Истории вьетнамской цивилизации не менее 10000 лет. Это возраст поселений на территории индокитайского полуострова, обитатели которых перешли от примитивного собирательства к поливному земледелию.
В ту далекую пору здесь жили племена кхмеров, монов и тьямов, родственные древним индийцам.
В середине 1-го тысячелетия до н. э. из бассейна реки Янцзы в долины рек Красная, Черная и Прозрачная начали переселяться племена вьетов (юэ), родственные древним китайцам. В процессе смешения пришлых и местных племен возникали первые государства и складывалась народность лаквьетов, предков вьетнамцев. Еще до начала нашей эры лаквьеты создали в северной части нынешнего Вьетнама феодальные государства Аулак, Ванланг, Намвьет, Тэйау. В его центре образовалось мощное тьямское королевство Тямпа, а на юге возникла монкхмерская империя Бапном. В 110-м году до н. э. войска китайского императора У-ди захватили Север. В стране лаквьетов почти на тысячу лет установилось господство китайцев. Но лаквьеты, обладавшие к тому времени самобытной духовной и материальной культурой, оказали упорное сопротивление всем попыткам завоевателей ассимилировать их. Одно восстание сменялось другим.
Некоторые из них приводили к восстановлению независимости вьетов на десятки лет, как, например, знаменитое восстание сестер Чынг - Чак и Ньи - в 40-м году н. э. Постепенно власть на местах переходила в руки вьетского дворянства - куанов, колониальный режим сменился протекторатом. В 939 году был изгнан последний китайский гарнизон. Освободившись от китайского ига, вьетские феодалы еще тридцать лет боролись между собой за власть, пока не утвердилась королевская династия Ле. В 968 году было провозглашено создание централизованного государства Дайковьет (Великий древний Вьет) на Севере.
С 1054 года из его названия новая правящая династия убрала слово “ко” - древний. После этого на молодую державу опять напало огромное китайское войско. Однако вьеты во главе с королем Ле Хоаном нанесли ему сокрушительное поражение. Отстояв независимость, они сами перешли в наступление.
В 1075-77 гг. вьеты разгромили армию Сунской династии и отобрали у китайцев современную провинцию Каобанг. А незадолго до этого (в 1069 году) они заняли северную часть Тямлы (нынешние провинции Куангбинь и Куангчи).
В 1257-88 гг. Дайвьет трижды подвергался вторжению монголо-китайских войск династии Юань. Против полумиллионной орды завоевателей выступила 200000-я армия вьетов. В нескольких кровавых битвах великий полководец Чан Хынг Дао полностью разгромил врага.
Через 120 лет (в 1407-1427 гг.) армии китайской династии Мин снова пытались поставить на колени непокорный Дайвьет, и снова были разбиты и отброшены за пределы страны. В годы правления императора Ле Тхань Тонга (1460-97) вьетское феодальное государство достигло наивысшего расцвета. Был завоеван ряд областей на Западе, а также полностью присоединено королевство Тямпа (в 1471 году).
Следующие 350 лет знаменовались многочисленными крестьянскими восстаниями, самым грандиозным из которых было восстание тэйшонов (от названия деревни Тэйшон), длишееся более 30 лет! Бейся отважно, как ураган налетай! Пять стихий изначалья сердцем постигай Будь лёгче петушина пера, пушат что ветра, Утвердись духом своим как земля, теки как вода. Пусть огонь и железо тело твое закалят, Чтобы оружием и ногами разить вперед и назад! (Куплет боевой песни тэйшонов)
Крестьянские войны против феодалов перемежались кровавыми междоусобицами кланов Мак, Нгуэн и Чинь, войнами с китайцами и кхмерами. Короче говоря, непродолжительные периоды относительного затишья сменяли десятилетия стычек и боев, а кровь людская лилась рекой!
За 2000 лет войн с иностранными государствами и внутренних распрей вьеты создали систему своих боевых искусств “во-дао”, что означает “боевой путь”.
Народные предания и легенды гласят, что в старину воины северных провинций особенно славились своим мастерством в сражении палицами и алебардами.
Бойцы Куангбиня, Намха, Тхайбиня, Тханлонга слыли наиболее искусными в поединках на мечах. Кангшон был известен лихими наездниками, без промаха стрелявшими из лука, а Тэйнгуен - экипажами боевых слонов, поражавшими врагов дротиками либо из арбалетов.
Кулачный бой (“во-туат”) в стародавние времена считался вспомогательной дисциплиной, служившей основой для обучения бою с оружием. Его называли “малым искусством”. В одном из трактатов той эпохи сказано ясно: “Способы кулачного боя неприемлемы для битвы, где используется длинное и короткое оружие.
Они хороши лишь в качестве метода подготовки воина, и еще для защиты от разбойников. Занятия кулачным боем являются 1-м шагом к постижению истинного искусства воина”.
Обычная схема воинской подготовки выглядела следующим образом.
Сначала молодые воины занимались общефизическим тренингом (в основном, дыхательными и силовыми упражнениями, бегом с грузом, прыжками), осваивали стойки и передвижения.
Потом изучали уходы, уклоны, обманные движения, нырки и кувырки.
Затем удары голыми руками и ногами, блоки и отбивы с захватами и бросками.
Потом учились владеть “коротким” оружием (таким, как палица, топор, меч). И, наконец, приходил черед “длинного” оружия - копья, алебарды, трезубца.
Некоторое представление о постановке военного дела в.Дайвьете дает отрывок из трактата, написанного в конце XVIII века:
1. Во-дао есть искусство, делающее могучим отечество вьетов. Самые лучшие воины получаются из людей сильных дутм и крепких телом. Таковых следует разыскивать повсеместно, памятуя, что совершенная душа расцветает лишь в совершенном теле. 2. Долг, отвага, справедливость - вот истинные добродетели совершенного воина. Долг - это его способность исполнять порученное дело во что бы то ни стало, сообразуясь с разумом и чувством меры. Отвага есть сочетание смелости, воли и веры в себя. Справедливость заключается в верности своему слову, обычаям предков и законам государства.
3. Истинная мощь в бою достигается взаимодействием верхнего и нижнего, правого и левого, переднего и заднего, твердого и мягкого. Это правило соединения сил. Существуют три внутренние силы: дух, энергия “кхи” и дыхание. Существуют три внешних объекта приложения силы: взгляд, крик и мускулы. Шесть соединений дают слияние внутреннего и внешнего. В нем заключена предпосылка победы.
4. Сочетание мягкости и силы, спокойствия и отваги помогает разбить любого врага. Передвигаясь в бою, нельзя задерживаться ни в одной из позиций. Надо быть легким, проворным и ловким. Атакуя, лучше метить в голову и в середину корпуса; отступая, следует бить по рукам и по ногам.
5. Нельзя победить врага, если изучая технику, не отрабатывал ее до совершенства на деревянных манекенах, подвесных набивных мешках и с партнерами. Помни изречение: “Достигнешь естественности после того, как повторишь прием десять тысяч раз”. 6. Залог совершенства - усердный труд. Надо тренироваться ежедневно по несколько часов не менее 8 лет. Тогда придет мастерство. Но только тот, кто приступил с детства, сможет прыгнуть через стену высотой в один чыонг (320 см).
7. Еще в древности были изобретены различные виды оружия. Из них 18 считаются классическими - девять длинных и девять коротких. Длинные - это алебарда, багор, копье, крюк на цепи, пика, рогатина, шест. трезубец, трехзвенный цеп. Короткие - кинжал, клевец, крюк на рукоятке, меч, палица, топор, шестопер, железный хлыст, короткий трезубец. Все 18 надо освоить непременно. 8. Какое бы оружие не применялось, оно не выйдет за пределы шести действий: рубить сверху вниз, рубить поперек, рубить вровень, пронзать насквозь, поддевать снизу вверх, давить. Поэтому желающий научиться владеть оружием должен сперва изучить в совершенстве кулачный бой, в котором есть все эти действия.
9. Существует также метательное оружие (“амкхи”). Это заточенные по краям металлические пластинки (“монеты архатов”), специальные ножи и стрелки для метаний, дротики и боевые кольца, камни “летящий феникс”. Сюда же входят лук со стрелами и арбалеты. Владеющий таким оружием поистине неприступен, ибо разит издалека.
10. Воинское искусство должно быть практичным, как никакое другое. Поэтому при овладении им главное внимание следует уделять особенностям применения в настоящем бою. Достигнув успехов в кулачных поединках и в работе с оружием, можно переходить к верховой езде и вольтижировке. Совершенный воин тот, кто мчится верхом на коне и на всем скаку поражает врага стрелами, копьем и мечом...
В государстве Дайвьет для того, чтобы получить какую-либо должность при дворе, в королевской гвардии, в армии или в аппарате управления, требовалось сдать экзамены.
Чем более высокому рангу соответствовало вакантное место, тем более сложными они являлись. У претендентов проверяли умение читать и писать иероглифы, знание математики, медицины и юриспруденции, степень осведомленности в канонах буддизма и конфуцианства, но главное - способность сражаться с оружием в руках и без него.
Эта военизированная система подбора кадров без особых изменений сохранялась в Дайвьете (с 1803 года он стал называться Вьетнам) до середины XIX века. Сложившиеся традиции не смогло поколебать даже распространение огнестрельного оружия.
К экзаменам можно было готовиться в буддийских монастырях, в многочисленных “семейных” школах, а также в государственных учебных заведениях, так называемых “академиях”. Самая знаменитая из них - “Академия боевых искусств” (Зянг Во Донг), основанная королем Ли Тхай То еще в 1010 году.
Указом 1253 года король Чан Тай Тонг обязал всех военачальников, от младших командиров до полководцев, проходить обучение в этой академии. Зачисление в состав слушателей не было пустой формальностью.
Требовалось сдать добрый десяток вступительных экзаменов. А выпускники подвергались сложным испытаниям, прежде чем король даровал им своим указом почетную степень “доктора военных наук”. Вступительные и выпускные экзамены породили немало легенд, по содержанию напоминающих легенды о шао-линьском “коридоре смерти".
В период с 1858 по 1884 годы Франция завоевала Вьетнам, на 70 лет ставший французской колонией. Решающую роль в победе “заморских дьяволов” сыграло их превосходство в артиллерии, нарезных ружьях и другой военной технике.
МАЛОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАНИЯ:
Появилось ошибочное мнение, что в современную эпоху профессиональным военным нет больше смысла тратить годы на то, чтобы научиться виртуозно, владеть рукопашным боем, более этого, считается - что копье, шест, палка (короткая и длинная) или меч изжили и исчерпали себя.
И это огромное количество бойцов становящихся безвольными жертвами на бойне войны или спецопераций...
Кто подставлен, такими горе-специалистами, тех, кто совершенно не учитывает, что сражение не всегда ведётся на дальней дистанции, а часто очень - переходит в стадию ближнего боя, в рукопашную схватку. Особенно при ведении в городских условиях, в лесу, в строгоограниченном пространстве инженерных сооружений и т.д.
И жертвы этой доктрины оказываются беззащитным - жертвенными ягнятами и барашками, "безропотно" ждущими, когда враг перерубит МПЛ. мачете или перережет жертвенным ножом - их горло, чтобы окропить алтарь богов войны, их дымящейся алой кровью. История последних лет - это ярко показала...
А так же то, что большинство видов оружия - штык, МПЛ, боевой нож, являются видоизменённым видом исторического оружия, и без знания телом - структурной биодинамики движений в технике боя, эффективности и скорость овладения методами прикладного рукопашного боя - тормозится и растягивается на недопустимый долгий период.
У бойцов появляется фрагментарность знания-умения - ведения схватки насмерть, и возникает шок ступора, когда такие приобретенные на уровне автоматизма и рефлекса, шаблоны изученного не срабатывают.
И это промедление стоит им жизни. Таковы роковое недостатки эволюции цивилизации на фоне прогрессивных достоинств. Есть пробелы в боевой и специальной подготовке - подобные скрытым трещинам в горном леднике над щелями пропастей...
ВЕРНЁМСЯ К ИСТОРИИ ВО-ДАО:
Вдобавок французская колониальная администрация строжайшим образом запретила вьетнамцам обладать каким-либо оружием, тем более - учиться владеть им.
И не удивительно, что в годы колониального режима искусство кулачного боя (во-туат) из вспомогательного превратилось в основной вид боевого искусства, став символом освободительной борьбы.
Техника работы с «настоящим» оружием сохранялась только в семьях бывших наставников военного дела ("во ше"), тайно передаваясь там от отцов к сыновьям. В период колониализма сохранение и поддержание традиций "во-дао» стало исключительной прерогативой нескольких десятков семейных и монастырских школ. Каждая из них была немногочисленной, зато ученики подбирались очень тщательно. Понятно, что школы работали в условиях строгой конспирации, а поступавшие в них маскировались под наемных работников, слуг, буддийских монахов и т. д.
Тогда же укоренился обычай давать при поступлении в школу клятву на верность ей и лично ее руководителю. Немаловажно, что клялись своей жизнью! Присяга - «кет нгиа», сохраняется до сих пор в наиболее ортодоксальных традиционных школах.
Постепенно социально-экономическая и политическая ситуация во Вьетнаме изменилась. Национальная буржуазия широко сотрудничала с французами, а представители прежних аристократических кругов все чаще привлекались ими к местному управлению. Соответственно, грозные запреты мало-помалу утратили свою силу.
Используя момент, Нгуэн Лок (1912-1960) - потомственный мастер во-туат и военного дела смог организовать в 1938 году первый клуб «во-туат», открытый для всех желающих. Он назвал свою школу «вьетводао-вови-нам», что означает «наилучшее из боевых искусств вьетов". С той поры «во-туат" все чаще и чаще стали называть "вьетводао". Старый термин во-дао приобрел иное значение, чем прежде.
В течение 7 лет Нгуэн Лок постоянно разъезжает с показательными выступлениями, читает лекции, помогает организовывать занятия тем соотечественникам, которые хотели практиковать вьетнамский кулачный бой.
К 1946 году клубы вовинам появились почти во всех городах севера и центра Вьетнама.
С 1954 года Нгуэн Лок перенес свою деятельность в Южный Вьетнам, в Сайгон. Его пример оказался заразительным.
В последующие годы стиль Вовинам и другие стили "во-туат" начали с потоками эмигрантов распространяться за пределами страны.
В 1973 году мастера Буй Ван Тхинь, Нгуэн Зан Фу, Нгуэн Чунг Хоа, Фам Хоанг, Тастейр Чан Фык создали французскую федерацию Вьетводао-Вовинан, первую организацию вьетнамских боевых искусств вне Вьетнама.
В 1980 году эта федерация была преобразована в Международную. В настоящее время в нее входят организации 30 стран. Пост президента занимает Фам Хоанг (8-й данг), генерального секретаря - Нго Тхан Киет (5-й данг).
В 1987 году, другая группа мастеров, под руководством Нгуэн Зык Мока, образовала вторую такую организацию - Международную федерацию Bo-Вьетнам. В состав ее руководства вошли Фан Тайшон-Нян), Фам Хуан Тонг (школа Кван-Ки-До), Нгуэм Конг Тот (школа Вьет-Ву-Дао). Мастер Зык Мок возглавляет школу Шон-Лонг (Горного Дракона). Это наиболее известные школы во-дао. Общее их число пока не определено. Известно лишь, что оно приближается к нескольким десяткам, не менее 60.
Среди чисто вьетнамских школ можно выделить три наиболее крупных: Во-Бинь-Динь, Ким-Ке и Вовинам, а также несколько десятков мелких (“семейных” и “современных”).
Вьетнамские школы, в отличие от китайских, не разделяются на внутренние и внешние. Любая из них включает как внутреннюю работу (ной-конг), так и внешнюю (нгоай-конг).
В свою очередь, под внутренней работой понимается управление жизненной энергией организма (кхи-конг) и медитация (тхиен), причем не только пассивная, но и активная, в движении.
У каждой из этих школ имеются свои методы развития силы, ловкости, выносливости, быстроты, закалки тела.
Но.основные различия между ними не в этом, а в технических комплексах (“фап”, “кюйен”, “фан дон”, “ват”), выполняемых в одиночку или с партнером, с различными предметами и без них.
Кроме того, каждая школа использует свои собственные, сугубо оригинальные, хранящиеся в тайне от посторонних способы развития внутренней силы (ной-лык) и подавления воли противника.
Занимающиеся “во-дао” (их называют “во-сэн”) подразделяются на младших и старших учеников, инструкторов, мастеров и посвященных.
Считается, что младшие ученики должны приобрести отличную физическую кондицию; старшие ученики - в совершенстве овладеть базовой техникой: инструкторы — постичь стратегию и тактику боя.
Мастера - это те, кто умеет использовать свою внутреннюю силу для поражения энергетических центров организма противника.
Что касается немногочисленных посвященных, то ходят слухи, будто они могут справиться с любым противником, вообще не прикасаясь к нему!
Деления “во-сэн” на ранги в старину не существовало. Оно не имело особого смысла, потому что мастерство бойца проверялось в реальных боевых столкновениях. Тот; кто не был достаточно искусен, просто-напросто погибал или становился инвалидом.
Иногда говорят, что на 10 младших учеников приходится 1 старший, на 10 старших - 1 инструктор, на 10 инструкторов - 1 мастер, а на 10 мастеров - 1 посвященный. Это отражает - существующее положение вещей: из каждой тысячи человек, начавших заниматься традиционным во-дао, до уровня мастера доходят всего несколько энтузиастов.
Все эти школы условно подразделяются на 2 основные группы: вьетнамские и китайско-вьетнамские.
2-е получили наибольшее распространение среди хуацяо - этнических китайцев. Нашествие хуацяо берет начало в шестидесятых годах XIX века. Тогда десятки тысяч китайцев, участников грандиозного восстания тайпинов, бежали в соседние страны, в том числе во Вьетнам.
Позже немало китайцев осело в здешних местах в качестве наемных рабочих - “кули”.
Следующая большая волна эмиграции связана с агрессией Японии против Китая в 1937-38 гг. и еще одна - с победой коммунистов в 1949 году, приведшей к массовым репрессиям против “представителей буржуазных слоев населения”.
Колыбелью истинно вьетнамского стиля кулачного боя стала в X-XIII веках центральная провинция Бинь Динь (ныне провинция Нгиа-бинь). Такое же название получил и этот стиль “во-туат” (Во-Бинь-Динь).
Его техника и тактика сформировались с учетом психологических и физических особенностей вьетнамцев (храбрость, стойкость, неукротимость, упрямство, ловкость, подвижность при небольшом росте и весе), вынужденных противостоять более, рослым и сильным китайцам.
Техника борцовская в схватке:
В отличие от ударной - это приемы захватов противника за верхние или нижние конечности, за корпус и шею.
После захвата проводятся болевые приемы на суставы (рычаги), либо броски, подножки, либо удушения. Разумеется, все эти действия можно комбинировать между собой, а также дополнять ударами.
Однако борцовская техника школы Вовинам не оригинальна. Нгуэн Лок заимствовал ее из дзюдо и джиу-джитсу.
К руководствам по этим видам единоборств (а также по самбо) следует обратиться для изучения техники, подготовительных и дополняющих упражнений.
Исключение составляют действия ногами во всех уровнях (от голеностопных суставов до шеи), которые называются “ножницы”.
Их считают своего рода “визитной карточкой” школы Вовинам. Всего в классическое наследие входит 21 вариант ножниц. Это очень напоминает – ножницы БОЕВОГО САМБО И СИСТЕМЫ.
Vo Bihn Dihn
Это стиль, который пришел из провинции Bihn Dihn (сейчас Ngia Bihn). Он основан на предположении, что противник не вьетнамец, а значит намного выше и тяжелее. Поэтому боец Vo Bihn Dihn постоянно двигается, изменяет место нахождения, направление движения и использует контрудары, чтобы атаковать руку или ногу противника.
Vo Binh Dinh.
http://ru.youtube.com/watch?v=P-hZeLw82 ... re=related
Vo Binh Dinh - Viet Nam (P.1)
http://ru.youtube.com/watch?v=N9b6-zqf0 ... re=related
Vo Binh Dinh - Viet Nam (P.2)
http://ru.youtube.com/watch?v=QKOJw0w-f_c
Vo Binh Dinh - Viet Nam (P.3)
http://ru.youtube.com/watch?v=xNJxqLYhe ... re=related
Master Nguyen Van Viet
http://ru.youtube.com/watch?v=yjQ76Sv-a ... re=related
Binh Dinh Quyen
http://ru.youtube.com/watch?v=q8Q80Q_Lv ... re=related
Binh Dinh Sa Long Cuong - Grand master Truong Thanh Dang
http://ru.youtube.com/watch?v=uRCNZUGhNYM
Master Nguyen Van Canh - Vò Binh-Dinh
http://ru.youtube.com/watch?v=r0QenDno-Yk
Master Nguyen Van Canh - Vò Binh-Dinh
http://ru.youtube.com/watch?v=BLczS-nDd7g
Master Nguyen Van Canh - Vò Binh-Dinh
http://ru.youtube.com/watch?v=vupq_YxGMWk
Bach Long Binh Dinh
http://ru.youtube.com/watch?v=nFRnQV0zY5o
Bach Long Binh Dinh
http://ru.youtube.com/watch?v=01A05BEFEa8
Bach Long Binh Dinh
http://ru.youtube.com/watch?v=TCmrZHYEJ ... re=related
Vo Quyen Thuat - Nak muay - South Asian Boxing
http://ru.youtube.com/watch?v=DhcJdlmww ... re=related Vo Quyen Demo 2
http://ru.youtube.com/watch?v=yjQ76Sv-a ... re=related
Binh Dinh Quyen
http://ru.youtube.com/watch?v=q8Q80Q_Lv ... re=related
Binh Dinh Sa Long Cuong - Grand master Truong Thanh Dang
http://ru.youtube.com/watch?v=VXXiYJgkg ... re=related
Binh Dinh Performance – Better
http://ru.youtube.com/watch?v=-IoJ5mJoQ ... re=related
TU LINH DAO - Vietnam kung fu by youth master (Binh Dinh)
http://ru.youtube.com/watch?v=WBVoxvkyo ... re=related
Vietnam Kung Fu - Binh Dinh style
http://ru.youtube.com/watch?v=_txf_3Qq7 ... re=related
Thieu lam & Binh Dinh style (Vietnamese Shaolin) in Saigon
http://ru.youtube.com/watch?v=MPDfJzJBr ... re=related
Vietnamese kung fu - Shaolin boxing
http://ru.youtube.com/watch?v=NdFQ_yDr4 ... re=related
HYUNH LONG DOC KIEM - Vo Co Truyen Vietnam - kung fu
http://ru.youtube.com/watch?v=7IMBOu1AE ... re=related
Vo Thuat Y Quyen
http://ru.youtube.com/watch?v=cDy2FJK5F ... re=related
VO THUAT CO TRUYEN- highlight Binh Dinh style
http://ru.youtube.com/watch?v=Ny_GWmtIr ... re=related
Vo-Quyen Demo
http://ru.youtube.com/watch?v=cg_eWNAGs ... re=related
Võ-Thuât - Bai-Quyên : Thangh Long Quyên
http://ru.youtube.com/watch?v=TCmrZHYEJ ... re=related
Vo Quyen Thuat - Nak muay - South Asian Boxing
http://ru.youtube.com/watch?v=Tn26_0YsQ ... re=related
Martial arts Festival -Shaolin (thieu lam)& Binh Dinh style
http://ru.youtube.com/watch?v=_txf_3Qq7 ... re=related
Thieu lam & Binh Dinh style (Vietnamese Shaolin) in Saigon
http://ru.youtube.com/watch?v=DqQlfuIPt ... re=related
Vo Co Truyen Vietnam
http://ru.youtube.com/watch?v=jh5JUkUSO ... re=related
Démonstration Vo Co Truyen Coetquidan
http://ru.youtube.com/watch?v=7c0TuReTn ... re=related Vo Thieu Lam
http://ru.youtube.com/watch?v=WafVnfR2H ... re=related
Vo Thuat Bai-Quyên : La Han Hong Quyên
http://ru.youtube.com/watch?v=0BNaeMHox ... re=related
NHAP MON QUYEN - http://vovinam.vn
http://ru.youtube.com/watch?v=HxZOdeQLU ... re=related
CHIEN LUOC SO 1 DEN 5 - http://vovinam.vn
http://ru.youtube.com/watch?v=LrnlkFU9C ... re=related
CHIEN LUOC SO 6 DEN 10 - http://vovinam.vn
http://ru.youtube.com/watch?v=L_5QWEW2M ... re=related
cambodian staff technique (*)
В результате многие стили китайского ушу получили признание также и среди вьетнамцев. Наиболее известными являются Вин-Чунг (Вечная весна), Лям-Шон (Лазурная гора), Тханг-Лонг (Богомол), Ба-Хак (Белый журавль), Хоанг-Лонг (Огненный дракон), Хонг-За-Куэн (Хун-цзя, или, на европейский лад, Хун-Гар).
Однако за десятки лет все они подверглись существенным изменениям под влиянием местных условий - поэтому их именно и называют теперь китайско-вьетнамскими.
Достаточно длительное общение с вьетнамскими инструкторами и мастерами убеждает, что в своем большинстве они люди крепкие, быстрые, уверенные в себе, веселые, жизнерадостные, доброжелательные. У них ясные глаза, гладкая кожа и волосы без седин, что свидетельствует о прекрасном здоровье.
Все они выглядят гораздо моложе своих лет. Пример этих людей показывает, к каким результатам может прийти обыкновенный человек, если практика искусства боя станет - образом жизни.
Заветы старых мастеров, указывающие верный путь, формулировались в своеобразных стихотворениях, одно из которых хочется привести полностью:
Тайны кулачного боя глубоки и сокровенны. Как понять, что надо делать в яростной схватке? Как постичь наилучшие способы зашиты и нападения? Надо познать суть 5 первостихий и 2 начал, Закалить свое тело и укрепить дух. Надо научиться высоко прыгать, ловко падать и приседать. Надо выучить все удары, приемы защиты и способы перемещения. Для неуклонного движения вперед нужен упорный труд. Лишь годами ежедневных упражнений изучишь все тонкости И отточишь свое искусство до совершенств. Даже в часы веселья, возле цимбал и чаш с вином, не забудь Те 2 иероглифа: “Упорный труд!” В бою недопустима ошибка ни в одном приеме; Удары рукой подобны вонзающейся стреле, Удары ногой подобны протыкаюшему насквозь копью. Дистанция определяется ростом, длиной рук и ног. Стремись обмануть противника. Но главное - будь отважным, Сражайся и побеждай, как герой. Никогда не ставь себя выше других. Будь скромным, вежливым, благопристойным, Как подобает благородному и образованному человеку. Меч воинского искусства ты сам берешь в руки, Поэтому обязан не посрамить его славы. Совершенствуй себя и защищай Отечество — Вот достойное дело на всю жизнь!
Такой образ жизни называется “конг-фу” (вьтнамское произношение китайских иероглифов “гун-фу”), то есть самосовершенстование.
Нгуэн Лок говорил, что конг-фу есть каждодневное выполнение своей работы с постоянным стремлением сделать ее как можно лучше. Только такое отношение может привести к подлинному мастерству.
Конг-фу — это та капля воды, которая долбит камень...
Отсюда проистекает широкое употребление в качестве оружия предметов труда и быта: длинного шеста (бат), короткого цепа для молотьбы риса (лонг зян), дубинки (бонг), рукоятки от жернова (мок кань), двух широких коротких ножей для разделки туш животных (сонг дао), а также двух коротких палочек (тюй), заменяющих кастеты европейцев, вил (нья), топора (риу), лопаты (бут чи), грабель (буа као), металлической цепи, серпа...
В стиле Во-Бинь-Динь всего три основные стойки. Считается, что хороший боец должен быстро менять свои позиции, уклоняться, маневрировать. Тогда более массивный противник не сможет в него попасть и будет допускать промах за промахом.
Его самого легче всего поразить тогда, когда он промахнулся, то есть тактика “во-бинь-динь” зиждется на контратаках. Движения, в основном, прямолинейные, финты не используются, удары ногами выше пояса и прыжки отсутствуют.
Главное оружие тела - кулаки, локти, колени, стопы, голова. Удары мощные. Уходя или уклоняясь, стремятся бить по суставам рук и ног противника, в атаках и контратаках целят ему в пах, солнечное сплетение, ребра и голову. Освоение стиля “во-бинь-динь” традиционно осуществляется в 4 этапа.
На 1-м из них изучают базовую технику.
На 2-м - комплексы формальных упражнений (кюйены).
Содержание 3-го этапа составляет работа на тренажерах и манекенах (подвесные мешки с песком или рисом, вкопанные в землю столбы и деревянные фигуры, расположенные треугольником).
4-й этап - это тренировочные поединки с одним и несколькими партнерами, в том числе и с вооруженными.
Полный курс обучения при ежедневных занятиях требует 8 лет (по 2 года на каждый этап), а сокращенный – 4-х (1 год - 1 этап).
Впрочем, бывало и так в старину, что в условиях военного времени этот курс сокращали до 4-х месяцев и даже до 4-х недель!
О качестве обучения при этом говорить уже не приходилось. Большое внимание на всех этапах уделяется общефизической подготовке, особенно развитию силы и закалке тела.
Тело надо закалить настолько, чтобы боец мог ударом кулака разбить булыжник, ударом босой ступни сломать дерево, выдержать, не моргнув глазом, сильный удар палкой по обнаженному телу.
А силы должно хватать на то, чтобы легко выполнять формальные упражнения с алебардой весом в 30 цзи-ней (китайских фунтов), то есть 18 килограммов!
У настоящего мастера она летает в руках, словно перышко, ибо “в бою сила - это половина победы”, как гласит вьетнамская поговорка. Одним словом, “во-бинь-динь” технически относительно несложный, зато очень мощный стиль, предназначенный для жестокого боя насмерть.
Наиболее известный на Западе и самый популярный во Вьетнаме стиль Вовинам создан на основе “семейных” школ провинции Шонтэ” (ныне это пригородный район Ханоя), откуда был родом Нгуэн Лок. ЕГ( теоретической основой послужил классический трактат XVI века “Ли” Нам Во Кин”.
В этом синтетическом стиле используются все основные позициИ и способы передвижения “во-туат”, самые разнообразные технически и тактические приемы.
В ближнем бою предпочтение отдается удара” локтями, коленями и головой, широко применяются болевые приемы, подножки, подсечки и броски.
На средней дистанции главную роль играют удары кулаками и ладонями, на дальней - удары стопами ног.
В схватке с несколькими противниками рекомендуется действовать с оружием в руках, превращая в таковое любой предмет. Важное значение придается общефизической подготовке, особенно прыжковой акробатике и укреплению ног.
Многочисленные школы “во-дао” доказали свою высочайшую эффективность в условиях современной войны, чего нельзя сказать ни об одном другом виде восточных боевых искусств. Война во Вьетнаме шла с 1942 до 1979 года.
Современная техника – взяло много японских систем, а также из арсенала подготовки советских воен-спецов, чья техника была основана на СИСТЕМЕ –русского военного искусства прикладного специального рукопашного боя.
Вьетнамцам пришлось сражаться с японцами, французами, китайцами, кхмерами, а потом вместе с русскими (советскими) воен-спецами с американцами и их союзниками.
В рукопашных схватках низкорослые, щуплые вьетнамцы били - американскую морскую пехоту, и добровольцев из южнокорейских дивизий (поголовно владеющих тхэквондо), и китайских десантников, натасканных специалистами дуаньда! Во всех боях “во-дао” было на высоте.
http://ru.youtube.com/watch?v=oTMV9K5Ad0U
Thien Mon Dao - quintessence of Vietnamese martial arts no.2
http://ru.youtube.com/watch?v=0ldw21rYM9Q
Vietnamese traditional martial arts – Deti
http://ru.youtube.com/watch?v=CFZMtHGfp ... re=related
Vietnamese traditional martial arts - NNSword1
http://ru.youtube.com/watch?v=-Yz2C89tGXU
Vietnamese traditional martial arts
http://ru.youtube.com/watch?v=sQoFp8AQx ... re=related
Видео - фестиваль "9 драконов Вьетнама", Хошимин, октябрь 2006. Выступление школы Хонг За Куен (хунгар):
http://www.youtube.com/watch?v=nRq193NvpLE Глава школы мастер Лам Тхань Кхань в белой майке с усами.
http://www.youtube.com/watch?v=dTZdqJzDgsc http://www.biblio.nhat-nam.ru/video/Binh1.mpg
_________________ Кровь помнит, Род честь обязывает, благородно
имя нить: судеб путь указует, семя корни ветви вершин связь память сути! Русь, крепи веру православную! За Веру, соборность, честь и Отечество! Слава, Богу, что мы казаки! Мы – русские с нами Бог и Русь Святая!
|