому обеспечивал жизнедеятельность школы и руководил тренировками я.

Постепенно каратэ становилось популярным, секции и группы стихийно возникали по всей стране. Отбоя от желающих заниматься каратэ не было. … Молодежь в секции валила толпами! …в 1979 году на набор пришло…10 тысяч человек!

И все это на плечи 30 инструкторов школы СЭН'Э. Правда, отсев тоже был немаленьким. Для начала сформировали две группы по 90 учеников. А через год, как вы думаете, сколько их осталось? Один, Володя Дюков !

Нагрузки были запредельными, люди не выдерживали. Но зато те, кто выживал, становились настоящими мастерами.

13 ноября 1979 года создана федерация каратэ СССР, ее президентом сделали не Штурмина, а партийного функционера, полковника КГБ Виктора Куприянова. О каратэ он ничего не знал. И даже не понимал, о чем идет речь. Но на совещаниях он, конечно, закладывал брови за уши, краснел, пыхтел и прочее, а всю работу вели мастера школы СЭН'Э.

Руководство школы СЭН'Э вызвали в соответствующие органы и сказали, что если будут настаивать на кандидатуре Штурмина, то школу закроют. Первоначально на должность председателя планировался Штурмин, но его кандидатура не совсем устраивает партчиновников и силовиков. Алексей стал первым заместителем, но фактически руководил работой федерации.

Началось все с «В зоне особого внимания». Евгений Месяцев, с которым Касьянова познакомил Штурмин, показал сценарий фильма о воздушно-десантных войсках. Обсудили, решили посотрудничать. По первоначальному замыслу роль лейтенанта Тарасова должен был исполнять сам Штурмин. Но на предварительных съемках он получил травму, и его заменили актером Борисом Галкиным .

Касьянов отвечал за постановку трюков и дублировал Михая Волонтира в сцене драки со сбежавшими рецидивистами, благо типажи наши были схожи. Гримеры ему только волосы немного подседили.

Снимали фильм в Литве, в учебном центре ВДВ Ионава. … Параллельно с работой над фильмом пару месяцев Касьянов тренировал каунасских чекистов.

Тогда в Прибалтике участились митинги националистов, и сотрудники КГБ откровенно боялись лезть в толпу с табельным оружием, так как его частенько отбирали. Руководство спецслужбы пришло в восторг от продемонстрированной Касьяновым работы с нунчакой и яварой и сразу же заказало себе несколько экземпляров.

Начали снимать «Ответный ход», но вскоре всей группой покинули проект. Администраторы не заплатили ребятам обещанных за работу денег.

Осиротевшую картину подхватил Александр Иншаков– начинающий тогда каскадер и ученик школы, занимавшийся в группе Касьянова.

Потом были фильмы «Стрельба дуплетом», «Взлет», «Набат».

Широкие народные массы знают Касьянова по роли в культовом советском боевике «Пираты XX века», где Касьянов сыграл колоритного боцмана Михеича, ловко управлявшегося с экзотическим оружием, а то и вовсе голыми руками «мочившего» террористический «интернационал».

Те же, кто имеет отношение к миру боевых искусств, по праву считают этого человека живой легендой. Если выражаться образно, то отечественное каратэ и спортивный рукопашный бой, несомненно, вышли из кимоно Касьянова. Оспаривать эту истину не решаются даже враги, коих у нетерпимого ко лжи и предательству, прямого, а потому неудобного Учителя хватало всегда. Но настоящих, преданных друзей и учеников рядом с ним было намного больше. Так есть сейчас, так будет и впредь. По закону жизни.

Накануне Московской Олимпиады 1980 года Касьянов познакомился со Станиславом Говорухиным и Борисом Дуровым , создателями «Пиратов XX века».

Практически все трюки в картине выполняла группа, приехавшая с Касьяновым. Правда, и здесь не обошлось без казусов. Тогда из фильма вырезали практически все, что было связано с каратэ. Дошло до того, что нам открыто заявили: еще один прием, и картину закрываем. Слава богу, те времена прошли. Картина имела ошеломляющий успех: за 10 лет ее посмотрело около 250 миллионов человек, то есть каждый третий житель Советского Союза. А кассовые сборы составили свыше 100 миллионов долларов!

А на носу Олимпийские игры в Москве! Властям просто необходимо было пресечь активно развивающийся вид спорта. Вот и придумали причину: «правоохранительным органам бандитами оказывается грамотное сопротивление приемами каратэ». Чушь! Ничего подобного не было. Да и всем прекрасно известно, что собой представляли в тот период советская милиция и армия…

Но была передана соответствующая «записочка» члену ЦК КПСС Соломенцеву. Тот протолкнул ее «серому кардиналу» Суслову. А Суслов сказал: «фас»! И каратэ запретили. За неделю все решилось! В 83-м году каратэ подписали смертный приговор. Всё это ни в коей мере не умаляет заслуг этой школы - она на определенный период времени стала как бы эталонной для СССР именно за счет того, что любая техника практиковалась в этой школе практически в идеальной форме. Сэн`э или Сан`э действительно веха в развитии БИ в Союзе и о весьма опосредованном отношении (или абсолютном не отношении) этой школы к корейцам (разве, что у Штурмина занимались корейцы: В. Пак, В.Цой, В.Хан и др.).

Почему так произошло? Они боялись за свой коммунистический трон. Их не устраивала ситуация, когда простой смертный мог обезоружить любого милиционера или чекиста.

В 1983 году Касьянов и его ученики снялись в фильме "Набат" по заказу КГБ и аэрофлота СССР про угон самолета. Если бы его выпустили на экраны, это была бы картина не менее известная, чем "Пираты XX века". Но ее показывают изредка, да и то только кусками, говорят, там что-то секретное. Касьянов изображает там командира группы захвата - обезвреживают террористов, захвативших самолет. Террористка там Наталья Варлей, генерала играет Петр Вельяминов, начальника Касьянова.

В 80-х годах в Москве и Советском Союзе школа "СЭН'Э " была самая популярная, сильная и многочисленная.

В начале 1980 года между Касьяновым и Штурминым произошел раскол[/b]. Т. Р. Касьянов, не согласившись с решениями А.Б.Штурмина по ряду организационных вопросов, ушел из ЦШК и организовал свою школу, которая также называлась "СЭН'Э " и продолжала прежние традиции нового жесткого контактного стиля. Вместе с ним зал Дворца спорта «Труд» покинули 73 ученика за исключением двух человек.

Юрий Кутырёв покинул школу Касьянова, в 1983 году.

В 1989 году Роман Степин и чёрные пояса: Михаил Крысин, Владимир Дюков, Семён Котляр, Владимир Сергеев, Владимир Лощаков, покинули школу Касьянова.

В дальнейшем, Михаил Крысин возглавил федерацию Косики каратэ России. Его ученики: Роман Анашкин и Владимир Зорин являются лидерами российской федерации Кудо.

Владимир Дюков открыл свою школу : метод "Свободных движений энергии".

Владимир Сергеев и Владимир Лощаков руководят клубом армейского рукопашного боя "Сим Победиши".

В 1992 году усилиями Р. П. Степина и его учеников, в целях сохранения стиля "СЭН'Э" и объединения учеников, был создан спортивный клуб восточных единоборств "БУДО". С тех пор клуб является полноправным членом московской федерации каратэ-до и всероссийской федерации каратэ-до. …

_________________
Один ритм пульса …
Ты знаешь телом, движение – опора,
надёжность и верность друга в схватке.
Когда друг друга выручали,
В короткое дыханье без оглядки.
Врага на ножи - одновременно брали.
Адреналином сердца бешено стучали.
Мы – русские, с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 04-06, 06:43 
Не в сети
Procurator Momento More
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31-12, 15:21
Сообщения: 2728
Откуда: отовсюду во всём всюду везде всегда
Мой путь в Джет Кун До начинался, в корейском виде прикладного рукопашного боя (спецназа Северной Кореи) - Квон-тху (система была хороша), школы СЭН'Э, как и, у моего сшифу по ДКД - С.К. Рыжова.

Цитата:
Последний чемпионат СССР до потепления в 1989 году был проведен в 83-м в Волгограде. Да и там соревновались лишь сотрудники МВД. Ни о каких профсоюзных командах речи даже не шло.

Тем временем в КГБ и МВД, в их райсоветах решали, как они говорили, «узковедомственные задачи». Поскольку все было скрытно - к себе они никого не подпускали,- мастера школы не знали, чем они занимались. Но на редких тренировках, когда ученики ЦШК с ними встречались, они всегда проигрывали.

1-е выступление - первенство Москвы - они проигнорировали. Тогда Центральная школа каратэ практически разгромила всю «оппозицию»: из 187 участников школу представляло 100, из 24 медалей она забрала 22. Миф о силе чекистского и динамовского каратэ был развеян. Они не были готовы, у них не было инструкторов, живого людского притока, того, что было у ЦШК.

А в ЦШК тренировалось 1500 человек. Она была способна собрать 3 или 4 сборных команды. Первым 2-м даже не с кем было драться, настолько сильны они были. ЦШК громили всех. Проигрывали динамовцы и в дальнейшем.

Единственное исключение — дагестанец [b] Чотанов
, который однажды стал чемпионом страны. Да и то с сильного подсуживания «оппозиции», которая всячески старалась разрушить Центральную школу каратэ.

Единственный стиль, который с СЭН'Э не дрался на соревнованиях — Кёкуcинкай.

Касьянов и его ученики, старались заниматься, как могли. Друзья устроили его в армию, где еще как-то можно было что-то развивать. Втихаря. Сначала преподавателем, а затем тренером Касьянов служил в разведроте, 27-й бригаде «Теплый стан». Бригада была образцово показательная. Может быть, поэтому школу занимавшуюся на той базе особо и не трогали. Там, служил ученик Касьянова, ныне вице-президент федерации рукопашного боя и традиционного каратэ Рязанской области Эдуард Новиков .

Касьянова в это время пригласили на работу в Московский военный округ. Он с учениками организовал и провел показательное выступление в СКА-13 в Лефортово. На присутствовавшее в зале руководство армейского спорта наша «показуха» произвела впечатление, и Касьянова назначили тренером по рукопашному бою в СКА-13.

Начальник спортклуба Евгений Александрович Пеньковский распорядился, чтобы все инструкторы посещали занятия Касьянова 2 раза в неделю. Это были люди многоопытные, крепкие специалисты-практики.

После запрета на занятия каратэ, официально, работала лишь секция РБ в СКА-13 МВО , возглавляемая Т.Р. Касьяновым, стараясь сохранить технический и духовный потенциал каратэ и рукопашного боя. Здесь постигали премудрости рукопашного боя будущие сотрудники и инструкторы «Альфы», «Вымпела». В этих спецподразделениях и сейчас служит много учеников школы.

В один из дней Касьянова вызвал к себе начальник физподготовки МВО Самуил Александрович Тейтельбаум . Провез на машине по подмосковным соединениям, объясняя армейскую специфику и требования к обучению. Пораспряжению Тейтеля, как в округе за глаза называли начфиза, Касьянову стал старшим тренером МВО по рукопашному бою.

Многолетняя работа в Московском военном округе позволила пережить период гонений на каратэ, при этом не только не растеряв тренерские кадры, и даже повысив уровень их подготовки. Школа, словно дождевая капля, переливались, меняя форму и структуру, но суть оставалась неизменной. Многие инструкторы окончили институт физкультуры.

… совершенствовали свой технический арсенал, методики. Так шаг за шагом шло становление нового национального вида спорта – рукопашного боя.

Рассказывает - Михаил Стёпин:

"Это был период как раз «после запрета каратэ». Мы пытались (и в результате у нас получилось) этот запрет убрать. Для этого готовили массу разных материалов для Совмина, ЦК, и всяких прочих структур. В философском обществе СССР как раз в то время создавали центр по изучению восточных единоборств, готовился симпозиум «Феномен каратэ-до» и т.д.

На «Динамо» была как бы правильнее назвать учебно-тренировочная база, где собирались люди, занимающиеся подготовкой этих самых мероприятий и материалов - Юра Маряшин, Сергей Моисеев , Владимир Ковалев, Юрий Вдовин , Сергей Рыжов , Юрий Зиневич, Илья Гульев, Алексей Маслов, Глеб Музруков, Май Богачихин, Александр Подщеколдин, Александр Танюшкин, Герман Попов, Николай Егоров, Олег Зиборов .

Практически на каждую встречу, кто-то приводил кого-то «интересного». Побывал … и Миша Рябко, и Юра Манхоев, и Саша Масютин, и Белов, и Новиков , и представители разных стилей и школ, и первая команда таэквондистов из КНДР.

Ли Сын Хи был очень неплохим судьей. … Ли Синхи занимался ниндзюцу.

Про Трофимова .... ниндзя "обучавший советских десантников в ГДР" С. Трофимов , … воспитанник Штурмина и Касьянова .

Александр Масютин сейчас живет в Обнинске и занимается там ушу и то ли студией, то ли театром восточного танца. … один из наиболее талантливых людей, способный продемонстрировать практически любой стиль ушу. Особенно … нравились его «звериные стили». Человек буквально на глазах становился тигром или змеей. Причем это была не просто имитация стиля, а по настоящему вхождение в состояние. Техника у него была не просто красивая, но и очень реальная. … рассказывали свидетели случая, когда Саша пытался поступить на работу в Динамо, но не смог найти общий язык с одним из руководителей динамовского каратэ ныне покойного Александрова. Что-то слово за слово, Масютин «взорвался» и кулаком вмял дверцу сейфа. … рассказывали отнюдь не друзья Масютина.

Владимир Новиков был замечательным мастером по оружию. Практически любой предмет в его руках превращался в замечательное оружие, причем за счет культуры движений, приобретенной благодаря занятиям ушу, даже работая с зубочисткой, Новиков представлял собой замечательный образец мастера ушу. Уже лет 7-8 (если не больше) как В. Новиков ушел в религию, служит в одной из церквей.

Валерий Гусев сильно вырос в мастерстве, а главное – как учитель.

Ну и какова цель публикации здесь …? Ну это ж просто моё субъективное мнение"…

29 ноября В 1989 года инициативная группа зарегистрировала официально в коллегии Госкомспорта СССР Всесоюзную федерацию рукопашного боя, позже переименованная во Всероссийскую…, пригласив к сотрудничеству армию и органы безопасности. …создан свой русский рукопашный бой. Не зависим ни от каких иностранцев.

... на 7 лет позже СЭН'Э. [/b] … сейчас существуют 3 версии (основные) РБ: это милицейский, армейский и наш — спортивный.

В этом сотрудничестве с милицейским, и с армейским РБ. Бойцы, особенно в регионах, довольно часто выступают по этим видам рукопашного боя и становясь призерами и даже чемпионами их соревнований. Бойцы воевали в Афганистане и Чечне. Ученики школы оттуда не вылезали
!

В 1987 году в потепление относительно единоборств. Была организована студия «Каскадеры», в которой работали 27 инструкторов и у каждого были группы по 50 человек . Войдя под юрисдикцию Минкультуры, из Госспорта, занятия каратэ и РБ называя «творческим сценическим движением».

Сейчас, кстати, планируется снять продолжение «Пиратов». Кстати, друзья Касьянова - поляки говорят, что после нового года они достанут денег на съемки фильма "Пираты ХХ века. 20 лет спустя". Если будет такая возможность, попробуем отсняться. Как президент Гильдии каскадеров Касьянов не сомневается, что смогут сделать яркое, зрелищное кино. Сам, естественно, будет играть боцмана, только постаревшего и отправляющегося в свое последнее плавание.

Есть задумка собрать всех, кто снялся в первом фильме. Нет в живых Талгата Нигматуллина и Николая Еременко, а остальные в строю.

Ждет своего часа и великолепный сценарий Татьяны Новиковой о деятельности в годы Великой Отечественной войны легендарной ОМСБОН. Рукопашные схватки, трюки, от которых дух захватывает, перестрелки и поединки с использованием холодного оружия… Такой фильм сегодня просто обречен на успех, Голливуд отдыхает.

Проблема, как всегда, одна – отсутствие финансирования.

Сейчас Сан’Э является практически «бесстилевым» или «всестилевым» каратэ, использующим технику самых разных стилей и видов боевых искусств. Много в развитии этой школы сделал Тадеуш Касьянов, пытавшийся и ранее и теперь приблизить эту школу к потребностям армии и спецслужб.


По материалам – Интернета:

http://bratishka.ru/archiv/2007/6/2007_6_18.php

http://newspaper.ryazan.ru/archive/2005/16/zag21.html

http://www.respects.ru/stat/Kasynov_v_c ... adeus.html

http://kempo.ru/2007/05/05/brovi_za_ushi.html

http://kempo.ru/2007/05/05/brovi_za_ushi.html

http://rush-an.narod.ru/cen-e.html

Фото мастеров школы Сан’Э -

http://rush-an.narod.ru/karatearhiv.html
http://cskarate.ru/boxgal.php?lng=ru&ga ... counton=on

http://www.fvrazved.ru/stdcgi/forum.php ... 866&page=8

http://mosbudokan.fastbb.ru/index.pl?1- ... 00-45-0--1

О школе СЭН'Э

_________________
Один ритм пульса …
Ты знаешь телом, движение – опора,
надёжность и верность друга в схватке.
Когда друг друга выручали,
В короткое дыханье без оглядки.
Врага на ножи - одновременно брали.
Адреналином сердца бешено стучали.
Мы – русские, с нами Бог и Русь Святая!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 29-11, 16:09 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12-10, 06:44
Сообщения: 9
Откуда: Петропавлоск
Особый интерес к джиу-джитсу появился в России после поражения ее в войне 1904-1905 гг. В 1905 году "товариществом И.Д. Сытина" была выпущена книга под названием, которое говорило само за себя "Физическое воспитание у японцев. Система упражнения, диеты и образа жизни вообще, которое сделало этот народ самым здоровым, крепким и жизнерадостным на свете".

Следом за этой книгой для нужд правоохранительных органов была опубликована работа капитана полиции Демерта под названием "33 боевых приема нападения, обороны и обезоруживания по японской системе джиу-джитсу".

Далее в 1910 году в российской печати появилась книга Ирвина Гангока "Джиуджитсу. Японская наука о здоровом человеке. Метод укрепления тела и атлетические приемы японцев" и книга профессора Кара Ашикага "Жиу-Житсу. Полный общедоступный учебник физического развития и приемы самозащиты по известно японской системе жиу-житсу".

Как мы можем прочитать, даны различные написания названия этого единоборства. Но, как ни странно, ни одно из них не верное. "Единственно правильное чтение, соответствующее действительному понятию двух приведенных выше иероглифов, надо транскрибировать по-русски: "дзюу-дзюцу", а не "джиу-джицу", потому что джиу-джицу ни в какой мере не соответствует произношению японцев, в языке которых нет звука "ж", равно как нет и других шипящих звуков, свойственных русскому языку. Начертание джиу-джицу перенесено в русскую литературу из западноевропейских источников (французского, немецкого и английского языков), в которых чтение приведенных иероглифов транскрибируется латинским алфавитом, обычно jiu-jitsu, djiu-djitsu или ju-jitsu.

Русские переводчики европейских языков, не знакомые с японским языком, транскрибировали это слово по-русски - джиу-джицу, что совершенно не соответствует ни чтению иероглифов, ни действительному названию самой системы. Слово "дзюу-до" имеет первым иероглифом тот же иероглиф, что и в "дзюу-дзюцу", второй же иероглиф (до) имеет значение "путь", "дорога". В сочетании эти два иероглифа образуют понятие: путь к гибкости, путь к эластичности, путь к мягкости (в смысле гибкости и эластичности). Под словом "путь" или "дорога" подразумевается процесс учебы, который должен привести человека к гибкости и. укрепле-нию его психофизических качеств" (В.С. Ощепков. "Дзюу-до" (Сборник материалов по учебным дисциплинам, ГЦИФК 1932-33 уч. г., ОГИЗ-"Физкультура и туризм", Москва, 1934).

Книги близки друг другу не только по содержанию и изложению технических действий, но еще роднит их необычная форма одежды, надетая на участниках и изображенная на иллюстрациях. Мы видим не привычное современное спортивное кимоно, а куртку с рукавами до локтей, штаны до колен, которые можно назвать трусами (или трико), наличие мягкой обуви (или ее отсутствие).

Не удивляйтесь, такая одежда для борьбы была у японцев. Затем, изрядно ободрав локти и колена о жесткое татами, они приняли за основу одежды для борьбы - европейский костюм, удлинив рукава и начали использовать штаны.

В 1915 году была напечатана книга И.В. Лебедева "Самооборона и арест", в основу которой легла все та же пресловутая система джиу-джитсу.

"Созданное в 1915 году боевое самбо было засекречено для специального пользования, развивалось в условиях строгой секретности и связано с многими страшными историями его совершенствования..."

В книгах Лебедева и Спиридонова было много общего: написаны они были для использования сотрудниками правоохранительных органов и предназначались для борьбы с нарушителями общественного спокойствия, даже демонстраторы технических действий изображены на иллюстрациях в военной форме и в основу положено то же самое джиу-джитсу, усиленное приемами французской и вольно-американской борьбы.

В системах Лебедева и Спиридонова было примерно одинаковое количество технических действий. Но дело даже не столько в количестве, а сколько в качестве исполнения приемов и той смысловой нагрузке, которую они несут.

Наверняка Спиридонов был умным и добросовестным работником. Он, создавая свою систему методом проб и ошибок, все же не имел достаточной квалификации в области единоборств. Именно поэтому демонстрация приемов в его руководствах проводится на нем его учеником.

В отличие от Спиридонова И.В. Лебедев был борцом-профессионалом и арбитром, общался с лучшими борцами своего времени. Так, на иллюстрациях своей книги он лично демонстрирует, как правильно нужно исполнять технические действия. Таким образом, говорить о "большей результативности" деятельности В.А. Спиридонова по отношению к Лебедеву нет оснований. Но, как бы то ни было, предложенные ими руководства по самозащите были в России в числе первых для "спецслужб", они так или иначе работали, давали свой результат.

От того, что преподавал В.А.Спиридонов, в боевом разделе мало что осталось. Основы боевого раздела были созданы, скорее, учениками В.С.Ощепкова Волковым, Галковским, Сагателяном.

СИСТЕМА Спиридонова была, цитирую из его работы 1927г:
"Система, разработанная мною, составлена из приемов, применявшихся на практике в нашей жизненной обстановке, и удовлетворяет как психическим, физическим, так, и прочим особенностям наших условии. Свое практическое обоснование система получила в МПСО "Динамо" и в процессе длительной работы доказала вполне свою жизненность и пригодность в нашей обстановке, как принцип самозащиты, а кроме того, в результате опытной проработки достигла такой степени простоты и легкости применения, что уже может быть смело преподана в качестве руководства не только для отдельных лиц, но и как самозащита массового характера, так как она является совершенно практически законченной системой, и лишь в некоторых отделах, где жизнь укажет на необходимое дополнение или изменение, необходимо будет вносить строго проработанные коррективы.
Основные принципы, вложенные в данное руководство, следующие:

1) дать только приемы, получившие при практическом применении положительные результаты, и в строго ограниченном числе;
2) простота изучения приемов и, как следствие этого, минимальная затрата времени на изучение;
3) методичность проведения изучения приемов:
4) спортивный интерес, как залог дальнейшего развития самозащиты.

Данный труд, базируясь целиком на опытных данных работы МПСО "Динамо", по своим размерам не может вместить всего того материала, который имеется в распоряжении "Динамо", и потому в процессе работы с этим руководством может возникнуть целый ряд вопросов, требующих более детального разъяснения.
В силу этого просьба за всеми разъяснениями обращаться непосредственно по адресу: "Москва, Лубянка 11, Бюро Секции ,, Джиу-Джитцу", а также сообщать туда же о случаях и результатах жизненного применения предлагаемых способов."

В материалах работы комиссии по разбору вопроса, связанного с обвинением Спиридонова автора книги "Курс самозащиты без оружия "самбо"" Волкова в плагиате, в протоколе №3 мы можем прочитать высказывание В.А. Спиридонова: "Мною разработаны и применялись на практике 55 приемов самбо". А в итоге, в своем труде "Самозащита без оружия" 1933 года в 20-часовой программе у него осталось 19 приемов джиу-джитсу.

Не меньший интерес представляет руководство под названием "Самозащита без оружия (джиу-джитсу) и ее применение в целях обороны рабоче-крестьянской милицией УССР", вышедшая в 1928 году. Одним из авторов, написавших предисловие к этой книжке, был А.И. Буценко, который возглавлял Высший совет физической культуры Украины.

Большие партийные "боссы" на Украине понимали, что для поддержания правопорядка в республике, сотрудники органов безопасности должны владеть приемами боевой системы самозащиты. Но где ее взять, если все новации в этой области находились на стадии зарождения? Пришлось обратиться к старому проверенному джиу-джитсу и перевести одну из лучших того времени книг немецкого автора Эриха Рана "Невидимое оружие". Ответственные работники печати понимали, что ставить на обложку имя представителя буржуазной страны, который дает советы по самозащите нашей доблестной советской милиции - аполитично. Поэтому имя его просто "упустили", а А.И. Буценко без претензий на авторство доходчиво изложил читателям, для чего система джиу-джитсу предназначена, и как ее использовать в целях классовой борьбы.

Пиратски опубликованная книга Э. Рана не только интересна изложенными в ней боевыми и спортивными техническими действиями и методами физического совершенствования, но и своими иллюстрациями, на которых изображена одежда представителя джиу-джитсу начала 20 годов XX столетия. Она идентична экипировке учеников Спиридонова, которые занимались по той же системе джиу-джитсу.

В связи с этим кажется необъективной логика рассуждений М.Н. Лукашева, который в своей статье "Неугаданный автор" обвиняет Анатолия Аркадьевича Харлампиева, что тот приписал авторство уже упомянутой книги по джиу-джитсу А.И. Буценко с целью "раздувания" своего авторитета. В этом не было смысла. А.А. Харлампиев джиу-джитсу не занимался, а авторитет его, особенно в послевоенные годы, был и без этого на достаточной высоте.


Анатолий Аркадьевич, работая над своей книгой "Борьба самбо" (1964 г.) проводил в ней небольшой литературный обзор. В учебном пособии "Самозащита без оружия" первой стояла фамилия "Буценко". Поэтому, включать, хотя и хорошую, но безымянную работу в библиографический список трудов по рукопашному бою, он не хотел. А потому и сослался на Буценко, не как на автора, а как на своеобразного цензора, одобрившего эту работу к печати.
Излюбленной литературной темой у М.Н. Лукашева является его навязчивая теория о происхождении спортивной борьбы самбо из джиу-джитсу и дзюдо, а не из оригинальной борьбы вольного стиля, утвержденной в 1938 году ВКФКиС.

Но приведем цитату из пособия Р. Школьникова "Борьба вольного стиля" 1940 года (кстати, мнение которого для своих доказательств тоже пытается использовать М.Н. Лукашев): "Нередко в практике смешивают борьбу вольного стиля с системами "Дзюу-до" и "Джиу-Джитсу". Борьба вольного стиля с комплексом приемов "Джиу-Джитсу" по сути своей ничего общего не имеет, и лишь некоторые приемы имеют внешнее сходство. В России "Джиу-Джитсу" начала культивироваться в девятисотых годах, в Петербургской полиции, как комплекс приемов. Никакого спортивного содержания "Джиу-Джитсу" не имела и борьбой не являлась". И далее: "С каждым годом распространение "Дзюу-до" в чистом виде уменьшается, и в противовес ему развивается новая система борьбы - борьба вольного стиля, которая в значительной степени состоит из приемов национальных видов борьбы".
Что пишет сам Василий Сергеевич в своей работе "Дзюу-до" ("Сборник материалов по учебным дисциплинам ГЦИФК 1932-1933 уч. г., Москва, ОГИЗ "Физкультура и туризм, 1934): "В 1914 г. впервые в России мною был создан любительский кружок изучения спортивной дзюу-до во Владивостоке. В кружке занималось около 50 человек, преимущественно учащаяся молодежь. Сюда приходили тренироваться и японцы, проживавшие во Владивостоке. Кружок существовал до 1920 г. В 1925 г. мною были проведены во Владивостоке 3-месячные курсы среди советских инструкторов физкультуры. В 1928 году под моим руководством дзюу-до изучалась в Новосибирске в "Динамо", в школе милиции и в штабе Сибирского военного округа. В 1930,31,32 и 33 гг. работа по дзюу-до развертывается мною в Москве в ЦДКА, ГЦИФК, ЦВШ р.-к. милиции и в некоторых воинских частях РККА".

Впервые термин "советская борьба вольного стиля" (более поздние названия данного спортивного единоборства - борьба вольного стиля, борьба самбо) с изложение основ, систематики и терминологии прозвучал в докладе Анатолия Харлампиева на проходившей в 1938 году 1-й Всесоюзной научно-методической конференции.

Никоим образом не проводя параллель между содержанием и названиями отечественной вольной борьбы, японской дзюдо и вольно-американской борьбы, Н. Галковский (ученик В.С. Ощепкова) уточняет: "За последние 10 лет в нашей стране получила большое распространение так называемая вольная борьба. Она сложилась на основе приемов национальных видов борьбы, распространенной в наших республиках (публикация "Вольно-американская борьба", 1944 год).

В своей самой большой работе "Дзюу-до", опубликованной в Сборнике материалов по учебным дисциплинам ГЦИФК за 1933-34 уч. г., Ощепков, систематизируя свой материал, поделил его на три части: раздел борьбы невооруженных стоя и лежа (12 приемов стоя и 8 - лежа), раздел борьбы вооруженного против невооруженного (8 приемов) и раздел борьбы вооруженного против вооруженного (2 приема).

Принцип такого разделения логичен. Но все же, это не было фундаментальным трудом с описанием какой-либо системы борьбы. Даже поверхностный просмотр приведенных иллюстраций показывает, что содержание конспекта преподавателя Ощепкова очень похоже на современные пособия для дружинников или наставления для армейских подразделений, но не как не на спортивное единоборство. Изучение пяти бросков и восьми приемов в положении лежа борьбы дзюдо не может послужить основой для создания, развития и совершенствования спортивной борьбы самбо. К тому же работа имела смешанную с японской терминологию.
Систематизация элементов борьбы вольного стиля, связанная непосредственно с новой соответствующей терминологией, предложенная Анатолием Аркадьевичем Харлампиевым на 1-й Всесоюзной научно-методической конференции в 1938 была революционной, в нее была заложена тенденция к постоянному развитию (совершенствованию) в различных областях борьбы: технике, методике, тактике и т. д. Зная алгоритмы, можно было конструировать (разрабатывать) новые технические действия, создавать многолетнюю развернутую программу обучения.
Привожу цитату из выступления участника конференции Ларионова (ученик ученика В.С. Ощепкова): "Я внимательно слушал объяснения т. Харлампиева, и начали открываться глаза. Четыре года мы работаем по борьбе, и четыре года представляется мне как работа очень кустарная и научно очень примитивная. Если бы эта схема была у каждого работника по данному виду спорта, имелся стимул к более творческому пути и не только у тренера, но и у членов коллектива. Чем больше мы будем "мариновать" этот материал, тем большее преступление мы на себя возьмем. У меня будут такие конкретные предложения. Во-первых, официально зафиксировать авторство создания таблиц систематики советской борьбы вольного стиля за т.Харлампиевым"...

Решением 1-й Всесоюзной конференции за Харлампиевым было зафиксировано авторство систематики и терминологии и в ближайшие дни после окончания конференции подготовлена классификация.

Идеи, впервые высказанные Анатолием Харлампиевым на конференции, в дальнейшем использовались многими, например Н. Галковским, А. Катулиным, Н. Чионовым, Н. Сорокиным ("Борьба", "Физкультура и спорт", 1952; "Борьба классическая и вольная. Классификация, термино-логия и систематика", "Физкультура и спорт", 1953; "О классификации и терминологии приемов спортивной борьбы", "Теория и практика физической культуры", №4,1953), но без ссылок на приоритет Анатолия Харлампиева в отношении систематики, терминологии и классификации. Перейдем к рассмотрению существовавшей в то время экипировке у дзюдоистов в Российской федерации в начале 30-х годов.

Говоря об отечественных специалистах, именно сейчас и именно здесь уместно отметить, что Спиридонов занимался самозащитой по системе джиу-джитсу пытаясь приспособить ее приемы для спортивных поединков. Ощепков же тяготел к преподаванию спортивного дзюдо, а публикации у него были в основном по рукопашному бою. Где же тут зачатки спортивной борьбы самбо?

Уж если говорить о тех специалистах, которые ближе всего подошли к тому, что сейчас называют спортивным самбо, то необходимо упомянуть таких авторов пособий как В. Волков, Н. Галковский и Р. Школьников. Ими описаны приемы спортивной борьбы как в положении стоя, так и в положении лежа; экипировка близка к современной (в первую очередь, это куртка с длинными рукавами), также ими изложены правила (у Галковского - это правила "Вольная борьба", 1940 год). Но это уже было после 1-й Всесоюзной Конференции и Приказа ВКФКиС при СНК СССР "О развитии борьбы вольного стиля" №633 от 16 ноября 1938 года, в котором говорилось: "Борьба вольного стиля в СССР, сложившаяся из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Союза (Грузинской, Таджикской, Казахской, Узбекской, Киргизской, Татарской, Карачаевской) и некоторых лучших приемов из других видов борьбы, представляет собой чрезвьмайно ценный по своему многообразию техники и оборонному значению вид спорта". Обратим внимание на следующие строки приказа: "Впервые борьба вольного стиля начала культивироваться в Москве и Ленинграде. Наиболее массовое развитие этот вид спорта получил в обществах "Крылья Советов" (Москва) и "Водник" (Ленинград), в которых эти секции, благодаря плановой систематической работе, добились крупных спортивных успехов".

Заметьте, в приказе нет упоминания московского института физической культуры и спортивного общества "Динамо", а первым упоминается "Крылья Советов", где работал тренером Анатолий Харлампиев.

Касаясь эпохи средневековья, историки сообщают. Что самыми старыми книгами по рукопашному боя, дошедшими до наших дней, являются труды немецких авторов: Ганса Вурма ("Борьба", 1550 г.), Фабиана фон Ауэрсвальда ("Искусство борьбы", в которой описано 85 приемов борьбы, 1539 г.), голландца Никлауса Петерса ("Искусный боец", 1674 г.), в котором автор излагал главным образом приемы самозащиты и нападения во время боя невооруженных против вооруженных противников.

Касаясь содержания книги Петерса, В.С. Ощепков пишет: "Описанные им приемы были абсолютно схожи с теми приемами, которые культивировались в Японии в эпоху феодалов периода Тотугава. Оставляя в стороне вопрос о заимствовании, мы должны сказать, что европейским инструкторам военного дела, снабжавшим и обучавшим самураев больших и малых феодалов владению огнестрельным оружием в конце ХV-го века, если и не удавалось изучить японские приемы рукопашного боя, то, во всяком случае, они имели возможность зарисовать и описать их, что не делали японцы. Что же касается ХVIII-го и XIX вв. (особенно после 1868 г.), то каждый проживавший в Японии европеец имел возможность свободно изучать не только различные системы "Дзюу-Дзюцу", но и вообще все виды древне-военного искусства".

Схожесть боевых и технических действия отмечал и японский мастер джиу-джитсу Г. Кодзуми, после того, как он ознакомился с трудами европейских авторов книг по рукопашному бою ХIV-ХVI вв., таких как Понс де Перрельян (1474 г.), Виджини (1560г.),И. Меер(1570г.), Гейслер (1610), Суторс (1612 г.). Только в отличие от Ощепкова, он удивленно воскликнул: "Как, в XVI веке в Европе знали джиу-джитсу!?"

Как бы в противовес Ощепкову, Н. Ознобишин пишет: "Особенно консультанты и научные сотрудники специальных отделов департамента тайной полиции проделали ряд изысканий "в области самозащиты". Были перерыты архивы многих крупных национальных библиотек и найден ряд ценных древних рукописей, изучение коих с точностью установило не только существование "самозащиты" в глубокой древности, но и систематическое изучение ее и настоятельное практическое применение в рукопашных боях феодальной эпохи. Таким образом, была теоретически доказана практичность целого ряда приемов, входящих в современные системы самозащиты (рис. 7). Это приемы XV, XVI, XVII веков применялись тысячами людей в то время, как пожар войны целиком охватывал современную Европу, и человеческая жизнь ежеминутно ставилась на карту. Наверное, правильнее всего будет сказать, что вследствие большой удаленности развитие различных систем рукопашного боя на Востоке и Западе происходило параллельно и вне зависимости друг от друга и говорить о заимствовании не разумно и не объективно. Эти века были временем расцвета рукопашного боя, вследствие отсутствия огнестрельного оружия, а постоянные междоусобия гражданской войны делали военные стычки обычным явлением".

В Англии, начиная с XVII века, существовало три раз-личных вида борьбы, получивших свое название от областей, в которых их культивитровали: "вестмордленская", "кумберлендская" и "девонширская".

В последствие, в Америке они слились в одну систему, название которой "кэтч-эс-кетч-кен", а стиль борьбы "корнешхью", зародившийся в графстве Корнуэльс, превратился в "вольно-американскую борьбу".

Н. Ознобишин пишет: "Англия создала бокс более 300 лет назад. В это время он более приближался к искусству рукопашного боя, чем теперь. Старый бой на голых кулаках, в котором допускаются все приемы борьбы, изобилующих подножками и захватами, пожалуй, до известной степени, подготавливает к рукопашному бою".
Среди французского народа пользовались успехом два вида единоборств. Это - французская борьба, истоки которой уходят к греко-римской цивилизации, и сават.

Сават во Франции зародился среди апашей - местных бандитов и был более приближен к рукопашному бою, чем французская борьба, ограниченная массой спортивных правил.

В конце XVIII века в Европе получило развитие несколько видов спортивно-оздоровительных движений, которые ставили цель воспитать здоровое и физически сильное молодое поколение: Турен в Германии, в Швеции гимнастика Линга, швейцарская гимнастика в Швейцарии, народная гимнастика в Бель-гии. Последняя делилась на врачебно-гигиеничес-кую, обыкновенную, военную и самозащиту, а также включала в себя гигиену, диетологию и другие нормы правильного образа жизни. Наверное, по логике рас-пределения, ее можно сопоставить с шаолиньским кунг-фу.

Особенное слово хочется сказать о сокольском движении, которое перекочевало из Чехии в конце XVIII века в Россию. Ее создателем стал не спортсмен, а доктор философии Мирослав Тырш (1832-1884), а толчком к ее созданию послужила политическая борьба и национально-освободительное движение западных славян против австро-венгерского владычества.

Сокольство выступило в противовес немецкому турену ("соколы" носили национальные костюмы, вводили в гимнастику движения из своих национальных танцев, а кроме обычных гимнастических снарядов использовали пики, кии, палицы и цепы, которые когда-то были грозным антирыцарским оружием в руках восставших чешских таборитов).

Тырш хорошо синтезировал под свою систему различные виды других гимнастик и превратил ее в массовое народное выступление, собиравшее до 20 тысяч участников, сплоченных единой идеей.
Сокольская гимнастика состояла из 4-х разделов.
Последний из них был посвящен боевым упражнениям. В него входило: фехтование эспадроном, рапирой или шпагой, посохом, тростью. "Соколы" изучали приемы французской борьбы и французского бокса, которые в те годы являлись наиболее эффективными и известными в Европе системами рукопашного боя.
Однако, в отличие от других, Тырш отрицательно относился к соревновательной деятельности по единоборствам и рекомендовал изучать их в виде гимнастики, имитируя технические действия. Ученый-физиолог Жорж Демени (1850-1917) и его ученик Жорж Эбер (1875-1957) стали создателями новой французской школы физического воспитания, в которую входили борьба, бокс руками и ногами, стрельба и фехтование.

Демени преподавал в Жуанвильской военной фехтовально-гимнастической школе. Под его руководством составлялись наставления по физической подготовке для французской армии. Его система строилась на естественных в реальной жизни движениях. Ее первый раздел включал ряд подготовительных упражнений, развивающих гибкость, а второй был прикладным, включающим способы нападения с оружием и без него.

Ж. Эбер был последователем "естественного" метода физического воспитания. Предложенная им система также делилась на две части: воспитательная и прикладная.

Освоение прикладной части предполагало "выработку умения выкручиваться в тяжелых условиях". В вспомогательной части давались "жизненно необходимые упражнения": знание и умение использовать приемы борьбы и бокса при внезапном нападении. Также предусматривалось фехтование холодным оружием, стрельба из револьвера и винтовки.

Традиционная русская школа рукопашного боя стала оформляться в ХVII-ХVIII векам в первом русском воинском уставе "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей" (1647 г.), в инструкции "Учреждение к бою" (1708 г.) и др. В дальнейшем ее становлению во многом содействовала деятельность таких великих полководцев, как П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов и др.

После поражения в Крымской войне военная администрация Российской империи обратила внимание на крайне низкий уровень физической подготовки военнослужащих. Поэтому после принятия военной реформы 1856 года в начале была узаконена физическая подготовка в армии, затем, после принятия школьной реформы 1864 года, введено физическое воспитание в школе.

В кадетских корпусах и военных училищах гимнастика, фехтование, стрельба и конный спорт вводится как обязательная дисциплина.
В 60-х годах XIX столетия В.Я. Пуаре открыл в Москве гимнастический зал и перевел на русский язык руководство по гимнастике, в котором в качестве рекомендованных систем для обучения был назван сават и английский бокс.

Вторая половина XIX века стала временем возникновения в России общественного спортивного движения.
В 1883 году в Москве создается Русское гимнастическое общество, в котором вскоре стала практиковаться сокольская гимнастика под руководством В.И. Ольшаника.

С конца XIX века появляются специализированные журналы: "Охотник" (с 1877г.), "Велосипед" (с 1892 г.), "Самокат" (с 1894 г.), "Циклист" (с 1895 г.) и другие...

К концу 90-х годов в Петербурге, Москве, Киеве, Нижнем Новгороде, Севастополе и других городах Российской империи стали функционировать различные спортивные кружки и клубы. В них занимались фехтованием, гимнастикой, теннисом, коньками, борьбой, боксом, гиревым спортом. Их членами являлись представители аристократии, буржуазии и интеллигенции А. Куприн, Ф. Шаляпин, А. Блок, А. Чехов, В. Гиляровский, граф Г. Рибопьер, герцог Ольденбургский и др.

Известный петербургский врач Владислав Францевич Краевский в 1885 года создал "Кружок любителей атлетики", и эту дату можно считать днем рождения русской атлетики (рис.8).
Кто же он такой, Владислав Краевский, что сделал?
Владислав Францевич родился в Варшаве в 1841 году, там же получил университетский диплом. Переехав в Петербург, стал работать врачом. Однажды в цирке он увидел выступление немецкого атлета Шарля Эрнеста, которое произвело на Краевского сильное впечатление, и он пригласил его к себе на квартиру, чтобы вблизи увидеть этого артиста. Шарль Эрнест продемонстрировал несколько силовых трюков, которые Краевский зафиксировал в своих карточках, а потом и записал антропометрические данные силача. Так возникла знаменитая картотека, которая позволила петербургскому врачу развивать систему атлетической подготовки, выпускать книги по методике.

Со временем Краевский задумал организовать кружок для атлетов. Но сначала он едет в Германию, знакомится с постановкой дела в местных клубах, собирает и систематизирует данные о подготовке атлетов и борцов, прочую информацию.

Перед отъездом Краевский приобретает кое-какой спортивный инвентарь и в своей квартире на Михайловской площади, в доме № 3 оборудует атлетический кабинет.

Очевидцы вспоминали, что вдоль стен на специальных стеллажах располагались шаровые и разборные штанги, гантели, "бульдоги" (гантели весом более 16 кг), гири разного веса и формы: в виде шаров, пира-мидальные, в форме большого кирпича с вырезом для руки, обычные гири и жонглерки (1,5 пуда). Эта кол-лекция, как утверждали специалисты, была лучшей в Европе.

Стены кабинета от пола до потолка были увешаны фотографиями атлетов и борцов едва ли не всех стран. Разумеется, на каждого была заведена специальная карточка. Пол был обит мягким ковром, что давало возможность заниматься борьбой.

На первых же занятиях Краевский уделял внимание всестороннему физическому развитию и закаливанию. А вот что вспоминает лучший ученик Краевского, знаменитый "Русский лев" Георг Гаккеншмидт: "Владислав Францевич придавал большое значение развитию силы мышц спины и ног. Он говорил: "Бицепсы рук - дело второстепенное, накачать их особого труда не составляет. Спина и ноги - вот основа силы и победы". Я следовал всю жизнь этим идеям и в то время мог сто раз перепрыгнуть через обеденный стол".

Об этом кружке знали не только в России, но и в Европе. Краевский стал признанным авторитетом. В кружке тренировались выдающиеся атлеты того времени: Георг Гаккеншмидт, Гвидо Мейер, Георг Лурих, Сергей Елисеев, Иван Лебедев. 13 января 1896 года петербургские атлеты-любители дружески чествовали доктора Краевского, впервые назвав его "Отцом русской атлетики", и решили ежегодно присуждать медаль его имени лучшему атлету. В 1898 году на первом чемпионате по тяжелой атлетике в Вене он был избран председателем жюри.

В 1894 году барон Кистер Михаил Оттонович выпускает первое в России руководство по английскому боксу, составленное на основе его личного опыта. Интересен тот факт, что Кистер до этого времени из России не выезжал, следовательно, английский бокс мог разучивать только под руководством отечественных учителей. Так, в Александровском военном училище, куда барон поступил после окончания кадетского корпуса, он изучал фехтование и бокс под руководством Т. Тарасова и С. Апушкина.

В 1986 году Кистер снимает удобное помещение в центре Москвы и в нем начинает функционировать известная в свое время т. н. "Арена Кистера" - кружок любителей тяжелой атлетики. Под этим понятием в то время подразумевались занятия борьбой, боксом, фехтованием и поднятие тяжестей.

Между членами спортивных кружков Краевского и Кистера регулярно происходили товарищеские встречи по борьбе и боксу. Среди фамилий участников можно встретить такие громкие имена, как Иван Шемякин, Гвидо Мейер, Георг Гаккеншмидт, Иван Лебедев и т. д.
В 1897 году по приглашению принца Ольденбургского (кузена императрицы) в Россию прибыл выпускник Жуанвильской фехтовально-гимнастической школы Эрнест Лусталло. Он преподавал в Военно-морском корпусе, в школе правоведения, лицее, при советской власти преподавал на курсах Всевобуча, участвовал в показательных выступлениях и поединках по английскому боксу и французскому савату.

В то время, если в Москве отдавали большее предпочтение английскому боксу, то в Петербурге - савату.
Лусталло был в России единственным преподавателем, имевшим специальное образование, и как истинный патриот отдавал предпочтение французскому боксу - савату. Он утверждал - кто знает французский бокс, тот владеет и английским.
В Петербурге Лусталло организует и проводит первые чемпионаты по савату.

Хотя Лусталло до самой смерти сохранял свое французское гражданство, он не покинул Петербург ни во время революции 1917 года, ни после нее, а несколько переквалифицировался и стал преподавать на курсах Всевобуча английский бокс.
Федор Федорович Гарнич-Гарницкий был председателем "Первого русского "Геркулес-клуба". Разыгрывались призы его имени по борьбе.

Его родного брата Евгения Федоровича на Украине считают отцом физкультурного движения. По специальности он был врачом и одновременно являлся руководителем клуба атлетов в Киеве и занимал должность вице-предводителя киевского олимпийского комитета.

В свой клуб он пригласил заниматься французской борьбой известного борца на поясах И. Поддубного.

"Через несколько дней после этого разговора Никитин за кулисами представил И. Поддубного высокому, атлетического сложения и барской осанке мужчине. - Знакомьтесь, сказал он, - Это доктор Гарнич-Гарницкий, наш киевский покровитель атлетов и сам такой силач, что дай бог каждому". Гарнич-Гарницкий дружески протянул руку Поддубному, любезно поговорил с ним несколько минут и, прощаясь, вручил ему листок из блокнота с заранее написанным адресом. - Это адрес нашего киевского клуба атлетов. Я его возглавляю, приходите непременно. Мы сейчас увлекаемся новым видом борьбы - французской. Очень интересная штучка. Если понравится - охотно поучим.

Иван Поддубный не заставил повторять это предложение и на другой день пришел в клуб" (Я. Гринвалд, "Русский богатырь Иван Поддубный", "ФиС", М.-Л., 1948).

С легкой руки Краевского стали возникать кружки и атлетические арены в столице, а затем и в других городах России. 30 января 1897 года по инициативе графа Георгия Ивановича Рибопьера открылось Петербургское атлетическое общество. В том же году был проведен первый чемпионат России по тяжелой атлетике.

Лучший ученик доктора Краевского Иван Владимирович Лебедев (легендарный "дядя Ваня") еще в годы учебы на юридическом факультете Петербургского университета (1901-1905 гг.) организовал спортивные курсы, а затем и школу физического развития, просуществовавшую до 1912 года. В Программу школы входили: тяжелая атлетика, борьба, бокс, фехтование.
Спортивный зал был оборудован прекрасным инвентарем. Как и в кабинете Краевского, стены были украшены портретами атлетов и борцов. В школу принимали всех желающих. Некоторые ученики Лебедева в дальнейшем открыли свои атлетические кабинеты.
Другой ученик Краевского - выдающийся борец и атлет, чемпион мира, один из основоположников французской борьбы в России Владислав Алексеевич Пытлясинский - в 1896 году открыл школу атлетики в Петербурге, а затем в Одессе. В 1896 году он опубликовал учебник "Французская борьба" с 60-ю фотографиями приемов.

В 1912 году замечательный атлет и пропагандист спорта Людвиг Чаплинский ("гордость русской атлетики", как его именовали в спортивных журналах того времени) создал на берегах Невы общество физического развития "Санитас" (ул. Троицкая, дом 15), в котором занимались спортсмены-любители, в их числе будущий чемпион мира Иван Чуфистов. В обществе "Санитас" был установлен строгий распорядок дня: ежедневно утренняя зарядка, бег, душ или обтирание одеколоном, теоретические занятия по истории спорта и технике отдельных видов. Во второй половине дня - занятия тяжелой атлетикой и борьбой. Преподавателями были сам Чаплинский, Третьяков и Телегин, ученик Лебедева. Крайне любопытно, что члены "Санитаса", выигрывая, скажем, чемпионат столицы, награждались клубом медалями из чистого золота или серебра.
В одном из разделов своей книги "Первенство Санкт-Петербурга 1914 г. по тяжелой атлетике", выпущенной в том же году (СПБ), Людвиг Чаплинский приводит следующие сведения: "Таким образом, состязания на первенство Петербурга собрали 11 участников (среди которых был знаменитый боксер тех лет И. Граве (рис. 10)), разделенных на три класса: легкий до 150 фунтов, средний до 180, и тяжелый свыше 180 фунтов", и далее,- "финалы состязаний по боксу посетил своим присутствием Великий Князь Кирилл Владимирович. Высокий гость - сам выдающийся спортсмен - провел в обществе целый вечер, наблюдая не только за парами бокса, но и за очередными финальными борьбами и за прекрасной работой с тяжестями в ис-полнении Херудзинскаго".

Отец белорусской тяжелой атлетики А. Александрович вместе с В. Соколдымским организовали в Минске отделение (филиал) Всероссийского спортивного общества "Санитас", в котором занимались французской борьбой братья Солоневичи, один из которых - Иван стал автором книги "Самооборона и нападение"(1928 г.).

В спортивных журналах нередко печатались адреса атлетических арен и кружков, и вот одно из объявлений, помещенное в журнале "Геркулес" за 1915 год: "Так как многие из лиц, желающих заняться атлетическим спортом, не знают, в какие общества им обращаться, то рекомендуем следующие: Петроградское атлетическое общество (2-я Рота, дом 12), атлетическая арена Пожидаева (Крюков канал, дом 31), атлетическое общество "Самсон" (Богомоловская, дом 4), частные уроки атлетики преподавателя Н. И. Телегина (Шлиссельбургский пр., дом 85), частные уроки бокса у г. Эрнесто Лустало (Фонтанка, Училище правоведения) и у В.П. Крестьянсона (Сергиевская, 60)".

В Москве центром любительского атлетического спорта стала арена Сергея Ивановича Дмитриева-Морро. Сам Дмитриев, художник-ювелир фирмы "Лурье", был прекрасным атлетом (личные рекорды: толчок двумя - 150 кг, толчок правой - 100 кг, толчок левой - 160 кг).
В 1895 году он выпросил у хозяев разрешение тренироваться в помещении угольного склада. Он оборудовал там зал, и эта атлетическая арена стала центром любительского спорта в Москве. Здесь Дмитриев воспитал таких первоклассных атлетов, как заслуженные мастера спорта А. Бухаров, С. Осипов. Были в Москве и другие спортивные клубы.

Окончивший школу Пытлясинского атлет Николай Григорьевич Турбас (Никита Тулумбасов) открыл в 1907 году в Столешниковом переулке спортивную школу, где проходили занятия по борьбе и гантельной гимнастике. Сюда, кстати, частенько заглядывал знаменитый бытописатель Москвы, силач Владимир Гиляровский. Он же стал инициатором создания в Москве "Русского гимнастического общества" и несколько лет руководил им. Гиляровский сам занимался атлетизмом и выступал на соревнованиях.

Во многих российских городах были кружки любителей атлетики. Наиболее известный - в Нижнем Новгороде, где руководителем был А. Н. Баранов, который на свои деньги содержал кружок.
В Севастополе мичман И. П. Шабельский создал для водолазов и матросов школу атлетики. Его ученики занимались по системе Лебедева, имели высокие результаты. Лучшим среди них был известный атлет Пасунько с бицепсами по 45 см. Он чисто жал двумя руками 112 кг. В 1914 году Шабельский организовал турнир по борьбе. Первым чемпионом Черноморского флота стал Пасунько. С этого и началась его блистательная борцовская карьера.
Как мы можем понять, спорт, особенно единоборства, в дореволюционной России любили, и его развитие происходило в основном в элитных клубах. В них воспитывались чемпионы и призеры мирового уровня, накапливался и обобщался практический опыт, но не хватало лидера, который бы сумел собрать его в единую систему и придать ему массовое народное движение. Таким лидером в конце 30-х годов XX столетия стал Анатолий Аркадьевич Харлампиев. Предложенная им систематика и классификация легла в основу синтеза единоборств различных народов, что, в свою очередь способствовало появлению нового стиля вольной борьбы, получившей в дальнейшем название спортивная борьба самбо.
На технической базе самбо получили дальнейшее развитие современный армейский и спортивный рукопашный бой.
Ученик Евгения Михайловича Чумакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры боевой подготовки А. Кустов пишет: "В 1991 году "Законом о милиции" (от 18.04.1991) был введен термин "боевые приемы борьбы", который впоследствии использовался в нормативных документах Министерства внутренних дел. Однако, содержание "боевых приемов борьбы" не отличалось от самозащиты без оружия (самбо)" Следовательно, под "боевым самбо" впоследствии подразумевался рукопашный бой.

Анатолий Аркадьевич Харлампиев проследил историю единоборств на территории нашего государства со времен Киевской Руси до нашего времени. Он не только сумел найти нужные примеры, из которых видно, что русские всегда умели бороться и имели свои боевые системы, с успехом использовав их в сражениях, но и на основании своих книг создал систему спортивных и боевых приемов, которые много лет служили основой не только для спортивного и боевого самбо, но и армейского рукопашного боя.

"С первых же послевоенных лет Харлампиев как всегда проявил свою высокую активность и становится несомненным лидером самбо" - написал М.Н. Лукашев в книге "Сотворение самбо" (стр. 85). Очень обидно за добрую память этого замечательного человека, много сделавшего для своей страны, спорта и подрастающего поколения, которую порочит один и тот же человек с упорством параноика. На книгах Харлампиева воспитывались многие тренеры и спортсмены, его памяти проводится международный турнир, названы спортивные клубы, его педагогическая деятельность дала путевку в жизнь многим людям.

Харлампиев, пишет: "Каждый занимавшийся борьбой самбо стремился внести вклад и вносил какой-то вклад в ее развитие и распространение. Так, для боевой части борьбы самбо динамовцы еще в 1923 г. нашли хорошее название "САМозащита Без Оружия". Сначала сокращенно они называли ее "САМ", затем "САМОЗ" и, наконец, "САМБО"... С первых дней создания общества "Динамо" активную пропаганду самозащиты без оружия вел В.А. Спиридонов, Он подготовил для "Динамо" немало инструкторов по самозащите и написал ряд учебных пособий" ("Борьба самбо", "ФиС", М., 1964).
Среди пионеров самозащиты" Харлампиев выделяет В.С. Ощепкова, деятельность которого в начале 30-х годов "сыграла положительную роль и в развитии борьбы самбо" ("Борьба самбо", "ФиС", М., 1964): "Параллельно с совершенствованием и распростра-нением борьбы самбо автивную пропаганду японской спортивной борьбы дзю-до проводил В. С. Ощепков. В начале 30-х годов его деятельность сыграла положительную роль и в развитии борьбы самбо: он организовал много соревнований, где спортсмены, занимавшиеся дзю-до, встречались с самбистами и борцами разных национальных видов борьбы ("чидаубо", "кураш" и др.)".

Сначала прочтите цитату В.С. Ощепкова: "в стойке в условиях серьезной рукопашной схватки не имеют практического значения и могут быть действительны лишь тогда, когда противник не ожидает нападения или не имеет ввиду сам нападать. Значение их тем более уменьшится, если на них делается ставка, как на самостоятельный прием. "Рычаг" может быть действителен только в сочетании с подножкой или ударом, но таких сочетаний и, главным образом жизненных, в системе "САМ" нет".

Интересно, почему это Ощепков был объективно прав, откуда такая уверенность, что Михаил Николаевич изучал техники дайторю айки-дзютсу, айкидо или джиу-джитсу, в которых большое количество технических действий построено как раз на исполнении их этих самых болевых приемов на верхние конечности в стойке.

То, что В. Спиридонов был прав и знал что писал, может подтвердить любой рядовой милиционер, что при задержании преступника чаще всего приходится использовать против него болевые приемы в стойке, поэтому совершенствовать их лучше всего в спортивном зале и в спортивных схватках, как бы моделируя условия уличного боя. И это как раз была его сильная сторона, которая основана на болевых приемах джиу-джитсу.

В своей книге В. Спиридонов писал, что производил устный опрос или читал письменный отчет своих воспитанников, вернувшихся с оперативного задания, о том, какие технические действия они применяли в схватках с преступниками, и на основе их формировал комплекс приемов для "САМ".

А вот слабой стороной его познаний была техника ударов.
Про свое отношение к технике ударов В. Спиридонов писал: "Большинство ударов опасны для здоровья. Главный недостаток их - это невозможность регулировать силу удара, что ограничивает их применение в жизни..." (В. Спиридонов "Самозащита без оружия", 1933, стр. 37).

В 1940 году во время работы комиссии по разбору вопроса, связанного с обвинением В. Спиридоновым В. Волкова в плагиате, присутствующий на заседании некий "т. Шестеркин" заявил: "по специальности я юрист. К органам НКВД отношения не имею". Он же через минуту сообщил: Мною написана 6-я глава книги т. Спиридонова В. (1933 г.) "Глава об ударах".

Теоретический подход к описанию ударов на 6-ти страницах, не подкрепленный биомеханикой исполнения, и отсутствие применения ударов в 20-ти часовой программе "Краткого курса САМ" показывает, что для Виктора Афанасьевича данный раздел являлся "белым пятном".

В своё время - чиновник патентного бюро по фамилии Энштейн, взяв некоторые абзацы ньтоновской теории относительности, запетентовал их под своим именем, как гласит история. Это же можно сказать и крав-мага и австрийца из гето - Лехтенфенльда, начавшего обучать хаганах - "рукопашному бою" (крав-мага), который явный аналог и даже индетнинчен - раннему самбо - Спиридонова, Ощепкова, Ознобишина, и сегодня видя исполнение крав-маги, можно увидеть по сути боевое самбо, техника - один в один похожа на ту, что дана в армейском наставлении 30 - 40-х годов СССР, по "рукопашному бою" или на то, что показано на рисунках в книге Харалампиева - "САМБО" (боевоей и специальный разделы), тоже самое можно увидеть в китайской системе "дуаньда", как и в крав-маге, мягко выражаясь, почти всё позаимствовано из "боевого самбо", возьмите - книги по нему и сравните крав-магу и дуаньда, сами узрите воочию полное сходство... Вероятность - огромная, что так и происходило по линии Коминтерн, а потом уже по линии военных советников, уже в более позние времена после 2-й мировой - нашей ВОВ - войны. А выводы за вами!...

_________________
Смотри в корень! Избеги множить, привлекать, умножать, без необходимости сущности. Понятия, несводимые к интуиции, и опыту, должны удаляться из науки. Напрасно пытаться большим делать то, что может сделать меньшим.(Оккам)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 69 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB